Вопрос 13. Особенности этапа психокоррекционного воздействия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13. Особенности этапа психокоррекционного воздействия.



После того как консультант определился с основной гипотезой можно переходить к этапу психокоррекционного воздействия. Оказываемое воздействие не должно и не может носить форму просто совета или рекомендации. Психокоррекционное воздействие — это прежде всего попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению, и только как следствие этого изменения происходит облегчение жизненной ситуации, решение возникших проблем.

В разных школы психотерапии подчеркивается значение различных факторов при оказании психокоррекционного воздействия; ведущая роль в этом придается и катарсису, и изменению личностных структур, и приобретению смысла и т.д.

Самый простой способ оказания воздействия на этом этапе - акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности. Этот способ эффективен тогда, когда беседа хорошо организована и логично выстроена консультантом и в ней полностью использованы возможности анализа конкретных ситуаций. Консультант применяет комментарии типа: " В начале нашей беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступали инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чем-то, а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?»

Если клиент настроен по-новому осмыслять свою жизнь, то даже такого незначительного толчка может быть достаточно для того, чтобы клиент по-другому увидел происходящее. Здесь гипотеза консультанта о реальной расстановке сил в семье превращается в предлагаемую клиенту интерпретацию.

Интерпретация является основным содержанием психокоррекционного воздействия, в той или иной форме дающей клиенту возможность по-иному увидеть и понять свое собственное поведение и поведение окружающих.

Интерпретация — одна из базовых техник психотерапии. В различных школах и направлениях психотерапии интерпретируется определенный материал, продуцируемый пациентом; сны и ассоциации — в психоанализе, жесты и движения — в телесно-ориентированной терапии, семейное древо (схема родственных связей) — в системной семейной терапии и т.д. В каждом из теоретических подходов способы интерпретации и видения причинно-следственных связей также различны. Интерпретация это — прыжок в глубину, способ перевода диалога с одного уровня на другой.

Главными признаками интерпретации являются: 1) иной взгляд на поведение человека, опирающийся на ранее скрытые или малоосознаваемые для него эмоции и стремления и 2) связывание различных проявлений поведения и переживаний.

Применяя интерпретацию следует учитывать готовность клиента к ее принятию, а также адекватность данного момента беседы для формулирования интерпретации. Для того чтобы интерпретация была принята, она должна непосредственно вытекать из того, что подробно обсуждалось за время беседы. Если клиент принимает новое видение ситуации, то это первый шаг. Необходима дальнейшая работа специалиста, чтобы изменения приобрели устойчивые очертания.

Выгодность симптома. Задача консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем. Чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом. Любое неадекватное невротическое поведение на каком-то уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом оно удовлетворяет те неосознаваемые потребности, которые по каким-либо причинам невозможно удовлетворить по-другому.

Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка между событием которое происходит, чувствами или переживаниями клиента и теми неадекватными средствами, которые выбираются клиентом и вызывают негативную реакцию партнера.

Далее совместно с клиентом необходимо выработать позитивные варианты поведения в подобных ситуациях. Консультант не должен предлагать конкретные советы и рекомендации. Только сам человек может понять и оценить, что действительно будет работать. Роль психолога при решении этой задачи состоит, прежде всего в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, критически оценивая их, выбрать наиболее подходящий вариант. Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации.

Если для тщательной проработки позитивных вариантов поведения не хватает времени на приеме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней, то в этом случае не стоит настаивать на немедленной проработке позитивных поведенческих паттернов. Данная тема может быть предложена как материал для следующей встречи, о желательности которой в этом случае стоит специально сказать.

Если клиенту необходимость собственных изменений представляется неочевидной, а реакции и поступки другого воспринимаются как странные и необъяснимые, то психолог может занять еще более активную позицию.

Конфронтация. Этот прием подводит человека к тому, чтобы он смог увидеть те стороны жизненной ситуации или своей личности, которые до сих пор им не осознавались; обращает его внимание на противоречия, которые необходимо разрешить для выхода из трудной жизненной ситуации.

Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Вот некоторые задачи, для решения которых уместна конфронтация:

– помочь человеку увидеть, как он сам принимает участие в том, чтобы стать «жертвой»;
– показать ложность каких-то представлений или мыслей, которые человек до этого момента считал истинными;
– определить инфантильные стороны поведения человека и отношений, в которые он вступает;
– выявить стереотипы поведения клиента, которые мешают наладить отношения с людьми или добиться успеха;

– выразить предположение, что те или иные модели поведения устарели и не способны принести успех.

Конфронтация применяется только тогда, когда между консультантом и психологом установились доверие и принятие.

Чувства консультанта и самораскрытие

Консультирование всегда требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс. Эмоциональное участие должно быть уместным и служить интересам клиента, а не самого консультанта.

Прежде всего, консультант может выражать свои непосредственные реакции по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь». А также это может быть рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента.

Методы воздействия (по Абрамовой)

Интерпретация – некое новое видение ситуации. Это «прыжок в глубину», способ перевода диалога с одного уровня на другой. Благодаря ей у клиента появляется альтернативное видение ситуации. Директива (указание) говорит клиенту, какое действие предпринять. Это может быть просто пожелание или хитроумная техника из какой-нибудь теории. Важно чтобы директива ясно показывала клиенту, каких действий ожидает от него консультант. Информация дает пожелания, общие идеи, домашнее задание, совет о том, как действовать, думать, вести себя. Может дать клиенту новые сведения. Самораскрытие происходит тогда, когда консультант делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет чувства клиента. Этот метод тесно связан с приемом обратной связи, построен на «Я-сообщениях» психолога. Способствует установлению контакта, возникновению чувства разделенного взаимопонимания и доверия. Обратная связь дает возможность клиенту понять, как его воспринимает консультант, а также окружающие («Вы представляетесь мне человеком...»; «Сейчас, когда вы строите новые планы, я вижу, как вы изменились со времени нашей первой встречи...»). Таким образом, обратная связь дает конкретные данные, которые помогают клиенту осознать, как другие воспринимают его поведение и стиль мышления. Поощрение - повторение ключевых фраз клиента. Проработка значимых и специфических слов, которые использует клиент и их смысла. Пересказ - повторение сути текста и слов клиента с использованием его слов. Активизирует общение и показывает уровень понимания. Отражение чувств - выделение эмоциональной стороны ситуации или диалога в форме «что вы почувствовали когда..?». открывает чувства клиента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.007 с.)