Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 34. Использование психоаналитических теорий развития в психологическом консультировании (Малер, Кляйн, Винникотт)⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Теория М.Кляйн. Базируется на представлении о врожденном инстинкте смерти, врожденном Эго. Проводит параллель между младенцем и психотиком. 2 стадии раннего развития: Параноидно-шизоидная (0-3 мес.) Основная черта – персекуторная тревога (преследования). Связана с травмой рождения. Эго младенца проецирует разрушительные импульсы и приписывает их объекту. Это позволяет связать тревогу. Напр., боль в животе интерпретируется как вторжение объекта. Страх перед вторгающимся объектом, перед распадом на части, поглощения (характерные психотические страхи). Задача П-Ш позиции – обеспечить единство Эго. Функция Эго – осознавание собственных телесных состояний. Интроецированный хороший объект – центральная точка Эго. Объект становится носителем частей самости ребенка – плохой и хорошей. Бегство к хорошему внутреннему объекту от плохого внешнего. Депрессивная позиция. 4 – 12 мес. На смену частичному приходит целостный объект. Амбивалентные чувства, чувство вины за то, что я ненавижу то, что люблю. Страх потери объекта вследствие фантазий и действий ребенка. Защиты: возвращение к параноидным позициям; отрицание значимости объекта для минимизации чувства вины. Ребенок на этом этапе впервые испытывает чувство вины. Чувство ответственности за утрату и ощущение, что утрачено не все. Представления М.Кляйн о ранних стадиях развития постепенно дополнялись другими психоаналитиками британских школ. Экспериментальные исследования и многочисленные клинические наблюдения позволили выделить и описать характерные модели (паттерны) поведения матери и младенца, на основе которых складывается в дальнейшем стиль общения и поведения взрослой личности. Особенно значительный вклад в проблему раннего генезиса объектных отношений внес Д.В.Винникотт, врач-педиатр, ставший крупнейшим авторитетом в области психоаналитического понимания младенчества. Вместо оценки влияния "хорошего" и "плохого" грудного вскармливания он использует понятие " холдинг " — материнская забота и поддержка. Именно забота и преданность матери, чутко реагирующей на все нужды ребенка, хорошо понимающей его желания и страхи, является, по Винникотту, ведущим фактором развития отношений. В отношениях холдинга складывается первое ощущение собственного Я: поддержка материнского Я облегчает организацию Я ребенка. С точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Это то, что называют первичной идентификацией.
Обеспечивая первичную поддержку, мать заботится, чтобы мир "не обрушился" на ребенка слишком рано или слишком сильно. Неуверенные в себе, тревожные или депрессивные матери не способны обеспечить такую поддержку, и ребенок может пронести свое раннее ощущение "шаткости" окружающего мира и отношений с близкими через всю дальнейшую жизнь. Холдинг или первичная поддержка матери — важный фактор психического развития и становления отношений в раннем детстве. В своих работах Винникотт описывает так называемую достаточно хорошую мать — спокойную, заботливую, разумную и любящую, обеспечивающую, наряду с безопасностью и комфортом, возможность объектного удовлетворения. Позднее для лечения детского аутизма на основе данных представлений была разработана холдинг-терапия — своеобразная имитация ранней фазы отношений младенца с матерью. Процедура такова: мать нежно, но крепко прижимает раздетого ребенка к своей обнаженной груди и, не выпуская из объятий, говорит ему о своей любви, напевает ласковые песенки, укачивает и т.п. При этом важно сохранять постоянный контакт глаз. Ребенок поначалу яростно сопротивляется и стремится вырваться, но постепенно устает и затихает у матери на руках. Эта своеобразная регрессия к началу младенчества приносит хорошие результаты в работе с детьми в возрасте 5-10 лет. Достаточно хорошая мать в процессе ухода за младенцем и общения с ним создает потенциальное пространство для развития его объектных отношений. Она знакомит малыша с новыми объектами (пищей, игрушками, живыми существами), сообразуясь с его желаниями и возможностями. В этом пространстве осуществляется взаимодействие внешнего и внутреннего, реализуется способность к символической игре, творческому восприятию действительности. 'Для объяснения того, как у ребенка формируется способность к самостоятельному, отделенному и отдельному от матери существованию, Д.В.Винникотт вводит понятие переходного объекта. Так называется любая вещь, которую младенец ценит и любит, поскольку с ее помощью справляется ситуациями, когда мать уходит и оставляет его в одиночестве. Он сосет пеленку или собственный палец, прижимает к себе край одеяла и т.п. Такие объекты не только помогают младенцу комфортно переносить отсутствие матери, но и служат опорой развития его представлений о внешней реальности. На взрослой стадии развития объектных отношений характеристики переходных объектов часто определяют индивидуальный выбор и предпочтения личности. Их символические характеристики могут воспроизводиться в широком контексте социально значимых ситуаций.
Иногда из-за различных нарушений раннего детско-родительского взаимодействия переходный объект становится абсолютно необходимым, приобретая статус фетиша. Филлис Гринейкр пишет, что при этом объекты утрачивают свои здоровые (способствующие развитию) качества и становятся "клочками" Самости или образа тела ребенка. Во взрослом возрасте поиск объекта-фетиша и взаимодействие с ним приобретают навязчивый (компульсивный) характер и часто включаются в структуру психической патологии. Маргарет Малер сосредоточила свое внимание на том, как младенец постепенно освобождается от материнской опеки. Процесс сепарации/индивидуации, в результате которого ребенок становится автономным и независимым, она назвала "психическим рождением человека". Разделение Малер рассматривала не как установление пространственной дистанции (самостоятельная ходьба и т.п.), а как развитие способности быть (играть, радоваться, удовлетворять потребности) независимо от матери. Индивидуация же — это восприятие собственной уникальности и попытка ребенка выстроить свою идентичность не как отдельного (отделенного) от матери, а как непохожего, отличного от нее. Стадии развития по Малер: 1. Фаза нормального аутизма (1-ый мес. жизни). Либидо сосредоточено на себе. Задача – построение гомеостаза (сон, бодрствование, выделения) Нарушения здесь ведут к психозам. 2. Симбиоз. Задача – установление базового доверия к миру. Единая граница между ребенком и матерью. Переход от первичного к вторичному нарциссизму – принимает свое тело как объект любви матери. Травма здесь – симбиотический психоз (МДП). 3. Малер выделила четыре стадии процесса разделения/индивидуации. Начальная фаза — дифференциация — наступает в возрасте 4-5 месяцев и связана с первыми попытками младенца изучать окружающий мир, опираясь на одобрение и поддержку матери. Различает где мать, где не мать. Появляется переходный объект. Начинает исследовать окружающий мир вместе с матерью, и поощряющая улыбка или запрещающий возглас матери влияют на это поведение. В первом случае младенец продолжит знакомство с объектом, во втором — расплачется и вернется к маме. Нарушения на этой стадии – риск пограничных расстройств (если мать механически выполняет действия по уходу за млад. – преждевременный выход из симбиоза; депрессивная мать – задержка в симбиозе). Вторая стадия — фаза практики, она связана с прямохождением. "Ребенок обретает способность уходить от матери и возвращаться к ней, исследует все более расширяющийся мир и знакомится с переживанием физической разлуки и ее психологическими последствиями". Третья стадия — воссоединение (rapprochement) 6-24 мес. — характеризуется выраженной амбивалентностью ребенка. Он уходит и возвращается, капризничает, присутствие матери далеко не всегда снимает напряжение и тревогу. Малер полагала, что первые самостоятельные действия и поступки ребенка приводят к осознанию своей беспомощности, а уверенная и компетентная мать вызывает двойственное чувство восхищения и зависти. На этой стадии формируется первичная способность разрешать противоречия между отстраненностью, потребностью в уединении, и желанием близости. Дети, которые "плохо справились" на стадии воссоединения, вырастая, могут испытывать тревогу в ситуациях, связанных с регулированием дистанции между собой и другими людьми. Четвертая стадия — стадия формирования постоянства объекта. Она связана со способностью и умением ребенка самостоятельно регулировать эмоциональные переживания, возникающие в связи с отсутствием любимого объекта. Малер говорит о постоянстве "внутреннего объекта" (воспоминания или образа) который может быть лучше реального и служить утешением и поддержкой. Представление об объекте амбивалентно, он несет в себе и хорошие и плохие черты. Установление тестирование реальности. Толерантность к фрустрации и тревоге. Личность, страдающая от неумения переживать неприятные черты или поведение близких и любимых людей, являет собой пример проблем этой стадии.
Нельзя не упомянуть теорию У.Р.Биона, который описал проективный характер отношений ребенка с матерью. По его мнению, в общении с младенцем мать выполняет функции своеобразного "контейнера" — она вбирает непонятные и вызывающие тревогу переживания и чувства ребенка (Бета-элементы), делает их осмысленными и безопасными (вербализует) и возвращает по назначению в символическом виде (альфа-элементы). Такое контейнирование широко используется в терапевтическом анализе: подобно матери, психотерапевт разумно и спокойно интерпретирует направленные на него и во внешний мир проекции клиента, избавляя последнего от безотчетного страха и бессознательной вины. Психоаналитические исследования ранних форм объектных отношений не только обогатили детскую психологию, но и внесли существенный вклад в развитие аналитических техник. Идея М. Кляйн относительно того, что в анализе воспроизводятся и повторяются отношения матери и младенца, оказалась очень плодотворной. С этой точки зрения получили объяснение многие аспекты переноса и контр-переноса, феномен негативной терапевтический реакции, различные формы регрессии и т.д. В практике структурирование терапевтических отношений по типу ранних отношений с матерью встречается достаточно часто. Как правило, молодые люди (в возрасте до 25 лет) чувствуют себя в них совершенно естественно, а клиенты постарше демонстрируют амбивалентное отношение: они смущаются и тревожатся при проявлении и осознании собственных инфантильных реакций, и в то же время агрессивно реагируют или уходят в себя в тех случаях, когда поведение аналитика расходится с "материнской" моделью. Соответствующие интерпретации существенно облегчают установление терапевтического альянса.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.007 с.) |