Вопрос 34. Использование психоаналитических теорий развития в психологическом консультировании (Малер, Кляйн, Винникотт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 34. Использование психоаналитических теорий развития в психологическом консультировании (Малер, Кляйн, Винникотт)



Теория М.Кляйн. Базируется на представлении о врожденном инстинкте смерти, врожденном Эго. Проводит параллель между младенцем и психотиком. 2 стадии раннего развития:

Параноидно-шизоидная (0-3 мес.) Основная черта – персекуторная тревога (преследования). Связана с травмой рождения. Эго младенца проецирует разрушительные импульсы и приписывает их объекту. Это позволяет связать тревогу. Напр., боль в животе интерпретируется как вторжение объекта. Страх перед вторгающимся объектом, перед распадом на части, поглощения (характерные психотические страхи). Задача П-Ш позиции – обеспечить единство Эго. Функция Эго – осознавание собственных телесных состояний. Интроецированный хороший объект – центральная точка Эго. Объект становится носителем частей самости ребенка – плохой и хорошей. Бегство к хорошему внутреннему объекту от плохого внешнего.

Депрессивная позиция. 4 – 12 мес. На смену частичному приходит целостный объект. Амбивалентные чувства, чувство вины за то, что я ненавижу то, что люблю. Страх потери объекта вследствие фантазий и действий ребенка. Защиты: возвращение к параноидным позициям; отрицание значимости объекта для минимизации чувства вины. Ребенок на этом этапе впервые испытывает чувство вины. Чувство ответственности за утрату и ощущение, что утрачено не все.

Представления М.Кляйн о ранних стадиях развития постепенно дополнялись другими психоаналитиками британских школ. Экспериментальные исследования и многочисленные клинические наблюдения позволили выделить и описать характерные модели (паттерны) поведения матери и младенца, на основе которых складывается в дальнейшем стиль общения и поведения взрослой личности.

Особенно значительный вклад в проблему раннего генезиса объектных отношений внес Д.В.Винникотт, врач-педиатр, ставший крупнейшим авторитетом в области психоаналитического понимания младенчества. Вместо оценки влияния "хорошего" и "плохого" грудного вскармливания он использует понятие " холдинг " материнская забота и поддержка. Именно забота и преданность матери, чутко реагирующей на все нужды ребенка, хорошо понимающей его желания и страхи, является, по Винникотту, ведущим фактором развития отношений. В отношениях холдинга складывается первое ощущение собственного Я: поддержка материнского Я облегчает организацию Я ребенка. С точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Это то, что называют первичной идентификацией.

Обеспечивая первичную поддержку, мать заботится, чтобы мир "не обрушился" на ребенка слишком рано или слишком сильно. Неуверенные в себе, тревожные или депрессивные матери не способны обеспечить такую поддержку, и ребенок может пронести свое раннее ощущение "шаткости" окружающего мира и отношений с близкими через всю дальнейшую жизнь.

Холдинг или первичная поддержка матери — важный фактор психического развития и становления отношений в раннем детстве. В своих работах Винникотт описывает так называемую достаточно хорошую мать — спокойную, заботливую, разумную и любящую, обеспечивающую, наряду с безопасностью и комфортом, возможность объектного удовлетворения.

Позднее для лечения детского аутизма на основе данных представлений была разработана холдинг-терапия — своеобразная имитация ранней фазы отношений младенца с матерью. Процедура такова: мать нежно, но крепко прижимает раздетого ребенка к своей обнаженной груди и, не выпуская из объятий, говорит ему о своей любви, напевает ласковые песенки, укачивает и т.п. При этом важно сохранять постоянный контакт глаз. Ребенок поначалу яростно сопротивляется и стремится вырваться, но постепенно устает и затихает у матери на руках. Эта своеобразная регрессия к началу младенчества приносит хорошие результаты в работе с детьми в возрасте 5-10 лет.

Достаточно хорошая мать в процессе ухода за младенцем и общения с ним создает потенциальное пространство для развития его объектных отношений. Она знакомит малыша с новыми объектами (пищей, игрушками, живыми существами), сообразуясь с его желаниями и возможностями. В этом пространстве осуществляется взаимодействие внешнего и внутреннего, реализуется способность к символической игре, творческому восприятию действительности.

'Для объяснения того, как у ребенка формируется способность к самостоятельному, отделенному и отдельному от матери существованию, Д.В.Винникотт вводит понятие переходного объекта. Так называется любая вещь, которую младенец ценит и любит, поскольку с ее помощью справляется ситуациями, когда мать уходит и оставляет его в одиночестве. Он сосет пеленку или собственный палец, прижимает к себе край одеяла и т.п. Такие объекты не только помогают младенцу комфортно переносить отсутствие матери, но и служат опорой развития его представлений о внешней реальности. На взрослой стадии развития объектных отношений характеристики переходных объектов часто определяют индивидуальный выбор и предпочтения личности. Их символические характеристики могут воспроизводиться в широком контексте социально значимых ситуаций.

Иногда из-за различных нарушений раннего детско-родительского взаимодействия переходный объект становится абсолютно необходимым, приобретая статус фетиша. Филлис Гринейкр пишет, что при этом объекты утрачивают свои здоровые (способствующие развитию) качества и становятся "клочками" Самости или образа тела ребенка. Во взрослом возрасте поиск объекта-фетиша и взаимодействие с ним приобретают навязчивый (компульсивный) характер и часто включаются в структуру психической патологии.

Маргарет Малер сосредоточила свое внимание на том, как младенец постепенно освобождается от материнской опеки. Процесс сепарации/индивидуации, в результате которого ребенок становится автономным и независимым, она назвала "психическим рождением человека". Разделение Малер рассматривала не как установление пространственной дистанции (самостоятельная ходьба и т.п.), а как развитие способности быть (играть, радоваться, удовлетворять потребности) независимо от матери. Индивидуация же — это восприятие собственной уникальности и попытка ребенка выстроить свою идентичность не как отдельного (отделенного) от матери, а как непохожего, отличного от нее.

Стадии развития по Малер: 1. Фаза нормального аутизма (1-ый мес. жизни). Либидо сосредоточено на себе. Задача – построение гомеостаза (сон, бодрствование, выделения) Нарушения здесь ведут к психозам. 2. Симбиоз. Задача – установление базового доверия к миру. Единая граница между ребенком и матерью. Переход от первичного к вторичному нарциссизму – принимает свое тело как объект любви матери. Травма здесь – симбиотический психоз (МДП).

3. Малер выделила четыре стадии процесса разделения/индивидуации. Начальная фазадифференциация наступает в возрасте 4-5 месяцев и связана с первыми попытками младенца изучать окружающий мир, опираясь на одобрение и поддержку матери. Различает где мать, где не мать. Появляется переходный объект. Начинает исследовать окружающий мир вместе с матерью, и поощряющая улыбка или запрещающий возглас матери влияют на это поведение. В первом случае младенец продолжит знакомство с объектом, во втором — расплачется и вернется к маме. Нарушения на этой стадии – риск пограничных расстройств (если мать механически выполняет действия по уходу за млад. – преждевременный выход из симбиоза; депрессивная мать – задержка в симбиозе). Вторая стадияфаза практики, она связана с прямохождением. "Ребенок обретает способность уходить от матери и возвращаться к ней, исследует все более расширяющийся мир и знакомится с переживанием физической разлуки и ее психологическими последствиями". Третья стадиявоссоединение (rapprochement) 6-24 мес. — характеризуется выраженной амбивалентностью ребенка. Он уходит и возвращается, капризничает, присутствие матери далеко не всегда снимает напряжение и тревогу. Малер полагала, что первые самостоятельные действия и поступки ребенка приводят к осознанию своей беспомощности, а уверенная и компетентная мать вызывает двойственное чувство восхищения и зависти. На этой стадии формируется первичная способность разрешать противоречия между отстраненностью, потребностью в уединении, и желанием близости. Дети, которые "плохо справились" на стадии воссоединения, вырастая, могут испытывать тревогу в ситуациях, связанных с регулированием дистанции между собой и другими людьми. Четвертая стадия — стадия формирования постоянства объекта. Она связана со способностью и умением ребенка самостоятельно регулировать эмоциональные переживания, возникающие в связи с отсутствием любимого объекта. Малер говорит о постоянстве "внутреннего объекта" (воспоминания или образа) который может быть лучше реального и служить утешением и поддержкой. Представление об объекте амбивалентно, он несет в себе и хорошие и плохие черты. Установление тестирование реальности. Толерантность к фрустрации и тревоге. Личность, страдающая от неумения переживать неприятные черты или поведение близких и любимых людей, являет собой пример проблем этой стадии.

Нельзя не упомянуть теорию У.Р.Биона, который описал проективный характер отношений ребенка с матерью. По его мнению, в общении с младенцем мать выполняет функции своеобразного "контейнера" — она вбирает непонятные и вызывающие тревогу переживания и чувства ребенка (Бета-элементы), делает их осмысленными и безопасными (вербализует) и возвращает по назначению в символическом виде (альфа-элементы). Такое контейнирование широко используется в терапевтическом анализе: подобно матери, психотерапевт разумно и спокойно интерпретирует направленные на него и во внешний мир проекции клиента, избавляя последнего от безотчетного страха и бессознательной вины.

Психоаналитические исследования ранних форм объектных отношений не только обогатили детскую психологию, но и внесли существенный вклад в развитие аналитических техник. Идея М. Кляйн относительно того, что в анализе воспроизводятся и повторяются отношения матери и младенца, оказалась очень плодотворной. С этой точки зрения получили объяснение многие аспекты переноса и контр-переноса, феномен негативной терапевтический реакции, различные формы регрессии и т.д.

В практике структурирование терапевтических отношений по типу ранних отношений с матерью встречается достаточно часто. Как правило, молодые люди (в возрасте до 25 лет) чувствуют себя в них совершенно естественно, а клиенты постарше демонстрируют амбивалентное отношение: они смущаются и тревожатся при проявлении и осознании собственных инфантильных реакций, и в то же время агрессивно реагируют или уходят в себя в тех случаях, когда поведение аналитика расходится с "материнской" моделью. Соответствующие интерпретации существенно облегчают установление терапевтического альянса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.007 с.)