Вопрос 23. Консультирование при переживании утраты. Задачи горя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 23. Консультирование при переживании утраты. Задачи горя.



Утрата близкого человека (будь то смерть или развод, или разрыв отношений) всегда очень болезненна и тяжела. Однако, это событие может представлять возможность для личностного роста. Консультант должен понимать природу утраты, ее роль в становлении чел-ка. Примирение с утратой – болезненный, но естественный процесс, который нельзя форсировать. Перед человеком заново встает вопрос об идентичности.

Для описания процесса скорби часто использует модель Кублер-Росс. Она предполагает чередование стадий отрицания, озлобленности, компромисса, депрессии, адаптации. Считается, что нормальная реакция скорби может продолжаться до года.

На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует попытка отрицать реальность ситуации. Консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и др.мех-змы псих.защиты, т.к. в процессе траура их роль функциональна; они позволяют выиграть время, необходимое для новой оценки себя и окр.мира. Конс-т не должен заглушать процесс скорби.

В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату стремится обвинить кого-то в случившемся. Речь идет о настоящей злости. Если она остается внутри чел-ка, то «подпитывает» депрессию. Поэтому конс-т должен не дискутировать с клиентом и не корректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу.

Затем происходит осознание утраты и смирение с ней. Фрейд в статье «Скорбь и меланхолия» назвал процесс адаптации к несчастью «работой скорби». Современные исследователи (Strocbe) характеризуют «работу скорби» как когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утраты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего место в новых обстоятельствах. Во время траура испытывают значительное изменение идентичности, напр., резко меняется самооценка осуществления супружеской роли. Поэтому важная составляющая «работы скорби» - в обучении новому взгляду на себя, поиску новой идентичности. Горюющему человеку нужны постоянные, ненавязчивые посещения и хороший слушатель, кот-ым может стать психолог. Чем больше конс-т сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоц. реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Клиенту надо предоставить возможность выражать любые чувства.

С окончанием «работы скорби» происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается. Понесшего утрату начинают занимать новые люди и события. Умершего постепенно необходимо отпустить, что не означает забыть. Он уже предстает не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир и таким образом своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Чувство идентичности успешно модифицируется.

Главное, что можно сделать для скорбящего – находиться рядом и слушать его. Предоставить клиенту возможность выражать любые чувства.

Однако, иногда норм-ый процесс скорби перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью (когда «работа скорби» неудачна или не завершена, по мнению Фрейда). Выделяется несколько типов патолог.скорби:

· Блокирование эмоций во избежание интенсификации процесса скорби;

· Трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком. В этом случае происходит отказ от любой деятельности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем;

· Растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти.

· Чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое потребностью наказывать себя. Иногда такое наказание реализуется посредством самоубийства.

Т.о. в задачи горя входит задача проживания утраты, примирения с ней, задача отреагирования всех чувств и переживаний (отгоревания), задача прощания с утерянным объектом, задача интеграции умершего или хороших воспоминаний во внутренний мир, задача модификации чувства идентичности, задача адаптации к новым условиям.

Утрата при разводе. Опираясь на модель Кuhbler-Ross, Фройланд и Хозман описывают 5 стадий процесса.

1. Ситуация отрицания.

2. Стадия озлобленности.

3. Стадия переговоров.

4. Стадия депрессии.

5. Стадия адаптации.

Основные проблемы: финансовые, уход за детьми, умение жить одному и преодолевать одиночество, ломка социальных отношений и т.д.
Вопрос 24. Консультирование враждебно настроенных и немотивированных клиентов.

Враждебные.

Враждебно настроенных клиентов в консультировании подробно описал Bird(1973).

Причины неудовлетворенности клиента могут быть различными – не нравится вид или слова консультанта, консультант слишком молод и т.д. Причины, как правило, существуют. Чтобы разобраться в подоплеке озлобленности клиента и эффективно реагировать на нее, консультант должен понимать основные черты этого состояния. Прежде всего, злость не является чем-то патологичным или необычным. Враждебность имеет свой смысл – она является средством самозащиты, кроме того, она значительно действеннее страха. Она обуславливает самозащиту, порождая агрессию.

Нельзя игнорировать злость клиента, надо сказать, что он кажется враждебно настроенным или недовольным и проанализировать причины его состояния. Следует помочь клиенту вербализовать свои переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и затрудняют процесс консультирования.

Консультанту важно знать происхождение озлобленности. Оно всегда скрыто в жизненных обстоятельствах клиента. Злость «исторична», т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни формируется индивидуальный «стиль враждебности», то из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость. Одни клиенты злятся, когда консультант говорит повелительным тоном, другие, когда точно не указывает, что делать, третьи – когда задает много личных вопросов и т.д. Т.е. одни и те же обстоятельства одних клиентов делают враждебными, других – нет. Здесь важно понять, что злость «привнесена» в консультирование и напрямую не связана с тем, что говорит и делает консультант, а в большей степени связана с переносными реакциями.

Консультант, по отношению к которому клиент не может свободно выражать свою неудовлетворенность или злость – плохой консультант.

Иногда злость скрывает тревожность. В таких случаях необходимо помочь клиенту разобраться в его подлинных чувствах и трансформировать враждебность.

Существует большая разница между злостью клиента, возникающей в консультировании, и прямыми оскорблениями в адрес консультанта. К ним нельзя оставаться толерантным. Следует сказать клиенту, что агрессивное поведение недопустимо и в случае необходимости будут приняты дисциплинарные меры.

Но обычно агрессия выражается косвенно. Один из вариантов такого поведения – порицание коллег консультанта, с которыми клиент встречался прежде. Таким образом клиент вынуждает консультанта согласиться с ним или провоцирует дискуссию. Обе линии поведения неприемлемы. В таком случае следует, не конкретизируя своей позиции, просто дать клиенту возможность поделиться своими переживаниями.

Немотивированные.

В практике консультирования иногда приходится иметь дело с клиентами, которые пришли не по своей воле, а их кто-то заставил прийти. Это могут быть алкоголики, которых жены заставили лечиться; наркоманы, которых принуждают лечиться родители; дети с асоциальным поведением; подростки, не желающие учиться; мужчины с фобиями, которых заставили прийти жены. На Западе часто на консультации психолога по решению суда направляют девиантных подростков, иногда вместе с семьями. Подобная практика начинает развиваться и в нашей стране.

Терапия с клиентами поневоле может приносить успех, хотя важнейшим условием, которое, как считается, его обеспечивает, является желание самого клиента достичь необходимых изменений в себе. Клиент, пришедший поневоле, считает, что ответственность за его изменения лежит на тех, кто его направил на терапию. Ему это не нужно и он скорее будет сопротивляться, чем сотрудничать. Нежелание быть объектом чьей-либо помощи совершенно нормально и понятно при отрицании соответствующих проблем. Если человек считает, что не нуждается в помощи, он вовсе не должен скрывать это от консультанта.

Если у клиента отсутствует мотивация, то обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают таким образом свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах. Свое нежелание поддерживать консультативный контакт клиент может выражать пропусками встреч, опозданиями, безразличием к происходящему, отказом принимать на себя ответственность за процесс консультирования.

Встретившись с немотивированным клиентом, консультант должен принять его таким, какой он есть, т.е. не заинтересованным в консультировании человеком. Нежелание сотрудничать следует трактовать как любую другую установку: надо отнестись с пониманием, но одновременно показать, что и консультант не заинтересован насильно работать на благо клиента.

Предлагается первым делом узнать у клиента, что он него хотят инициаторы его прихода, чтобы ни в коем случае не занять их позицию. Если не стремиться помогать клиенту любой ценой и особенно против его воли, возможно, начнет изменяться мотивация клиента и найдутся предпосылки для продуктивного консультационного контакта. Можно поинтересоваться, чего он сам бы хотел изменить в себе, чтобы добиться каких-то своих целей, например, быстрее выйти на свободу или не иметь больше неприятностей.

«Ну хорошо, ваша жена хочет, чтобы вы бросили пить. Вероятно, она права, вы же это понимаете. Штука эта крайне вредная, и вы постепенно можете сдвинуться или умереть от желудочных проблем. Ладно, это то, что она хочет. А если бы вы могли как-нибудь себя изменить, чего бы вам хотелось?»

Как ни странно, но, решая вопрос об изменениях, которых хотят клиенты поневоле, терапевт способствует и достижению тех целей, которые ставят перед собой те, кто направил к нему этих клиентов. Однако консультант должен спокойно и без ненужного самообвинения допускать и то, что «немотивированный» клиент останется лишь формальным клиентом или вообще прекратит посещения. (Н. Линде, стр. 100-101;Р.Кочюнас, стр. 158-164)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.007 с.)