Вопрос 16. Особенности этапа завершения беседы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. Особенности этапа завершения беседы.



Завершение беседы это этап, в ходе которого психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность даже самого успешного воздействия может быть значительно снижена. К их числу относятся следующие:

1. Подведение итогов беседы. В консультировании важно, чтобы психолог и клиент не просто пришли к некоему совместному выводу или решению, но и то, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, т.е. на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан. Забывание или непонимание этого момента является одним из основных механизмов сопротивления психологическому воздействию, когда возникшие в ходе работы идеи начинают восприниматься клиентом как непонятно откуда возникшие. Этого можно избежать, если в конце беседы консультант подведет ее итог, обобщит, о чем и зачем говорилось во время приема, выстроит основную логику сеанса. Резюме должно быть очень кратким – не более 3-4 фраз. Важно, чтобы все, что резюмирует консультант, действительно обсуждалось во время приема и именно такими словами, чтобы не спровоцировать неожиданный спор с клиентом о терминах.

Напр.: «Наш сегодняшний разговор был посвящен вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что ваши конфликты в основном связаны с тем, что ей кажется, будто вы постоянно учите ее, вы же хотите выразить свое беспокойство, помочь советом. В ходе нашего разговора мы пришли к выводу, что если бы вы смогли по-другому выразить свои чувства, рассказали бы ей о своих тревогах и переживаниях, ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за вами!».

Если у клиента есть вопросы, какие-то невысказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав после подведения итогов некую паузу.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другим специалистом.

Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием. Если нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует. Консультант может назвать клиенту свои регулярные дни и часы приема или какие-то другие необходимые координаты.

Если в ходе приемы выясняется, что есть необходимость в обращении за помощью к специалистам другого профиля, лучше, если психолог не просто посоветует клиенту, куда стоит пойти, но и назовет адрес и дни приема. Хорошо, когда психолог сотрудничает с такими специалистами, ведет общих клиентов.

Один из самых удачных вариантов завершения первой беседы – принятие решения о том, что контакты клиента с консультантом продолжатся. Чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной работы с ним, консультант должен в конце первой встречи четко сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько встреч для этого может понадобиться. В дальнейшем эта договоренность может меняться, но клиент должен представлять себе, что его ждет. Лучше, если сразу будет назван день и час следующей встречи. Эффективность встреч может повыситься, если их время и место будут постоянными. В случае договоренности о последующей встрече полезно обменяться телефонами.

Когда клиент готов работать дальше, а консультант не может «взять» его, нужно перенаправить его кому-нибудь из коллег, с которыми консультант работает в сотрудничестве. Коллега должен быть предупрежден о приходе и иметь хотя бы минимальную информацию об уже состоявшемся приеме, чтобы у клиента не создалось впечатление, что на первой встрече время было потрачено зря.

Планируемая встреча – хороший повод для клиента, чтобы начать более активно работать над собой самостоятельно. Помочь ему в этом могут домашние задания, предлагаемы в конце встречи. В качестве д/з обычно выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, по мнению обоих собеседников, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в результате наблюдения или тренировки. Д/з могут выполняться письменно: как одноразовые записи, либо в форме дневника, но иногда бывает достаточно попросить клиента подумать о чем-то. Даже если д/з уже было сформулировано в процессе беседы, следует еще раз повторить его в конце приема не только для того, чтобы клиент не забыл о нем, но и для того, чтобы он имел возможность еще раз обсудить с психологом, в какой форме и как его следует выполнять, выразил возможные возражения или идеи. Сам факт, что после получения д/з клиент чувствует себя включенным в процесс консультирования, активным и полноправным его участником, значительно повышает эффективность работы, способствует углублению межличностного контакта.

3. Прощание консультанта с клиентом.

Прощание с клиентом не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Следует избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, входит другой. Такой поток может оттолкнуть того, кому важны доверительные отношения с профессионалом.

Если прием прошел не слишком удачно, и клиент выражает претензии и недовольство, не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать, с чем, с точки зрения психолога связана неудовлетворенность. Психолог должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.

(Алешина, стр. 46-51)

 


БИЛЕТ 17. ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА НА ДАЛЬНЕЙШУЮ РАБОТУ. ОТЛИЧИЕ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ ОТ ПОСЛЕДУЮЩИХ.

 

Первой встрече (п/в) с клиентом консультант должен уделить особое внимание. Клиент приходит с 2 сильными чувствами – страхом и надеждой, консультант должен ослабить первое и укрепить последнее.

П/в начинается со знакомства. Именно на п/в консультант формирует свое первое представление о клиенте по тому, как тот входит в кабинет, как одет, по манере пожимать руку, куда и как садится и т.д. Представившись, консультант обычно уделяет пару минут общепринятым фразам, чтобы уменьшить тревогу и напряжение первой встречи. Консультант проявляет активность как в начале, так и во время всей п/в. Беспокойство п/в уменьшается при ознакомлении клиента с процедурой консультирования, также корректируются возможные нереальные ожидания клиента. Консультант передает клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем, подчеркивает необходимость совместной работы. На п/в консультант настраивает клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи. Устанавливается контакт, взаимопонимание. Именно на п/в консультант выясняет, обратился ли клиент сам или его кто-то направил, первая ли эта консультация или клиент уже посещал других консультантов. Обычно п/к длится дольше последующих (около 1 – 1,5 часа).С самого начала консультант сообщает клиенту, каким временем они располагают для работы. 1.Знакомство с клиентом и начало беседы – 5 – 10 мин. 2.Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез – 25 – 35 мин, 3. Коррекционное воздействие – 10 – 15 мин и 4. Завершение беседы 5 – 10 мин.

В ходе прекращения консультативного контакта консультант должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность воздействия может быть значительно снижена. Это: 1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или с др. необходимыми специалистами; 3.прощание. Это во многом ритуальный акт, но в то же время оно не должно носить формального характера. Клиента следует проводить до двери, сказать на прощание несколько теплых слов, обращаясь по имени. Консультанту следует избегать столкновения клиентов в дверях.

Большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием. В реальности за один час сделать можно очень мало. Удачный вариант завершения первой беседы – принятие решения о том, что контакты консультанта и клиента будут продолжены. Между ними составляется контракт (обычно в устной форме). В нем формулируются задачи, которые будут решаться в ходе последующих встреч, оговаривается число встреч, которое для этого понадобиться, их частота, продолжительность, порядок оплаты. В дальнейшем контракт может перезаключаться, если в ходе работы выясняется, что какая-то другая задача оказалась более значимой. Контракт помогает работать более эффективно и целенаправленно. Эффективность встреч значительно повышается, если их время и место будут постоянными.


Вопрос 18. Техника ведения консультативной беседы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.013 с.)