Я фаза. Второго этапа. Формулирование и проверка консультативных гипотез. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я фаза. Второго этапа. Формулирование и проверка консультативных гипотез.



Когда вам о клиенте много чего известно, у вас создается предположение, с чем именно связанно то или другое неадекватное поведение. Н а этом этапе вы задаете закрытые вопросы, которые направлены на уточнение тех или иных предположений, которые у вас возникли на предыдущем этапе.

У вас должна появиться точная информация. «Сколько раз вы ругаетесь в день?», «В каком возрасте вы начали курить в туалете?» Вы уточняете и собираете материал, который будет работать на вашу психологическую гипотезу. У вас появилась точная гипотеза – «О! Сказал про 8 лет, что-то там произошло» - «А где именно вы были в этом возрасте?», «А что там еще такое было связанно…». Т.е. вы пытаетесь собрать данные клиента под вашу гипотезу. Таким образом, материал уплотняется, сужается. Благодаря этому он качественно меняется и переходит на другой уровень осмысления. Уже человека вы неким образом подготавливаете к осмыслению тех причин, которые привели к эго конфликту, к его ситуации. Далее на этом этапе вы анализируете конкретные ситуации. С одной стороны это точные вопросы, которые помогают вам вывести свою гипотезу, а с другой стороны вы просите клиента рассказать типичную ситуацию, в которой то или иное дезадаптивное поведение ярче всего проявляется. Т.е. «Я вас послушал, мы решили что проблема с которой …. Вам необходимо научиться так-то и так-то себя вести, справляться. Расскажите, пожалуйста, о какой-нибудь реальной ситуации (вчера или неделю назад) в которой это дезадаптивное поведение ярче всего у вас проявлялось». И здесь уже будут важны детали, которые будут давать психологу те аспекты реальности, которые могут не осознаваться клиентом. Или не замечаться, или не восприниматься клиентом. И важно слушать, как рассказывает, как искажает клиент. Клиент может эмоционально воспринимать ситуацию, упуская какие-то детали. Задача психолога отслеживать эти вещи и воспринимать их за-вместо клиента. В результате такого анализа вы подтверждаете либо отвергаете свою гипотезу.

Характеристики для выбора такой типичной ситуации в консультировании:

1. Типичность ситуации. Продолжается из ряда в ряд, изо дня в день. Как развивается конфликт.

2. Ситуация должна быть связанна с основной жалобой (запросом) клиента.

3. Желательно, чтобы ситуации были достаточно развернутыми. В этих ситуациях должна четко выстраиваться схема, поведенческой паттерн, представления клиента, чувства клиента. Эта триада должна звучать: поведение, объективная составляющая и аффективная составляющая. Т.е. для того чтобы построить и отработать гипотезу, необходимо учитывать: поведенческий аспект, когнитивный аспект и аффективный аспект. И все эти аспекты должны быть представлены в рассказе представленном клиентом.

I. Техники поддержания эффективного контакта с клиентом. (в дополнение к вопросу)

Техника эмпатического слушания.

Интонирование. Эмоциональная поддержка. Кивки головой, поддакивание, «угуканье». Эмоциональная оценка ситуации. Очень важно попасть в то эмоциональное состояние, о котором говорит ваш клиент. Подстроится к тому фону, о котором он вам сообщает.

Интерпретация. Здесь на этом этапе лучше остановится на тех интерпретациях, которые дает клиент своим ситуациям. Т.е. свои интерпретации не давать. Если клиент интерпретирует каким-то образом, то, что с ним происходит, не надо это менять. Здесь главная задача – пусть клиент раскроется. Считает, что «это потому что денег нет» - ну и слава Богу! Считает, что детство такое было у обидчика, ну и хорошо! Т.е. на этом этапе нельзя указывать на ошибки клиента, и ловить его на противоречиях.

II. Техники стимуляции рассказа.

1. Исследуем историю возникновения проблемы. Когда? В связи с чем появилась эта проблема?

2. Прояснение отношения клиента со всеми действующими в эго рассказе лицами.

3. Отношение этих действующих лиц к проблеме, о которой заявил вам клиент. «А как к этому мама относится?»

4. Выяснить какие представления есть у клиента о том, чем вызвана эта проблема. «Из-за чего это произошло, как вам кажется?»

5. Происходили ли ухудшения или улучшения ситуации? С чем они были связанны? Для того чтобы увидеть динамику – существовала она или нет? Главное показать динамику для клиента, что проблема не только в этой локальной точке находится, но что вообще у нее существовали какие-то изменения. Что если было улучшение, то оно возможно и без психологов. Ну, и вообще это улучшение возможно. И также понять, к чему отнесен локус-контроль. Понять – внешний, внутренний, в связи с чем он считает? И насколько реально он оценивает эту проблему. Что тоже является диагностичным.

III. Способы структурирования беседы.

Чтобы у вас, а главное у клиента складывалось логичное построение, что и зачем говорится, необходимо структурировать весь тот поток его информации и ваше собственное вторжение в этот поток. Также у клиента повышается эмоциональная и интеллектуальная активность. Когда клиент понимает, что за чем следует, что существует некая упорядоченность, когда его этот внутренний хаос вдруг сталкивается со структурой, то тревога снижается и это повышает эмоциональную и интеллектуальную активность. За счет чего это все достигается?

1. Связки-переходы от одной темы к другой. Например, клиент вам о ком-то рассказывает, рассказывает, рассказывает об отношениях с мужем. Вопрос: «А какие у вас отношения со свекровью?» слишком резкий, звучит как любопытство. Важно сказать: «Вот вы мне сейчас рассказали о своих отношениях с мужем» - вы услышали! «А теперь вы не могли бы рассказать мне об отношениях со свекровью?». Т.е. вы делаете связку между одной темой и другой, тем самым структурируете. Либо: «Вы рассказали мне об отношениях с мужем на сегодняшнем этапе, а какие они были в начале вашего знакомства?». Либо: «Вы мне рассказали о том, что у вас происходит дома, а как вы себя ведете на работе?» - если это рассказ о внутренних переживаниях тревоги.

2. Работа с негативом. Т.е. существует некий психический опыт, который связан с объектом – не символизирован, или не ментализирован. Например, если к вам приходит дама и рассказывает, что у нее трое детей, у нее рассказ о первом ребенке и о втором, и она ни разу не рассказала о младшем ребенке. Соответственно это и есть негатив. Вы просите ее рассказать «а что у вас с младшим?», и вот 90 из 100, что проблема как раз в том, про кого она не рассказывает, про наиболее значимые вещи. Эта концепция негатива была сформулирована АНДРЕ ГРИНОМ («Мертвая мать»). То о чем люди не говорят, выпадает как-то из контекста консультирования и из их психического контекста. Такой отказ может быть как психотический, так и невротический.

3. Связь разного материала не по содержанию, а по своему заряду психическому и эмоциональному. К примеру, человек рассказывает о том, что «и вот кто-то на меня накричал и я заплакала» «почему заплакала?» «не знаю». В таком случае можно вспомнить, в каких ситуациях обычно люди плачут? Т.е. связать не по содержанию, а по эмоциональному заряду. Важно увязывать поведенческие компоненты с эмоциональными. Если вам клиент говорит: «вы знаете, я об этом никогда не думал», то это свидетельство работы защитных механизмов. В данном случае отрицание или отказ от реальности.

4. Краткое комментирование того, что говорит клиент. «Если я правильно вас понял, то…», «Вы сейчас рассказываете о своем детском опыте». Иногда клиент забывает с чего он начал и к чему вел свою мысль, и вообще где находится.

IV. Тактика Осмысление.

Всё то время, пока клиент вещает, вы молчите. Но при этом для вас происходит основная работа. Т.е. вы во время молчания анализируете все то, что вам сообщается клиентом, и все то что не сообщается. Очень важно, если вы не записываете, то запоминаете - все персонажи его жизненной истории, фамилии, даты, возраст, географическое положение – все это необходимо не записать, так запомнить. То что у вас выпадает из памяти, является очень важным для понимания внутреннего мира вашего клиента. Если у вас это каким-то образом выпало, то соответственно можно предположить, что это настолько сильно негативно заряжено для вашего клиента, столько там ненависти и злости по отношению к данному персонажу, что даже удержать этот персонаж невозможно, но не им самим, а вами. И осмысление оно будет заканчиваться у нас построением психологических гипотез.

Гипотеза произнесенная вслух – уже будет интерпретацией. И формулирование гипотез очень сильно зависит от теоретической базы самого консультанта. И именно потому, что теорий у нас масса, и осмысление может быть диаметрально противоположным, интерпретации будут совершенно противоположными, это является одной из самых уязвимых точек консультирования.


11. Структура жалобы клиента (пример).

Психологическая структура жалобы клиента: локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос.

Необходимо учитывать, что имеется в виду, когда говорят о “скрытом” и “явном” локусе жалобы. В сущности, общепринятый ответ на этот вопрос довольно простой: за проблемами, связанными с другими людьми, кроются личные проблемы клиента, которые он не хочет или не может обсуждать и которые и приводят к трудностям в межличностных отношениях, становящихся, в свою очередь, поводом для обращения в консультацию. Так, когда причиной прихода являются супружеские проблемы, это значит, что стоящие за ними личные проблемы возникают и проявляются именно в тех сферах жизни, которые так или иначе связаны с супружеством.

 

Пример:

В консультацию обратилась мать с жалобой на то, что дочь избегает разговаривать с ней, грубит, поздно возвращается, отказывается делать то, что ее просят. С точки зрения матери, раньше дочь всегда была очень послушной и успешной девочкой, но в последнее время с ней что-то случилось. Клиентка также рассказывает, что этим летом дочка не поступила в институт, хотя в школе хорошо училась. Родители устроили ее работать лаборанткой в научно-исследовательский институт к знакомым, и хотя на работе на нее не жалуются, ее отношения с домашними резко ухудшились.

В результате более подробного расспроса клиентки выясняется, что дочь впервые в жизни проявила самостоятельность, решив поступать не в институт, который для нее выбрали родители и где у них были связи и знакомые, а туда, куда хотелось ей самой. Мать не может простить ей этого и, ежедневно вспоминая о ее провале на экзамене, объясняет ей, что “маму надо слушаться”. Работать ее устроили в профильный институт того учебного заведения, в которое ее заставляли поступать родители, да к тому же ежедневно пытаются заставить заниматься и готовиться в выбранный ими институт, обвиняя дочь в том, что своим провалом на экзаменах она “опозорила себя и всю семью, а самой ей все равно никуда не пробиться”.

-локус жалобы: внешний;

-самодиагноз: непослушание ребенка, неспособность принимать взрослые решения;

-проблема: нет контакта с ребенком;

-запрос: сложности во взаимоотношениях родителей со взрослыми детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.008 с.)