Представления о целях консультирования в зависимости от направлений (школ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о целях консультирования в зависимости от направлений (школ)



Также Различия

1.Подготовка К. (консультанты)- психологический диплом, специальная подготовка в области теории и практики псих. консультирования, включающая работу под руководством супервизора.

П.( психотерапевты)-Длительное специальное обучение, личная терапия, обязательна супервизия.

2.Диапазон проблем - глубина проблемы

3.Цель и рез-ты К. - актуальная ситуация и отношение к ней, локальная и личностная проблема. П. - устранить симптоматическое поведение. изменение личностной организации клиента(мотивац.сфера),личностной саморегуляции.

4.Уровень проработки - сознательный и предсознательный материал. К. не снимает защиты (укрепляет их), П. работает с защитными механизмами.

Форма организации отношений.

К.- сознательный уровень построения отношений(деньги и место).Лицом к лицу.

П. - Возможно изменение расценок., кол-ва посещений, Положение может быть различно.

По времени

К. -длительность-До 15 встреч(Кочунас)-решение актуальной задачи. (5-6 встреч по Алешиной)

П. -динамика-нет времени-пока не произойдет созревание.

К.-Трудность во взаимоотношениях с кем-то

П.трудность во вз-х с самим собой

Локус жалобы

К. – негативная роль других в возникновении собственных проблем (задача консультанта, помочь взглянуть клиенту на проблему со стороны, осознать те стороны взаимоотношений, которые не осознаются и не контролируются)

П. – собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Это значит, что самим клиентом уже проделана работа по анализу своих проблем и неудач, говорит о готовности к более глубокому самопознанию.

В психотерапии жалобы играют незначительную роль, т.к. уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое, активно используются сны и ассоциации. Анализируются взаимоотношения клиента и терапевта в терминах переноса и контрпереноса. Анализ глубинных слоев спихики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем. Клиент консультанта – любой человек вне зависимости от псих.статуса, рода деятельности, марет.обеспеченности, интеллектуального потенциала и т.д. Клиент терапевта – нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого кол-вом времени и мотивацией.

Алешина, стр. 12-14, Кочюнас, стр. 14-15

Вопрос 6. Понятие сеттинга.

Cеттинг - английский термин, обозначающий рамки, материальную обстановку, в которой проходит терапевтический сеанс.

Психоаналитическая среда родила свой свод законов и правил, регламентирующий профессиональные, этические и функциональные взаимоотношения аналитика - анализанта, аналитика - аналитика, аналитика - супервизора. Данные правила называются сеттингом от англ. Setting - регулирование, установка. Принципы этих норм (правил) могут быть описаны как взаимоуважение, доверие, осознанная необходимость, адекватность, целеустремленность и взаимовыгода. Правила сеттинга не посягают на личные права и свободы индивидуума, отстаивают интересы всех участников процесса и не нарушают их социальную адаптацию. Проще говоря сеттинговые правила могут быть описаны древнейшим принципом гуманизма «Не вреди себе и не вреди окружающим».

Сеттинг также включает в себя процессуальные рамки, определяющие: место проведения; временные рамки сессий (начало, длительность, окончание и частота встреч); приблизительное общее время взаимодействия и терапевтические цели.

Также сеттинг рекомендует организацию психоаналитической ситуации, кабинет психотерапевта, правила кушетки, пунктуальность, принципы оплаты, конфиденциальность и анонимность, возможность проведения и использования аудио- и видеозаписей, единоразовой консультации, первичные интервью, перенос сеанса, телефонные звонки, прерывание и окончание терапии.

Таким образом, сеттинг несет в себе описательные, рекомендующие, устанавливающие, запрещающие посылы, обращенные не только к аналитику, но и к анализанту.

Элементы сеттинга, необходимые для того, чтобы аналитические отношения могли благоприятствовать развитию символизации. Два из них - это надежность и оптимальная фрустрация.

Винникотт (1954) описывая сеттинг: "В фиксированное время каждый день... аналитик находится в распоряжении своего пациента. Он здесь в условленное время, ему можно доверять. Он живой, он дышит. В установленное время аналитик займет свое место и будет заботиться о своих пациентах. Аналитик выражает любовь своей положительной заботой и ненависть посредством своей твердости в отношении начала и конца сессии, а также оплаты. Ненависть и любовь выражаются искренне, они не определены аналитиком. Целью анализа является войти в контакт с мыслительным процессом пациента, понять, что он говорит, передать это понимание вербально. Сопротивление указывает на страдание, которое можно облегчить интерпретацией. Аналитический метод - это метод объективного наблюдения. Эта работа должна выполняться в тихой комнате, не в коридоре, вдали от неожиданных и непредвиденных шумов, но с обычными звуками обыденной жизни, не в могильной тишине.... Аналитик не выражает никакого морального осуждения в отношениях с пациентом, он не испытывает никакого желания вмешиваться в личную жизнь и идеи пациента... В аналитической ситуации аналитик - это лицо, которому вы можете доверять больше, чем кому-либо в обыденной жизни. В целом, он пунктуален, не капризен, он не влюбляется помимо своей воли и т.д. В анализе есть явное различие между реальностью и фантазией, поэтому аналитик не испытывает боли от агрессивной фантазии. Он не предъявляет пациенту встречные обвинения, в этом можно быть уверенным. Аналитик уцелеет".

.*Регулярная последовательность сессии помогает создать ощущение постоянства и безопасности в чувствах пациента.

Атмосфера безопасности и надежности, устанавливаемая сеттингом, создает пациенту чувство фонового надежного присутствия, тесно с ним связываемого, частично не осмысливаемого, которое позволяет ему лучше выдерживать то, что происходит на более очевидном уровне, где он осознает фрустрацию своих желаний в отношении аналитика, производимую самим сеттингом.

Элементы сеттинга, подтверждающие эти так часто фрустрирующие реальные отношения с аналитиком, особенно важны, это: ограниченное время сессий, условный язык с использованием формального "Вы", оплата, существование других пациентов, существование личной жизни аналитика, очевидное, в частности из-за выходных и каникул, и т.д. Пациент часто пытается отрицать или устранить эти аспекты. Аналитик знает, что они фрустрируют пациента, вот почему он обращает его к ним с тактом и деликатностью, но никогда не отказывается от них и никогда не идет на поводу у потребностей пациента.

Одновременное наличие доверия и оптимальной фрустрации, включенных в структуру сеттинга, являются, следовательно, условиями, способствующими развитию возможности символически мыслить, жить одновременно в множестве уровней реальности.


Наличие глазного контакта.

Если к вам приходит клиент, распространено мнение, что психолог должен сидеть в открытой позе, располагая к себе. Приходит забитый клиент, у него проблем море, а сидит довольный раскрытый психолог «Ну-ка расскажи…», видишь какой я открытый, я готов вас принять. Клиент это может расценить как вы такой могучий, как вы можете понять меня, который сейчас ниже земли. Важно находится в симметричной позе, а не в собственной какой-то. Вас в этот момент нет, вы отражаете реальность клиента! Но не как мартышка, это раздражает.

Глазной контакт – не просто вас там контролируют, не сводят глаз – это не про рабочий альянс. Это про внутреннюю тревогу клиента, и про неуверенность в себе. Если совсем на вас не смотрят – тоже человек находится в своем аффекте. Если это нормальный глазной контакт, когда и вам комфортно и клиенту комфортно, в нужные моменты, эмоциональные он отводит глаза, а в ненужные не отводит. Это про этот контакт.

 

Использованная литература:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование (стр. 27-32).


Я фаза. Фаза расспроса.

IV. Тактика Осмысление.

Всё то время, пока клиент вещает, вы молчите. Но при этом для вас происходит основная работа. Т.е. вы во время молчания анализируете все то, что вам сообщается клиентом, и все то что не сообщается. Очень важно, если вы не записываете, то запоминаете - все персонажи его жизненной истории, фамилии, даты, возраст, географическое положение – все это необходимо не записать, так запомнить. То что у вас выпадает из памяти, является очень важным для понимания внутреннего мира вашего клиента. Если у вас это каким-то образом выпало, то соответственно можно предположить, что это настолько сильно негативно заряжено для вашего клиента, столько там ненависти и злости по отношению к данному персонажу, что даже удержать этот персонаж невозможно, но не им самим, а вами. И осмысление оно будет заканчиваться у нас построением психологических гипотез.

Гипотеза произнесенная вслух – уже будет интерпретацией. И формулирование гипотез очень сильно зависит от теоретической базы самого консультанта. И именно потому, что теорий у нас масса, и осмысление может быть диаметрально противоположным, интерпретации будут совершенно противоположными, это является одной из самых уязвимых точек консультирования.


11. Структура жалобы клиента (пример).

Психологическая структура жалобы клиента: локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос.

Необходимо учитывать, что имеется в виду, когда говорят о “скрытом” и “явном” локусе жалобы. В сущности, общепринятый ответ на этот вопрос довольно простой: за проблемами, связанными с другими людьми, кроются личные проблемы клиента, которые он не хочет или не может обсуждать и которые и приводят к трудностям в межличностных отношениях, становящихся, в свою очередь, поводом для обращения в консультацию. Так, когда причиной прихода являются супружеские проблемы, это значит, что стоящие за ними личные проблемы возникают и проявляются именно в тех сферах жизни, которые так или иначе связаны с супружеством.

 

Пример:

В консультацию обратилась мать с жалобой на то, что дочь избегает разговаривать с ней, грубит, поздно возвращается, отказывается делать то, что ее просят. С точки зрения матери, раньше дочь всегда была очень послушной и успешной девочкой, но в последнее время с ней что-то случилось. Клиентка также рассказывает, что этим летом дочка не поступила в институт, хотя в школе хорошо училась. Родители устроили ее работать лаборанткой в научно-исследовательский институт к знакомым, и хотя на работе на нее не жалуются, ее отношения с домашними резко ухудшились.

В результате более подробного расспроса клиентки выясняется, что дочь впервые в жизни проявила самостоятельность, решив поступать не в институт, который для нее выбрали родители и где у них были связи и знакомые, а туда, куда хотелось ей самой. Мать не может простить ей этого и, ежедневно вспоминая о ее провале на экзамене, объясняет ей, что “маму надо слушаться”. Работать ее устроили в профильный институт того учебного заведения, в которое ее заставляли поступать родители, да к тому же ежедневно пытаются заставить заниматься и готовиться в выбранный ими институт, обвиняя дочь в том, что своим провалом на экзаменах она “опозорила себя и всю семью, а самой ей все равно никуда не пробиться”.

-локус жалобы: внешний;

-самодиагноз: непослушание ребенка, неспособность принимать взрослые решения;

-проблема: нет контакта с ребенком;

-запрос: сложности во взаимоотношениях родителей со взрослыми детьми.

На что жалуется?

3. Почему кто-то ведет себя так-то и так-то? Предположение самого клиента, его собственные представления. Понять объяснения клиента.

4. Важно! В жалобе всегда есть запрос! Не всегда запрос является уже проработанным, но скрытый запрос всегда существует, важно его сформулировать. То ли повысить самооценку, потому что дальше так жить нельзя, то ли еще какие-то варианты, важно найти и сформулировать запрос. Это формулирование запроса всегда должно быть четко озвучено! «Вы мне сказали… и что вы ожидаете от консультации?» Мы теперь знакомы с персонажами, и что ожидаете от консультации?

При этом важно помнить, что конфликта не существует в диаде. Между двумя людьми конфликта не существует. Всегда, когда клиент жалуется на кого-то, существует еще третий. Если жена жалуется на мужа, существует еще для мужа теща, свекровь для жены, дети. Чаще всего этот третий является представителем более старшего поколения. Если вы расспросите, то выясните, что есть окружающие, которые неправильно оценят. Это может быть не обязательно реальная мама, или реальный папа. Обычно они представляют «супер Эго». Есть третья инстанция, «почему вам важно сохранять этот конфликт, если вы в этом конфликте живете, вы в него что-то вкладываете», ваше участие в нем есть, но вы из него не выходите. Поэтому вы и пришли к консультанту, чтобы понять, что с вами происходит. Если бы вас все устраивало, вы бы не обратились, значит у вас появилось уже что-то на что вы ориентируетесь. Это может быть мама – «Я тебе всегда говорила, что ты выйдешь замуж за алкоголика». При этом мамы может уже не существовать на свете, но внутренняя мама осталась, послания остались. Или одноклассница говорит: «Я всегда знала, что ты будешь неудачницей». Или учительница: «Вот ты получила «2» за сочинение, и у тебя самой будет такая судьба, потому что ты плохо читала Островского». Итак, всегда формулируется неявный запрос, а к концу консультации вплывает и скрытый запрос. Можно работать про отношения с мужем, но вот этот скрытый запрос он будет как раз про того третьего, кого в этом конфликте явном нет.


Вопрос 12. «Контракт» с клиентом. Телефонная договоренность.

Контракт – согласованные список ожиданий клиента и психолога от процесса и результата консультации. Клиент, заключая его, определяет для себя какова цель его визита к психологу, что именно он хочет от этого специалиста и как он узнает, что достиг результата. Психолог вносит в контракт свои возможности, то есть насколько желания, запрос клиента достижим с точки зрения профессионального потенциала психолога. Помощь психолога оказывается исключительно в контексте этого соглашения.

Контракт на время, место и оплату часто заключается до начала собственно консультации (по телефону). Разговор длится не более 5-7 минут. Психолог просит клиента представиться. Клиент коротко сообщает по поводу чего, он хотел обратиться. Выбирается удобное время (желательно не на следующий день, чтобы клиент имел возможность передумать). Психолог оговаривает с клиентом, сколько времени будет уделено консультативной беседе (обычно в пределах одного часа), где именно и когда она будет проводиться, а также, сколько это будет стоить. Оплата играет большую роль в консультации, так как обеспечивает мотив изменений клиента. Цена за консультацию должна быть установлена во время первой встречи или разговора и не может заменяться какой-нибудь работой или услугой со стороны клиента.

Контракт всегда сосредотачивает усилия на главной задаче. Без контракта процесс терапии рискует постоянно отклоняться в неизвестном направлении.

Терапевтический контракт заключается обычно устно (бывает и письменно на стандартном бланке) в форме соглашения. Важнейший смысл контракта состоит в том что клиент обязуется работать над самим собой, т.к без его активного и ответственного участия ничего не получится.

Контракт является одним из способов создания нормального рабочего альянса. Над заключением контракта клиент работает вместе с психологом, но по сути заключает его с самим собой.

Иногда в ходе работы контракт приходится перезаключить, если выясняется, что какая-то другая задача оказалась более значимой.

Письменный контракт имеет смысл заключить, если клиент обладает личными качествами, позволяющими ему забывать, подменять основной контракт, уводить в сторону.

Обычно контракт предусматривает:

- количество и периодичность встреч.

- клиент обязуется: приходить во время, предупреждать о форс-мажоре, выполнять требования и предписания психотерапевта, быть максимально правдивым, не утаивать важную для терапии информацию или факты своей жизни и т.д.

- психотерапевт обязуется: гарантировать конфиденциальность, не причинять вред своими действиями, не применять методы без согласия и доведения до ведома клиента их сути, сообщать о перенесении консультации, обеспечить психологическую поддержку в процессе лечения и т.д.

- оговариваются важные для данного метода нюансы (например: право клиента разорвать контракт - клиент обязуется сообщить о своем решении прекратить терапию лично и работа будет прекращена после двух (1 или 3) сеансов, проведенных после принятого решения, с целью определения психологом результатов проведенной терапии, которое гарантировало бы клиенту ненанесение вреда его психическому или физическому здоровью)

- право выбора техник и методов работы остается за психологом. Клиент оставляет за собой право изменять решение о применении того или иного метода, отказаться от него и т.д.

- оплата (наличный, безналичный, сразу, поэтапно и так далее)

Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: об основных целях консультирования; о своей квалификации; о приблизительной продолжительности консультирования: о целесообразности консультирования; о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования; о границах конфиденциальности.

Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом.

Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно. Существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство: преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними; необходимость госпитализации клиента; участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях

Клиент не может подвергаться терапии против его воли или без его согласия. При работе с детьми требуется согласие родителей. Помимо этого часто заключается отдельный договор с ребенком.

Неприемлемым является контракт на изменение других.

Иногда заключаются дополнительные контракты, например - антисуицидальный. Он может быть необходим при работе с депрессивными клиентами. Он может быть заключен на какой-то конкретный срок, после которого контракт следует перезаключить.

При работе с зависимостями тоже могут заключаться дополнительные контракты (на все время работы или договариваться каждый раз что клиент не будет курить, пить до следующей встречи).

 


Речь консультанта

-Ограничение речи конс-та в пр-се беседы. Речь должна быть приближена в речи Кл-та. Краткость и точность высказываний Конс-та.

Постановка вопросов

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Ободрение и успокаивание

Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта. Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого

Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках, убедиться, что его внимательно выслушивают и понимают. Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы

выделяет три основные цели перефразирования:

· показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;

· выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;

· проверить правильность понимания мыслей клиента.

При перефразировании надо помнить три простых правила:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.

3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования.

ситуации, в которых чаще всего используется обобщение:

· когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;

· когда клиент говорит очень долго и запутанно;

· когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;

· при стремлении придать некое направление беседе;

· в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

Отражение чувств Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

o Отражение чувств предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение

Паузы молчания

умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования.

молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:

· увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;

· предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;

· позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание. В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).

Интерпретация

В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие латентного содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретаци я повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом. Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Egan (1986) определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1.Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах.

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.

Чувства консультанта и самораскрытие

Прежде всего консультант может выражать свои непосредственные реакции по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь». Другой вариант откровенности консультанта — это рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента.

Структурирование консультирования

Эта процедура проходит через весь процесс консультирования. Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Структурирование происходит в течение всего консультирования.


БИЛЕТ 19. ТИПЫ ВОПРОСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.

В начале беседы цель консультанта – разговорить клиента, собрать о нем и его проблеме как можно больше информации. Поэтому он употребляет вопросы « открытого типа » (=проективные). Первая часть вопроса выполняет функцию указания на некоторые события или действия, требующие уточнения, вторая часть – вопросительное слово. Например:»Вы сказали, что то-то, то-то, зачем?» «Расскажите мне о ваших взаимоотношениях», «Какая у Вас семья?», «Когда и как это началось?» и т.п. Такие вопросы предполагают развернутые ответы, ответы-рассказы. Когда у консультанта уже появляются некие гипотезы, он для их проверки использует вопросы « закрытого типа » или вопросы по существу (=уточняющие ). Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Например: «Сколько раз в неделю он приходит пьяным домой?», или «Когда это произошло впервые?». Консультанту следует стремиться, чтобы ответы клиента соответствовали характеру задаваемых вопросов, т.е. были точными и конкретными. Формулировки типа: «часто» или «давно» здесь не подходят. Надо пресекать потоки лишней информации и фокусировать внимание на самой проблеме. Т.е. при помощи этого вида вопросов консультант собирает данные под имеющиеся уже у него гипотезы.

Парадоксальные вопросы. В консультативном диалоге часто используются парадоксальные вопросы. Часто в беседе возникает момент, когда у клиента есть очевидный, с его точки зрения, ответ, который не способствует переосмыслению или конструктивному решению ситуации. Задача консультанта – поставить этот тупиковый по своей сути ответ под сомнение, задав парадоксальный вопрос. Конечно же, этот вопрос является парадоксальным лишь на первый взгляд, найти ответ на него нетрудно, достаточно начать сомневаться в том, что с позиции обыденного здравого смысла кажется очевидным. Например:

Клиентка: Но я сама никогда не ругаюсь, не спорю со свекровью. Она говорит мне всякие гадости, а я молчу.

Консультант: Молчите… А почему?

Клиентка: А что я могу ей сказать? Что она дура и ничего не понимает?

Консультант: А почему бы Вам этого действительно ей не сказать, раз Вы так думаете?

Клиентка: Ну, это грубо, да она и не поймет ничего…

Консультант: А что бы Вы хотели, чтобы она поняла?

Клиентка: Что я тоже человек, что не такая уж я плохая…

Вторая реплика является примером парадоксального вопроса. Его цель – поставить под сомнение то, что клиентка считала абсолютно очевидным (общепринятые истины типа «грубить нехорошо»), и показать, какие истинные чувства и переживания скрывались за этим. Формулировка подобного вопроса обычно довольно проста: «А почему бы и не…?». Многим людям требуется лишь небольшой толчок, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшиеся сомнению темы.

 

 

Анализ переживаний. «что Вы почувствовали, когда…?» «как вы на самом деле относитесь…?» Работает не всегда. Иногда необходимо давать человеку альтернативные формулировки: «Возможно вы обиделись, разозлилились…»

Связаться с эмоциональной сферой клиента возможно через повтор используемых им слов («…и вы возмутились?»


Виды интерпретаций.

А. Сами отношения клинт-консультанта, то, как мы на него реагируем, как к нему относимся могут играть роль интерпретации.

Б. Мутативные интер-ции (кивки, угу, невербальные) – снижают тревогу клиента.

В. Объектные – субъектные и. Объектная и. – и. на уровне реальных объектов (мать, отец, друзья, близкие). Субъектная и. – и. на уровне внутреннего мира клиента (архетипы, Эго-Супер-Эго).

Г. Редуктивная – проспективная и. Редуктивная – направлена на поиск корней в прошлом. Проспективная – направлена на будущее, на прогноз, на поиск смысла симптом.

Д. Интерпретация переноса- контрпереноса. В конс-нии не используется, однако консультантом отслеживается для себя.


Вопрос 21. Понятие психической стрктуры. (Бержере, Кернберг).

Других плохо интегрированы

Я –репрезентации и

Концепцию

 

Уничтожение, рацио-

Нализация, интелле-

Ктуализация.

И от смещения Я

И объекта.

Интерпретация

Приводит к выте-

Снению.

Реальности

Способность к тести

Рованию

Реальности утеряна

Способность оцени-

Вать себя и других

Реалистично и

Глубоко

Краткие комментарии к таблице:

Недостаточная интеграция идентичности (синдром диффузной идентичности). Клинически «диффузная идентичность» представлена плохой интеграцией между концепциями Я и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, непоследовательность поведения и бледное, плоское восприятие других – все это проявления диффузной идентичности. Ее диагностическим признаком является то, что пациент не способен донести свои значимые взаимодействия с другими до терапевта, и поэтому последний не может эмоционально сопереживать концепциям его самого и значимых других.

1. В психической организации пограничной личности существует достаточная дифференциация Я-репрезентаций от объект-репрезентаций, чтобы установить границу Эго (то есть четкий барьер между Я и другим).

2. Психотическая структурная организация, напротив, предполагает регрессивный отказ от границы между Я- и объект-репрезентациями или нечеткость этой границы.

3. В отличие от невротических структур, где все Я-образы (и хорошие и плохие) интегрированы в цельное Я и все хорошие и плохие образы могут быть интегрированы в цельные образы, в психической организации пограничной личности такая интегрция не осуществляется, так что все Я – и объект-репрезентации остаются нецельными, взаимно противоречащими.

Невротик устанавливает нормальные личные отношения с терапевтом, пограничник устанавливает хаотичные, пустые, искаженные отношения, если они вообще не блокируются. В том случае если мы встречаемся с психотиком, когда тестирование реальности утеряно, можно ожидать еще более серьезное нарушение взаимоотношений терапевта и пациента.

Тестирование реальности:

При клиническом исследовании о способности тестировать реальность нам говорят следующие признаки.

1. Отсутствие галлюцинаций и бреда.

2. Отсутствие явно неадекватных или причудливых форм аффектов, мышления и поведения.

3. Если окружающие замечают неадекватность или странность аффектов, мышления и поведения с точки зрения социальных норм обычного человека, пациент способен испытывать эмпатию к переживаниям других и участвовать в их прояснении.

Тестирование реальности надо отличать от искажений субъективного восприятия реальности, которое может появиться у любого пациента во время психологических трудностей, а также от искажения отношения к реальности которое, в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.129 с.)