С ограниченными возможностями здоровья, их родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С ограниченными возможностями здоровья, их родителей



(ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Статья 7. Права граждан в области специального образования

1. Граждане имеют право на бесплатное освидетельствование психолого-медико-педагогической комиссией или учреждением медикосоциальной экспертизы в целях получения специального образования.

Порядок освидетельствования устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья помимо прав, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", имеют право на:

1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или учреждением медико-социальной экспертизы;

2) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) бесплатное дошкольное образование;

4) специальные условия, создаваемые для получения образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями) и обеспечиваемые финансированием из соответствующих бюджетов;

5) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 8. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

1) присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;

2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;

3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в целях получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;

4) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования специального образования, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;

5) получать в психолого-медико-педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования.

2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также законным представителям взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья

На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях-интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:

неслышащие и слабослышащие;

незрячие и слабовидящие;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

умственно отсталые;

с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;

со сложными недостатками.

 

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Формы получения специального образования

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".

 

Статья 11. Обучение на дому

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, органы управления образованием, в ведении которых находятся соответствующие образовательные учреждения, обязаны организовать обучение на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебно-профилактического учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, указанным в пункте 1 настоящей статьи, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителем (иным законным представителем).

Форма договора об обучении на дому утверждается федеральным органом управления образованием.

3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

 

Статья 12. Обучение в условиях лечебно-профилактического учреждения

1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать один день) лечении в лечебно-профилактических учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.

2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения лечебно - профилактического учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между лечебно-профилактическим учреждением и общеобразовательным учреждением.

Форма договора об организации обучения в условиях лечебно-профилактического учреждения утверждается федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования и здравоохранения.

3. Обучение в условиях лечебно-профилактического учреждения финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

 

Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения

1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссии или учреждения, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Помощник оказывает помощь обучающемуся в образовательном процессе и подготовке к нему. Услуги помощника не оплачиваются образовательным учреждением.

Права и обязанности помощника помимо установленных законодательством могут устанавливаться также локальными актами образовательного учреждения.

 

Статья 14. Интегрированное обучение

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).

В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств федерального бюджета и (или) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, установленном государственными нормативами финансирования затрат на создание специальных условий для получения специального образования.

2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, может осуществляться, если это не сказывается отрицательно на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. Лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены из этого образовательного учреждения в связи с невозможностью совместного обучения. Решение об исключении указанных лиц принимается в порядке, установленном уставом образовательного учреждения. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению указанными лицами обучения в адекватной для них форме.

 

Статья 15. Специальные образовательные учреждения

1. В РФ создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.

2. В РФ могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:

1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;

2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;

3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

4) с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;

5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

6) со сложными недостатками;

7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.

Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.

 

Статья 16. Логопедическая служба

1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.

Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:

введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда;

создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета;

создания логопедического центра - учреждения с правами юридического лица.

2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования.

 

Статья 17. Центры реабилитации

1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее чем один в каждом субъекте РФ) создаются федеральным органом исполнительной власти.

2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.

Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со сложными недостатками - не более чем шесть человек.

3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

 

Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы.

 

Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения

1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений одного типа или вида в специальные образовательные учреждения другого типа или вида, в образовательные учреждения интегрированного обучения или в образовательные учреждения общего назначения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.

Вопрос о переводе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления обучающегося, воспитанника в специальное образовательное учреждение.

2. В случае реорганизации или ликвидации специального образовательного учреждения учредитель обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия или с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или в соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения.

 

Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа. Специальные образовательные подразделения образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

 

1. Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста одиннадцати лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Направление таких детей в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии в порядке, установленном федеральным законом.

2. В образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, создаются в порядке, определенном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.

 

Статья 22. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы для специальных образовательных учреждений, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования.

 

Статья 23. Психолого-медико-педагогические комиссии, учреждения медико-социальной экспертизы

1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляется постоянными психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Психолого-медико-педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта РФ.

В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один такой центр на десять комиссий, но не более чем один федеральный психолого-медико-педагогический центр на территории каждого субъекта РФ. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте РФ для нескольких субъектов РФ создается один федеральный психолого-медико-педагогический центр. Создание федерального психолого-медико-педагогического центра осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ, на территории которого он создается.

Порядок создания психолого-медико-педагогических комиссий и федеральных психолого-медико-педагогических центров устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:

1) проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

2) удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

3) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;

4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

5) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

6) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, с их правами и правами родителей (иных законных представителей);

7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят:

психолог;

врачи - психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;

специалисты в области специального образования - логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

юрист.

В работе психолого-медико-педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.

4. Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.

Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, для организации обучения на дому или для направления в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.

В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу.

Заключение экспертизы может быть обжаловано в суд.

6. Психолого-медико-педагогическая комиссия и психолого-медико-педагогический центр являются юридическими лицами.

7. Диагностика физических и (или) психических недостатков взрослых, установление их прав на получение специального образования и создание специальных условий для получения взрослыми образования осуществляются учреждениями медико-социальной экспертизы.

Обжалование заключений учреждений медико-социальной экспертизы осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 24. Документы, удостоверяющие право на получение специального образования

1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого-медико-педагогической комиссией или взрослому (его законному представителю) учреждением медико-социальной экспертизы. Форма документа устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ.

2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы.

3. Должностные лица психолого-медико-педагогических комиссий и учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Лица, виновные в вынесении психолого-медико-педагогической комиссией или учреждением медико-социальной экспертизы умышленно неправильного заключения, незаконной выдаче документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, установленную законодательством РФ.

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 25. Органы управления специальным образованием

Статья 26. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений

Статья 27. Особенности лицензирования образовательной деятельности специальных образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации

Статья 28. Контроль за деятельностью в области специального образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.07 с.)