Показатели интеллектуального развития ребенка, идущего в школу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели интеллектуального развития ребенка, идущего в школу



К моменту поступления в школу интеллект ребенка уже должен соответствовать определенным нормам, о чем можно судить, исходя из следующих параметров:

  • Мышление - задайте малышу простой пример для решения и присмотритесь к тому, как именно он считает. На пальцах? Нужно ли ему перевефти арифметику в конфеты или яблоки, для того чтобы сложить или отнять? Или он легко оперирует цифрами? Использование пальцев для счета свидетельствует о том, что мышление ребенка пока наглядно-действенное. Если приходится пример представить в виде истории о яблоках - то тип мышления наглядно-образный. К моменту поступления в школу уровень развития мышления должен быть на переходе от наглядно-образного к абстрактному.
  • Любознательность - сосчитайте сферы интереса и увлечений ребенка. Что ребенок коллекционирует? Какими занятиями увлекается больше всего? К 6-7 годам таких сфер интереса у ребенка должно быть несколько.
  • Пространственная ориентация - легко ли ребенок различает лево-право? Давайте ему задания типа "принеси с левой верхней полки, открой второй снизу справа ящичек" и пр. Проводите зрительные диктанты, когда вы диктуете направление движения карандаша по бумаге - столько-то клеточек вправо, столько-то вниз и пр. В школе ребенок должен легко уметь ориентироваться в пространстве.
  • Ориентация во времени - учите ребенка обращаться с электронными и аналоговыми часами, приучайте контролировать время простыми заданиями вроде "скажи мне это через 15 минут ровно".
  • Воображение - все дети-фантазеры, но проверим на бумаге. Дайте ребенку альбомный лист с нарисованными на нем кругом, квадратом, кубом, треугольником и предложите дорисовать из фигур как можно больше предметов. А как много предметов сможете придумать вы сами?

Показатели эмоционально-волевого развития ребенка

Каждый ребенок - самостоятельная личность, которую характеризуют множество желаний, проявлений, стремлений, целей. Постарайтесь узнать больше о своем будущем школьнике:

  • Произвольность - если вы даете ребенку задание или поручение, насколько в его реакции понятие "надо" превалирует над понятием "хочу"? К школе малыш должен четко различать важность "нужных" дел и уметь соразмерять свои желания с тем, что делать нужно и необходимо.
  • Самостоятельность - в 6-7 лет ребенок уже должен во многом проявлять свою самостоятельность. Имеется ли у него расписание, которому он следует без напоминаний? Можно ли ему поручить что-либо, будучи уверенным, что дело будет сделано? В игровой форме приучайте ребенка помогать по хозяйству, и определяйте его персональные обязанности. Разработайте утреннюю рутину для него, делать которую он сможет самостоятельно (застилать постель, одеваться, умываться, во время быть готовым к выходу).
  • Эмпатия - умеет ли ребенок сочувствовать и сопереживать? Жалеет ли только котенка на улице или же может искренне пожалеть уставшего папу или приболевшую маму? Очень важно постараться привить ребенку способность к сопереживанию в самом раннем возрасте.
  • Агрессивность - какие проявления агрессивности и на что или кого именно направленные действия приходилось вам наблюдать? Умеет ли ребенок справиться с гневом?

Показатели личностного развития ребенка

Готов ли ребенок, как маленький самостоятельный человек, к своей первой "взрослой" социальной роли?

  • Мотивация - почему мы будем ходить в школу? Насколько ребенок мотивирован к этому событию? Задайте ему этот вопрос - зачем мы идем в школу?, и задумайтесь над ответом. Возможно, в своих беседах и занятиях с малышом вам сейчас нужно дать ему больше информации об учебе, новых радостях и сложностях, которые ждут его впереди.
  • Самооценка - умеет ли ребенок объективно оценить себя и свои способности? Простой тест: нарисуйте на бумаге лесенку и скажите ребенку, что на нижней ступени лестницы находятся самые глупые детки, а на верхней - самые умные (красивые, сильные, здоровые и пр.), и предложите нарисовать себя на лестнице. Где он разместит себя? Попросите нескольких членов семьи независимо друг от друга провести этот тест с ребенком. С кем он нарисует себя выше, с кем ниже? Соответственно, вы определите не только самооценку малыша, но и то, кто из близких завышает или занижает его восприятие себя.
  • Работа по инструкции - прошло то время, когда вы могли прийти на помощь и сделать все за заигравшегося малыша. Теперь нужно уметь четко следовать указаниям и делать то, что сказано по инструкции. В процессе подготовки к школе давайте ребенку все более сложные указания, следовать которым он должен будет "близко к тексту".
  • Умение проигрывать - является важной составляющей адаптации в коллективе. В случае промахов и неудач рассказывайте ребенку о том, что такое случается, что ничего страшного не произошло, что нужно уметь начать сначала или пойти дальше, а не отдаваться отчаянию и злости. Поощряйте проявление самоконтроля и собранности даже в том случае, если ребенку что-то не удалось сделать правильно.

Показатели социально-коммуникативного развития ребенка-школьника

И, наконец, готов ли ребенок вести себя социально в новом коллективе? Что он должен уметь и знать для того, чтобы не выбиваться из коллектива?

  • Нормы этикета - ребенок должен уметь вести себя за столом, приводить в порядок одежду, здороваться и прощаться, понимать, что есть свое и чужое и уметь обращаться с этим.
  • Общительность, правила общения со взрослыми и с другими детьми - самое время говорить с ребенком о том, что он не обязан и не может дружить со всеми своими новыми одноклассниками, но что нужно уметь поддерживать контакт со всеми ними, даже теми, кто по какой-либо причине не нравится. Вместе с тем, ребенок должен понимать, что общение на перемере и общение во время урока - разные вещи! Также ребенок должен понимать разницу в обращении с другими детьми и со взрослыми, со знакомыми и незнакомыми, с родственниками и с учителями.
  • Принятия позиции школьника - ребенок должен понять и принять свою новую роль школьника. Вместе с тем, дома он может расслабиться, не напоминайте ему поминутно, что теперь он школьник, что он обязан вести себя по-взрослому и пр. Помогите ребенку принять и полюбить новые условия его жизни.

Составьте для себя список основных показателей подготовленности ребенка к школе и подумайте, что именно нужно выделить и по каким параметрам подтянуть ребенка до начала занятий. Обсудите с будущим учителем и психологом отставание ребенка по каким-либо из пунктов, подумайте о том, не стоит ли отложить пока начало занятий до следующего года в случае, если ребенок кажется неподготовленным по многим из них.

 

Примерная схема изучения личности младшего школьника

И составления психолого-педагогической характеристики

 

1. Взаимоотношения с классным коллективом и отношение к школе:

Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, межличностные отношения в коллективе, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, традиции класса).

Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками, в чем их причина).

Дорожит ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)?

Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

Дисциплинированность.

Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушение дисциплины.

3. Учебная деятельность:

Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

Кругозор, начитанность.

Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

Отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

Способность к учению:

· особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

· осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

· уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

· развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли находить пути решения);

· развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности);

· старательность в учебной работе.

· умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой; заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

4. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)

Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы. Любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком).

Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

Организованность и дисциплинированность в труде.

Есть ли привычка к длительным усилиям?

Какие виды труда предпочитает?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.018 с.)