Тип языковой личности: персонализированная при текстопорождении – деперсонализирующая при текстовосприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тип языковой личности: персонализированная при текстопорождении – деперсонализирующая при текстовосприятии



 

Рассмотрим лингвоперсонологический портрет ЯЛ-102 в комбинации ПЯЛп – ДПЯЛв, т. е. персонализированная при текстопорождении и деперсонализирующая при текстовосприятии.

Обратимся к анализу ВТ ЯЛ-102 при текстопорождении.

Да и сам я – не сфинкс ли себе? Да – я сфинкс. Т.к. каждый человек загадка, которую удается разгадать далеко не всем. При встрече смотришь на человека и видишь перед собой обычный образ, похожий на тебя, также две руки, две ноги. Но что у него творится в душе, о чем он думает, что он сделает в данный момент, ты не понимаешь. Я думаю, потому что каждый человек индивидуален и непредсказуем. Так и я, внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка. А сфинкс тоже загадка, это одинокое существо, которое стоит посреди пустыни …(ЯЛ-102)

 

Данный ВТ относится к логической степени проявленности МЯС, повторяя ее основные принципы. Приведем в качестве примера несколько метатекстов одногруппников, правильно установивших автора ВТ.

Мне кажется, что этот текст написала ЯЛ-102, но не совсем уверен в этом. С самого начала кажется, просто задали вопрос и вот… она просто так взяла и согласилась, да, я сфинкс! И у этого тоже есть своя конкретика. Он тоже как человек. Тоже две руки, две ноги. А вот концовка, она уже более так закручена. «Внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка». Ну. Такая загадочность. И в самом последнем предложении, возможно, говорит о том, что она приехала откуда-то издалека. И здесь у нее не слишком много друзей и все остальное: «сфинкс тоже загадка, этот одинокое существо, которое стоит посреди пустыни…» (ЯЛ-58)

Текст принадлежит ЯЛ-102, потому что она ассоциирует каждого человека с загадкой. Но в тоже время она как бы не знает, что ожидать от этого человека. Человек, который как бы очень загадочен, что он сделает в данный момент и не понимаешь этого… и «обычная девушка, но внутри меня кроется загадка», это как раз ассоциируется с ней. Ну, и вот у нее такая вот натура…скромная, тихая, немного замкнутая в себе.. и вот также она сравнивает себя со сфинксом «А сфинкс тоже загадка, этот одинокое существо, которое стоит посреди пустыни…» (ЯЛ-4)

Ну, написала девушка! ЯЛ-102. Опять же, все четко прописано (ЯЛ-7)

 

Комментарий

Участники эксперимента установили автора анализируемого ВТ верно на 60%, соответственно, ЯЛ-102 является персонализированной.

Персоноориентированность ВТ реализуется при помощи личного местоимения 1 л. ед. ч. я и соответствующих глагольных форм 1 л. ед. ч., например: я сфинкс, я обычная девушка, внутри меня; я думаю. Также этот параметр текста актуализируется при помощи ты-повествования, т. е. введения глагольных форм 2 л. ед. ч.: смотришь на человека и видишь; ты не понимаешь. Выражение автора с позиции НАД текстом реализуется в основной части работы за счет использования словосочетаний: каждый человек, человек, он.

Персоноориентированные метапоказатели присутствуют в данном ВТ. Выражение собственной позиции проявляется так: Я думаю. ЯЛ-102 не сомневается в том, что пишет, она уверена в своей точке зрения, поэтому выражения колебаний в формулировке своей точки зрения отсутствуют. Текстоориентированные метапоказатели представлены только выражениями, указывающими на логичность, последовательность, например: Т.к. каждый человек; потому что каждый человек; Так и я, внешне я. Данные текстовые фрагменты свидетельствуют о стремлении автора ВТ объяснить свою точку зрения. В завершении ВТ она использует конструкцию Так и я, внешне я обычная девушка, которая демонстрирует подведение итога собственному ходу мыслей. Глагол ментальности, использованный в тексте, также свидетельствует о логичности: я думаю. ЯЛ-5 обращает внимание на структуру и последовательность частей во ВТ ЯЛ-102: сначала кажется, просто задали вопрос и вот… она просто так взяла и согласилась, да, я сфинкс; А вот концовка; И в самом последнем предложении.

На создание ВТ оказали влияние факторы текстообразования. Частотность использования лексем в тексте проявляется в лексическом повторе, грамматических формах одного и того же слова: человек; каждый человек; загадка – разгадать. Синонимические конструкции разнообразят лексический облик ВТ: собой обычный образ – также две руки, две ноги – внешне я обычная девушка; что у него творится в душе – внутри меня кроется загадка. Выражения также две руки, две ноги; что у него творится в душе, о чем он думает, что он сделает …становятся примером синтаксического параллелизма. Конструкция внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка – пример противопоставления. Стиль ВТ – книжный (обычный образ, ты не понимаешь, смотришь на человека).По типу изложения эта работа является рассуждением с четко выраженной структурой логического рассуждения (но без абзацного членения), есть завязка, начало высказывания, включающее положительный ответ на поставленный вопрос: Да – я сфинкс. Основная часть подтверждает обозначенный тезис с последовательным приведением аргументов: что он сделает в данный момент, ты не понимаешь; Я думаю, потому что каждый. Заключение ЯЛ-102 начинает при помощи Так и я, внешне я обычная девушка, свидетельствующее о подведении итога собственным размышлениям. Эти примеры указывают на влияние лингвистических признаков.

Экстралингвистические факторы текстообразования отражены при помощи черт характера: каждый человек индивидуален и непредсказуем. Важно отметить, что при помощи словосочетания каждый человек ЯЛ-102 проецирует действие и на свою личность. Описание также является неотъемлемым признаком данной работы: Так и я, внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка. ЯЛ-4, правильно установившая автора, указала также на проявление этого признака: Ну, и вот у нее такая вот натура…скромная, тихая, немного замкнутая в себе. ЯЛ-102 при написании текста использовала выражение обычная девушка, которое помогло участникам в установлении авторства в случае с метатекстом ЯЛ-7: Ну, написала девушка!. Так, здесь актуализирован параметргендерной принадлежности.

Таким образом, данный ВТ ЯЛ-102 относится к логической степени проявленности МЯС. ЯЛ-102 является персонализированной (ПЯЛп).

Рассмотрим ситуацию с метатекстами, созданными ЯЛ-102 при текстовосприятии, на втором этапе эксперимента.

100% метатекстов, ставших результатом метатекстовой деятельности ЯЛ-102, относится к безэкспликативной степени проявленности МЯС, остальные 10% – к сравнительной степени. На 70% ЯЛ-102 является деперсонализирующей при текстовосприятии (ДЯПЛв).

Я думаю, это текст ЯЛ-1. Но почему, не знаю.

Я думаю, это написал ЯЛ-1. «Беззаботное детство», «терзают разум», это к нему больше подходит.

Я думаю, это ЯЛ-4. Затрудняюсь объяснить, почему.

Мне кажется, это написал ЯЛ-9. Множество вопросов…у него тоже имеется медицинское образование…

Я думаю, что это ЯЛ-7. Просто методом исключения.

 

Комментарий

Данные метатексты представляют безэкспликативную степень, ВТ с элементами объяснения или без элементов объяснения.

Персоноориентированность в работах получает полное освещение при помощи личного местоимения 1 л. ед. ч. я и соответствующих глагольных форм 1 л. ед. ч.: я думаю, мне кажется. Соответственно, так же представлено выражение собственного мнения: я думаю, мне кажется, не знаю. Выражение сомнения вводится в высказывания редко: мне кажется. Как и при текстопорождении здесь можно говорить о высокой степени уверенности в своих словах ЯЛ-102 даже в случае неверного ответа. Если ЯЛ-102 не может пояснить свой ответ, следуют фразы: Но почему, не знаю; Затрудняюсь объяснить, почему. Так в тексте выражены персоноориентированные метапоказатели.

Текстоориентированные метапоказатели во ВТ данной степени проявленности МЯС встречаются редко. Но рассматриваемый материал содержит выражения, указывающие на логичность, последовательность: Но почему, не знаю; Затрудняюсь объяснить, почему. В этих фрагментах присутствуют причинные союзы, которые обычно становятся началом рассуждения. Здесь можно провести аналогию со ВТ ЯЛ-102, полученными при текстопорождении: там логические метапоказатели являются частотными.

Рассматривая эти работы как метатексты, т. е. ВТ о ВТ со стороны воспринимающей ЯЛ-102, то стоит отметить влияние лингвистических и экстралингвистических факторов текстообразования. ЯЛ-102, анализируя ВТ, указывает на частотность лексем в текстах: «Беззаботное детство», «терзают разум», это к нему больше подходит. ЯЛ-102 отмечает организацию языковых средств в проинтерпретированных текстах: Множество вопросов; манеру общения, например: это к нему больше подходит. Экстралингвистические факторы также проявляются в метатекстах ЯЛ-102. Она указывает на апелляцию к реальным событиям: у него тоже имеется медицинское образование…

 

Следовательно, ЯЛ-102 при текстовосприятии является деперсонализирующей (ДПЯЛв), т. е. она не смогла указать верно большинство авторов ВТ.

Из всего вышесказанного следует вывод, что ЯЛ-102 при текстопорождении является персонализированной (ПЯЛп), актуализируя своим ВТ логическую степень проявленности МЯС, это соответствует всем параметрам созданной классификации степеней проявленности МЯС. При текстовосприятии ЯЛ-102 является деперсонализирующей (ДПЯЛв), ее метатексты относятся к безэкспликативной степени. ЯЛ-102 не смогла установить верно авторов ВТ при анализе, однако отличительной чертой ее метатекстов было использование метапоказателей логичности (Но почему, не знаю). В этом случае можно провести параллель со ВТ при текстопорождении, который отнесен к логической степени, в котором присутствовали метапоказатели логичности и последовательности. Так, можно сделать вывод, что стремление структурировать информацию, сделать логические связки, выводы – отличительная черта ЯЛ-102, хоть и проявившаяся слабо при текстовосприятии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.015 с.)