Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тип языковой личности: персонализированная при текстопорождении – деперсонализирующая при текстовосприятии
Рассмотрим лингвоперсонологический портрет ЯЛ-102 в комбинации ПЯЛп – ДПЯЛв, т. е. персонализированная при текстопорождении и деперсонализирующая при текстовосприятии. Обратимся к анализу ВТ ЯЛ-102 при текстопорождении. Да и сам я – не сфинкс ли себе? Да – я сфинкс. Т.к. каждый человек загадка, которую удается разгадать далеко не всем. При встрече смотришь на человека и видишь перед собой обычный образ, похожий на тебя, также две руки, две ноги. Но что у него творится в душе, о чем он думает, что он сделает в данный момент, ты не понимаешь. Я думаю, потому что каждый человек индивидуален и непредсказуем. Так и я, внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка. А сфинкс тоже загадка, это одинокое существо, которое стоит посреди пустыни …(ЯЛ-102)
Данный ВТ относится к логической степени проявленности МЯС, повторяя ее основные принципы. Приведем в качестве примера несколько метатекстов одногруппников, правильно установивших автора ВТ. Мне кажется, что этот текст написала ЯЛ-102, но не совсем уверен в этом. С самого начала кажется, просто задали вопрос и вот… она просто так взяла и согласилась, да, я сфинкс! И у этого тоже есть своя конкретика. Он тоже как человек. Тоже две руки, две ноги. А вот концовка, она уже более так закручена. «Внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка». Ну. Такая загадочность. И в самом последнем предложении, возможно, говорит о том, что она приехала откуда-то издалека. И здесь у нее не слишком много друзей и все остальное: «сфинкс тоже загадка, этот одинокое существо, которое стоит посреди пустыни…» (ЯЛ-58) Текст принадлежит ЯЛ-102, потому что она ассоциирует каждого человека с загадкой. Но в тоже время она как бы не знает, что ожидать от этого человека. Человек, который как бы очень загадочен, что он сделает в данный момент и не понимаешь этого… и «обычная девушка, но внутри меня кроется загадка», это как раз ассоциируется с ней. Ну, и вот у нее такая вот натура…скромная, тихая, немного замкнутая в себе.. и вот также она сравнивает себя со сфинксом «А сфинкс тоже загадка, этот одинокое существо, которое стоит посреди пустыни…» (ЯЛ-4) Ну, написала девушка! ЯЛ-102. Опять же, все четко прописано (ЯЛ-7)
Комментарий Участники эксперимента установили автора анализируемого ВТ верно на 60%, соответственно, ЯЛ-102 является персонализированной.
Персоноориентированность ВТ реализуется при помощи личного местоимения 1 л. ед. ч. я и соответствующих глагольных форм 1 л. ед. ч., например: я сфинкс, я обычная девушка, внутри меня; я думаю. Также этот параметр текста актуализируется при помощи ты-повествования, т. е. введения глагольных форм 2 л. ед. ч.: смотришь на человека и видишь; ты не понимаешь. Выражение автора с позиции НАД текстом реализуется в основной части работы за счет использования словосочетаний: каждый человек, человек, он. Персоноориентированные метапоказатели присутствуют в данном ВТ. Выражение собственной позиции проявляется так: Я думаю. ЯЛ-102 не сомневается в том, что пишет, она уверена в своей точке зрения, поэтому выражения колебаний в формулировке своей точки зрения отсутствуют. Текстоориентированные метапоказатели представлены только выражениями, указывающими на логичность, последовательность, например: Т.к. каждый человек; потому что каждый человек; Так и я, внешне я. Данные текстовые фрагменты свидетельствуют о стремлении автора ВТ объяснить свою точку зрения. В завершении ВТ она использует конструкцию Так и я, внешне я обычная девушка, которая демонстрирует подведение итога собственному ходу мыслей. Глагол ментальности, использованный в тексте, также свидетельствует о логичности: я думаю. ЯЛ-5 обращает внимание на структуру и последовательность частей во ВТ ЯЛ-102: сначала кажется, просто задали вопрос и вот… она просто так взяла и согласилась, да, я сфинкс; А вот концовка; И в самом последнем предложении. На создание ВТ оказали влияние факторы текстообразования. Частотность использования лексем в тексте проявляется в лексическом повторе, грамматических формах одного и того же слова: человек; каждый человек; загадка – разгадать. Синонимические конструкции разнообразят лексический облик ВТ: собой обычный образ – также две руки, две ноги – внешне я обычная девушка; что у него творится в душе – внутри меня кроется загадка. Выражения также две руки, две ноги; что у него творится в душе, о чем он думает, что он сделает …становятся примером синтаксического параллелизма. Конструкция внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка – пример противопоставления. Стиль ВТ – книжный (обычный образ, ты не понимаешь, смотришь на человека).По типу изложения эта работа является рассуждением с четко выраженной структурой логического рассуждения (но без абзацного членения), есть завязка, начало высказывания, включающее положительный ответ на поставленный вопрос: Да – я сфинкс. Основная часть подтверждает обозначенный тезис с последовательным приведением аргументов: что он сделает в данный момент, ты не понимаешь; Я думаю, потому что каждый. Заключение ЯЛ-102 начинает при помощи Так и я, внешне я обычная девушка, свидетельствующее о подведении итога собственным размышлениям. Эти примеры указывают на влияние лингвистических признаков.
Экстралингвистические факторы текстообразования отражены при помощи черт характера: каждый человек индивидуален и непредсказуем. Важно отметить, что при помощи словосочетания каждый человек ЯЛ-102 проецирует действие и на свою личность. Описание также является неотъемлемым признаком данной работы: Так и я, внешне я обычная девушка, но внутри меня кроется загадка. ЯЛ-4, правильно установившая автора, указала также на проявление этого признака: Ну, и вот у нее такая вот натура…скромная, тихая, немного замкнутая в себе. ЯЛ-102 при написании текста использовала выражение обычная девушка, которое помогло участникам в установлении авторства в случае с метатекстом ЯЛ-7: Ну, написала девушка!. Так, здесь актуализирован параметргендерной принадлежности. Таким образом, данный ВТ ЯЛ-102 относится к логической степени проявленности МЯС. ЯЛ-102 является персонализированной (ПЯЛп). Рассмотрим ситуацию с метатекстами, созданными ЯЛ-102 при текстовосприятии, на втором этапе эксперимента. 100% метатекстов, ставших результатом метатекстовой деятельности ЯЛ-102, относится к безэкспликативной степени проявленности МЯС, остальные 10% – к сравнительной степени. На 70% ЯЛ-102 является деперсонализирующей при текстовосприятии (ДЯПЛв). Я думаю, это текст ЯЛ-1. Но почему, не знаю. Я думаю, это написал ЯЛ-1. «Беззаботное детство», «терзают разум», это к нему больше подходит. Я думаю, это ЯЛ-4. Затрудняюсь объяснить, почему. Мне кажется, это написал ЯЛ-9. Множество вопросов…у него тоже имеется медицинское образование… Я думаю, что это ЯЛ-7. Просто методом исключения.
Комментарий Данные метатексты представляют безэкспликативную степень, ВТ с элементами объяснения или без элементов объяснения. Персоноориентированность в работах получает полное освещение при помощи личного местоимения 1 л. ед. ч. я и соответствующих глагольных форм 1 л. ед. ч.: я думаю, мне кажется. Соответственно, так же представлено выражение собственного мнения: я думаю, мне кажется, не знаю. Выражение сомнения вводится в высказывания редко: мне кажется. Как и при текстопорождении здесь можно говорить о высокой степени уверенности в своих словах ЯЛ-102 даже в случае неверного ответа. Если ЯЛ-102 не может пояснить свой ответ, следуют фразы: Но почему, не знаю; Затрудняюсь объяснить, почему. Так в тексте выражены персоноориентированные метапоказатели.
Текстоориентированные метапоказатели во ВТ данной степени проявленности МЯС встречаются редко. Но рассматриваемый материал содержит выражения, указывающие на логичность, последовательность: Но почему, не знаю; Затрудняюсь объяснить, почему. В этих фрагментах присутствуют причинные союзы, которые обычно становятся началом рассуждения. Здесь можно провести аналогию со ВТ ЯЛ-102, полученными при текстопорождении: там логические метапоказатели являются частотными. Рассматривая эти работы как метатексты, т. е. ВТ о ВТ со стороны воспринимающей ЯЛ-102, то стоит отметить влияние лингвистических и экстралингвистических факторов текстообразования. ЯЛ-102, анализируя ВТ, указывает на частотность лексем в текстах: «Беззаботное детство», «терзают разум», это к нему больше подходит. ЯЛ-102 отмечает организацию языковых средств в проинтерпретированных текстах: Множество вопросов; манеру общения, например: это к нему больше подходит. Экстралингвистические факторы также проявляются в метатекстах ЯЛ-102. Она указывает на апелляцию к реальным событиям: у него тоже имеется медицинское образование…
Следовательно, ЯЛ-102 при текстовосприятии является деперсонализирующей (ДПЯЛв), т. е. она не смогла указать верно большинство авторов ВТ. Из всего вышесказанного следует вывод, что ЯЛ-102 при текстопорождении является персонализированной (ПЯЛп), актуализируя своим ВТ логическую степень проявленности МЯС, это соответствует всем параметрам созданной классификации степеней проявленности МЯС. При текстовосприятии ЯЛ-102 является деперсонализирующей (ДПЯЛв), ее метатексты относятся к безэкспликативной степени. ЯЛ-102 не смогла установить верно авторов ВТ при анализе, однако отличительной чертой ее метатекстов было использование метапоказателей логичности (Но почему, не знаю). В этом случае можно провести параллель со ВТ при текстопорождении, который отнесен к логической степени, в котором присутствовали метапоказатели логичности и последовательности. Так, можно сделать вывод, что стремление структурировать информацию, сделать логические связки, выводы – отличительная черта ЯЛ-102, хоть и проявившаяся слабо при текстовосприятии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.015 с.) |