Глава 2. Лингвоперсонологический анализ вторичных текстов при текстопорождении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Лингвоперсонологический анализ вторичных текстов при текстопорождении



Объектом исследования является ВТ, который наиболее полно отражает метатекстовую деятельность рядовых носителей языка. Проблема соотношения МЯС носителей языка, лингвоперсонологическая трактовка полученных экспериментальных данных позволяет увидеть их типологическое сходство, обусловленное субъективным фактором – разнообразием ЯЛ. При таком подходе ВТ всегда является метатекстом.

В исследовании ВТ понимается как текст, созданный на базе другого (первичного) текста. Полученные в ходе эксперимента материалы обладают высоким гносеологическим потенциалом, так как дают возможность сравнения, сопоставления с оригиналом – исходным текстом.

Степень проявленности МЯС во ВТ материализуется в метатекстах, которые становятся показателем различного уровня коммуникативных способностей ЯЛ, их культурного и интеллектуального статуса, а также объектом для установления действия тенденции к персонализации и деперсонализации при текстопорождении и текстовосприятии.

В данной главе представлен лингвоперсонологический анализ ВТ – метатекстовых «реакций» на первичный, исходный текст И. С. Тургенева «Сфинкс» при порождении ВТ.

Ввиду работы с многообразными ВТ представляется необходимым дифференцировать материал: получение ВТ путемпорождения или восприятия. Порождение ВТ осуществляется участниками эксперимента на первом этапе эксперимента: испытуемые письменно отвечают на вопрос «Да и сам я – не сфинкс ли себе?» после прочтения первичного текста И. С. Тургенева «Сфинкс». Тексты, созданные при текстовосприятии, подразумевают метаязыковые реакции участников эксперимента при ответе на вопрос «Как вы считаете, кто написал этот текст? Ответ аргументируйте», после изучения ВТ, полученных на первом этапе эксперимента.

В данном разделе рассмотрим ВТ, созданные на первом этапе эксперимента, – при текстопорождении.

Критерии классификации метапоказателей и параметры персонализации и деперсонализации позволяют дифференцировать ВТ в аспекте реализации в них степеней проявленности МЯС.

 

 

Безэкспликативная степень проявленности метаязыкового сознания

Эта степень иллюстрирует нулевой уровень проявленности МЯС (см. п. 1.3.2), ЯЛ принимает формальное участие в написании ВТ, при порождении ВТ предстает сжатым, т. е. имеет малый объем, является малоинформативным. ЯЛ автора, как правило, является деперсонализированной, метапоказатели не частотны. Факторы текстообразования оказали слабое влияние на создание текста.

(В приведенных примерах, оформленных курсивом, сохраняется орфография и пунктуация авторов текста, выделения и подчеркивания сделаны нами с целью демонстрации результатов анализа. Авторов ВТ мы обозначали условно как ЯЛ-1, ЯЛ-2, ЯЛ-3 и т. д.; ЯЛ-11, ЯЛ-12, ЯЛ-13 – индекс указывает на ЯЛ авторов из различных групп).

 

Вторичный текст без элементов объяснения

Особенность этого подтипа ВТ заключается в том, что ЯЛ дает конкретный ответ на предложенный вопрос, но далее никак не поясняет его, не комментирует. Текст предстает сжатым и малоинформативным. Рассмотрим ВТ ЯЛ-11 (см. п. 1.3.3, п. 1.3.4).

Да и сам я – не сфинкс ли себе? Нет, вряд ли. То, что я непримитивная натура, содержащая массу загадок и таинств, вовсе не предполагает, что я сфинкс (ЯЛ-11)

ЯЛ-11, написавшая этот текст, дает отрицательный ответ на поставленный вопрос, но никак не комментирует свою позицию, но считает себя особенной, незаурядной натурой, полной тайн. Можно проследить некоторое противоречие в этом обороте. Текст не вызвал особых эмоций и интереса у аудитории. Один участник эксперимента правильно определил автора:

Я написала, что это ЯЛ-11. Потому что «я непримитивная натура», и в ней много загадок и тайн (ЯЛ-7)

Комментарий

Метатекст представляется малосодержательным, как и сам анализируемый ВТ. ЯЛ-11 является деперсонализированной (ДПЯЛп), ее текст был определен верно на 10%. ЯЛ-11 использует только персоноориентированные метапоказатели, иллюстрирующие сомнение, колебание, например, вряд ли, вовсе не. К экстралингвистическим факторам относятся черты характерапосредством использования словосочетания непримитивная натура.

Другим примером безэкспликативной степени проявленности МЯС без элементов пояснения будет являться следующий ВТ:

Да и сам я не сфинкс ли себе? На самом деле я не сфинкс, не вижу я в себе загадку (ЯЛ-51)

 

Авторство данного ВТ было установлено испытуемыми верно тоже лишь на 10%. Это подтверждает такой комментарий:

Этот текст написала ЯЛ-51, если Вы помните, ей не очень понравилось задание, она еще говорила, что не видит в себе ничего загадочного (ЯЛ-12)

 

Комментарий

Здесь можно вновь говорить о нулевой проявленности МЯС. ЯЛ-51 кратко отвечает на поставленный вопрос и является деперсонализированной (ДПЯЛп). ЯЛ-51 использует только персоноориентированные метапоказатели, указывающие на уверенность, например, на самом деле. К лингвистическим факторам текстообразования отнесем элементы разговорного стиля метатекста, например, инверсию: не вижу я в себе загадку. К экстралингвистическим факторам относятся черты характера, это проявляется в тексте посредством употребления такого выражения не вижу я в себе загадку.

Если одни участники эксперимента, отвечая отрицательно на предложенный вопрос, никак не поясняли свое мнение, другие, выбирая утвердительную форму, также создали ВТ безэкспликативной степени без элементов пояснения.

Например,

Да и сам я – не сфинкс ли себе? Да, я сам себе сфинкс! (ЯЛ-61)

Комментарий

Этот емкий текст является воплощением уверенности, непоколебимости и чрезмерной эмоциональности автора за счет утвердительного ответа и восклицательного знака. Так, персоноориентированные метапоказатели и экстралингвистические факторы повлияли на создание такого вида текста.

Я думаю, это текст ЯЛ-61, потому что, вот я считаю, если бы она говорила устно, она бы много чего сказала, а письменно она не заморачивалась и написала вот такую фразу (ЯЛ-1)

Я считаю, что это ЯЛ-61, во-первых, очень коротко, и, я бы сказала, резко (ЯЛ-2)

Это ЯЛ-61, я знаю, что этот человек ленивый. Поэтому она написала так, отписку, считай (ЯЛ-10)

 

Метатексты участников, правильно определивших автора, указывают на лень, резкость и нежелание вникать глубоко в смысл как текста, так и работы – актуализация экстралингвистических факторов, касающихся проявленности черт характера ЯЛ-61. В этом случае актуализируется указание на персонализированность ЯЛ-61 (ПЯЛп).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.01 с.)