Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая антропоцентрическая лингвистика↑ Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Язык постоянно эволюционирует, одна научная парадигма [Кун 1977] сменяется другой, ставя новые объекты и предметы в центр своего изучения. Традиционно ученые выделяют три научные парадигмы. XIX век прошел под знаком сравнительно-исторического направления, в этот период отдавался приоритет происхождению языков, реконструкции праязыка, установлению связи между возможными родственными языками, описанию их эволюции, в результате чего создавались сравнительно-исторические грамматики и словари. Позже системно-структурная парадигма пыталась ответить на вопросы, касающиеся внутреннего устройства и организации языка, выявления и группировки языковых единиц, их систематики и классификации, а также объединения в языковую систему. Антропоцентрическая лингвистика, пришедшая на смену последнему направлению, принимая во внимание предыдущие открытия, ориентируется на изучение субъекта, т. е. носителя языка. Антропоцентризм – «воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания» [Большой академический словарь… 2004 ] – в широком значении. Рассматривая данное определение с лингвистической точки зрения, можно обратиться к следующему толкованию: это «подход к исследованию языка, приспособившегося к нуждам человека, его потребностям» [Жеребило 2010: 35]. Таким образом, данные термины ставят человеческую личность в центр изучения. «Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования….человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. Он знаменует, иными словами, тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс» [Кубрякова 1995: 212] – именно так рассматривает понятие антропоцентризма Е. С. Кубрякова. Но для нас первостепенную роль играет то, что «в лингвистике антропоцентрический принцип связан с попыткой рассмотреть языковые явления в диаде "язык и человек"» [Кубрякова 1995: 213], иными словами, как язык функционирует для человека, т. е. языковой личности и каким образом языковая личность оказывает влияние на язык в формальном его выражении.
Язык объединяет людей в одно языковое общество. В. фон Гумбольдт, стоящий у истоков развития антропоцентризма, вывел соотношение между сравнительным языковедением, социологией языка и философской теорией истины [Гумбольдт 2000: 17]. Он считал, что через язык, т. е. посредством осмысления семантики того или иного слова, между людьми осуществляется процесс коммуникации, который позволяет объединить человеческое индивидуальное и субъективное в объективное целое. Именно через коммуникацию людей осуществляется процесс познания истины, которая невозможна без языка, обозначенного В. фон Гумбольдтом как деятельность. Теоретические положения В. фон Гумбольдта близки немецкой классической философии, она в свою очередь предложила рассмотреть язык через призму культурных, этических, эстетических приемов. Язык тесно переплетен с духовной силой человечества, «отражая в себе каждую стадию культуры» [Гумбольдт 2000: 48]. Язык «…заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения…» [Гумбольдт 2000: 51]. Положения В. фон Гумбольдта носят антиномический характер, что позволяет использовать их в качестве методологии как системоцентрических, так и антропоцентрических исследований. В первом случае подразумеваются заложенные в самом языке возможности: «…насколько язык объективно действен и самостоятелен, настолько же он субъективно пассивен и зависим» [Гумбольдт 2000: 83], во втором случае реализуется отождествление духа человека и его языка: «…чем сильнее воздействие духа на язык, тем закономерней и богаче развитие последнего» [Гумбольдт 2000: 47], «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно себе представить что-нибудь более тождественное» [Гумбольдт 2000: 68]. Таким образом, в языке действительно заложен огромный потенциал, который предоставляет каждому человеку возможность для самореализации, а существование множества разнообразных личностей как раз и позволяет языку накопить и развить его.
О необходимости рассмотрения многочеловеческой и частночеловеческой личности впервые заговорил Н. С. Трубецкой [Трубецкой 1995: 105]. Ученый был уверен в том, что изучать личность должны многие науки, а координировать их работу – одна, а именно, персонология: «она может и должна быть предметом научного и философского изучения: изучаться при этом могут либо общие законы существования личности и отношения личности к миру и к другим личностям, либо формы эмпирического проявления как личности вообще, так и какой-нибудь конкретной данной личности…» [Трубецкой 1995: 106 – 107]. Сам термин персонализм обязан своим появлением книге Ш. Ренувье «Персонализм» [Renouvier 1903], однако создателем философской концепции персонализма стал католический французский философ Э. Мунье [Mounier 1936; 1949]. В своей работе «Манифест персонализма» [Мунье 1999] он дал подробное описание причин возникновения данного направления во французской культуре, указал на его основные особенности и цели, определил значение и роль для цивилизации и истории в целом. По данным философского словаря, «персонализм – направление в современной философии, рассматривающее личность как высшую ценность культуры, а мир – как проявление личностной творческой активности» [Краткий философский…2001: 282]. Особый интерес представляют две противоположные тенденции, предложенные Э. Мунье, которые стали для нас основополагающими в лингвоперсонологии. «Одна из них — постоянно действующая тенденция к деперсонализации. Она проявляется не только как утрата личностных основ или как безразличие, ведущие личность к нивелировке (упадок энергии), самоудовлетворенности или к движению по кругу. Она направлена против самой жизни, умеряет ее порыв, создает скопище бесконечно повторяющих друг друга особей, лишает открытия новизны, отводит жизненный поток в безопасные зоны, откуда он продолжает по инерции движение, которое в итоге оборачивается против него. Она, наконец, лишает социальную и духовную жизнь напряженности, ведет к расхлябанности, рутине, пустой болтовне… Другая тенденция — это движение к персонализации, которое, строго говоря, начинается только с появлением человека, к чему, однако, он подготовлен всей историей Вселенной,…открывается целый спектр возможностей, которые биологические образования предлагают индивиду на выбор и тем самым ведут к возникновению личностных центров…» [Мунье 1999: 471]. Иными словами, тенденция к персонализации направлена на реализацию свойств и проявлений личности в языковом плане, тенденция к деперсонализации – вуалирование, сглаживание реализации языковой личности. Вслед за В. П. Нерознаком [Нерознак 1996], мы наделяем вышеописанные тенденции лингвистическим содержанием и понимаем под ними разные уровни проявленности/ непроявленности свойств языковой личности (далее ЯЛ), проецируя эти качества в первую очередь на текст. Тенденция к персонализации указывает на способность к проявленности (активности) свойств личности, тенденция к деперсонализации – тенденция к «нивелированию свойств личности» [Мельник 2011: 134], к пассивности в своих языковых проявлениях (см. п. 1.3.4). Во взаимодействии данных тенденций и возникает личностный универсум. Таким образом, направление, в рамках которого осуществляется наше исследование, признает человека, т. е. личность, и продукты его речевой деятельности главными объектами изучения. Нас интересует именно ЯЛ и текст, ставший результатом проявленности ее метаязыкового сознания. «Концепт языковая личность формируется на стыке философских концепций персонологии, персонализма и теории языковой личности, которую мы называем лингвистической персонологией» [Нерознак 1996: 113]. По мнению В. П. Нерознака, лингвистическая персонология, или лингвоперсонология [Нерознак 2003], может исследовать «…состояние языка (индивидуации) как частночеловеческой языковой личности (идиолектной личности), так и многочеловеческой (полилектной) языковой личности – народа» [Нерознак 1996: 113].
Изучение ЯЛ осуществляется при помощи построения ее типологии и моделирования, что нашло свое отражение в следующих работах и коллективных монографиях: [Оленев 2008; Лингвоперсонология…2006; Лингвоперсонология…2009; Языковая личность…2014; Языковая личность…2016; Иванцова 2010; Иванцова 2010а] и т. д. Таким образом, антропоцентическая лингвистика нацелена на многомерное и полиаспектное изучение ЯЛ как новой категории лингвоперсонологической системы. Современный антропоцентризм стремится охватить взаимодействие человека и языковой картины мира, углубляясь в самоотражение ЯЛ в продуцируемом ею тексте, человека и человека в аспекте коммуникативной направленности, человека и языка как когнитивного, познавательного единства, а также существование, развитие и перспективы самого языка как данности в человеке.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.012 с.) |