Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метаязыковое сознание: сфера осознанного и неосознаваемого непрофессиональной языковой личности
В лингвистических работах рассматриваются два уровня ЯС: глубинный, контролирующий подсознательную, автоматизированную языковую деятельность говорящего, и поверхностный, отражающий рефлексию субъекта над языком [Ростова 2000: 24 – 41]. Первый исследуется через выявление закономерностей номинации, образования тропов и строения текста, формирование культурных концептов и т.п. (А.А. Леонтьев, Г.В. Ейгер, И.А. Стернин, В.Н. Телия, Е.С. Кубрякова и др.); второй, получивший название «метаязыкового сознания», рассматривается через метатексты – суждения индивида о языке (О.И. Блинова, А.Н. Ростова, А.А. Белобородов, С.А. Ромашко, С.Е. Никитина, Е.В. Ухмылина, Л.В. Кирпикова и др.) [Иванцова 2002: 66]. Наше диссертационное исследование направлено на освещение способов проявления ЯС рядовых носителей языка в процессе создания разных видов ВТ. Любая речевая деятельность рядового носителя языка соотносится с проявлением обыденного сознания. Н. Д. Голев отмечает двоякую природу этого термина: обыденное метаязыковое сознание – «явление несомненно гносеологическое, так как в важнейших проявлениях данного феномена носитель языка встает «над» языком, выступая в роли субъекта, познающего язык во всех его ипостасях и самого себя как носителя языка» [Голев 2009б: 7]. Метаязыковое сознание (далее МЯС) соотносится с ЯС ввиду непосредственной речемыслительной деятельности. ЯЛ в процессе речевой деятельности, по мнению Н. Д. Голева, теряет осознанность использования языка как системы: «Спонтанная, чувственная, автоматическая сторона речевой деятельности образует свернутые (в очень разной степени) и автоматизированные формы осознанного, рационального, творческого использования языка, что проявляется и в возможности разворачивания этих форм» [Голев 2009б: 9], т. е. реализуется потенциал неосознанного владения языком рядовыми носителями в аспекте проявленности МЯС. А. Н. Ростова акцентирует внимание на том, что размытые границы этого понятия получают «четкие очертания лишь при условии вербализации результатов рефлексии говорящего над языком» [Ростова 2008: 47 ], т. е. при интерпретации текста, в момент выражения собственной рефлексии по поводу прочитанного текста, написанного другими носителями языка.
Онтологичность МЯС отвечает за осуществление речевой деятельности в процессе общения, т. е., по мнению Н. Д. Голева, «говоря об онтологическом функционировании…, мы привязываем его к непосредственной коммуникативной деятельности» [Голев 2009б: 11]. «Свойство «скрытости» МЯС в аспекте его коммуникативной сущности приближается, скорее, к свойству «глубинность», при этом нередко (а точнее – регулярно) метаязыковое сознание выходит на поверхность в форме осознанной рефлективной деятельности рядовых носителей языка, объектом которой выступает сам язык, речь, языковое сознание и языковая личность» [Голев 2009б: 11]. Так, МЯС представляет собой, по мнению Н. Д. Голева, набор более или менее осознанных представлений рядовых носителей языка о самом языке и на языке в его разных проявлениях [Голев 2009а: 371]. Данное определение более емко отражает суть понятия. Таким образом, действие МЯС проявляется лишь в речи носителей языка, а лучшим способом его реализации является текстовый материал, отражающий коммуникативную сторону ЯС испытуемых. Эти положения применимы для настоящего исследования: МЯС реализуется наиболее полно во ВТ рядовых носителей языка, студентов, принявших участие в лингвистическом эксперименте. Многомерный, комплексный способ как получения текстового материала, так и его анализа соотнесен с коммуникативной деятельностью пишущего и читающего: ВТ на первом этапе эксперимента – это отражение рефлексии обыденного МЯС относительно первичного текста И. С. Тургенева «Сфинкс», ВТ на втором этапе эксперимента, условно обозначенные нами метатекстами, также содержат способы проявленности МЯС, иллюстрируя анализ, интерпретацию ВТ, а также информацию об авторской принадлежности текста и доказательства собственной точки зрения. А. Н. Ростова по-иному трактует определение МЯС сквозь призму осознанного знания о языке: «это совокупность знаний, представлений, суждений о языке, элементах его структуры, их формальной и смысловой соотносительности, функционировании, развитии, о собственных речевых тактиках и т.д.» [Ростова 2008: 47], кроме этого МЯС «включает не только сферу явного, вербализованного сознания, но и сферу скрытого осознания…» [Ростова 2000: 45]. Применительно к нашей теории данная трактовка понятия применима лишь отчасти по той причине, что МЯС – это сложное, комплексное понятие, включающее в себя сферу осознанного и неосознанного (бессознательного), чувственного и рационального, подготовленного и спонтанного способа реализации мышления, рефлексии ЯЛ не только о языке, но и, самое главное, о тексте.
Теоретически систематизированное знание и теоретически несистематизированное, т. е. сфера обыденного МЯС принципиально различаются тем, что они, отражая одну и ту же языковую реальность, используют разные способы выражения, преследуют разные цели, руководствуются разными предпосылками, реализуются в разных условиях. М. Р. Шумарина относит проявленность МЯС писателя, поэта к стороне наивного МЯС, поясняя свою позицию тем, что даже в случае точности и конкретности своих высказываний его наблюдения «являются не результатом научно-лингвистического анализа, а проявлением языковой интуиции автора» [Шумарина 2008: 706 – 707]. Соответственно, из данного положения следует, что все высказывания профессиональной ЯЛ могут находиться в сфере осознанного знания о языке и при этом отражать принципы наивной, обыденной лингвистики. Так, обыденное МЯС – одна из основных форм речевой деятельности рядовых носителей языка, наиболее отчетливо проявляющаяся в процессе коммуникации. Отраженное в метаязыковой рефлексии обыденное сознание демонстрирует понимание человеком мира, его систему ценностей, социальных, культурных, коммуникативных предпочтений, речеязыковых норм. Рефлексия выявляет объем и глубину знаний о мире, о культуре, о языке, которые неодинаковы для разных индивидов и разных общностей людей (языковых, социальных, профессиональных). Под обыденной метаязыковой рефлексией понимается отражение наивных знаний, представлений, суждений о языке и речи непрофессиональной ЯЛ. Соответственно, под МЯС подразумевается проявление осознанных и неосознанных представлений, рефлексий о языке и тексте в различных формах текстовой деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.) |