Метаязыковое сознание: сфера осознанного и неосознаваемого непрофессиональной языковой личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метаязыковое сознание: сфера осознанного и неосознаваемого непрофессиональной языковой личности



В лингвистических работах рассматриваются два уровня ЯС: глубинный, контролирующий подсознательную, автоматизированную языковую деятельность говорящего, и поверхностный, отражающий рефлексию субъекта над языком [Ростова 2000: 24 – 41]. Первый исследуется через выявление закономерностей номинации, образования тропов и строения текста, формирование культурных концептов и т.п. (А.А. Леонтьев, Г.В. Ейгер, И.А. Стернин, В.Н. Телия, Е.С. Кубрякова и др.); второй, получивший название «метаязыкового сознания», рассматривается через метатексты – суждения индивида о языке (О.И. Блинова, А.Н. Ростова, А.А. Белобородов, С.А. Ромашко, С.Е. Никитина, Е.В. Ухмылина, Л.В. Кирпикова и др.) [Иванцова 2002: 66]. Наше диссертационное исследование направлено на освещение способов проявления ЯС рядовых носителей языка в процессе создания разных видов ВТ.

Любая речевая деятельность рядового носителя языка соотносится с проявлением обыденного сознания. Н. Д. Голев отмечает двоякую природу этого термина: обыденное метаязыковое сознание – «явление несомненно гносеологическое, так как в важнейших проявлениях данного феномена носитель языка встает «над» языком, выступая в роли субъекта, познающего язык во всех его ипостасях и самого себя как носителя языка» [Голев 2009б: 7]. Метаязыковое сознание (далее МЯС) соотносится с ЯС ввиду непосредственной речемыслительной деятельности. ЯЛ в процессе речевой деятельности, по мнению Н. Д. Голева, теряет осознанность использования языка как системы: «Спонтанная, чувственная, автоматическая сторона речевой деятельности образует свернутые (в очень разной степени) и автоматизированные формы осознанного, рационального, творческого использования языка, что проявляется и в возможности разворачивания этих форм» [Голев 2009б: 9], т. е. реализуется потенциал неосознанного владения языком рядовыми носителями в аспекте проявленности МЯС. А. Н. Ростова акцентирует внимание на том, что размытые границы этого понятия получают «четкие очертания лишь при условии вербализации результатов рефлексии говорящего над языком» [Ростова 2008: 47 ], т. е. при интерпретации текста, в момент выражения собственной рефлексии по поводу прочитанного текста, написанного другими носителями языка.

Онтологичность МЯС отвечает за осуществление речевой деятельности в процессе общения, т. е., по мнению Н. Д. Голева, «говоря об онтологическом функционировании…, мы привязываем его к непосредственной коммуникативной деятельности» [Голев 2009б: 11]. «Свойство «скрытости» МЯС в аспекте его коммуникативной сущности приближается, скорее, к свойству «глубинность», при этом нередко (а точнее – регулярно) метаязыковое сознание выходит на поверхность в форме осознанной рефлективной деятельности рядовых носителей языка, объектом которой выступает сам язык, речь, языковое сознание и языковая личность» [Голев 2009б: 11]. Так, МЯС представляет собой, по мнению Н. Д. Голева, набор более или менее осознанных представлений рядовых носителей языка о самом языке и на языке в его разных проявлениях [Голев 2009а: 371]. Данное определение более емко отражает суть понятия.

Таким образом, действие МЯС проявляется лишь в речи носителей языка, а лучшим способом его реализации является текстовый материал, отражающий коммуникативную сторону ЯС испытуемых. Эти положения применимы для настоящего исследования: МЯС реализуется наиболее полно во ВТ рядовых носителей языка, студентов, принявших участие в лингвистическом эксперименте. Многомерный, комплексный способ как получения текстового материала, так и его анализа соотнесен с коммуникативной деятельностью пишущего и читающего: ВТ на первом этапе эксперимента – это отражение рефлексии обыденного МЯС относительно первичного текста И. С. Тургенева «Сфинкс», ВТ на втором этапе эксперимента, условно обозначенные нами метатекстами, также содержат способы проявленности МЯС, иллюстрируя анализ, интерпретацию ВТ, а также информацию об авторской принадлежности текста и доказательства собственной точки зрения.

А. Н. Ростова по-иному трактует определение МЯС сквозь призму осознанного знания о языке: «это совокупность знаний, представлений, суждений о языке, элементах его структуры, их формальной и смысловой соотносительности, функционировании, развитии, о собственных речевых тактиках и т.д.» [Ростова 2008: 47], кроме этого МЯС «включает не только сферу явного, вербализованного сознания, но и сферу скрытого осознания…» [Ростова 2000: 45]. Применительно к нашей теории данная трактовка понятия применима лишь отчасти по той причине, что МЯС – это сложное, комплексное понятие, включающее в себя сферу осознанного и неосознанного (бессознательного), чувственного и рационального, подготовленного и спонтанного способа реализации мышления, рефлексии ЯЛ не только о языке, но и, самое главное, о тексте.

Теоретически систематизированное знание и теоретически несистематизированное, т. е. сфера обыденного МЯС принципиально различаются тем, что они, отражая одну и ту же языковую реальность, используют разные способы выражения, преследуют разные цели, руководствуются разными предпосылками, реализуются в разных условиях. М. Р. Шумарина относит проявленность МЯС писателя, поэта к стороне наивного МЯС, поясняя свою позицию тем, что даже в случае точности и конкретности своих высказываний его наблюдения «являются не результатом научно-лингвистического анализа, а проявлением языковой интуиции автора» [Шумарина 2008: 706 – 707]. Соответственно, из данного положения следует, что все высказывания профессиональной ЯЛ могут находиться в сфере осознанного знания о языке и при этом отражать принципы наивной, обыденной лингвистики.

Так, обыденное МЯС – одна из основных форм речевой деятельности рядовых носителей языка, наиболее отчетливо проявляющаяся в процессе коммуникации. Отраженное в метаязыковой рефлексии обыденное сознание демонстрирует понимание человеком мира, его систему ценностей, социальных, культурных, коммуникативных предпочтений, речеязыковых норм. Рефлексия выявляет объем и глубину знаний о мире, о культуре, о языке, которые неодинаковы для разных индивидов и разных общностей людей (языковых, социальных, профессиональных). Под обыденной метаязыковой рефлексией понимается отражение наивных знаний, представлений, суждений о языке и речи непрофессиональной ЯЛ. Соответственно, под МЯС подразумевается проявление осознанных и неосознанных представлений, рефлексий о языке и тексте в различных формах текстовой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.)