Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация языкового сознания рядового носителя языка в тексте
Языковое сознание (далее ЯС) оказывает непосредственное влияние на воплощение самореализации в речевой деятельности индивида: «Сможет ли то, что движет человеком изнутри и извне, отразиться в языке – зависит от живости языкового сознания, превращающего язык в зеркало мира» [Гумбольдт 1985: 400], т. к. «главным признаком языковой личности является наличие языкового сознания и языкового самосознания» [Никитина1989: 34]. А. Н. Ростова, анализируя работы немецкого лингвиста, формулирует основные положения его философии ЯС: осуществляет связь человека, общества, языка; способно развиваться и проявляться по-разному в языках разных народов; должно побуждать человека к развитию и совершенствованию языка; служит посредником коллективного и индивидуального в обществе [Ростова 2000: 18 – 19]. Так, ЯС координирует основные ментальные процессы в жизни человека, является связующим звеном между ним и остальным миром. Также термин «сознание» является ключевым понятием в разных науках, например, с точки зрения философии, стремящейся познать сущности, сознание – это идеальная форма деятельности, отражающая и преобразующая действительность. С позиции психологии, сознание – это представление индивидуальности, в то время как философское направление стремится типизировать объекты. В лингвистическом отношении использование термина ЯС соотносится с дихотомией «язык – мышление» и, соответственно, «мышление о языке». По мысли А. Н. Ростовой, «в качестве познающего объекта здесь выступает ЯЛ, а внешним миром, объектом отражения, является язык. Любой носитель языка в той или иной мере осознает структуру своего языка, нормы и правила его употребления, особенности функционирования и т.д. Эта область осознания получает название ЯС» [Ростова 2000: 33], иными словами, ЯС направлено на осмысление рядовыми носителями особенностей и принципов функционирования их языка в речи. Лингвофилософский подход к изучению ЯС представлен в работах следующих исследователей [Шпет 1927; Бодуэн де Куртенэ 1963; Щерба1974 ], с позиции деятельностного подхода ЯС исследуется в работах [ Леонтьев 1975; Дубровский 1980; Ростова 1983; Чупина 1987; Блинова 1989; Языковое сознание… 1998], изучение взаимосвязи ЯЛ и ЯС прослеживается в работах [Портнов 1994], ЯС рассматривается с позиции обучения иностранным языкам [Гальперин 1977].
Указывая на структуру ЯС, обратимся к работе А. Вежбицкой, которая отмечает его разноуровневую организацию, содержащую факты, «лежащие на поверхности и…скрытые очень глубоко» [Вежбицкая 1996: 244]. Н. Б. Лебедева предлагает особую модель ЯС, построенную на двух оппозициях, одну из них составляют разные виды «знания» относительно языка («знания языка», «знания о языке», «знания в языке», «знания НА языке»), а другую образуют противопоставления двух ментальных форм: неосознаваемого (подсознательного и бессознательного, интуитивного, чувственного и т.п.) и осознанного (собственно знания). Исследователь, рассматривая место метаязыкового компонента в этой структуре, утверждает, что метаязыковые знания и наивная лингвистика связаны друг с другом путем включения последней. По мысли Н. Б. Лебедевой, так называемые осознанные знания О языке – это метаязыковые знания, входящие в собственно лингвистическую компетенцию, которые можно разделить на естественную (обыденную, народную, наивную и пр.) лингвистику и профессиональное знание языка [Лебедева 2009: 61 – 62]. Подобную точку зрения мы встречаем в работах А. Н. Ростовой: «Актуальность разграничения знания языка и знаний о языке логически привела к выделению в ЯС сферы метаязыкового сознания как области рефлексирующего, осознанного, логического ЯС» [Ростова1999: 176]. Таким образом, сфера действия метаязыкового сознания охватывает два уровня знаний: осознанное знание о языке, которое соотносится с научным знанием, а именно, с естественной, наивной лингвистикой и профессиональным знанием о языке, а также неосознаваемое владение языком, включающее «спонтанные представления о языке и речевой деятельности» [Лебедева 2009: 63]. Вслед за Н. Б. Лебедевой в настоящей работе проявленность метаязыкового сознания нас интересует с позиции осознанного и неосознаваемого знания о языке и воплощенной с помощью него текстовой деятельности. Сложность четкого разграничения этих двух видов проявленности метаязыкового сознания заключается в их тесной спаянности и взаимозаменяемости. Например, осознанное знание о языке и тексте находит свое отражение на первом этапе эксперимента, когда испытуемые, получив задание продолжить ВТ, создают определенный конкретный вид текста, эксплицируя необходимый ответ, а к сфере неосознаваемого в данном ключе отнесем стилизации, подражания студентов, ввиду того, что они самостоятельно, но неосознанно выбрали такой вид текстопорождения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.005 с.) |