Глава 6. Валютные ограничения и валютные клиринги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Валютные ограничения и валютные клиринги



Валютные ограничения

Валютные ограничения - это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Принципы валютных ограничений:

централизация валютных операций в центральном и уполномочен­ных (девизных) банках;

лицензирование валютных операций - требование получения пред­варительного разрешения органов валютного контроля для приобрете­ния импортерами или должниками иностранной валюты;

полное или частичное блокирование валютных счетов;

ограничение обратимости валют установлением дифференцирован­ного ее режима для резидентов и нерезидентов.

Соответственно различаются категории валютных счетов: свобод­но конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использова­нием в пределах страны), по двусторонним правительственным согла­шениям, блокированные. Блокирование счетов - это официальное за­прещение свободно распоряжаться средствами на счетах в банках для достижения определенных экономических или политических целей.

Валютные ограничения являются составной частью валютного кон­троля, включающего также мероприятия государства по надзору, реги­страции, статистическому учету этих операций. Цель валютных огра­ничений - выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса и концентрация валютных ценностей у государства.

Свободный международный оборот существовал до первой мировой войны, когда осуществлялись свободная продажа и покупка иностран­ной валюты по любому курсу, вывоз денежных капиталов, денежные пе­реводы за границу. Однако с началом первой мировой войны в связи с недостатком валютных ресурсов и необходимостью мобилизации их для ведения войны сначала Австро-Венгрия, Германия, а затем и все воюющие страны были вынуждены ввести валютные ограничения.

Широкое развитие валютные ограничения получили в период миро­вого экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., в связи с резким ухудшением платежных балансов многих стран, <бегством> капиталов, крушением золотого стандарта и массовым обесценением валют. В результате были введены валютные ограничения в сфере движения капиталов и выплат государственных и частных дол­гов, что узаконило банкротство 25 государств-должников.

Новое усиление валютных ограничений было вызвано второй миро­вой войной, когда цель этих ограничений заключалась в мобилизации государствами дополнительных валютных ресурсов для финансирования огромных военных расходов. В широких размерах валютные ограничения были использованы фашистской Германией в качестве средства при­своения капитала иностранных кредиторов и орудия финансирования демпинга. В Германии были введены различные виды блокированных марок>: суммы, причитавшиеся иностранным кредиторам, не переводи­лись им в иностранной валюте, а зачислялись на особые блокирован­ные счета в марках и могли быть использованы только на определен­ные цели - для покупки германских товаров, оплаты расходов ино­странных туристов в Германии и т.д. Чтобы избавиться от этих бло­кированных марок, иностранные кредиторы продавали их германским экспортерам с большой скидкой против номинала (до 50- 80%). Таким образом фашистская Германия ликвидировала часть своей задолженно­сти присвоением средств иностранных кредиторов, а немецкие экспор­теры получали премию при обмене иностранной валюты на германские марки.

После второй мировой войны валютные ограничения не были лик­видированы. Острое расстройство платежных балансов заставило стра­ны сохранять валютные ограничения, чтобы уменьшить расходование своих сильно истощившихся валютных ресурсов и по возможности их восполнить.

После войны валютные ограничения практически существовали во всех странах, кроме США, Швейцарии, Канады и ряда латиноамерикан­ских стран.

Негативные значения валютных ограничений состоят в том, что, во-первых, они нарушают единство мирового хозяйства, во-вторых, препятствуют свободному развитию внешней торговли и, в-третьих, раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолирован­ные валютные сферы. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по заграничным торговым операциям, вводимые одними страна­ми, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам.

Нередко валютные ограничения сочетаются с той или иной формой валютного демпинга. Например, когда государство, устанавливая офи­циальный валютный курс, допускает надбавки к нему при покупке цен­тральными банками иностранной валюты у экспортеров, то оно тем са­мым создает систему экспортных премий и стимулирует демпинг, веду­щий к дальнейшему обострению конкурентной борьбы на мировом рынке.

В послевоенный период возникла тенденция к межгосударственно­му регулированию валютных ограничений через Международный валютный фонд (МВФ). Статьей VIII его Устава предусмотрена отмена валютных ограничений по текущим операциям и введение обратимости валют.

С конца 1958 г. по мере укрепления валютного положения западноевропейские страны ввели частичную обратимость(конвертируемость) валют, т.е. были отменены валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса для нерезидентов
(физических и юридических лиц, находящихся за пределами страны пребывания банка). Однако и при частичной обратимости валют сохраняются валютные ограничения, что проявляется в наличии счетов с разным режимом: неконвертируемых, частично конвертируемых, свободно конвертируемых.

В феврале 1961 г. в этих странах (в ФРГ с 1959 г.) были отме­нены валютные ограничения и для резидентов, т.е. была введена пол­ная обратимость валют. Постепенно расширяется число стран-членов МВФ, отменивших валютные ограничения.

Но все же в середине 1990 г. лишь 68 стран (45% общего коли­чества государств-членов МВФ) официально приняли на себя в соот­ветствии со статьей VIII Устава обязательство о недопущении валют­ных ограничений в области текущих операций.

Уставом МВФ предусмотрена в ряде случаев возможность стран вводить валютные ограничения и по движению капиталов. Но в 1976-1978 гг. была принята поправка к статье IV Устава, в которой отме­чалось, что <одной из целей развития мировой валютной системы яв­ляется обеспечение свободы движения капиталов>. Более того, воз­можность получения кредитов в Фонде поставлена в зависимость от эффективности использования валютных ограничений для выравнивания платежного баланса страны. В результате многие промышленно разви­тые страны стали постепенно отменять валютные ограничения по фи­нансовым операциям. Так, например, это сделала Великобритания к концу 1979 г., в связи с чем было ликвидировано несоответствие ме­жду ролью Лондона как мирового финансового центра и наличием ва­лютных ограничений в стране.

Следует различать формы валютных ограничений по сферам их применения.

По текущим операциям платежного баланса они выступают в сле­дующих формах:

блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от про­дажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоря­жаться этими средствами;

обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизным банкам;

ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при нали­чии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах им­портер обязан внести на депозит в банк определенную сумму нацио­нальной валюты для получения импортной лицензии;

ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной ва­люты;

запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту; запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валю­той;

регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в услови­ях нестабильности валютных курсов.

При этом строго контролируются авансовые платежи иностранным экспортерам. Например, в Бельгии в марте 1983 г. были установлены ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты на на­циональную (30 дней) с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.

По финансовым операциям платежного баланса валютные ограниче­ния выступают в следующих формах.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:

лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золо­та, ценных бумаг, предоставления кредитов;

контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при представлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом; привлечение иностранных кредитов при усло­вии предварительного разрешения органов валютного контроля (в ча­стности, на выпуск займов) с тем; чтобы они не оказывали негатив­ного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных ка­питалов и рост денежной массы в обращении;

полное или частичное прекращение погашения внешней задолжен­ности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права пе­ревода за границу.

При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются сле­дующие формы валютного контроля по финансовым операциям:

депонирование на беспроцентном счете в центральном банке но­вых заграничных обязательств банков. Так, в ФРП в 1978 г. мини­мальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в Бундесбанне, были повышены до 100% прироста иностранных обяза­тельств банков. В Японии эта норма была увеличена в марте 1978 г.

с 50 до 100%, чтобы приостановить поток долларов в страну, а в де­кабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержке доллара;

запрет на инвестиции нерезидентов, продажи национальных цен­ных бумаг иностранцам. Например, в Швейцарии в 1972-1974 гг. час­тично, а с февраля 1978 г. до конца 197 9 г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерези­дентам. В ФРГ в январе 197 8 г. также была запрещена продажа ино­странцам национальных ценных бумаг сроком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупки национальных ценных бумаг нерезидентами был вве­ден в марте 1978 г.;

обязательная конверсия займов в иностранной валюте в нацио­нальном центральном банке (например, практиковалась в Швейцарии);

запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте. Такой запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. для перераспределения капиталов из страны на рынок еврофранков и снижения курса национальной валюты;

введение отрицательной процентной ставки по кладам нерезиден­тов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых). В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает государственному учреждению -центральному банку. Эта мера применялась в 1972-1979 гг. в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах для сдерживания притока капиталов из-за границы;

ограничение ввоза валюты в страну. Впервые такая мера была введена в Швейцарии в 1976-1977 гг., а в 1979 г. банковским зако­ном было запрещено банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, а также держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов;

ограничения на форвардные продажи национальной валюты ино­странцам. Так, в Швейцарии такие ограничения практиковались с но­ября 1974 г. по март 1980 г.: по продаже франков на срок до 10 дней лимит был увеличен с 2 0 до 4 0% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок - с 50 до 80%.;

применение принудительных депозитов. Например, в ФРГ с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г. фирмы, активно прибегавшие к еврокре­дитам, по которым процентные ставки были ниже, чем в стране, долж­ны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центральном банке страны - Бундесбанке.

Таким образом, валютные ограничения часто переплетаются с кредитным и торговым регулированием, применяются более современные формы приспособленные к особенностям валютно-экономического поло­жения страны.

Введение валютных ограничений часто сопровождается установле­нием множественности валютных курсов, т.е. введением дифференциро­ванных курсовых соотношений валют по различным видам операций, то­варным группам и регионам. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 192 9-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных огра­ничений. При этом многие валютные счета были блокированы, а скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты, например, в Германии, колебались в пределах от 10 до 90%.

После второй мировой войны многие страны-члены МВФ в наруше­ние его Устава практиковали множественность валютных курсов. Так, во Франции было установлено 10 валютных курсов. В Турции до сере­дины 60-х годов наряду с завышенным официальным курсом национальной валюты (1 долл. США = 2,8 лиры) применялись и другие дифферен­цированные курсы: 9 лир - по импорту в целях его сдерживания; 4,9 лиры - по экспорту меди; 5,6 лиры - по экспорту изюма и орехов для стимулирования их вывоза; 9 лир - по вывозу других товаров.

С введением обратимости валют в большинстве промышленно раз­витых, стран их курс был унифицирован, однако отдельные государства периодически вводят множественность валютных курсов в форме двой­ного валютного рынка.

Большинство развивающихся стран не приняло обязательства по отмене валютных ограничений в соответствии со статьей VIII Устава МВФ и пользуется льготами переходного периода. Так, некоторые страны Латинской Америки, хотя официально и отменили валютные ог­раничения, фактически продолжают их применять.

Можно определить следующие причины использования валютных ог­раничений развивающимися странами:

внутренние - отсталость экономики и необходимость ее преодо­ления, дефицит платежного баланса, недостаточная диверсификация экспорта товаров, огромная внешняя задолженность, наличие неболь­ших золото-валютных резервов;

внешние - сокращение притока финансовых ресурсов из других стран и доли льготной помощи развитию, инфляция и нестабильность ведущих валют Запада.

Валютные ограничения развивающихся стран имеют следующие осо­бенности:

направлены на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции, экспансии ТНК, на выравнивание платежного баланса и поддержание курса национальной валюты: используется в разных, главным образом, административных формах, а именно: регламентация форм и валюты расчетов по внешней торговле, ограничение доступа ТНК и нерезидентов на местные рынки ссудных капиталов, лимитирова­ние участия иностранных капиталов в национальных предприятиях и т.д.;

более широко и активно применяются по сравнению с промышленно развитыми странами, где являются чрезвычайными мерами; часто изменяют формы.

Необходимо отметить, что в рамках региональных торговых сою­зов и валютных групп, охватывающих государства Азии, Африки и Ла­тинской Америки, валютные ограничения отменены, но применяются по отношению к третьим странам.

Вместе с тем развивающиеся страны широко используют множест­венность валютных курсов для регулирования платежных балансов. При завышении курса национальной валюты по определенным товарам или операциям преследуется цель удешевления импорта товаров, уменьше­ния реальных выплат по внешнему долгу в данной валюте, а также со­кращения экспорта определенных товаров. При занижении курса дости­гаются противоположные цели. Курсовая разница выступает как премия или скидка по отношению к официальному курсу.

В Российской Федерации в 1992 г. был установлен порядок, по которому предприятия, организации, объединения независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвести­ций, должны осуществлять обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке по рыночно­му курсу. Кроме того, в июле 1994 г.

был издан Указ Президента России <0 поставках нефти и нефте­продуктов на экспорт в 1994 году>, который предусматривает осуще­ствление поставок нефти через спецэкспортеров. Причем спецэкспор­тер должен иметь только один счет в каком-либо из рекомендованных МВЭС коммерческих банков. Все это означает, что в России существуют определенные формы валютных ограничений.

Оценивая влияние валютных ограничений на международные валютные отношения в целом, надо подчеркнуть, что они отрицательно воздействуют на товарообмен между странами, значительно затрудняя развитие экспорта. Несмотря на то, что валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, в конечном счете они осложняют проблему их балансирования. Ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования, усиливает дискриминацию торговых партнеров путем применения множественности валютных курсов.

Валютные клиринги

 

Валютные клиринги - это соглашения между правительствами двух или нескольких стран об обязательном зачете взаимных международных требований и обязательств.

Отличие валютного клиринга от межбанковского состоит в том, что, во-первых, если зачеты по внутренним расчетам между банками производятся в добровольном порядке, то по валютному клирингу - в обязательном, так как экспортеры и импортеры при заключении подобного соглашения между странами не имеют права уклоняться от расчетов; во-вторых, если по внутреннему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, то при валютном возникает проблема погашения сальдо.

Толчком к возникновению валютных клирингов послужил кризис 1929-1933 гг., когда широкое распространение получили государственный валютный контроль и валютные ограничения. В этих условиях осуществление международных расчетов по необходимости должно было перейти в плоскость межгосударственных отношений. Первый двусторонний клиринг был подписан 14 ноября 1931 г. между Венгрией и Швейцарией. К началу второй мировой войны только западноевропейские страны заключили 141 клиринговое соглашение. К этому времени их общее число в мире составляло 17 3.

После второй мировой войны центральные банки при заключении клиринговых соглашений не открывали счетов, и контрагенты вели непосредственные расчеты по совершенным ими операциям. Участие центральных банков ограничивалось выдачей и приемом валюты контрагента, а также осуществлением контроля за всеми клиринговыми расчетами в целом. Вместе с тем послевоенные двусторонние клиринги велись не в одной какой-либо валюте, а в денежных единицах обеих стран. Эти клиринги предусматривали и взаимное кредитование участников путем взаимной продажи валюты в обмен на денежную единицу другой страны. Такого рода кредитование производилось центральными банками в рамках установленных лимитов. В случае их превышения страна-должник проводила балансирование дебиторского сальдо с привлечением золота или конвертируемой валюты (как правило, доллара США).

Жесткий режим двусторонней системы расчетов ограничивал расширение двустороннего товарооборота. Поэтому страны-участницы, особенно государства, стоящие во главе валютных зон, распространяли действие клиринговых соглашений на всю валютную зону. Это были первые попытки к созданию многостороннего валютного клиринга. Например, Великобритания организовала систему так называемых переводных счетов, которая использовалась в дальнейшем многими западноевропейскими странами. В начале 1947 г. в Банке Англии были открыты переводные счета для введения операций в фунтах стерлингов внутри стерлинговой зоны, но по особому разрешению правительственных органов Великобритании они могли использоваться для расчетов с третьими странами.

С течением времени двусторонние клиринги стали препятствием на пути расширения внеэкономических связей. Разделение западноевропейских стран на постоянных кредиторов и должников еще больше осложнило международные расчеты, что привело к попыткам организации их на многосторонней основе.

На Парижской конференции Комитета экономического сотрудничества стран ОЭСР в 194 7 г. был выработан принцип нового порядка расчетов, который базировался на взаимной обратимости валют стран западной Европы для платежей третьим странам. В результате был принят проект многостороннего зачета, получивший название <двухступенчатого сальдирования>: на первой ступени по результатам расчетов отдельных стран суммировались требования и обязательства, но не производилось окончательное сальдирование; на второй ступени страна должник переводила свой долг на третьего участника, являющегося ее дебитором. Оставшиеся требования и обязательства после зачета второй категории сальдировались странами-участницами в двустороннем порядке.

Эта схема была положена в основу первого соглашения о многостороннем клиринге, который подписали такие европейские страны, как Франция, Италия, Бенилюкс и др. Но данная система просуществовала недолго - с декабря 1947 г. по сентябрь 1948 г.

Новый этап в системе многосторонних клирингов связан с осуществлением <плана Маршалла>. При этом была учтена одна из наиболее трудноразрешимых проблем многостороннего клиринга - вопрос об урегулировании конечного сальдо, которое подкреплялось долларовым фондом. Однако США не хотели создавать крупный долларовый фонд, который практически ликвидировал бы их непосредственный контроль над расчетами западноевропейских стран. Он был создан в таких размерах, чтобы долларовой валюты хватило лишь для покрытия дефицита при расчетах по <плану Маршалла>.

Западноевропейские страны были вынуждены пойти на заключение второго соглашения о многостороннем клиринге. Участники соглашения обязывались не требовать от своих должников платежей долларами и золотом. Вместо этого они предоставляли дебиторам расчетные лимиты (определенные суммы своей национальной валюты), что позволяло им пользоваться практически безвозмездным кредитом в размере неоплаченных товарных поставок. Данная система уже больше соответствовала потребностям западноевропейских стран, но и она не смогла обеспечить им бесперебойного экономического оборота.

Для преодоления трудностей в 1949 г. было заключено <Третье соглашение о многостороннем клиринге>, которое предусматривало возможность ограниченного перевода расчетных лимитов в американскую валюту: 75 % лимитов должны были использоваться по прямому назначению, а 25 %-в расчетах с третьими странами.

Однако и эта система не применялась на практике из-за трудностей, связанных с многосторонними расчетными лимитами.

Новые попытки перестроить систему расчетов увенчались соглашением о многостороннем клиринге - Европейском платежном союзе (ЕПС), который функционировал с июня 1950 г. по декабрь 1958 г. Участниками его стали все европейские страны ОЭСР: Австрия, Бельгия, Люксембург, Дания, Франция, Португалия, ФРГ, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Голландия, Норвегия, Турция, Швеция, Швейцария. В операции ЕПС были вовлечены и страны - участницы таких различных валютных зон, как стерлинговая, французского франка, голландского гульдена, португальского эскудо.

Отличительная особенность соглашения заключалась в осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и обязательств и окончательном погашении оставшегося сальдо.

Первая и вторая операции проводились автоматически. Проведение многосторонних зачетов было равнозначно восстановлению обратимости западноевропейских валют. Кроме того, погашение окончательного сальдо долларами или золотом означало установление частичной обратимости западноевропейских денежных единиц в доллары США.

Многосторонний клиринг - Европейский платежный союз (ЕПС) был создан по инициативе и при поддержке США. За счет средств по <плану Маршалла> были профинансированы основной капитал ЕПС (350 млн.долл.) и дефицит платежных балансов (18 9 млн.долл.). С июня 1950 г. по июль 1954 г. США внесли в ЕПС 1050 МЛН. ДОЛЛ., после чего прекратили прямые вложения капитала, ограничиваясь оказанием <помощи> и оплатой военных заказов.

Валютой ЕПС служила международная счетная денежная единица - эпунит, золотое содержание которой было эквивалентно содержанию доллара США того периода (0,888671 г. чистого золота).

В странах-участницах наряду с ЕПС сохранялась система двухсторонних расчетов, по которым они могли регулировать свои взаимоотношения, минуя это соглашение. Требования и обязательства стран сосредоточивались в центральных банках. Многосторонний клиринг производился ежемесячно Банком международных расчетов. В результате зачета получалось чистое сальдо, подлежавшее урегулированию, но не каждой страной в отдельности, а между владельцами сальдо, с одной стороны, и ЕПС - с другой.

Конечный результат исчислялся по так называемому кумулятивному принципу, что открыло дополнительные возможности сокращения сумм взаимных требований и обязательств. Каждому участнику устанавливались особый лимит и квота, размер которой составлял определенную долю от внешней торговли стран-участниц ЕПС (примерно 15 %). Перевод национальных денежных единиц в расчетные единицы -эпунит - производился по твердо фиксированным курсам.

В ЕПС был выработан порядок погашения чистого положительного и отрицательного сальдо. Часть того или другого сальдо, равная первым 2 0 % квоты, регулировалась только кредитами. При полном исчерпании квоты сальдо расчетов на 40 % погашалось золотом и на 60 % - кредитами. Но по требованию постоянных кредиторов (в частности, ФРГ) платежи золотом или долларами США были значительно увеличены: с 40 % в 1950 г. до 75% в 1955 г. в результате соответствующего уменьшения доли кредита. Если же отрицательное сальдо превышало размеры квоты, вся дебиторская задолженность погашалась золотом.

Все это привело к использованию ЕПС для перекачивания золота и долларов из стран-должников в страны-кредиторы, в первую очередь в ФРГ. Так, из всей суммы кредитов в 1433 млн.долл., выданных в рамках ЕПС, из ФРГ было получено 1127 млн.долл., или почти 80 %. В свою очередь, среди заемщиков доля Великобритании Франции составляла также 80 % (1014 млн долл. из 1302 млн.долл.).

Таким образом, первые годы действия ЕПС показали, что, несмотря на большую гибкость многостороннего клиринга, его механизм оказался недостаточным для уравновешенности внешних расчетов западных стран. Он просуществовал 8 лет и официально закончил операции 27 декабря 1958 г.

В конце 50-х годов с введением обратимости западноевропейских валют отпала необходимость в многостороннем клиринге. С 2 9 декабря 1958 г. ЕПС заменен Европейским валютным соглашением (ЕВС), которое было подписано еще 5 августа 1955 г. После неоднократного продления его срок истек в 1972 г. Взамен ЕВС с января 1973 г. в силу вошло новое валютное соглашение в рамках ОЭСР. Одновременно был создан валютный комитет для наблюдения за функционированием валютных рынков.

В рамках Европейского валютного соглашения был сохранен механизм взаимных расчетов стран-участниц. Взаимные требования центральных банков сальдировались ежемесячно многосторонним зачетом, и для каждой страны определялось общее сальдо. Централизованные зачеты осуществлялись через специально созданный Европейский фонд, который предоставлял странам членам краткосрочные кредиты (до 2 лет). Капитал фонда был образован за счет основного капитала ЕПС и взносов стран-членов ЕВС.

Отличия условий взаимных расчетов в рамках ЕВС, а затем валютного соглашения ОЭСР от условий ЕПС заключались в следующем. Во-первых, было прекращено автоматическое кредитование стран с пассивными платежными балансами в размере 2 5 % дебетового сальдо взаимных зачетов, которое полностью покрывалось в ЕВС конвертируемой валютой. Во-вторых, сальдо по взаимным расчетам пересчитывалось Банком международных расчетов (БМР) в доллары не по среднему курсу, как в ЕПС, а по курсу покупателя страны-кредитора, что было невыгодно стране-должнику, в связи с чем они перешли на децентрализованные международные расчеты, покупая валюту платежа на валютном рынке. В-третьих, если через ЕПС проходили все требования и обязательства стран-членов, то в рамках ЕВС - лишь незначительная часть международных расчетов.

Многосторонний клиринг для взаимного зачета требований и обязательств по операциям в ЭКЮ под эгидой БМР был создан в сентябре 1985 г. в итоге 3-летних переговоров 18 крупнейших коммерческих банков. Целью клиринга является регулирование межбанковских расчетов с использованием системы скоростного обмена информацией через <СВИФТ>. Клиринг связан с активным внедрением ЭКЮ в частный сектор: он позволяет ежедневно осуществлять взаимные расчеты по 1000 операций на сумму 2 млрд. ЭКЮ. Значение клиринга заключается в том, что он способствует расширению использования ЭКЮ в различных сферах частного предпринимательства путем упрощения правил международных сделок в европейской валютной единице.

Таким образом, существует несколько форм валютного клиринга:

односторонний, который, по сути, нежизнеспособен. Например, в начале 30-х годов Италия ввела такой клиринг по отношению к Англии. Но экспортеры получали выручку в фунтах стерлингов, минуя клиринговый счет, а импортеры вносили в свой банк лиры, не покупая фунты стерлингов. В результате образовалась крупная односторонняя задолженность Банка Италии англичанам;

двусторонний клиринг, являющийся более распространенным.

При этом счета ведутся в обеих странах, и применяются принятые в международной практике формы расчетов (инкассо, аккредитив, перевод и др.). Импортеры вносят в свой банк национальную валюту, а экспортеры взамен валютной выручки получают национальную валюту. Банки, ведущие клиринговые счета, осуществляют зачет взаимных требований;

многосторонний клиринг, включающий три и более стран, например, ЕПС (см. выше);

международный клиринг, проект которого разработан Дж. М.Кейнсом, но не был принят. Однако идеи этого проекта нашли воплощение в ЕПС и Бретон-Вудской валютной системе.

По объему операций различаются полный клиринг, охватывающий до 95 % платежного оборота, и частичный, распространяющийся на определенные операции. При этом объемы товарооборота и клиринга не совпадают: при частичном клиринге объем товарооборота превышает объем клиринговых расчетов, а при полном - наоборот, поскольку по клирингу проходят и неторговые финансовые операции, включая сделки с ценными бумагами.

По способу регулирования сальдо клирингового счета различаются клиринги: 1) со свободно конвертируемым сальдо; 2) с условной конверсией, например, по истечении определенного периода после образования сальдо; 3) неконвертируемые, сальдо по которым не может быть превращено в иностранную валюту и погашается в основном товарными поставками.

Валюта клиринга может быть любой. Иногда применяются две валюты или международные счетные единицы (СДР, ЭКЮ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.054 с.)