Сущность и проблемы интеграционных процессов в мире и в Западной Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и проблемы интеграционных процессов в мире и в Западной Европе



 

Чем отличается интеграция от других мирохозяйственных процессов?

Интеграция - это межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом; процесс, освобождающий движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы от национальных перегородок; создание единого внутреннего рынка; рост производительности труда и уровня жизни в странах объединения. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости, своеобразная <лаборатория>, где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса (Интеграционная группировка создана также государствами Северной Америки (США, Канадой, Мексикой). В Латинской Америке существует Андский пакт; в течение 1949-1990 гг. функционировал Совет Экономической Взаимопомощи, объединявший социалистические страны).

Европейский интеграционный процесс развивается вглубь (от таможенного союза к унификации налоговой, кредитной, финансовой политики и созданию единой валюты) и вширь (совместное интеграционное строительство началось подписанием Римского договора в 1958 г. шестью странами Западной Европы, а ныне полноправными членами являются 12 стран.

1 ноября 1993 г. вступили в силу Маастрихтские соглашения, предусматривающие создание к 2000 г. валютно-экономического и ва-лютно-политического союзов 12-ти европейских государств.

Европейское сообщество меняет свое официальное наименование и становится Европейским Союзом.

Параллельно с экономической интеграцией происходит политическое объединение, создается единая конституция, унифицируется право, в том числе и коммерческое.

Среди проблем европейского, интеграционного строительства следует обратить внимание на следующие:

существует объективное противостояние между экстенсивной и интенсивной формами интеграции;

экономическая унификация осуществляется на наднациональной основе, что резко ограничивает национальный суверенитет (принцип вето постепенно ликвидируется, решения принимаются большинством голосов);

выравнивание в социальной сфере (минимальной заработной платы, социального обеспечения, пособий по безработице и т.д.), а также единая аграрная политика стали предметом острых конфликтов между Германией, Великобританией, Данией, Голландией, с -одной стороны, и Грецией, Испанией, Португалией, с другой.

Интеграционный процесс объективен. Он реализует потребности меж европейского разделения труда, единого хозяйственного комплекса.

Что касается административных решений, то существенны последовательность и эволюционный характер интеграции, предполагающие подготовку к вступлению в ЕС той или иной группы стран, а также время, необходимое для их приобщения к интеграции.

Вот некоторые этапы развития ЕС: 1952 г. - создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прообраз Сообщества; 1958 г. - объединение б стран (ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга); 1973 г. - присоединение Англии, Дании, Ирландии; 1980-1982 гг. - присоединение Греции, Португалии, Испании.

Параллельно шло создание ассоциации между ЕС и странами АКТ (Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов - ныне 60 государств). Эти так называемые Ломейские соглашения (заключались в г. Ломе, Того) охватывают торговлю, инвестиции, предоставление кредитов, займов.

Интеграционные процессы шли от таможенного союза (конец 50-х годов) к совместной аграрной политике (60-е годы), выравниванию налогообложения, совместной бюджетной и валютной политике (70-е годы), унификации норм в социально-политической сфере (начало 8 0-х годов) и, наконец, к принятию Европейского акта о создании Единого внутреннего рынка (ЕВР), предполагавшего достижение к 1993 г. свободы передвижения и действий в пределах Сообщества четырех факторов производства (рабочей силы, услуг, капиталов и товаров) в рамках около 300 программ.

Программа Комиссии Европейского сообщества предполагала с 1 января 1993 г. полную ликвидацию национальных механизмов контроля внутрирегиональных связей. Критерием хозяйственной деятельности на всей территории ЕС становится экономическая целесообразность. Понятия <экспорт> и <импорт> теряют всякий смысл. Единственным сопроводительным документом груза является товарный чек на его покупку. Создается также единый рынок финансовых услуг. С 1 января 1993 г. банк, зарегистрированный в каком-либо из государств ЕС, может выполнять свои операции в любом месте без предварительного лицензирования; разрешается свободное движение всех видов капиталов - компании из других стран Сообщества получают одинаковые с национальными фирмами права на рынке госзаказов.

Пока- не осуществлены меры лишь в одной сфере - налоговой. Здесь создание рынка отложено до 1996 г., хотя удалось договориться о сокращении различий в национальных ставках налогов на добавленную стоимость.

Внимание к административным мерам не должно затмевать того безусловного факта, что интеграция - прежде всего рыночный процесс. Это хорошо иллюстрируют законы о европейском предпринимательстве, действие Европатентной организации, программы <Эврика>, предполагающие исследования в новейших отраслях промышленности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.006 с.)