Глава 10. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации



 

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования международных экономических отношений, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, т.е. Международный банк реконструкции и развития со своими дочерними организациями, а также региональные банки развития, валютно кредитные и финансовые организации ЕС.

Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, организованный в Базеле в 1930 г. как между народный банк центральных банков. Учредителями его были центральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Главной задачей БМР было облегчение расчетов по репарационным платежам Германии и военным долгам. В его функции входило также содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними.

Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. Кроме того, он производит расчеты между странами-участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а также совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. БМР производит депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудтсе (США) в 1944 г., но функционировать начал с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне и отделение -в Париже. Правление Фонда состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Согласно Уставу МВФ его официальными целями являются:

содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, а также содействие многосторонней системе платежей и устранению валютных ограничений;

предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968-1969 гг. была внесена

первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976-1978 гг.- вторая серия поправок, которая заменила Бреттон-Вудскую валютную систему новой - Ямайкской валютной системой.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле.

В 1947 г. в Фонд входили 49 стран, и общая сумма квот (капитал ВМФ) составляла 7,7 млрд.долл. Участниками МВФ (на 8 апреля 1993 г.) является 181 страна, оплаченный капитал достигает 90 млрд, СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам, в том числе США (1/5), а 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов Фонда.

Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. В итоге 4 6 % всех голосов принадлежат США и странам ЕС, 34 % - развивающимся странам.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран участниц; исполнительным органом - Директорат, состоящий из 6 членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку. Совещательный орган Фонда - Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.

В связи с Ямайкской валютной реформой в Устав МВФ внесены изменения, которые были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 197 8 г.

Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями состояла в урегулировании и поддержании устойчивости паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10 % без санкции МВФ, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета сверх +1% (с декабря 1971 г. - сверх + 2,25%).

Согласно Уставу МВФ государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и проводить политику по полному устранению валютных ограничений. На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами, в результате чего, например, валютные ограничения отменены лишь в 60 странах.

Однако межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ не смогло предотвратить нарастание противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в начале 7 0-х годов, что привело к подрыву ее принципов и краху. В результате в 197 3 г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и ввели режим <плавающих> валютных курсов, юридически закрепленный серией поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда: вместо права утверждать валютные паритеты введено <наблюдение> за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

Кредитная деятельность МВФ по Соглашению о Международном валютном фонде связана с предоставлением кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов. Причем кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи иностранной валюты на национальную, а их погашение, наоборот, производится выкупом национальной валюты на иностранную. Задолженность заемщика автоматически уменьшается, если его национальная валюта в МВФ покупается какой-либо другой страной.

Ресурсы кредитования фонда образуются как за счет собственного капитала в виде квот страны-члена, так и привлечением заемных средств.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

1. Обычный кредит Фонда предназначен для преодоления временных трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до 4-5 лет). Размеры этих кредитов ограничиваются, как правило, двумя условиями: наличие в Фонде национальной валюты страны заемщика не должно возрастать более чем на 25 % квоты в течение года и в общем объеме не превышать 200 % квоты. Процентные ставки с 1981 г. по этому ВИДУ кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок доходов, расходов и предусмотренной чистой прибыли.

2. Компенсационные кредиты МВФ выдаются с 1963 г. для компенсации сокращения экспортной выручки, которое произошло по временным и не зависящим от страны заемщика причинам, на срок до 3-5 лет.

3. <Буферные> (стабилизационные) кредиты предоставляются с 1969 г. для финансирования запасов добываемого сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 3-5 лет.

4. <Расширенное финансирование> предназначено для проведения структурной перестройки внешних расчетов в случае серьезных нарушений платежного баланса на срок до трех лет сверх обычных кредитов до 140 % квоты. Погашение их производится в течение 4-10 лет.

Одной из 'форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств от стран-кредиторов и установлении контроля над страной-заемщиком в области ее валютно-финансовой политики. Так, для расширения помощи развивающимся странам в МВФ были созданы <Доверительный фонд> (1976-1981 гг.), сформированный от продажи золота на золотых аукционах; Генеральное соглашение о займах, заключенное с промышленно развитыми странами и странами ОПЕК (середины 70-х годов), <Нефтяной фонд> (1974-1976 гг.), образованный главным образом за счет средств нефтедобывающих стран для выдачи кредитов странам-импортерам нефти для покрытия дефицита платежного баланса: Фонд Виттевеена (1979-1981 гг.), предназначенный для кредитования стран с дефицитом платежных балансов и исчерпавших возможности получения обычных ссуд в МВФ, и др.

С конца 70-х годов МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов развивающихся стран, а с начала 80-х годов - на урегулирование их внешней задолженности. Происходит повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников. Заключение страной-должником кредитного соглашения с МВФ, главным элементом которого являются определенные экономические и политические условия (так называемый обусловленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фондом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для отсрочки погашения долгов и предоставления этой стране новых кредитов.

Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов, и, напротив, даже небольшой заем Фонда дает стране возможность получить более крупный кредит в банках.

Страны-члены обязаны представлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Членство в МВФ является обязательным условием при вступлении страны в Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и для получения льготных кредитов Международной ассоциации развития.

В последние годы МВФ подвергается критике за попытки выполнять обязанности Всемирного банка, увеличивая свою роль как рычага развития. Созданная в связи с приближающимся 50-летним юбилеем МВФ и Всемирного банка Бреттон-Вудская комиссия под руководством бывшего председателя правления Федеральной резервной системы США Пола Волкера пришла к заключению, что МВФ должен сосредоточиться на международной валютной системе и проблемах регулирования макроэкономики, избегая дублирования функций Всемирного банка. Кроме того. Фонд, по мнению комиссии, не должен больше кредитовать западные промышленно развитые страны. Действительно, в последние годы МВФ стремится к усовершенствованию схемы кредитования и ставит своей задачей упростить финансирование не только беднейших стран развивающегося мира (под номинальные процентные ставки), но и государств Восточной Европы и бывшего СССР.

Всемирный банк включает четыре связанных между собой международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - это специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, созданный одновременно с МВФ в соответствии с решением Международной валютно-финансовой конференции в Бреттои-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, которое одновременно является и его Уставом, официально вступило в силу с 1945 г., но Банк начал функционировать с 194 6 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Официальная цель деятельности МБРР - содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х годов, когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их экономики.

Высшие органы МБРР - Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе Банка находится Президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, который состоит из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами Банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 мдрд.долл.). Хотя членами МБРР является 181 страна, но лидирующее положение принадлежит, большой <семерке>: США, Япония, Великобритании, Германии, Франции, Канаде, и Италии.

Источниками ресурсов Банка, помимо акционерного капитала, служит размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и полученные средства от продажи облигаций.

Деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Банка, которые выдаются обычно сроком до 2 0 лет под гарантию правительств его стран-членов. Кроме того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным кредитам других банков. При этом он требует обязательного представления ему информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии Банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30 % стоимости объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. Однако с середины 80-х годов МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), здравоохранение и образование. Промышленность же получает менее 15% кредитов Банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: до 1/3 кредитов он предоставляет в форме так называемого совместного финансирования. Банк выдает структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

МБРР предоставляет займы в год примерно на 15 млрд.долл., процент по ним взимается на уровне ставок финансового рынка.

Международная ассоциация развития (MAP) образована в I960 г. в целях предоставления льготных кредитов развивающимся странам: на срок до 50 лет с уплатой 0,75 % годовых. В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд.долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения инвестиций частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР - без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительном финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Агентство т гарантиям многосторонних инвестиций осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войн, гражданских волнений и срыва контрактов.

Таким образом, создан Всемирный банк, который является ведущим в сфере международного кредита с едиными органами управления и президентом.

В 1993 финансовом году, завершившемся 30 июня, новые кредитные обязательства в отношении развивающихся стран со стороны МБРР и MAP достигли рекордного уровня - 23,7 млрд.долл. (в 1992 г. -21,7 млрд.долл.) МБРР выделил в 1993 финансовом году на осуществление 122 проектов 16,9 млрд.долл.; MAP на 123 проекта ассигновала 6,8 млрд.долл. (в 1992 г. эти суммы составляли соответственно 15,2 млрд. и 6,5 млрд. долл.). Кредиты МБРР и MAP странам Восточной Европы и Центральной Азии в 1993 финансовом году составили 3,8 млрд.долл., резко увеличившись с 2,1 млрд долл. в прошлом году. Часть этого увеличения связана с первыми кредитами, достигшими 1,63 млрд.долл.(Отчитывается Всемирный банк.//Экономика и жизнь.-1993.- № 31), восьми странам бывшего СССР.

В связи с изменившейся экономической'и политической ситуацией в мире Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру, причем переориентация его началась в 1992 г. Дело в том, что обнаружилась тревожная тенденция к ухудшению качества портфеля займов, в связи с чем были изменены приоритеты в выдаче новых займов, был пересмотрен весь портфель проектов по каждой стране-должнику и т.д. В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из страны лицами, сократились займы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов, больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того, Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможность частного сектора в экономическом развитии не оспаривается, Банк находится в затруднительном положении, поскольку он имеет Международную финансовую корпорацию (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты только государственным организациям. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного сектора условий в развивающихся странах.

Региональные банки развития и валютно-кредитные организации ЕС. Региональные банки развития возникли в 1940 - 60-х годах в отдельных регионах. Так, в 194 9 г. был образован Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 развитых стран.

В 1964 г. был создан Африканский банк развития (АФБР) с участием 50 развивающихся стран региона и 25 развитых стран, а в 1966 г. - Азиатский банк развития (АзБР), в котором соответственно участвуют 31 и 14 стран.

Характерными чертами региональных банков развития являются их общие цели и методы финансирования, объектами кредитования выступают такие отрасли инфраструктуры, как строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.п., а также добывающая и обрабатывающая промышленность. Основной же целью региональных банков развития являются достижение экономического сотрудничества и интеграция развивающихся стран, преодоление их внешней зависимости.

К региональным валютно-кредитным организациям ЕС относятся:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), созданный в 1958 г. для предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства;

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), образованный в 197 3 г. в рамках Европейской валютной системы. Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. Также в рамках ЕС ЕФВС выполняет функции кредитно-расчетного обслуживания ее стран-членов;

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. соглашением в Париже. ЕБРР должен оказывать содействие реформам в странах Центральной и

Восточной Европы, которые направлены на переход этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями ЕБРР являются 4 0 стран: все страны Европы (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, а также две международные организации - Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. Участие в банке принимал и СССР.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г. Его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50 % принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12 странам ЕС; 23,3 % - другим европейским странам; 24 % - неевропейским государствам, в том числе США (10%), Японии (8,52%); 13,7% - странам Восточной и Центральной Европы (из них СССР, а в настоящее время России - 6%).

Цель Европейского банка реконструкции и развития - сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, Банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, что должно способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.023 с.)