Дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, ее государственная поддержка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, ее государственная поддержка



 

Принудительное введение накопительной пенсии (НЧ трудовой пенсии) в рамках пенсионной страховой системы не оправдало ожиданий ни общества, ни государства.

Чтобы исправить сложившуюся неблагополучную ситуацию в деле пенсионных накоплений, принимается Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В законе четко определена цель – стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Отныне с 1 октября 2008 г. круг лиц, имеющих право на формирование НЧ трудовой пенсии, пополнился за счет включения в него добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан вне зависимости от возраста, места работы и других каких-либо ранее существовавших ограничений. Как отмечалось выше, до этой даты право на формирование НЧ трудовой пенсии имели работающие лица 1967 г. рождения и моложе. Таким образом, право на формирование НЧ трудовой пенсии получили как работающие, так и не работающие граждане.

Следовательно, в настоящее время насчитывается пять категорий лиц, которые могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по следующим основаниям:

♦ российские граждане, работающие за пределами территории России, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;

♦ физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;

♦ застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и НЧ трудовой пенсии в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа;

♦ физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии (в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);

♦ физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование. Если вышеуказанные лица имеют право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким вышеприведенным основаниям, то они вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

Главное, что должен выполнить гражданин, желающий формировать себе НЧ трудовой пенсии по Закону от 30 апреля 2008 г., – это добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, подтвердив и оформив надлежащим образом свою волю письменным заявлением[139]. В этом заявлении им указываются следующие данные о себе:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета. (Он заводится в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Если такового нет, то он открывается территориальным органом ПФР.);

2) фамилия, имя, отчество гражданина;

3) место жительства гражданина.

Это заявление гражданин может подать лично в территориальный орган ПФР по месту своего жительства или, если работает, через своего работодателя. Однако, судя по предписаниям ст. 4 и других статей Закона от 30 апреля 2008 г., работодатели не обязаны это делать. Иными словами, законодатель не возлагает в данном случае обязательств на работодателей выступать страхователями своих работников.

Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер по своему усмотрению.

Пенсионные накопления таких лиц, согласно Закону от 30 апреля 2008 г., могут складываться из следующих трех источников:

♦ дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии (индивидуального возмездного платежа), уплачиваемого за счет собственных средств застрахованного лица, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого работодателем либо уплачиваемого застрахованным лицом самостоятельно;

♦ взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемого за счет средств Фонда национального благосостояния (образованного в составе федерального бюджета) и передаваемого в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии (это так называемая государственная поддержка формирования пенсионных накоплений);

♦ взноса работодателя – средств работодателя, которые уплачиваются им в пользу застрахованного лица.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав его пенсионных накоплений.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии застрахованное лицо определяет самостоятельно.

Если лицо желает вносить дополнительные взносы на НЧ трудовой пенсии путем их перечисления через работодателя, то он указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого взноса. Размер взноса определяется застрахованным лицом в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления.

Наряду с уплачиваемым дополнительным страховым взносом застрахованных лиц (уплачиваемых через работодателя или самостоятельно) работодатель может принять решение об уплате взносов работодателя в пользу своих работников. Такое решение оформляется работодателем отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Размер таких взносов работодателем рассчитывается (определяется) ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица (в пользу которого уплачиваются эти взносы)[140].

Средствами пенсионных накоплений застрахованные лица распоряжаются самостоятельно – они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести их в НПФ в порядке, определенном федеральными законами «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах».

Как отмечалось ранее, государство с целью стимулирования уплаты дополнительных страховых взносов гражданами на НЧ трудовой пенсии оказывает помощь в формировании пенсионных накоплений (господдержка накоплений).

Право на получение такой поддержки имеют лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. Такая господдержка осуществляется в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии. (Эти положения Закона от 30 апреля 2008 г. вступают в силу с 1 января 2009 г.)

Право на получение господдержки накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Господдержка накоплений указанным гражданам осуществляется в виде взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Размер такого взноса разный. Он определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 тыс. руб. в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – мужчины, 55 лет – женщины) и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может быть более 48 тыс. руб. в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается ПФР с учетом условий предоставления государственной помощи в формировании пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В полном объеме Закон от 30 апреля 2008 г. вступил в силу 1 января 2009 г. Последующая практика его применения покажет, насколько дополнительное стимулирование накопительной части трудовой пенсии, осуществляемое государством в рамках пенсионной страховой системы, окажется положительным.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте общее определение признаков трудовой пенсии по старости.

2. Какова структура трудовой пенсии по старости?

3. От чего зависит размер базовой части трудовой пенсии по старости?

4. Как определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости?

5. Расскажите, как определяется сумма пенсионного капитала застрахованного лица.

6. Как формируется накопительная часть трудовой пенсии по старости?

7. Что собой представляет дополнительное формирование пенсионных накоплений, осуществляемое в рамках пенсионной страховой системы?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.013 с.)