Социальные компенсации на детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные компенсации на детей



 

В настоящее время получили распространение компенсационные выплаты в области социального обеспечения. Отсутствие в законодательстве определения данной выплаты, его критериев и признаков, по которым они отличаются от пособий, часто приводит к смешению с другими социальными выплатами. Так, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает право супруга военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период проживания в местностях, где они не могут трудоустроиться по специальности, на ежемесячное пособие на ребенка. В то же время в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. закреплено право неработающих жен лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных районах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, на компенсационную выплату в меньшем размере.

Компенсационные выплаты появились в России в 90-х гг. XX в. как результат необходимости преодоления негативных последствий, вызванных перестройкой экономических отношений и последовавшим за этим резким снижением уровня доходов населения. По мере преодоления соответствующих негативных последствий некоторые компенсационные выплаты могут постепенно исчезать, а отдельные из них – приобретать статус полноценного пособия. Однако в настоящее время круг получателей компенсационных выплат и основания их предоставления, а также их размеры существенно не изменились.

Для таких выплат характерны нестабильность, неопределенность их правового режима. Поэтому рассмотрим отдельные, уже известные признаки и критерии применительно к компенсационным выплатам на детей.

Целевое назначение компенсационных выплат – компенсация (возмещения) дополнительных расходов семье с детьми в определяемых законом конкретных случаях.

Федеральное законодательство определяет следующие случаи предоставления компенсационных выплат:

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста ежемесячно;

2) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами[111], ежемесячно в размере 500 руб. к пенсии того лица, за которым осуществляется уход. Хотя, на наш взгляд, в первом случае денежная выплата по своей сути представляет пособие (по аналогии с ежемесячным пособием по уходу за ребенком), так как цель ее предоставления заключается не в возмещении каких-либо расходов в связи с воспитанием ребенка до трех лет, а в частичной компенсации утраченного по объективной причине заработка. Ведь источником ее выплаты работающим женщинам являются средства работодателя, направленные на оплату труда. Однако она не может быть возведена в статус пособия до тех пор, пока сохраняется ее низкий размер, не соотносимый со среднемесячным заработком лица, осуществляющего уход за ребенком.

Во втором случае цель компенсационной выплаты заключается именно в возмещении расходов нетрудоспособному лицу (ребенку-инвалиду), к социальной пенсии которого она назначается, на осуществляемый за ним уход. Следовательно, по своей цели данная денежная выплата соответствует характеру компенсационных выплат.

В последние годы региональным законодательством предусмотрен ряд единовременных и ежемесячных компенсационных выплат различным категориям семей с детьми (малообеспеченных, студенческих, многодетных, семей с одним родителем, семей с ребенком-инвалидом), размер которых устанавливается, как правило, в твердой денежной сумме и зависит от категории семьи. Например, Законом г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» установлены: 1) ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем – физическим лицом в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет; 2) единовременная компенсационная выплата в связи с рождением первого ребенка; при рождении второго и последующих детей; 3) единовременная компенсационная выплата в связи с рождением одновременно трех и более детей; 4) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей до трех лет; 5) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей в возрасте до 16 лет – обучающихся в общеобразовательных учреждениях до окончания обучения, но не более чем до 18 лет; многодетной семье с тремя-четырьмя детьми; 6) ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном (например, многодетной семье с тремя-четырьмя детьми – 50 % от установленного тарифа); 7) ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, и др.

Первые три денежные выплаты аналогичны по основаниям выплачиваемых федеральных пособий – ежемесячного пособия по уходу за ребенком и единовременного пособия на ребенка. Поэтому, с нашей точки зрения, обозначение их московским законодателем как компенсационных выплат неоправданно, по своей сути это ежемесячные и единовременные пособия.

Что касается остальных видов компенсационных выплат, то они имеют строго целевое назначение, возмещая семье с детьми конкретно обозначенные в законе дополнительные расходы, т. е. соответствуют по своей цели характеру компенсационных выплат.

По продолжительности выплат компенсационные выплаты семьям с детьми могут быть, так же как и пособия, единовременными, ежемесячными, ежегодными (компенсация коммунальных эксплуатационных расходов). В законодательстве не упоминаются периодические компенсационные выплаты.

Финансовые источники, из которых осуществляются компенсационные выплаты семьям с детьми, – средства федерального и регионального бюджета. В этом их отличие от пособий, выплата которых не ограничена бюджетными ассигнованиями и может производиться также за счет ФСС России и особого источника – субвенций.

Отличие пособий от компенсационных выплат прослеживается по кругу субъектов – их получателей. Получателями компенсационных выплат на детей в отличие от пособий являются все семьи с детьми, независимо от факта обязательного социального страхования родителей. Таким образом, компенсационные выплаты семьям с детьми предоставляются в порядке социального обеспечения за счет ассигнований из бюджета. Однако на примере московского законодательства внутри категории «семья с детьми» право на компенсационную выплату может зависеть от типа семьи (многодетная, малообеспеченная, студенческая и т. д.).

Специфика оснований возникновения компенсационных выплат заключается в том, что их социально-правовые основания (нуждаемость семьи в определенных расходах, связанных с воспитанием и содержанием детей) не относятся к социальным рискам и отличны от оснований возникновения пособий.

Отличие компенсаций от пособий заключается также в порядке определения их размера: как правило, компенсационные выплаты назначаются в твердой денежной сумме, в то время как пособия могут устанавливаться в размерах, соизмеримых с заработком и прожиточным минимумом (в регионах).

Итак, социальные компенсации на детей – это единовременные, ежемесячные, ежегодные денежные выплаты строго целевого характера, предоставляемые семьям с детьми из бюджетных средств в порядке их социального обеспечения для возмещения дополнительных расходов в установленных законом случаях, как правило, в твердой денежной сумме.

 

Размеры пособий на детей

 

Размеры пособий в связи с материнством, отцовством и детством неодинаковы и зависят от установленных законодательством условий. Одни определяются в зависимости от среднего заработка, другие – в твердой денежной сумме.

Рассмотрим пособия, которые исчисляются исходя из среднего заработка. К таковым относятся наиболее распространенные пособия – по беременности и родам, по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет).

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности – 84 календарных дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов – 86 календарных дней, при рождении двух и более детей – 110 календарных дней) после родов. Причем данный отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления трех и более детей – 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 24 календарных месяца, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. Оно назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам.

Порядок исчисления данного пособия осуществляется по правилам, установленным для пособия по временной нетрудоспособности. Разница заключается лишь в том, что размер пособия по беременности и родам не определяется в процентах (60, 80, 100 %) и не зависит от длительности непрерывного или страхового стажа.

При наличии у работника страхового стажа менее шести месяцев сумма пособия по беременности и родам не может превышать МРОТ (с учетом районного коэффициента) за каждый календарный месяц.

Хотя исчисление суммы пособия по беременности и родам имеет схожесть с определением суммы пособия временной нетрудоспособности, но есть и различия. Вначале определяется средний заработок работника за расчетный период исходя из фактически начисленных ему выплат (заработка, вознаграждения). Затем осуществляется расчет пособия по беременности и родам. Полученная сумма пособия сравнивается с МРОТ, действующим в месяце начала отпуска по беременности и родам, и выдается меньшая из сумм.

Сумма пособия по беременности и родам за полный месяц не должна превышать МРОТ с учетом районных коэффициентов. В расчет берется величина МРОТ, действующего в месяце, за который выплачивается данное пособие.

Соответственно, если МРОТ увеличивается в период отпуска по беременности и родам, у работника появляется право на доплату (при условии, что ее среднемесячный заработок был выше МРОТ, которым ограничили сумму пособия).

Работающим (проходящим службу, обучающимся по очной форме обучения) женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы). Пособие назначается и выплачивается по последнему месту работы (службы) также тогда, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в случае:

♦ перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа;

♦ болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);

♦ необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы.

Пособие по уходу за ребенком по месту работы выплачивается работающим матерям, оформившим отпуск, отцам либо другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежащим обязательному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и другим категориям лиц[112].

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляется поэтапно.

1. Определяется расчетный период. Таковым является период в два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (страхового случая).

2. Берутся суммы заработка (трудового дохода), учитываемые за каждый год расчетного периода. При этом за каждый календарный год в расчет принимаются выплаты работника, не превышающие установленную Законом 2009 г. о страховых взносах на соответствующий год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России[113].

3. Рассчитывается сумма фактического среднего заработка. В него включаются все выплаты и иные вознаграждения в пользу работника, на которые были начислены страховые взносы в ФСС России. (В ряде случаев в расчет среднего заработка включаются выплаты, полученные работником у другого работодателя. Для этого он должен представить справку от этих работодателей о сумме полученного у них заработка[114].)

4. Выясняется среднедневной заработок. Для этого сумма, полученная в результате третьего действия, делится на 730.

5. Определяется сумма среднемесячного заработка путем умножения среднедневного заработка (действие 4) на 30,4.

6. Рассчитывается общая сумма пособия. Для этого сумма среднемесячного заработка (результат 5 действия) умножается на 40 %.

7. Итоговый результат 6 действия сравнивается с установленным на текущий год минимальным размером пособия с учетом индексации (по уходу за первым ребенком, по уходу за вторым и последующими детьми)[115]. Бо́льшая сумма и подлежит выплате работнику в качестве ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет за полный календарный месяц.

При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода. В этом случае рассчитанный из среднего заработка за календарный месяц размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо разделить на число календарных дней месяца, в котором исчисляется пособие. Сумма пособия в этом случае определяется путем умножения величины дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период осуществления ухода за ребенком в данном месяце.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» установлен порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей. Теперь предусмотрена ежегодная индексация установленных размеров пособий на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, установленный Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

В условиях экономического кризиса, в котором сейчас находится Россия, не исключена возможность корректировки всех социальных выплат, включая пособия по социальному обеспечению.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. При этом лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается только в случае неполучения ими пособия по безработице, подтверждаемого соответствующей справкой из органов Государственной службы занятости.

В случаях прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного. В связи с этим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку по направлению органов службы занятости и получающим в этот период стипендию, может быть назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Под местом жительства понимается жилое помещение – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина[116].

В соответствии с п. 9 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, российские граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Регистрация по месту пребывания и месту жительства является способом учета граждан в пределах России, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Поэтому местонахождение (по месту пребывания или по месту жительства) лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, не должно препятствовать реализации их права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В целях контроля за целевым расходованием средств и исключения случаев получения данного пособия как по месту жительства, так и по месту пребывания (двойного получения пособия) должна быть представлена справка из органов социальной защиты населения, подтверждающая, что указанное пособие не выплачивается по месту постоянного жительства.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, как отмечалось выше, имеют матери, отцы, опекуны, лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, как подлежащие, так и не подлежащие обязательному социальному страхованию. Законодательство не ограничивает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком возрастным цензом.

Вместе с тем ст. 62 Семейного кодекса РФ (СК РФ) устанавливает для несовершеннолетних родителей возрастные критерии их самостоятельности в осуществлении родительских прав. Так, несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста 16 лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста 16 лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Поэтому, если несовершеннолетнему родителю, не состоящему в браке, нет 16 лет, он осуществляет свои родительские права вместе с опекуном ребенка[117].

 

Контрольные вопросы

 

1. Как определяется понятие социального пособия на детей?

2. Каковы признаки, с помощью которых определяется система социальных пособий на детей?

3. Как исчисляется сумма пособия по беременности и родам?

4. Каковы правила определения суммы пособия по уходу за ребенком?

5. Что такое социальные компенсации на детей?

6. Какие виды социальных компенсаций на детей существуют в стране?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.027 с.)