Гарантии социальной медицинской помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии социальной медицинской помощи



 

Как отмечалось выше, изменения в законе об основах охраны здоровья населения непосредственно отразились и на состоянии прав граждан в сфере охраны здоровья. Так, содержание ст. 23 «Права беременных женщин и матерей» изложено в следующей редакции: «Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, по заключению врачей устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации». Теперь исключено ранее существовавшее положение о государственных (федеральных) гарантиях предоставления беременным женщинам, кормящим матерям и детям до трех лет полноценного питания. Другие новшества – полномочия федеральных органов государственной власти по реализации прав несовершеннолетних и ответственность за реализацию их прав ложится на субъекты Российской Федерации, соответственно зависит от наличия денежных средств в его бюджете. Из прав военнослужащих исключено право на получение медицинской помощи в учреждениях муниципальной системы здравоохранения. Признаны утратившими силу статьи: 26 «Права граждан пожилого возраста», 27 «Права инвалидов», 28 «Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах».

Иными словами, многие расходные обязательства по охране здоровья населения с федерального уровня переместились на региональный и муниципальный.

Все эти изменения свидетельствуют о снижении государственных гарантий в деле охраны здоровья граждан законодательными нормами федерального уровня.

В настоящее время гарантии социальной медицинской помощи закреплены в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (Программа гарантий).

В Программе гарантий, принимаемой Правительством Российской Федерации на каждый год, определяются виды и объемы социальной медицинской помощи.

Непосредственное оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с ежегодно принимаемой Программой гарантий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на каждый год (территориальные программы бесплатной медпомощи), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

В рамках территориальных программ бесплатной медпомощи осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Так, в рамках ежегодной программы, как правило, бесплатно предоставляются следующие виды социальной медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Минздравсоцразвития России.

Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Медицинская помощь предоставляется в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях плановой или экстренной госпитализации, требующих применения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного медицинского наблюдения и (или) изоляции, в том числе по эпидемиологическим показаниям. Такая помощь оказывается: при заболеваниях, в том числе острых, и при обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах; при патологии беременности, родах и абортах.

Предоставляемая социальная медицинская помощь гражданам, как отмечалось, обеспечивается разными источниками финансирования:

1) за счет средств ОМС (в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования); 2) из средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

За счет средств ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, а именно: 1) обеспечение лекарственными средствами (см. главу 2 настоящего раздела учебника); 2) осуществление мероприятий по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения граждан, в частности здоровых детей), диагностике и лечению заболеваний, а также по профилактике абортов.

За счет средств федерального бюджета: 1) предоставляется специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях; 2) предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая участковыми врачами-терапевтами и врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), учреждениями здравоохранения муниципальных образований, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь (при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации); 3) проводится диспансеризация граждан; 4) проводится иммунизация граждан; 5) осуществляются мероприятия по раннему выявлению социально значимых заболеваний; 6) предоставляется в рамках базовой программы ОМС дополнительная бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Финансирование указанной медицинской помощи осуществляется Федеральным ФОМС за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи, оказываемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, входящих в специальный перечень таких учреждений, является расходным обязательством Российской Федерации[200].

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: 1) специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь; 2) специализированная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с номенклатурой организаций здравоохранения, утверждаемой Минздравсоцразвития России, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъекта Российской Федерации[201].

За счет средств местных бюджетов предоставляются: 1) скорая медицинская помощь; 2) первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях, женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальный период.

Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

Кроме того, за счет средств соответствующих бюджетов финансируются оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и иных услуг в медицинских организациях в соответствии с номенклатурой организаций здравоохранения, утверждаемой Минздравсоцразвития России, в том числе в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, включая детские, а также в санаториях для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, станциях переливания крови, центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях и организациях, которые не участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Объемы медицинской помощи определяются в отношении: 1) скорой медицинской помощи; 2) амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов; 3) стационарной помощи.

Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год, а ее объем определяется исходя из норматива вызовов, который составляет 0,318.

Показатель объема амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений в расчете на одного человека в год. Объем же определяется исходя из норматива посещений, который составляет 9,198, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – 8,458.

Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год, а объем – исходя из норматива пациенто-дней, который составляет 0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы ОМС – 0,479.

Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год, объем – из норматива объема стационарной помощи, который составляет 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы ОМС – 1,942 койко-дня.

При формировании территориальных программ нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов Российской Федерации.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитываются исходя из расходов медицинских организаций на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотренного основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных ОМС, учитывают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химической посуды и прочих материальных запасов, а также расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), и оплате организации питания предприятиями общественного питания.

При выполнении нормативов финансирования территориальных программ ОМС, рассчитанных на основе нормативов, предусмотренных программой, в состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования могут быть включены иные расходы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При финансировании программы используются подушевые нормативы – показатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год.

Подушевые нормативы финансирования территориальных программ формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из нормативов, предусматриваемых ежегодной программой, с учетом соответствующих районных коэффициентов.

На оказание социальной медицинской помощи и лечение в соответствующих видах влияет объем финансовых средств, выделяемых на эти цели. От него зависит качество и разнообразие предоставляемой гражданам медицинской помощи. Поэтому медицинская помощь за счет дополнительных средств федерального бюджета оказывается следующим категориям больных граждан:

♦ направленным органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в порядке и в счет квот, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ и Российской академии медицинских наук;

♦ направленным Минздравсоцразвития РФ в счет его резерва сверх территориальных квот;

♦ нуждающимся в экстренной (неотложной) медицинской помощи;

♦ с заболеваниями, соответствующими тематике планов научно-исследовательских работ, утвержденных Минздравсоцразвития РФ или Российской академией медицинских наук;

♦ отнесенным к категориям граждан, которым действующим законодательством Российской Федерации определены льготы (за счет квот, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ и Российской академии медицинских наук)[202].

Оказание медицинской помощи из регионального бюджета предоставляется в пределах имеющихся средств. Виды такой помощи и объем определяются правовыми решениями субъекта Российской Федерации.

Медицинская помощь, оказываемая внебюджетными фондами (имеются в виду фонды обязательного медицинского страхования – фонды ОМС) осуществляется в соответствии с договором с фондами ОМС, определяющим порядок регистрации и оказания медицинских услуг.

Виды, объем, а при необходимости и стандарты специализированной медицинской помощи и медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, разрабатываются Минздравсоцразвития России.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены дополнительные права в сфере охраны их здоровья, в частности оказание им бесплатной медицинской помощи. Например, женщина в период беременности, во время родов и после них обеспечивается бесплатной медицинской помощью в специализированных государственных и муниципальных учреждениях системы здравоохранения (перинатальные центры, женские консультации, родильные дома и т. д.). Несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и бесплатное лечение в детской и подростковой службах здравоохранения.

Российским гражданам, находящимся за пределами страны, также гарантируется право на охрану здоровья, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Реализация гарантий государства по поводу оказания медицинской помощи гражданам России, выезжающим за рубеж по туристическим путевкам, осуществляется посредством страхования их здоровья. В случае заболевания страховка покрывает услуги по оказанию врачебной помощи. Такие меры предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности». В нем, в частности, предусматривается, что в случае если законодательством страны временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии (ст. 17 Закона). Основной формой обеспечения гарантий является страхование туристов при внезапногм заболевании и от несчастных случаев. Также предусмотрено получение страхового полиса, гарантирующего оплату медицинской помощи и возмещение расходов туристов при возникновении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания.

Таким образом, помимо средств государственного бюджета при оказании медицинской помощи гражданам широко привлекаются и средства обязательного медицинского страхования.

В современной России обязательное медицинское страхование было введено Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Именно этим законом был создан дополнительный источник финансирования медицинской помощи, за счет которого предполагалось улучшить охрану здоровья населения. На деле этого не произошло по многим причинам, главной среди них является затянувшийся на долгие годы экономический кризис. В таких условиях государство вынуждено было игнорировать принципы обязательного социального страхования и присущие обязательному медицинскому страхованию механизмы социальной страховой помощи и лечения. Поэтому доля средств обязательного медицинского страхования в общем объеме расходов на социальную медицинскую помощь населения по-прежнему значительна.

Обязательное медицинское страхование с 1 января 2012 г. регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В его основу была положена голландская модель организации обязательного медицинского страхования, в которой активная роль отводится государству в социально ориентированной экономической системе, направленной на стирание различий в общественном положении тех граждан, которые получали медицинские услуги в системе социального страхования (малообеспеченные слои населения), и тех, кто должен был страховать себя сам (высокооплачиваемые граждане) в системе добровольного страхования.

Обязательное медицинское страхование в России является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет страховых взносов страхователей-работодателей.

Основная цель ОМС – сбор и капитализация страховых взносов и предоставление за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. В этом смысле систему обязательного медицинского страхования следует рассматривать двояко. Во-первых, она является составной частью государственной системы социального обеспечения. Во-вторых, обязательное медицинское страхование представляет собой дополнительный к бюджетным ассигнованиям механизм финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг, гарантирующий медицинское обеспечение.

Отличительные черты ОМС от других видов обязательного социального страхования (пенсионного, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, несчастных случаев на производстве) составляют: особенности субъектного состава; специфика социального страхового риска, который должен компенсироваться в системе ОМС; установление специальных правил формирования финансовой системы ОМС; предоставление обеспечения по страхованию в натуральной форме; отсутствие дифференциации при предоставлении медицинских услуг в зависимости от степени страхового социального риска и пр.

Страхователями в сфере медицинского страхования для неработающего населения могут быть: 1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) органы местного самоуправления.

Для работающего населения страхователями выступают: организации; физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; частные нотариусы; адвокаты; физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы в ФФОМС.

Договор ОМС заключается только между страховщиком, страховой медицинской организацией[203]и страхователем. В системе ОМС помимо договора об обязательном медицинском страховании предусмотрены также следующие договоры: а) договор на предоставление лечебно-профилактической помощи в системе обязательного медицинского страхования; б) договор о финансировании ОМС.

Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи заключается между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением. Договор о финансировании ОМС заключается между ТФОМС и страховой медицинской организацией (ТФОМС не является субъектом медицинского страхования).

Застрахованные граждане имеют, в частности, право на свободный выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача (в соответствии с договором), на получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства[204].

Каждому гражданину выдается страховой медицинский полис. Он находится у застрахованного лица и имеет силу на всей территории России.

Законодательством предусмотрены особые правила оказания бесплатной медицинской помощи некоторым категориям гражданам, в частности военнослужащим, лицам младшего и начальствующего состава органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и членам их семей. Военнослужащим, например, такая помощь оказывается в военно-медицинских учреждениях по месту прохождения службы или месту жительства, а если таких учреждений нет или в них отсутствует необходимое медицинское оборудование, а также в неотложных случаях социальная медицинская помощь оказывается им в учреждениях государственной или муниципальных систем здравоохранения. Право на бесплатную медицинскую помощь в указанных военно-медицинских учреждениях предоставлено также членам семей офицеров.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.049 с.)