Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика законодательства о социальном обслуживании
Действующее законодательство регулируется достаточно большим количеством норм законов и иных подзаконных правовых актов, в том числе законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Совокупность всех правовых актов, содержащих нормы о социальном обслуживании населения, свидетельствует о его существовании как самостоятельного правового института Особенной части права социального обеспечения. Правовое регулирование отношений в сфере социального обслуживания усложнилось в связи с принятием в 2004 г. Закона о монетизации. Поэтому из существующих признаков классификации нормативных правовых актов рассмотрим такой критерий классификации, как их юридическая сила. По юридической силе акты делятся на законы и подзаконные акты. Существует деление законов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, на следующие виды: ♦ Конституция Российской Федерации; ♦ федеральные конституционные законы; ♦ федеральные законы; ♦ законы субъектов Российской Федерации. К подзаконным актам относятся: ♦ указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Первые из них принимаются с целью реализации его полномочий как главы государства, нормативные указы зачастую издаются с целью преодоления пробелов и коллизий в праве. Распоряжения обычно принимаются по текущим или процедурным вопросам; ♦ постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие особо важные оперативные и текущие вопросы; ♦ приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, регулирующих социальные правоотношения. Они принимаются на основе вышеперечисленных актов и, как правило, регулируют отношения в пределах компетенции исполнительного органа; ♦ решения и постановления местных органов государственной власти (например, республиканских, областных, краевых представительных и законодательных органов); ♦ решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных, краевых глав администраций, губернаторов и других должностных лиц); ♦ локальные нормативные акты – это нормативные правовые предписания (положения, уставы, договоры, соглашения), принятые на уровне отдельной организации (учреждения) и действующие в их пределах.
Конституция Российской Федерации является основным правовым источником социального обслуживания: в ней закреплены принципиальные положения, имеющие непосредственное отношение к социальному обслуживанию. Согласно конституционным нормам, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем государственной поддержки семьи, материнства, детства, пожилых граждан, развития социальных служб и пр. (ст. 7, 38, 39); закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на охрану его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Особое значение для правового регулирования отношений социального обслуживания имеют конституционные положения в части разграничения компетенции между Российской Федерации (федеральным центром) и субъектами Российской Федерации. Предписания ч. 1 ст. 72 Конституции РФ прямо указывают на то, что социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ). Причем последние не должны противоречить федеральным законам. В противном случае действует непосредственно федеральный закон, регулирующий отношения в этой же сфере. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» следует рассматривать базовым законом, актом кодификационного значения. Это обусловлено тем фактом, что его нормы устанавливают общее правовое регулирование отношений в области социального обслуживания всех категорий граждан, которые нуждаются в нем. На основе его положений должны приниматься отдельные законы, касающиеся соответствующих категорий населения – детей, инвалидов, пожилых и т. д. Нарушение последовательности в принятии федеральных законов привело к тому, что одни и те же правовые категории в принятых законах трактуются по-разному.
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» подробно регулирует отношения в сфере социального обслуживания названных категорий граждан. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, кроме их социальной поддержки и социального обслуживания, которые отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Так, социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать специализированные службы (социальные учреждения) для социального обслуживания инвалидов, включая доставку им продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; утверждать перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание (бесплатное или со скидкой). Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, социальными учреждениями предоставляются медицинские, бытовые и прочие услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Нормы Федеральных законов от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого расхода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» имеют прямую связь с социальным обслуживанием. От величины прожиточного минимума зависит право на получение бесплатных или со скидкой социальных услуг отдельными категориями населения, например пенсионерами. Помимо закрепления норм о социальном обслуживании населения на федеральном уровне после 1 января 2005 г. получило широкое развитие и региональное законодательство. В субъектах Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, которые устанавливают, например, виды и объемы социальных услуг, дополняющие установленные федеральным законодательством. В любом случае правовые решения субъектов Российской Федерации и нижестоящих государственных и муниципальных органов не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В развитие федеральных законов подзаконными актами дополняются и (или) развиваются их отдельные положения. К таковым можно отнести следующие постановления Правительства Российской Федерации: ♦ от 27 июня 2003 г. № 377, которым утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности; ♦ от 4 декабря 1995 г. № 1187 «О порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания» и т. п.
В настоящее время действует множество подзаконных нормативных правовых актов, принятых федеральными министерствами и ведомствами. Так, постановлениями Минтруда России от 27 июля 1999 г. были приняты Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» и по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов, от 12 мая 2003 г. № 25 Методические рекомендации по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов», от 12 февраля 2001 г. № 18 Рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием; приказом Минтруда России от 4 ноября 1997 г. № 283 был утвержден Примерный устав государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения и т. д. Постановлениями Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. были приняты Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143–2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142–2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения». Наряду с традиционными нормативными правовыми актами, принятыми в качестве правового источника, в праве социального обеспечения, на наш взгляд, формируется также судебный источник права. Это обусловлено тем обстоятельством, что суды – как конституционные, так и общей юрисдикции – своими судебными решениями восполняют пробелы в отраслевом законодательстве. Социальное обслуживание, как отмечается многими авторами, неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, осуществляемой в денежной форме (в виде пенсий и пособий). Поэтому его рассматривают как дополнение к денежным выплатам (оно не может их заменить полностью) и как вспомогательное звено в системе социального обеспечения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.017 с.) |