Характеристика законодательства о социальном обслуживании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика законодательства о социальном обслуживании



 

Действующее законодательство регулируется достаточно большим количеством норм законов и иных подзаконных правовых актов, в том числе законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Совокупность всех правовых актов, содержащих нормы о социальном обслуживании населения, свидетельствует о его существовании как самостоятельного правового института Особенной части права социального обеспечения.

Правовое регулирование отношений в сфере социального обслуживания усложнилось в связи с принятием в 2004 г. Закона о монетизации. Поэтому из существующих признаков классификации нормативных правовых актов рассмотрим такой критерий классификации, как их юридическая сила.

По юридической силе акты делятся на законы и подзаконные акты. Существует деление законов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, на следующие виды:

♦ Конституция Российской Федерации;

♦ федеральные конституционные законы;

♦ федеральные законы;

♦ законы субъектов Российской Федерации.

К подзаконным актам относятся:

♦ указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Первые из них принимаются с целью реализации его полномочий как главы государства, нормативные указы зачастую издаются с целью преодоления пробелов и коллизий в праве. Распоряжения обычно принимаются по текущим или процедурным вопросам;

♦ постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие особо важные оперативные и текущие вопросы;

♦ приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, регулирующих социальные правоотношения. Они принимаются на основе вышеперечисленных актов и, как правило, регулируют отношения в пределах компетенции исполнительного органа;

♦ решения и постановления местных органов государственной власти (например, республиканских, областных, краевых представительных и законодательных органов);

♦ решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных, краевых глав администраций, губернаторов и других должностных лиц);

♦ локальные нормативные акты – это нормативные правовые предписания (положения, уставы, договоры, соглашения), принятые на уровне отдельной организации (учреждения) и действующие в их пределах.

Конституция Российской Федерации является основным правовым источником социального обслуживания: в ней закреплены принципиальные положения, имеющие непосредственное отношение к социальному обслуживанию. Согласно конституционным нормам, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем государственной поддержки семьи, материнства, детства, пожилых граждан, развития социальных служб и пр. (ст. 7, 38, 39); закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на охрану его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Особое значение для правового регулирования отношений социального обслуживания имеют конституционные положения в части разграничения компетенции между Российской Федерации (федеральным центром) и субъектами Российской Федерации. Предписания ч. 1 ст. 72 Конституции РФ прямо указывают на то, что социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ). Причем последние не должны противоречить федеральным законам. В противном случае действует непосредственно федеральный закон, регулирующий отношения в этой же сфере.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» следует рассматривать базовым законом, актом кодификационного значения. Это обусловлено тем фактом, что его нормы устанавливают общее правовое регулирование отношений в области социального обслуживания всех категорий граждан, которые нуждаются в нем. На основе его положений должны приниматься отдельные законы, касающиеся соответствующих категорий населения – детей, инвалидов, пожилых и т. д. Нарушение последовательности в принятии федеральных законов привело к тому, что одни и те же правовые категории в принятых законах трактуются по-разному.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» подробно регулирует отношения в сфере социального обслуживания названных категорий граждан.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, кроме их социальной поддержки и социального обслуживания, которые отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Так, социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать специализированные службы (социальные учреждения) для социального обслуживания инвалидов, включая доставку им продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; утверждать перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание (бесплатное или со скидкой).

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, социальными учреждениями предоставляются медицинские, бытовые и прочие услуги на дому либо в стационарных учреждениях.

Нормы Федеральных законов от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого расхода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» имеют прямую связь с социальным обслуживанием. От величины прожиточного минимума зависит право на получение бесплатных или со скидкой социальных услуг отдельными категориями населения, например пенсионерами.

Помимо закрепления норм о социальном обслуживании населения на федеральном уровне после 1 января 2005 г. получило широкое развитие и региональное законодательство. В субъектах Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, которые устанавливают, например, виды и объемы социальных услуг, дополняющие установленные федеральным законодательством.

В любом случае правовые решения субъектов Российской Федерации и нижестоящих государственных и муниципальных органов не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В развитие федеральных законов подзаконными актами дополняются и (или) развиваются их отдельные положения. К таковым можно отнести следующие постановления Правительства Российской Федерации:

♦ от 27 июня 2003 г. № 377, которым утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности;

♦ от 4 декабря 1995 г. № 1187 «О порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания» и т. п.

В настоящее время действует множество подзаконных нормативных правовых актов, принятых федеральными министерствами и ведомствами. Так, постановлениями Минтруда России от 27 июля 1999 г. были приняты Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» и по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов, от 12 мая 2003 г. № 25 Методические рекомендации по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов», от 12 февраля 2001 г. № 18 Рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием; приказом Минтруда России от 4 ноября 1997 г. № 283 был утвержден Примерный устав государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения и т. д.

Постановлениями Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. были приняты Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143–2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142–2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения».

Наряду с традиционными нормативными правовыми актами, принятыми в качестве правового источника, в праве социального обеспечения, на наш взгляд, формируется также судебный источник права. Это обусловлено тем обстоятельством, что суды – как конституционные, так и общей юрисдикции – своими судебными решениями восполняют пробелы в отраслевом законодательстве.

Социальное обслуживание, как отмечается многими авторами, неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, осуществляемой в денежной форме (в виде пенсий и пособий). Поэтому его рассматривают как дополнение к денежным выплатам (оно не может их заменить полностью) и как вспомогательное звено в системе социального обеспечения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.017 с.)