Социальная лекарственная помощь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная лекарственная помощь



 

Под лекарственными средствами понимаются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.

Социальная лекарственная помощь понимается как обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецепту врача бесплатно или за частичную плату.

Необходимость граждан в получении бесплатных или со скидкой лекарств в настоящее время очевидна и объяснима. Во-первых, лекарственные средства являются социально значимыми, так как здоровье, а иногда и жизнь граждан напрямую зависят от наличия или отсутствия требуемого лекарства. Во-вторых, сейчас в России более 50 % населения не в состоянии в силу дороговизны приобрести медикаменты, поддерживающие организм человека в пределах нормы. Врачи утверждают, что в России больные, нуждающиеся в постоянном приеме лекарств, умирают на 10 лет раньше, чем люди, страдающие такими же болезнями, на Западе. В-третьих, цены на лекарства постоянно растут: в 2002 г. выросли в среднем на 25–30 %; в 2003 г. – на 15–20 %, в 2007 г. – на 20–25 %. Если учесть, что в структуре расходов людей старше 50 лет траты на лекарства составляют более 30 % дохода, то многие из них отказываются от покупки ряда лекарств, особенно дорогостоящих. В-четвертых, решение о приобретении лекарственного средства зачастую не зависит от гражданина, так как лекарственный препарат назначается врачом или рекомендуется фармацевтом. Лечащие врачи при назначении лекарств рекомендуют в первую очередь препараты, имеющие, с их точки зрения, наибольшую клиническую эффективность безотносительно к уровню их цены. Фармацевтические работники в условиях рыночной экономики, когда доход аптеки определяется стоимостным объемом проданных препаратов, заинтересованы в реализации более дорогих лекарств. В-пятых, лицо, покупающее лекарственное средство самостоятельно, как правило, не располагает необходимой информацией для сравнительной оценки эффективности лекарственного средства и ее соответствия цене.

Поэтому даже при наличии конкуренции фармацевтические компании имеют возможность постепенно повышать уровень цен, предлагая потребителю все новые дорогостоящие лекарственные средства.

В Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» содержатся нормы, согласно которым сохраняется государственное регулирование обращения лекарственных средств, в том числе путем регулирования цен на лекарственные средства. Однако Правительство Российской Федерации приняло решение регулировать цены не на все лекарственные средства. Поэтому появилось несколько списков лекарственных средств, цены на которые регулируются в разном порядке.

Лекарственные средства, реализуемые в аптечных организациях, в зависимости от категории населения, которой они предназначены, можно условно разделить на четыре группы (учитывая, что одно и то же лекарственное средство может быть отнесено к разным группам):

♦ лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг;

♦ лекарственные средства, включенные в список жизненно необходимых лекарственных средств;

♦ лекарственные средства, отпускаемые населению в аптечных организациях и не вошедшие в два первых списка;

♦ лекарственные средства, приобретаемые медицинскими организациями для оказания медицинской помощи гражданам, находящимся на стационарном лечении и в дневном стационаре.

Круг лиц, имеющих право на получение вышеперечисленных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, можно разделить на два класса.

К первому классу относятся граждане, которые обеспечиваются лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецепту врача и имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг[205]. Такое право они реализуют в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи».

Ко второму классу относятся граждане, которым предоставлено право на получение лекарств бесплатно или с 50 %-ной скидкой по отдельным спискам.

В силу сложности разграничения вышеприведенных классов граждан рассмотрим каждый из них отдельно.

К лицам первого класса, имеющим право на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в виде набора социальных услуг, относятся: лица с ограниченными возможностями – инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды и дети-инвалиды[206].

К числу инвалидов Великой Отечественной войны причисляют следующих лиц: 1) ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Гражданской войны или Великой Отечественной войны в районах боевых действий (военнослужащих, проходивших военную службу в составе действующей армии; партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период Гражданской войны или Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; рабочих и служащих, работавших в районах боевых действий); 2) ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1951 г., а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств согласно решениям Правительства СССР (военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел и органов государственной безопасности; бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа); 3) ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г. (лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий); 4) инвалидов боевых действий (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами в результате травмы, полученной при исполнении военных и служебных обязанностей в районах боевых действий; лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий)[207].

Документами, подтверждающими право гражданина на получение набора социальных услуг для данной категории, являются удостоверение инвалида Великой Отечественной войны и удостоверение инвалида о праве на льготы (для категории инвалиды боевых действий). В удостоверениях должны быть отметки о группе инвалидности (на основании справки МСЭ об инвалидности) и о праве на льготы.

Вторая категория граждан, имеющих право на льготы, – это лица, участвовавшие в Великой Отечественной войне или в боевых действиях. По характеру участия в боевых действиях их можно разделить на две группы: а) лица, не принимавшие участия в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, – труженики тыла, т. е. лица, которые в период войны выполняли работу в интересах армии, а также военнослужащие, проходившие не менее шести месяцев военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. в частях, не входивших в состав действующей армии, лица, награжденные орденами и медалями СССР. Документами, на основании которых лицо может получать набор социальных услуг, являются удостоверение о праве на льготы и удостоверение ветерана Великой Отечественной войны; б) лица, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны – лица, проходившие военную службу в составе действующей армии, а также партизаны, члены подпольных организаций, действовавших на оккупированных территориях.

Третья категория – это ветераны боевых действий: а) военнослужащие, военнообязанные, призванные на военные сборы сотрудники органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники Минобороны СССР и работники Минобороны России, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принимавшие участие в боевых действиях на территории других государств при исполнении служебных обязанностей[208]; б) лица, принимавшие участие в разминировании территорий СССР и территорий других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.; в) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий; г) военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты с территории СССР в Афганистан на боевые задания[209], а также военнослужащие, проходившие службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. в частях, не входивших в состав действующей армии; д) отслужившие не менее шести месяцев в указанный период или награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период; е) лица, проживавшие в Ленинграде во время блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) не менее четырех месяцев и не награжденные знаком «За оборону Ленинграда», награждаются знаком «Жителю блокадного Ленинграда»[210]; ж) лица, имеющие документы, подтверждающие факт работы на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, дорог, аэродромов и т. п., а в случае их гибели или смерти – члены их семей (родители, супруга (супруг), не вступившие в повторный брак)[211].

С 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу Закона о монетизации право на получение бесплатной лекарственной помощи в составе набора социальных услуг получили также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан[212].

Состав лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обширен. К ним относятся следующие категории граждан:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: а) граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на других работах на Чернобыльской АЭС; б) ликвидаторов последствий катастрофы (военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, медицинских работников и т. д.); в) граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; г) граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

3) лица, принимавшие в 1986–1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, а именно: а) граждане (в том числе временно направленные или командированные), занятые на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; б) военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; в) сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения; г) младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений);

4) лица, принимавшие в 1988–1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (граждане, в том числе временно направленные или командированные), занятые на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы или на других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; сотрудники органов внутренних дел, проходившие в 1988–1990 гг. службу в зоне отчуждения);

5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы;

12) военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом[213].

К лицам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приравнены граждане Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1949 г. К таким лицам относятся:

1) принимавшие в 1957–1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» (граждане, в том числе временно направленные или командированные, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны);

2) принимавшие участие в работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949–1956 гг. (граждане; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны);

3) принимавшие в 1959–1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» (граждане, в том числе временно направленные или командированные; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны);

4) принимавшие участие в работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957–1962 гг. (граждане; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны);

5) граждане, эвакуированные (переселенные) или добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе из населенных пунктов, где эвакуация (переселение) проводилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» или сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

6) граждане, проживающие в настоящее время в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 0,1 бэр;

7) граждане, проживавшие в 1949–1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

8) граждане, проживавшие в 1949–1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр);

9) граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время 0,1 бэр[214].

К лицам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приравнены также граждане из подразделений особого риска[215]. К таковым относятся лица из состава Вооруженных Сил СССР, органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск и других воинских формирований, органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие выполнения служебных обязанностей (в районе испытаний ядерного оружия в атмосфере и в подземных условиях, в том числе в условиях нештатных радиационных ситуаций, при проведении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ; при ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; при сборке ядерных зарядов)[216].

К лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, относятся: а) граждане, проживавшие в 1949–1963 гг. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр); б) дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей[217].

При выписке рецептов на приобретение бесплатных лекарств указанными выше гражданами врачи медицинских учреждений руководствуются списками лекарств и изделий медицинского назначения. Последние содержатся в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. № 665, и в Перечне изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 9 января 2007 г. № 1.

Финансирование расходов на приобретение лекарственных препаратов медицинского назначения осуществляется в виде субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

К лицам второго класса, имеющим право на получение лекарственных средств бесплатно или приобретение с 50 %-ной скидкой, относятся те, кто перечислен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с ним отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены: Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50 %-ной скидкой.

Финансирование расходов по оплате лекарственных средств группам населения в соответствии с их перечнем осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.

При одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в составе набора социальных услуг и в рамках льготного порядка их предоставления лекарственными средствами граждане вправе получать лекарства по двум таким основаниям. Это правило распространяется и на граждан, отказавшихся от набора социальных услуг (частично или полностью), имеющих право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации.

Лекарственные средства, включенные в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, предусмотрены в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2135-р.

За предоставлением необходимых лекарственных средств граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Лечащие врачи по результатам осмотра и при наличии медицинских показателей назначают соответствующие лекарственные средства[218].

В течение срока действия рецепта гражданин может получить назначенные лекарственные средства в аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск по рецептам врача лекарственных средств.

В случае временного отсутствия необходимых лекарственных средств аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения гражданина его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по новому рецепту.

Органы государственной власти могут за счет собственных средств вводить льготные правила обеспечения лекарствами и самостоятельно устанавливать перечень лиц, имеющих право на их получение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.031 с.)