Общее понятие социальных льгот и преимуществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие социальных льгот и преимуществ



 

В текущем российском и отраслевом законодательстве отсутствуют закрепленные дефиниции «льгота» и «преимущество». В отечественном языкознании эти термины различаются между собой. Слово «льгота» означает преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общего правила[266]. Слово «преимущество» имеет два значения: 1. Выгода, превосходство (в сравнении с кем-чем-нибудь другим). 2. Исключительное право на что-нибудь, привилегия. Несмотря на внешнее сходство, эти слова по своему содержанию различаются между собой.

Льготы и преимущества на протяжении всей истории развития человеческого общества были всегда. Во многих развитых странах мира под разными наименованиями они существуют и в настоящее время.

В России на всех этапах ее исторического развития также традиционно предоставлялись разнообразные льготы и преимущества отдельным категориям граждан. К числу таких граждан относились: служащие военной, правоохранительной и гражданской службы, защитники Отечества; лица, имеющие заслуги перед государством; социально слабые слои населения и др. Например, военнослужащим предоставлялись дополнительные, особые права (преимущества) в связи с исполнением профессиональных обязанностей – военной службы. Они выражались в полном или частичном освобождении их от некоторых обязанностей, связанных с несением военной службы (оплаты за проезд, за жилье и пр.). Это так называемые профессиональные льготы и преимущества.

В российском законодательстве нет каких-либо закрепленных объективных качественных или количественных критериев предоставления социальных льгот и преимуществ. Поэтому для их понимания проанализируем функции, входящие в содержание правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению льгот и преимуществ. Изложенные ранее функции социального обеспечения рассматриваются как родовые[267]. Следовательно, существующие функции могут быть взяты в качестве квалифицирующего критерия выявления сущности социального назначения льгот и преимуществ.

К числу основных функций социальных льгот можно отнести следующие: компенсационная, дополнительного материального обеспечения, специально-стимулирующая, социально-поощрительная и психологическая.

В указанных функциях отчетливо проявляются цели правового установления льгот и преимуществ, их юридическая природа, социальное предназначение.

В качестве иллюстрации рассмотрим экономическую функцию социальных льгот. Прежде всего она проявляется в покрытии дополнительных расходов их получателей. Например, при протезировании нижних или верхних конечностей (рук или ног) инвалидам оплачивается проезд к месту протезирования. Именно таким образом компенсируются повышенные денежные расходы инвалида как субъекта социально-обеспечительных правоотношений.

Недостаточность получаемых сумм основных видов социального обеспечения большинством субъектов социального обеспечения (например, пенсионеров, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума) приводит к необходимости введения для них частичной скидки в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг. Этим самым государство косвенно признается в недостатках устанавливаемого правового регулирования пенсионных отношений. В данном случае это касается установления параметров определения размера трудовых пенсий для пенсионеров из числа лиц, имевших длительный стаж работы и относительно высокий заработок. Цель такой льготы очевидна – улучшение материального положения отдельных категорий граждан.

Компенсационная функция социальных льгот призвана частично либо полностью компенсировать получателям до́лжную сумму или объем предоставляемых им видов социального обеспечения.

Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы приблизительно равных возможностей для различных категорий граждан. Здесь имеются в виду социально уязвимые слои населения – неработающие получатели социального обеспечения и члены их семей, которые в силу биологических (пожилые, престарелые, инвалиды, дети, больные, семьи с детьми) и социальных причин (безработные граждане, не работающие по уважительным причинам лица) находятся в неравных по сравнению с работающими гражданами условиях. В этом смысле социальные льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая возможности социально уязвимых слоев населения с возможностями других людей. Поэтому здесь социальная льгота рассматривается как дополнение к имеющемуся у граждан праву, гарантирующему определенный уровень их нормального жизнеобеспечения. Профессиональные льготы в таком значении, как видим, не выполняют такой функции.

Политико-правовая функция социальных льгот в социальной политике означает, что они существуют тогда, когда нет реальных условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей у социально уязвимых слоев населения. В этом качестве социальные льготы призваны компенсировать возникающие неравенство. Этим социальные льготы несут функцию правового урегулирования общественных отношений, так как создают указанным категориям граждан условия для индивидуального развития, реализации ими конституционного права на достойную жизнь. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования в сфере государственной социальной политики. В данном аспекте социальные льготы можно рассматривать в качестве способа проводимой политики государства. Как отмечал Р.З. Лившиц, «установление льгот – это типичный прием правового регулирования, средство правовой дифференциации. С помощью льгот законодатель выделяет положение той или иной группы граждан в определенной области общественных отношений»[268]. Полное и всестороннее воплощение данной функции в социальных льготах в реальной жизни способствует социальному миру и общественному спокойствию в стране. В противном случае все происходит наоборот.

Социально-стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что они устанавливаются для тех лиц, в общественно полезной деятельности которых заинтересованы государство и общество. Именно так можно расценивать социальные льготы, устанавливаемые как семье, так и женщинам с целью решения демографического кризиса в стране. Если будут предоставляться и юридически гарантироваться возможности фактической реализации многих интересов семьи (например, в жилье), то у женщины будут стимулы к рождению детей. Характер воздействия стимула как юридического средства заключается именно в добровольности, заинтересованности, свободе выбора. Лицо не обязывается, а побуждается к более высокой активности[269].

Со стимулирующей функцией тесно связана поощрительная функция социальных льгот. Ведь, занимаясь любым видом деятельности, большинство граждан прямо или косвенно желает общественного признания ее результатов, т. е. общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным из общей массы возвышает человека как в собственных глазах, так и, что может быть еще важнее, по его мнению, в глазах других людей. Еще больше возвышает и приносит чувство наибольшего удовлетворения, когда личное мнение поощряемого и окружающих едины в оценке признания его заслуг[270]. В свою очередь, наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом дает основания для предоставления им определенных льгот. Это касается, например, льгот для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для ветеранов боевых действий и других, приравненных к ним категорий граждан. Одновременно льготы для указанных лиц призваны в какой-то мере компенсировать возникшие в результате этого негативные последствия (ухудшение состояния здоровья).

Наряду с рассмотренными выше функциями социальных льгот есть льготы духовно-нравственного характера. Или, как отмечается в литературе, они «несут специфическую социально-психологическую нагрузку. Так, они могут воплощать в себе некие своеобразные извинения, покаяние государства, например, перед семьями военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, или перед лицами, в свое время необоснованно репрессированными. В этом находит свое выражение психологическая функция льгот».

Безусловно, функции социальных льгот нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом.

Социальные льготы для таких лиц являются формой общественного и государственного признания их заслуг перед государством и обществом. Поэтому в преамбуле Федерального закона «О ветеранах» в качестве его цели определено создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Это касается и большинства ветеранов труда, и иных категорий граждан и т. д.

Главное достоинство подобных льгот заключается также в том, что они не подвержены инфляции, что способствует стабильному удовлетворению гражданами своих насущных потребностей. Хотя такие льготы не увеличивают доходы гражданина, но они уменьшают текущие расходы его трудовой пенсии на оплату жилья, коммунальных услуг и других социально необходимых или обязательных расходов.

Иными словами, социальные льготы предназначены для удовлетворения жизненно важных и необходимых потребностей лиц, находящихся в орбите социального обеспечения. В принципиальном плане социальные льготы должны создавать всем гражданам, независимо от их юридического статуса, равные условия для индивидуального развития и реализации ими существующих конституционных прав (на охрану здоровья, получение медицинской помощи, лекарственного обеспечения, образования, реализацию трудовых способностей, на достойное жилище и т. п.).

Социальные преимущества следует понимать как дополнительные блага, которые предоставляются гражданам с учетом их особого физиологического состояния (пожилые, инвалиды) и занимаемого положения в обществе (ветераны войны и труда). Поэтому социальные преимущества можно рассматривать как самостоятельное правовое средство удовлетворения интересов и потребностей субъектов правоотношений, обладающее присущими только им особенностями и свойствами. Они связаны с необходимостью учета физиологического состояния первых из них (возраст, инвалидность) и признанием прошлых заслуг вторых.

Внешне социальные преимущества проявляются в праве на внеочередное предоставление или обслуживание при получении каких-либо благ. В этом и состоит отличие социального преимущества от социальной льготы.

Другим критерием, с помощью которого можно выделить сущность социальных льгот и преимуществ, является круг лиц, имеющих права на их получение.

Социальные льготы и преимущества в социальном обеспечении долгое время предоставлялись разным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Однако существовавшая долгое время система социальных льгот подверглась коренным изменениям. Это произошло в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о монетизации льгот).

В соответствии с этим законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы с 1 января 2005 г. заменены на денежные выплаты. Помимо этого законом разграничена компетенция Российской Федерации (федерального центра) и субъектов Российской Федерации в области финансирования предоставляемых гражданам мер социальной поддержки. Так, к компетенции федерального центра (Российской Федерации) отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение. Сохранены лишь отдельные виды льгот – по оплате жилищно-коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К ведению субъектов Российской Федерации отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Виды социальной поддержки для данных категорий граждан субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, а также предоставляемых из федерального бюджета дотаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.026 с.)