Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр второй половины х1х века

Поиск

Севастопольский разгром обнаружил полную несостоятельность правительства и всю ложь его политики. «Освобождение» крестьян 19 февраля 1861 года разочаровало всех честных людей в стране и заставило их примкнуть к той борьбе, которую ведут разночинцы, вплоть до реакции 1881 года. Крупнейший драматург этого времени — Островский, связанный с разночинскими кругами, дает в своих пьесах резко отрицательную характеристику дворянского общества. Из школы Щепкина выходят лучшие актеры, и близкая к кругам передовой молодежи актриса Ермолова соединяет с художественным мастерством силу общественного воздействия на зрителей. Начинается упорная борьба с итальянщиной в области оперы, где выдвигается ряд композиторов чисто русского направления. Неспособность и нежелание правительства учесть растущие художественные запросы зрителя и создать нужные условия для творчества и актеров и драматургов вызывают к жизни первые попытки создать театры, свободные от казенного руководства.

Крупнейшим деятелем театра этого времени был А. Н. Островский.

 

ДРАМАТУРГИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Враждебно относясь к Островскому, театральное начальство располагало достаточным числом своих излюбленных драматургов и их ремесленным пьесам давало полный простор. Среди них первое место занимали сочинитель «Гувернера» В. А. Дьяченко (1818—1876), которого позже оттеснили В. А. Крылов (1838—1906), И. В. Шпажинский (1832—1897), П. Н. Невежин (1841—1919) и др. С засильем их пьес, «удобных» и для влиятельных актрис и актеров, не легко было бороться писателям-художникам, пьесы которых с трудом и лишь в виде исключения проникали на сцену.

Наша литература 60-х годов носила ярко выраженный обличительный характер. Среди писателей этого направления первое место по праву принадлежало Салтыкову-Щедрину.

Совсем особняком стоят пьесы А. В. Сухово-Кобылина (1817— 1903). Представитель богатого барства, друг детства Герцена, он с 1850 по 1857 год пробыл под судом по обвинению в убийстве своей сожительницы-француженки. Узнав слишком близко обстановку следствий и судебных дел николаевского времени, он этими своими впечатлениями наполнил свою трилогию: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Первая была поставлена в Петербурге в 1856 году и изображала мошенничество светского шулера Кречинского.

Конец 60-х годов ознаменовался появлением весьма многих пьес на темы из русской истории. Среди них в художественном отношении наиболее значительной является постановка в Александрийском театре трагедии Алексея Константиновича Толстого (1817—1875) «Смерть Иоанна Грозного», составляющей первую часть его трилогии. К этой постановке дирекция отнеслась с особенным вниманием и пожелала придать и роскошь и историческую точность костюмам и аксессуарам, для чего на помощь режиссерам был приглашен специалист-археолог.

В последнее десятилетие XIX века ценнейшим вкладом в нашу драматургию вошли пьесы Л. Н. Толстого (1828—1910).

Крупнейшими пьесами Толстого, написанными в XIX веке, являются «Власть тьмы» (1886) и «Плоды просвещения» (1889).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общее падение культуры в России конца XIX века, обусловленное политическими и хозяйственными причинами, привело к сильному падению и театрального дела, которое, по замечанию К. С. Станиславского, «в те времена находилось, с одной стороны, в руках буфетчиков, а с другой — в руках бюрократов».

Отдельным актерам, понимавшим подлинную причину падения театра, было трудно поднять искусство театра в целом из-за полного отсутствия условий для этого. Вновь возникавшие театры менее всего оправдывали возлагавшиеся на них надежды. Так, 17 сентября 1895 года в Петербурге «Грозой» Островского открылся театр, во главе которого стал А. С. Суворин.

Самым крупным событием театрального Петербурга за эти годы явился приход в труппу Александрийского театра В. Ф. Комиссаржевской.

Среди актерской молодежи первое место занимал К. С. Алексеев-Станиславский (1863—1938), внук актрисы-француженки, владелец фабрики, обучавшийся пению у Комиссаржевского и драматическому искусству у Г. Н. Федотовой.

К. С. Станиславский, постепенно занявший здесь первое место, пришел в итоге к выводу о необходимости перестроить кружок в непрерывно действующий театр. Это он сделал совместно с Вл. Ив. Немировичем-Данченко (род. 11 декабря 1857 года). Крупнейший драматург того времени, пьесы которого — «Новое дело», «Последняя воля», «Золото» и «Цена жизни»—известны тонким изображением быта сыновей купцов, каких выводил Островский, Немирович-Данченко с полным правом стал достойным товарищем Станиславского. Руководимый Владимиром Ивановичем класс драмы в училище Филармонического общества был лучшей драматической школой того времени, и из него вышел ряд хороших актеров.

Станиславский и Немирович-Данченко соединили лучших участников спектаклей Общества искусства и литературы с выпускниками Филармонического училища и, добившись общими усилиями полной согласованности работы актеров, создали Московский Художественный театр.

Поставленная Московским Художественным театром в день своего открытия 14 (27) октября 1898 года вторая часть трилогии А. Толстого — «Царь Федор» — открыла собой новую страницу в истории русского и мирового театра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.011 с.)