Возникновение театра в провинции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение театра в провинции



Отсутствие материалов мешает точно установить, когда возник театр в каждом отдельном городе провинции. Приходится довольствоваться отдельными и разрозненными фактами, утешая себя предположением, что характер развития театра во всех городах оставался одним и тем же, допуская разнообразие в менее существенных подробностях.

Прочно установлено, что театр существовал в течение XVIII века далеко не в одних столицах. Так, сохранились сведения о возникновении театра в Харькове, где ранняя история театра описана таким надежным свидетелем, как Г. Ф. Квитка.

Начало театральных зрелищ в Харькове относится ко времени основания там наместничества, открытого 29 сентября 1780 года. Тогда из переселившихся сюда по службе дворян и прибывших из разных мест чиновников составилось общество, которое среди других забав устраивало с большим увлечением и театральные спектакли. Представления стали устраиваться также и в праздничные дни.

Процветанию театра не могло не способствовать и то, что содержание его тогда обходилось крайне дешево. Большинство труппы состояло из любителей, которые ничего не получали; на жаловании были только два актера и три актрисы. Актеры получали: первые персонажи по 70 рублей в год ассигнациями, прочие от 30 до 50 рублей. Бенефисов тогда еще не было. Музыка и вся прислуга по театру были даровые.

В Тамбове начало театральным зрелищам положил поэт Державин, бывший в то время там губернатором. Он устраивал у себя дома любительские спектакли. Примеру губернатора последовали и другие дворяне; помещик бригадир Нилов устроил у себя в имении театр.

Наряду с общественными провинциальными театрами представление о развитии театрального дела к концу XVIII века дают народившиеся к тому времени частные театры отдельных богачей.

Одним из самых замечательных учреждений этого рода был театр графа Шереметева в его подмосковном селе Кускове. Из частных театров это был самый старший и лучший, не уступавший петербургским придворным и далеко превосходивший тогдашний московский. Деревянный, вырубленный из цельных, громадных и отличных брусьев, превосходно устроенный внутри, по своей акустике, сцене и ложам в три яруса партером, он служил прекрасным доказательством искусства своего строителя — знаменитого архитектора Валли. При театре был свой крепостной декоратор Иван Аргунов и свой переводчик с иностранных языков Василий Вроблевский. Как известно, граф Шереметев даже женился на одной из артисток своей труппы, а именно на Прасковье Ивановне. О судьбе этой женщины — крепостной артистки — необходимо поговорить подробнее. Параша была дочерью графского крепостного Ивана Кузнецова-Горбунова и родилась 20 июня 1768 года.

С семнадцатилетнего возраста она уже числилась «актрисой при верхе». Так продолжалось до конца лета 1789 года, когда граф Николай Петрович, молодой холостой человек, получивший хорошее образование на Западе, обратил на нее особое внимание. В 1798 году граф стал распространять мнение, будто Параша ведет свой род от польских шляхтичей Ковалевских, и отпустил Парашу на волю, дав ей фамилию Ковалевой. Желая оторвать ее от среды, в которой она выросла, он перевел театр из Кускова в Останкино — другое свое подмосковное село, куда и переселился сам и где продолжалась деятельность театра. 6 ноября 1801 года граф женился на Параше, но счастье их продолжалось недолго: 3 февраля 1803 года у них родился сын Димитрий, а через двадцать дней, 23 февраля, Параша скончалась. Память об этой выдающейся русской актрисе живет до сих пор в устах народа, распевающего песнь о первой встрече Параши с будущим супругом.

Для подготовки артистов в 1779 году было основано театральное училище на пятнадцать учеников и пятнадцать учениц, которых должны были обучать кроме «первоначальных наук и всем другим предметам». Помещалось оно в так называемом «театральном корпусе», находившемся около Зимнего дворца, между Миллионной улицей и Мойкой. В 1784 году за теснотой его пришлось перевести отсюда и разместить в частных домах.

В училище принимали по преимуществу детей служащих при театре; бывали случаи поступления в школу и крепостных людей. Обучали учеников российской грамоте, математике, французскому и итальянскому языкам, декламации и действованию, пению, игре на клавишах и других инструментах, танцам и живописи. В 1794 году при князе Юсупове программа эта была сокращена за счет общеобразовательных предметов: из нее выключили математику, иностранные языки и живопись.

В XVIII веке возник и специальный театральный журнал. Правда, попытка эта оказалась не особенно удачной: вышла только одна книга этого издания, и вплоть до 1808 года русский театр не имел специального органа.

Касались театра и весьма многочисленные в XVIII веке сатирические журналы.

СУМАРОКОВ И ЕГО ТРАГЕДИИ

Первою заботой, которая должна была лечь на руководителей возрожденного русского театра, была забота о составлении репертуара. В 1787 году появилось очень любопытное издание, сохранившее за собой до сих пор значение первостепенного источника для истории нашего театра. Это «Драматический словарь», изданный без обозначения имени составителя и содержащий в себе обстоятельный перечень пьес, появившихся на русском языке до этого года, с прибавлением кое-где беглых заметок об обстоятельствах, сопровождавших постановку той или другой пьесы, и об ее исполнителях. В этот словарь вошли между прочим следующие пьесы: Вольтера — «Альзира», «Нанина» (1766), «Заира» (1779), «Нескромный»; Бомарше — «Фигарова женитьба» (1787), «Севильский цырюльник»; Гете — «Клавиго» (1770); Гольберга — «Гордость и бедность», «Плутус» (1765), «Превращенный мужик», «Артакс» (1778); Гольдони — «Лжец»; Клейста — «Сенека» (1765); Корнеля — «Цинна», «Сид», «Смерть Полиевкта»; Мольера — «Тартюф», «Мизантроп» и «Школа жен и школа мужей» (1757), «Жорж Данден» (1758), «Мещанин во дворянстве», «Скапиновы обманы», «Скупой», «Амфитрион» (1761), «Сицилиянец» (1766); Расина — «Афалия» (т. е. «Гафолия», 1784), «Эсфирь» (1783); Шекспира — «Жизнь и смерть Ричарда III» и «Юлий Цезарь».

Этот список классических пьес западного репертуара, появившихся у нас в первые два десятилетия существования русского театра, достаточно убедительно говорит сам за себя: одно появление этих пьес, обогативших нашу бедную в то время литературу, составляет крупную заслугу русского театра в истории русского просвещения — благодаря театру у нас сравнительно быстро после появления оригиналов стали доступны и их переводы. Переводческая деятельность вокруг молодого театра велась с большим напряжением: большинство, например, пьес Мольера появилось в одном и том же 1757 году. При этом у нас на самых же первых порах успели образоваться переводчики, так сказать, отдельных авторов; так, большинство пьес Мольера переведено Иваном Кропотовым, Гольберга охотнее всего переводит Андрей Нартов.

Рядом с переводной драмой находит себе приют на подмостках возрожденного театра и оригинальная драма, среди творцов которой первое место по времени, бесспорно, принадлежит Александру Петровичу Сумарокову (1717—1777). Известность его как драматурга начинается с 1747 года, когда он, написал первую свою трагедию «Хорев», напечатанную в том же году, но исполненную только в 1749 году. За «Хоревом» последовали «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1751), «Артистона» (1751), «Семира» (1751). Отсутствие русской труппы должно было очень стеснять Сумарокова, так как исполнение этих пьес за неимением лучших актеров приходилось поручать любителям — кадетам и офицерам Сухопутного корпуса. Появление Волкова с товарищами устранило это затруднение, а назначение Сумарокова директором первого русского театра давало еще больший простор его драматургической деятельности. После учреждения театра им написаны трагедии: «Ярополк и Димиза» (1758), «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).

Сюжеты для трагедий Сумароков чаще всего брал из русской истории. Задачу своей драматургической деятельности Сумароков видел в перенесении на русскую почву лучших достижений театра французского классицизма. Архитектоника была подчинена строгим нормам, среди которых на первом месте стояли знаменитые правила о трех единствах и членение на пять актов. Развитие действия выдержи-

По своим политическим взглядам Сумароков принадлежал к той части дворянской интеллигенции, которая была недовольна деспотизмом царской власти, неограниченным господством бюрократов, крайностями крепостнического произвола. Одним из любимых писателей Сумарокова был Вольтер.

Роль Сумарокова, как основоположника русской драматургии, высоко оценивалась его современниками.

Историю русской литературной комедии приходится начинать также с Сумарокова, появлению комедий которого предшествовал ряд переводных пьес этого рода. Так как комедия должна «издевкой править нрав», тем самым заранее определен ее нравоучительный характер.

Нравоучительное направление вообще характерно для литературы XVIII века. Существовало убеждение, что пороки людей происходят от незнания добродетели. Отсюда в литературе — показ всей гнусности порока в целях воспитательных.

Осмеивание с нравоучительными целями Сумароков рекомендует приурочивать к определенным типам. Так, в различных своих комедиях он насмехается над «подьячими», своего «Нарцисса» он посвятил изображению щеголя, вернулся к этому образу с небольшими изменениями в другой комедии — «Пустая ссора».

Несмотря на подражательность иностранным образцам, комедии Сумарокова несомненно соприкасаются с тогдашней русской действительностью. Сумароков не раз пользовался своими комедиями для того, чтобы откликнуться на толки и интересы, занимавшие современное ему общество. Свою сатиру Сумароков направляет против ряда отрицательных явлений в государственной жизни, в быту, нравах и культуре дворянства. Он критикует бюрократизм и неправосудие, невежество и лжеученость, жадность и скопидомство, щегольство и модничанье, дурное обращение с дворовыми слугами, жестокость с крепостными и т. п.

Таким образом, в комедиях Сумарокова, при всей их условности и схематизме, налицо реальные черты русской жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.)