Слезная комедия и мещанская драма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слезная комедия и мещанская драма



Наряду с господствующим еще дворянским классицизмом в русской драматургии второй половины XVIII века возникает новое направление, отражающее вкусы и стремления других слоев общества — купечества, мещанства.

С классической трагедией начинает успешно конкурировать мещанская драма, с классической комедией — слезная комедия. Происхождение этих новых жанров вызвано было стремлением демократизировать театр, сделать возможным изображение на сцене жизни обыкновенных смертных, а не одних только царственных особ, внести в театральные представления большую правду, ответственность и простоту.

С 60-х годов XVIII века появляются у нас переводы таких пьес, как «Лондонский купец, или Приключения Георга Варневаля» Лилло (1764), «Чадолюбивый отец» и «Побочный сын» Дидро (1766). Елагин перевел почти всего Детуша. В последние десятилетия XVIII века переведены были драмы: Сорена — «Веверлей» (1773); Мерсье — «Женневаль, или Французский Варневаль» (1778), «Ложный друг» (1779), «Беглец» (1784), «Неимущий» (1784); Лессинга — «Мисс Сара Сампсон» и «Эмилия Галотти» (1788—1789).

Главными проводниками мещанской драмы и слезной комедии в русском театре и авторами оригинальных пьес в этом роде были Лукин (1737—1794) и Плавильщиков (1760—1812).

Отстаивая новое, демократическое направление в драматургии, критикуя дворянский классицизм, Лукин и Плавильщиков в то же время боролись за национальную самобытность русского театра, добиваясь как своей драматургической деятельностью, так и выступлениями приближения театра к реальной жизни, проникновения в него народных начал, приобщения к нему более широких кругов зрителя: «Награжденное постоянство» Лукин.

Из пьес Лукина особенного внимания заслуживает его одноактная комедия «Щепетильник», переделанная из французской комедии.

Наиболее характерной пьесой Плавильщикова является комедия в четырех действиях «Сиделец» (1804). Исполнена она была первый раз в Москве на сцене петровского театра. Ее действие развертывается в среде купцов, которая показана в значительной степени сатирически.

В литературе была высказана мысль о том, что «Сиделец» Плавилыцикова явился прообразом пьесы «Бедность — не порок» Островского.

Значение этих комедий в ходе борьбы за русский народный театр не подлежит сомнению.

ФОНВИЗИН

Выдающееся место среди русских драматургов XVIII века безусловно принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину (1744— 1792).

Литературная деятельность Фонвизина началась с 1761 года. Первой по времени попыткой Фонвизина выступить со своими произведениями на сцену является «Корион», комедия в трех актах, переделанная в русскую с французского языка.

29 июня 1766 года Фонвизин читал императрице Екатерине свою рукописную комедию «Бригадир».

В «Бригадире» мы встречаем целый ряд персонажей, чрезвычайно характерных для дворянства екатерининского времени, почему эта пьеса, помимо своих чисто литературных достоинств, представляет весьма ценный материал для истории нашего общества.

В своей пьесе «Недоросль» Фонвизин горьким смехом посмеялся над мрачными сторонами крепостного права, грубостью и невежеством помещиков, подкупностью суда, уродливостью воспитания. Это были как раз те самые темы, которыми занимались публицистика, комедия и сатира того времени, начиная с Сумарокова и до конца XVIII века.

Лица, в которых Фонвизин воплотил идею своей пьесы, были так жизненно и ярко обрисованы, что ходили толки — спутники всякого крупного сатирического произведения, будто эти характеры — портреты тогдашних деятелей.

Цензура долго не допускала постановки «Недоросля». По официальным сведениям, первое представление состоялось 24 сентября 1782 года.

Первое представление этой пьесы увенчалось полным и заслуженным успехом.

 

 

ИТОГИ XVIII ВЕКА

Обычай Петра пользоваться театром для того, чтобы отмечать крупные события в жизни государства или царской семьи, и при его преемниках оставался в полной силе.

Русский театр XVIII века вписал в историю русского искусства блестящую страницу, выдвинул целый ряд видных деятелей. Были сброшены цепи церковного запрета, веками сковывавшего народное творчество, и театр стал догонять театр западных стран, показывающий Шекспира, Мольера, Лопе де Бега, тогда как у нас никто, кроме редких путешественников, еще не видел на сцене этих блестящих драматургов.

В итоге наш театр XVIII века не был «чужих причуд истолкованием», а стал местом выдвижения родных талантов. Так, старинные забавы родных скоморохов сплетались воедино с хорошо усвоенными уроками техники западных мастеров драмы, оперы и балета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.004 с.)