Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слезная комедия и мещанская драма
Наряду с господствующим еще дворянским классицизмом в русской драматургии второй половины XVIII века возникает новое направление, отражающее вкусы и стремления других слоев общества — купечества, мещанства. С классической трагедией начинает успешно конкурировать мещанская драма, с классической комедией — слезная комедия. Происхождение этих новых жанров вызвано было стремлением демократизировать театр, сделать возможным изображение на сцене жизни обыкновенных смертных, а не одних только царственных особ, внести в театральные представления большую правду, ответственность и простоту. С 60-х годов XVIII века появляются у нас переводы таких пьес, как «Лондонский купец, или Приключения Георга Варневаля» Лилло (1764), «Чадолюбивый отец» и «Побочный сын» Дидро (1766). Елагин перевел почти всего Детуша. В последние десятилетия XVIII века переведены были драмы: Сорена — «Веверлей» (1773); Мерсье — «Женневаль, или Французский Варневаль» (1778), «Ложный друг» (1779), «Беглец» (1784), «Неимущий» (1784); Лессинга — «Мисс Сара Сампсон» и «Эмилия Галотти» (1788—1789). Главными проводниками мещанской драмы и слезной комедии в русском театре и авторами оригинальных пьес в этом роде были Лукин (1737—1794) и Плавильщиков (1760—1812). Отстаивая новое, демократическое направление в драматургии, критикуя дворянский классицизм, Лукин и Плавильщиков в то же время боролись за национальную самобытность русского театра, добиваясь как своей драматургической деятельностью, так и выступлениями приближения театра к реальной жизни, проникновения в него народных начал, приобщения к нему более широких кругов зрителя: «Награжденное постоянство» Лукин. Из пьес Лукина особенного внимания заслуживает его одноактная комедия «Щепетильник», переделанная из французской комедии. Наиболее характерной пьесой Плавильщикова является комедия в четырех действиях «Сиделец» (1804). Исполнена она была первый раз в Москве на сцене петровского театра. Ее действие развертывается в среде купцов, которая показана в значительной степени сатирически. В литературе была высказана мысль о том, что «Сиделец» Плавилыцикова явился прообразом пьесы «Бедность — не порок» Островского. Значение этих комедий в ходе борьбы за русский народный театр не подлежит сомнению.
ФОНВИЗИН Выдающееся место среди русских драматургов XVIII века безусловно принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину (1744— 1792). Литературная деятельность Фонвизина началась с 1761 года. Первой по времени попыткой Фонвизина выступить со своими произведениями на сцену является «Корион», комедия в трех актах, переделанная в русскую с французского языка. 29 июня 1766 года Фонвизин читал императрице Екатерине свою рукописную комедию «Бригадир». В «Бригадире» мы встречаем целый ряд персонажей, чрезвычайно характерных для дворянства екатерининского времени, почему эта пьеса, помимо своих чисто литературных достоинств, представляет весьма ценный материал для истории нашего общества. В своей пьесе «Недоросль» Фонвизин горьким смехом посмеялся над мрачными сторонами крепостного права, грубостью и невежеством помещиков, подкупностью суда, уродливостью воспитания. Это были как раз те самые темы, которыми занимались публицистика, комедия и сатира того времени, начиная с Сумарокова и до конца XVIII века. Лица, в которых Фонвизин воплотил идею своей пьесы, были так жизненно и ярко обрисованы, что ходили толки — спутники всякого крупного сатирического произведения, будто эти характеры — портреты тогдашних деятелей. Цензура долго не допускала постановки «Недоросля». По официальным сведениям, первое представление состоялось 24 сентября 1782 года. Первое представление этой пьесы увенчалось полным и заслуженным успехом.
ИТОГИ XVIII ВЕКА Обычай Петра пользоваться театром для того, чтобы отмечать крупные события в жизни государства или царской семьи, и при его преемниках оставался в полной силе. Русский театр XVIII века вписал в историю русского искусства блестящую страницу, выдвинул целый ряд видных деятелей. Были сброшены цепи церковного запрета, веками сковывавшего народное творчество, и театр стал догонять театр западных стран, показывающий Шекспира, Мольера, Лопе де Бега, тогда как у нас никто, кроме редких путешественников, еще не видел на сцене этих блестящих драматургов. В итоге наш театр XVIII века не был «чужих причуд истолкованием», а стал местом выдвижения родных талантов. Так, старинные забавы родных скоморохов сплетались воедино с хорошо усвоенными уроками техники западных мастеров драмы, оперы и балета.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.004 с.) |