Театр в годы гражданской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр в годы гражданской войны



 

Победа Великого Октября ознаменовала собой начало решительных перемен во всех областях жизни России, в частности начало небывалой по размаху и масштабам культурной революции.

На подступах к Петрограду еще шли бои, а Советское правительство 9 (22) ноября 1917 года уже издало декрет о передаче всех театров страны в ведение органов народного просвещения.

Грандиозный размах приобрело движение художественной самодеятельности. По всей стране, от Москвы, Петрограда и до самых маленьких, далеких городов и сел, в воинских частях на фронте и в тылу, на фабриках и заводах, в клубах возникают тысячи любительских театров и драматических кружков, в которых миллионы трудящихся впервые приобщались к художественной культуре, развивали свои творческие способности. Из рядов художественной самодеятельности вышли впоследствии многие видные деятели советского театра.

Двери театров широко распахнулись перед трудящимися — спектакли были объявлены бесплатными, большая часть билетов распределялась через общественные организации.

Огромным успехом у трудящихся пользовались спектакли Московского Художественного и Малого театров, получивших в эти годы высокое звание академических. Актеры выезжали со спектаклями и концертами в заводские клубы, на рабочие окраины. Совершенно новой формой связи сценических деятелей с революционным народом явились поездки театральных трупп на фронты гражданской войны. Вместе с красноармейцами актеры переносили тяготы военной жизни — болели тифом, голодали, погибали от рук белогвардейцев, но честно выполняли свой гражданский долг.

И в ответ на эту настоятельную потребность рождалось революционное искусство. Это искусство было сродни многозначительным сводкам с фронтов гражданской войны, ярким и броским плакатам Маяковского в «Окнах РОСТА». Одним из видов нового искусства стал агитационный театр, соединявший в себе боевую политическую активность со столь важными тогда оперативностью и наглядностью.

Первым профессиональным произведением советской драматургии стала «Мистерия-буфф» Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930) —пьеса, выражающая героический пафос революции и убивающая сатирическим смехом ее врагов. Эта двойная задача выражалась в самом названии новаторского произведения. В построении пьесы Маяковский использовал форму средневековых религиозных представлений — мистерий.

Первым режиссером, который взялся поставить пьесу Маяковского, был Мейерхольд. До революции, как об этом уже писалось, он испытывал влияние символизма, декадентского искусства, но после Октября решительно встал на сторону Советской власти, вступил в Коммунистическую партию. В постановке «Мистерии-буфф» режиссер увидел возможности революционного обновления театра.

Среди агиттеатров периода гражданской войны выделялся Теревсат (Театр революционной сатиры), возникший вблизи фронта, в Витебске, в 1919 году. В составе его труппы были писатели-сатирики, которые создавали злободневный репертуар на материале последних сводок «РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В 1922 году на базе Теревсата был создан Театр Революции.

ТЕАТР В 20-е ГОДЫ

Завершив гражданскую войну, советский народ приступил к восстановлению разрушенного хозяйства, промышленности, транспорта, к созидательной деятельности. В эти годы открываются новые театры, которые ориентируются на трудящуюся публику: Театр Революции (ныне Театр имени Маяковского), Театр имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), Студия, а с 1926 года Театр имени Евг. Вахтангова, и другие.

Первая половина 20-х годов — период разведки, накопления сил, творческих экспериментов. Мешало им также модное в те годы отрицание реалистического, психологического искусства, которое объявлялось буржуазным, а потому отжившим и вредным. Декорации, создающие иллюзию подлинной жизни, безжалостно изгонялись. Вместо них сооружались абстрактные конструкции из железа и дерева, изменявшие условия актерской игры. В. Э. Мейерхольд, признанный главой так называемого «левого театра», считал, что новый актер должен быть жизнерадостным, подвижным, физически тренированным, уметь мастерски владеть своим телом, делать акробатические трюки. Такую систему актерского воспитания, где главным становилась внешняя техника, Мейерхольд назвал «биомеханикой», полагая, что именно она может выразить суть современного человека, сильного телом и духом.

Активизируется клубная самодеятельность. На ее основе возникает новая форма агитационного театра — «Синяя блуза», так называемая «живая газета», получившая огромную популярность и распространение. Одетые в рабочие костюмы — синие блузы, они в мажорном темпе исполняли фельетоны, частушки, танцы, сатирические сценки на самые злободневные темы; позднее широкое распространение получают ТРАМы — самодеятельные театры рабочей молодежи.

Впервые в истории мирового театрального искусства в Советской стране были созданы специальные театры для детей и юношества (театры юного зрителя). Они возникли в начале 20-х годов в Петрограде, Москве, Харькове, Краснодаре вскоре стали неотъемлемой частью театральной жизни всех советских республик. Основоположниками тюзовского движения стали А.А. Брянцев, Н.И. Сац, С.Я. Маршак, с ТЮЗами связана деятельность таких выдающихся советских актеров, как В. А. Сперантова, Л. Ф. Макарьев, Л.Н. Князева и другие.

Необычайно активна в эти годы творческая деятельность молодого режиссера Евгения Багратионовича Вахтангова (1883—1922). Он работает одновременно в нескольких студиях, преподает систему своего учителя К. С. Станиславского, ставит спектакли, сатирически обличающие уходящий в прошлое мир мещанства, корысти, эгоизма.

Преодолевая болезнь, режиссер в 1922 году создает свою лебединую песню — солнечный, жизнерадостный, проникнутый оптимизмом и твердой уверенностью в будущем спектакль «Принцесса Турандот», высоко оцененный Станиславским и Немировичем-Данченко.

Основой для создания яркого театрального представления, пронизанного лукавой иронией и весельем, послужила сказка К. Гоцци. Но сквозь затейливую форму спектакля прорывались искренние и сильные чувства, заставлявшие зрителей забыть о театральных условностях и жить одной жизнью с героями, которых играли талантливые ученики Вахтангова — Ю. А. Завадский, Ц. Л. Мансурова. Смелые поиски и открытия Вахтангова опирались на традиции психологического реализма, идущие от Станиславского, помноженные на ярко выраженную театральность.

Вслед за новыми, молодыми коллективами и академические театры потянулись к современному репертуару. В декабре 1926 года Малый театр показал эпический героико-революционный спектакль «Любовь Яровая» (режиссеры И. С. Платон и Л. М. Прозоровский). Пьеса К. А. Тренева (1876— 1945) по своей художественной манере оказалась близкой традициям старейшего русского театра.

Советская страна, набирая силы, перешла к мирному строительству. И рядом с героями гражданской войны на театральных подмостках появляются герои первых пятилеток, строители, созидатели. Особая заслуга в утверждении этих персонажей на нашей сцене принадлежит драматургу Николаю Федоровичу Погодину (1900—1962) и режиссеру Алексею Дмитриевичу Попову. Это они явились зачинателями в советском театре так называемой производственной темы. Первая пьеса Погодина «Темп» —в 1930 году была показана Театром имени Евг. Вахтангова.

Существенные перемены происходят в искусстве Камерного театра, руководимого режиссером А. Я Таировым. Этот театр, созданный еще в 1914 году, испытал на себе влияние модернистских течений и отдал дань самоцельной театральности, эстетизму, любованию внешней формой. В 20-е годы на сцену Камерного театра постепенно проникает живой дух современности. Он особенно ощутим в игре ведущей актрисы театра А. Г. Коонен (1889—1974

По-другому складывалась жизнь Театра Вс. Мейерхольда. Для него плодотворными оказались постановки советских сатирических комедий — «Мандата» Н. Р. Эрдмана, «Клопа» и «Бани» В. В. Маяковского. Наиболее значительным был спектакль «Клоп». Смелые гиперболические и гротесковые приемы режиссуры Мейерхольда очень подходили к манере Маяковского-драматурга, помогая вскрыть идейную направленность комедии.

Сложно развивался в эти годы МХАТ 2-й, выросший из Первой студии Художественного театра. Его возглавлял М. А. Чехов (1891 —1955), выдающийся, но очень противоречивый художник.

Другая творческая линия МХАТа 2-го выразилась в постановке режиссером А. Д. Диким (1889—1955) спектакля «Блоха» по рассказу Н. С. Лескова «Левша». Этот спектакль, оформленный выдающимся русским художником Б. М. Кустодиевым, был решен в духе жизнерадостного и яркого балаганного представления.

В 1930 году в Москве состоялась Всесоюзная олимпиада национальных театров. В ней приняли участие коллективы Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Башкирии, Татарии, Марийской АССР. Многонациональное советское искусство и литература показали всему миру интернациональную сущность социалистической революции.

ТЕАТР В 30-е ГОДЫ

К середине 30-х годов армия актеров увеличилась по сравнению с 1918 годом в пять раз и составила 29 тысяч человек. Работников сцены окружают всеобщим уважением и почетом, награждают орденами, избирают в местные и высшие органы Советской власти. В 1936 году для наиболее отличившихся деятелей театра, музыки и кино устанавливается звание «Народный артист СССР». Первыми были удостоены этого звания К С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, И. М. Москвин, Е. П. Корчагина-Александровская, М. М. Блюменталь-Тамарина, Б.В. Щукин и другие.

Настоящим событием стала постановка Театром имени Евг. Вахтангова в 1932 году новой пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие». Важной и ценной чертой трактовки пьесы режиссером Б. Е. Захавой (1896—1976) было стремление связать личную драму купца Булычева с историческими событиями эпохи — империалистической войной, назревающей революцией.

Другой крупной горьковской постановкой 30-х годов явился спектакль Московского Художественного академического театра «Враги» (1935). «Зерно» спектакля, поставленного В. И. Немировичем-Данченко и М. Н. Кедровым (1893—1972). Блестящим спектаклем «Враги» Московский Художественный академический театр подтвердил свое право носить имя Горького, которое было присвоено ему в 1932 году.

Большой сатирической силой отличалась постановка спектакля «Мертвые души» по Н. В. Гоголю в Художественном театре (1934 г.).

Постепенно советская драма занимает ведущее место в репертуаре всех театров. С циклом драматических произведений выступает участник гражданской войны В. В. Вишневский (1900—1951). Этот цикл открывает пьеса «Первая Конная». Три года спустя, в 1933 году, Вишневский создает лучшее свое произведение — «Оптимистическую трагедию».

В 30-е годы советский театр расширяет и свой классический репертуар, включая в него произведения Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Большая заслуга в этом принадлежит Московскому Художественному театру. В. И. Немировичу-Данченко поставил «Воскресение», «Анна Каренина» (1937).

 

Долгое время советские театры игнорировали пьесы Чехова, считая их пессимистическими и неинтересными зрителям. Спектакль Немировича-Данченко «Три сестры» (1940) дал принципиально новое прочтение чеховской драматургии и открыл ей дорогу на советскую сцену.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.012 с.)