Театр в годы великой отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр в годы великой отечественной войны



С первых дней Великой Отечественной войны театральные деятели встали в боевой строй, чтобы оружием своего искусства помогать народу в его священной борьбе с фашистскими захватчиками за свободу и независимость Родины, за жизнь на земле. В суровых условиях военного времени театральное искусство приобретает особое гражданское звучание, необычайную взволнованность, страстный накал чувств. За время войны в боевых частях побывало более 3500 артистических бригад, в которых участвовало свыше 40 тысяч творческих работников. Ими было дано около 500 тысяч спектаклей и концертов. Несколько бригад отправили на фронт МХАТ, Малый театр, ленинградские театры. Организуются и специальные фронтовые коллективы, прошедшие вместе с армией славный путь до Берлина. Многие театральные деятели отдали свою жизнь за Родину.

Когда фронт подошел вплотную к Ленинграду и Москве, правительство приняло решение об эвакуации ведущих театров в восточные районы страны, где им были созданы необходимые условия для творческой работы. Осенью 1942 года многие московские театры вернулись в столицу. Ленинградцы начали возвращаться домой с весны 1943 года, после того как была прорвана блокада.

Из грозы военных лет советский театр вышел возмужавшим и окрепшим, на деле доказав способность служить своим искусством борьбе народа, вдохновлять его на подвиги.

ТЕАТР ПЕРВОГО ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Ценой огромных усилий советский народ победил гитлеровскую Германию. Но нужно было поднимать из руин разрушенные города и заводы, отстраивать сожженные деревни и села, создавать послевоенный мир, за который отдали миллионы жизней бойцы на фронте.

Одной из ведущих тем послевоенной драматургии и театра продолжает оставаться тема героической борьбы нашего народа с фашистским нашествием. Героический подвиг молодогвардейцев-краснодонцев воспел величественный и монументальный спектакль Московского театра «Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева.

О людях тыла, с полной отдачей трудившихся в годы войны, поведал спектакль «Директор» С. И. Алешина (р. 1913) в Московском театре драмы. Талантливого командира огромного производства, выпускающего танки для фронта, играл Л. Н. Свердлин (1901 —1969), захватывая зрителей целеустремленностью, задушевностью, тревогами своего героя.

Вдумчивым, ищущим режиссером проявляет себя Г. А. Товстоногов (р. 1915), возглавивший Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Он поставил здесь драматическую исповедь великого чешского патриота Юлиуса Фучика. «Дорога бессмертия» — так назывался спектакль по книге Фучика «Репортаж с петлей на шее».

Теме созидательного труда советских людей в послевоенные годы, строительства новой мирной жизни были посвящены пьесы «В одном городе» и «Московский характер» А. В. Софронова (Р- 1911).

Теме борьбы за мир посвятили свои пьесы драматург Б. А. Лавренев («Голос Америки») и Н. Ф. Погодин («Миссурийский вальс»).

Театры обращаются к разящей сатире Маяковского. Комедию «Баня» показал Московский театр сатиры (режиссеры и В. Петров, В. Н. Плучек, С. И. Юткевич).

Достигнутое в работе над «Баней» было развито Театром сатиры в спектакле «Клоп» (1955), поставленном еще более театрально, красочно и изобретательно.

Среди драматургов, дебютировавших в середине 50-х годов, всеобщее внимание привлек В. С. Розов (р. 1913). В 1954 году его пьеса «В добрый час!» была поставлена молодым режиссером А. В. Эфросом (р. 1925) в Центральном детском театре.

ТЕАТР КОНЦА 50—60-х ГОДОВ

Новый этап развития советского театра в значительной мере отличается от предшествующего. Решительно отвергая имевшие место парадность, помпезность, пресловутую «бесконфликтность», театральные деятели стремятся черпать конфликты и образы в самой жизни и отражать их на сцене с гражданской страст­ностью, глубоко, правдиво и просто. Расширяется фронт театрального искусства, увеличивается круг тем, проблем, о которых заговорила сцена, значительно богаче, многообразнее стали сценические формы, индивидуаль­ные манеры мастеров театра. Рождаются новые, своеобразные ищущие коллективы, такие, как «Современник», Театр драмы и комедии на Таганке и другие.

Театр «Современник» был создан группой молодых актеров воспитанников школы-студии МХАТа, воодушевленных стремлением сказать со сцены о новых жизненных процессах.

В 1957 году «Современник» показал свой первый спектакль — «Вечно живые» В. Розова, а вскоре еще одну его пьесу — «В поисках радости». В драматургии Розова молодые актеры нашли дорогие им качества: пристальное внимание и любовь к человеку, к его внутреннему миру, бескомпромиссность в вопросах нрав­ственности и чести, нетерпимость к мещанству, подлости, корыс­ти, под какой бы внешностью они ни скрывались.

Гражданская, этическая тема становится главной для «Сов­ременника», и ей подчиняются и художественные поиски театра, и выбор репертуара. В лучших работах «Современника» бьется живая творческая мысль, они не оставляют зрителей равнодушными, ставят перед ними острые вопросы о месте человека в жизни, о его общественном долге и ответственности перед современниками. Первый руководитель театра О. Н. Ефремов (р. 1927) не раз подчеркивал связь и преемственность творческой про­граммы «Современника» с традициями К. С. Станиславского, МХАТа.

Среди современных драм этого времени выделяется «Иркутская история» А.Н. Арбузова (1959). Ее герои — живые люди, наши современники, с их радостями и горестями, поражениями и победами.

В 1956 году Г. А. Товстоногов возглавил Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького. Для этого режиссера характерна высокая требовательность к уровню репертуара, бережное отношение к авторскому тексту. Никогда не позволяя себе, своевольных переделок, он обладает счастливым даром в самой пьесе найти ключ к неожиданному, современному и подлинно новаторскому ее воплощению на сцене. Неповторимый почерк режиссера виден в таких разных по стилю и жанру спектаклях, как напряженно-психологический «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, трагикомические «Варвары» М. Горького, проникновенно-лирические «Пять вечеров» А. М. Володина, патетико-публицистический спектакль «Лиса и виноград» Г. Фигейредо. Четкость и ясность режиссерского замысла нисколько не сковывают исполнителей. Товстоногов не только дает им возможность самовыражения, но и учитывает их инициативу в окончательном решении спектакля. Зоркий глаз режиссера видит в даровании актера такие грани, о которых не подозревают ни зрители, ни даже сами актеры. Поэтому в БДТ формируется целая плеяда ярких актерских, индивидуальностей, и едва ли не каждый новый спектакль становится либо открытием неизвестных талантов, либо новым узнаванием уже известных. С «Идиота» началась триумфальная слава И. М. Смоктуновского (р. 1925), в «Варварах» и «Старшей сестре» проявился великолепный талант Т. В. Дорониной. (р- 1933); «Пять вечеров» высветили дарования Е. 3. Копеляна (1912—1975) и 3. М. Шарко (р. 1929); в новом качестве предстал перед зрителями в роли баснописца Эзопа («Лиса и виноград») В. П. Полицеймако (р. 1906); гневного и страдающего, влюбленного и трагичного Чацкого сыграл С. Ю. Юрский (р. 1935). Каждый новый спектакль Товстоногова по современной или классической пьесе становится событием, потому что режиссер идет нехожеными путями, ставя перед собой и перед актерами все более трудные творческие задачи, смело развивая традиции Станиславского, синтезируя их с открытиями Мейерхольда и Брехта.

Страстное утверждение идей гуманизма, духовной силы, красоты и мощи человека отличает лучшие постановки классики тех лет. Раскрепощенное искусство режиссеров и актеров открывает в старых произведениях новые, еще неведомые богатства.

7. ТЕАТР В 70-е ГОДЫ

Значительными творческими достижениями отмечена деятель­ность советского театра в 70-е годы.

Для развития советской драматургии и театра в этот период характерен решительный поворот к современной теме, к кардинальным проблемам действительности. Появились яркие, талантливые спектакли о людях труда.

Поиски воплощения «производственной» темы в театре ведутся в самых различных художественных направлениях — в драме и комедии, в жанрах документального репортажа с места событий и романтической фантазии. Примером таких творческих поисков могут служить спектакли московских театров: «Погода на завтра» Михаила Шатрова в театре «Современник», «Авто-град-ХХ1» Марка Захарова и Юрия Визбора в Театре имени Ленинского комсомола и другие.

Остро, драматично поставил проблемы морали в своих пье­сах рано ушедший из жизни драматург А. В. Вампилов (1937— 1972). При всем различии «Старшего сына», «Провинциальных анекдотов», «Прощания в июне», «Утиной охоты», «Прошлым летом в Чулимске» их объединяет пристальный взгляд автора на людей, на окружающую действительность, чеховское умение увидеть и показать за обыденными событиями скрытый глубокий дра­матизм. Всем своим творчеством Вампилов решительно выступал против нравственных падений и компромиссов, бездуховности, бесцельного существования. Сквозь суровую, горькую правду его пьес проглядывают доброе сердце и горячая любовь к людям. Многие театры обратились в последние годы к пьесам Вампилова, но пока еще никому не удалось в полной мере найти ключ к его драматургической манере и раскрыть глубинный и неоднозначный смысл его произведений. Ближе других подошел к решению этой задачи В. А. Андреев (р. 1930), интересно поставивший в Театре имени М. Н. Ермоловой «Прошлым летом в Чулимске» с С. Любшиным в роли следователя Шаманова.

Среди новых драматических произведений о войне видное мес­то занял «Эшелон» Михаила Рощина.

Два московских театра — МХАТ и «Современник», связанные с Рощиным совместной работой, выбрали эту пьесу. В «Совре­меннике» «Эшелон» поставила Галина Волчек вместе с молодым режиссером Иосифом Райхельгаузом; МХАТ пригласил на эту постановку Анатолия Эфроса.

Одним из наиболее удачных опытов перевода военной прозы на язык сцены стал спектакль Театра на Таганке по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

Инсценируя роман Б. Васильева «В списках не значился», Юрий Визбор создает пьесу, по своей форме близкую режиссерской манере М. Захарова — постановщика спектакля в Московском театре имени Ленинского комсомола.

В центре спектакля, как и романа, короткая, но яркая жизнь последнего легендарного защитника Брестской крепости — юного лейтенанта Коли Плужникова. Он окончил военное училище за несколько дней до начала войны, получил назначение в Брест, чем очень гордился, и прибыл в крепость в ночь на 22 июня 1941 года, так что в списки его не успели внести.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.032 с.)