Финансовый механизм коммерческой организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый механизм коммерческой организации



Управление финансами предприятия осуществляется с помо­щью финансового механизма. Финансовый механизм предприятия – это совокупность форм организации финансовых отношений, способов, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, благодаря которым происходит движение финансовых средств, работает система их распределения, образования доходов и накоплений. Это часть хозяйственного механизма предприятия.

Субъектом управления финансами предприятия является финансовая служба и ее отделы (департамен­ты), а также финансовые менеджеры. Объект управления включает всебя: денежные отношения между субъектами в процессе формирования затрат; получения, распределения и использования выручки, прибыли; формирования, движения и использования основного капитала, оборотных средств; осуществления капитальных и финансовых вложений; уплаты налогов и др.

Финансовые методы — это методы финансового управления, к которым относятся: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, прогнозирование, финансовый контроль, финансовое регулирование, система расчетов, кредитование, налогообложение, матери­альное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые операции, трансфертные операции, трастовые операции, лизинг, аренда, факторинг и др.. В последние годы особое развитие получили: аутсорсинг, скоринг, бенчмаркинг.

Аутсорсинг (от англ. «outsourcing») - дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг – это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении, передавая сторонней организации определенные задачи или бизнес-процессы, обычно не являющиеся частью основной деятельности компании, но необходимые для полноценного функционирования бизнеса. Различают аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) и производственный аутсорсинг.

IT-аутсорсинг – это передача на обслуживание специализированным организациям информационных систем (например: техническая поддержка; поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, web-сервера и сайта; хостинг; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т.д.).

Аутсорсинг бизнес-процессов – передача компании, оказывающей услуги аутсорсинга (аутсорсеру), функций тех или иных отделов, не являющихся для организации основными (например: реклама; управление персоналом; логистика; транспорт; уборка офиса; охрана).

Одним из направлений аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг кадров, который включает не только сотрудничество с кадровым агентством в области подбора персонала. Здесь имеется в виду, что предприятие – аутсорсер оформляет сотрудника у себя и становится его фактическим работодателем (начисляет ему заработную плату, рассчитывает налоги, оформляет больничные, компенсации, следит за выполнением трудового законодательства, соблюдением норм охраны труда), то есть берет на себя функции кадровой службы и бухгалтерии предприятия.

Наиболее востребована такая разновидность аутсорсинга, как аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. Аутсорсеры предлагают свои услуги в области постановки, ведения, восстановления бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, ведения дел с налоговыми инспекциями вплоть до судебных разбирательств с привлечением юристов-аутсорсеров.

Производственный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает во внешнее управление часть своей производственной цепочки или даже весь производственный цикл. Возможен вариант продажи своих подразделений и дальнейшее взаимодействие с ними в рамках аутсорсинга. Например, предприятие занимается проектированием, сборкой, контролем и реализацией продукции. Все промежуточные звенья производственного цикла отданы сторонним предприятиям.

Преимущества аутсорсинга: во-первых, это возможность сосредоточиться на основном бизнесе посредством поручения внешнему исполнителю операционных функций и получить конкурентное преимущество. Кроме того, это перераспределение ресурсов организации, ранее задействованных во второстепенных функциях и направлениях; во-вторых, снижение затрат. Ведь зачастую привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью. Связано это с тем, что у узкоспециализированного аутсорсера, как правило, себестоимость выполнения функции ниже, и продает он свои услуги «оптом»; в-третьих, доступ к технологиям и решениям более высокого уровня, которых нет у организации, а также возможность воспользоваться специализированными функциями, для выполнения которых организация не имеет специалистов или ресурсов (например, небольшие предприятия не в состоянии содержать собственный IT-отдел), передача ответственности за выполнение конкретных функций. В качестве недостатков следует отметить, что передача в аутсорсинг слишком большого количества функций может привести к серьезному росту издержек. Кроме того, законодательная база в России по аутсорсингу не проработана.

Скоринг представляет собой систему оценки клиента, создателем которой считают Дэвида Дюрана – английского банковского служащего, который применил методику классификации заемщиков на «плохих» и «хороших». Уходя на Вторую мировую войну, он оставил инструкцию сотрудникам, как выдавать кредиты, и короткую формулу, учитывающую помимо имущественных параметров социально-демографические. В настоящее время используемый термин «клиентский скоринг» представляет собой оценку потенциальных покупателей по ряду показателей, которые в совокупности должны дать оценку их платежеспособности и платежной дисциплины. В группу таких параметров можно отнести объем продаж клиенту в общем объеме продаж за период, маржинальную прибыль, объем просроченной дебиторской задолженности и срок работы с клиентом. При этом прибыль от продаж предприятия рассчитывается как разница между маржинальной прибылью и постоянными издержками. Как известно, различные виды продукции имеют различную рентабельность продаж, следовательно, необходимо оценивать не только объем отгружаемой продукции клиенту, но и прибыль, приносимую каждым клиентом. Срок работы с клиентом оценивается по общему периоду работы (количеству месяцев, лет). Можно вводить дополнительные оценки, например такие:

- качественные – кредитная история на рынке, доля рынка, наличие гарантий или обеспечения, качество менеджмента;

- количественные – ликвидность, структура капитала, рентабельность, стабильность денежных потоков и прочее.

Показатели устанавливаются экспертным методом исходя из средних показателей, фигурирующих на предприятии. По выбранным параметрам проводится бальная оценка экспертным методом. Далее для оценки рейтинга клиента составляется шкала рейтинга. Рейтинг выставляется экспертным методом. Необходимо периодически проводить переоценку рейтинга клиентов, пересматривая его сразу после наступления следующего периода. Кредитная политика предприятия выстраивается в соответствии с кредитным рейтингом фирм-покупателей: группе с небольшим кредитным риском и большим уровнем доходности предоставляются значительные скидки, в группе с низким рейтингом ситуация со скидками обратная. Так же необходимо определится со стоимостью капитала, выводимого из оборота в качестве дебиторской задолженности. Обычно, в качестве ориентира для ее установки используют процентную ставку по краткосрочному банковскому кредитованию, однако существуют и другие подходы, например процентная ставка, превышающая средневзвешенную стоимость капитала предприятия-кредитора (weighted average cost of capital, WACC).

С помощью уровня процентной ставки можно регулировать кредитование покупателей, устанавливая низкую процентную ставку для расширения объемов кредитования, либо повышая ее, стимулируя клиентов на сокращение сроков оплаты за отгруженную продукцию.

Оплату труда менеджерам можно привязать к рейтингу покупателей, установив процент надбавки к заработной плате за клиентов, находящихся в наивысшей группе. Тогда менеджер будет заинтересован в том, чтобы рейтинг обслуживаемых им клиентов был максимальным, что позволит увеличить прибыль предприятия.

Модель клиентского скоринга имеет стимулирующую функцию и для покупателей – они будут всегда стремится повысить свой рейтинг, покупая товар б о льшими партиями, при этом, сокращая сроки инкассации дебиторской задолженности, чтобы обеспечить себе б о льшие скидки с цены. Эффективность применения подобных моделей, основанных на рейтинге, доказана западной практикой. По данным Aberdeen Group внедрение систем оценки клиентов уже в течение первых двух-трех лет обеспечивает в среднем прирост объема сбыта на одного менеджера по продажам на 10–30% в год, а прибыль с каждой сделки увеличивается на 1–3%.

Бенчмаркинг (англ. benchmarking) — подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации. Бенчмаркинг способствует открытости и повышению эффективности бизнеса: предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании; выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире; ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске; сокращает затраты на процесс улучшения. Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например: бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы ситуации в логистических системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке; бенчмаркинг применяется при разработке стратегий, операций и управленческих функций; бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с предприятиями-лидерами, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке. Бенчмаркинг в своем развитии прошел следующий процесс эволюции: первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиринг или ретроспективный анализ продукта; второе поколение - бенчмаркинг конкурентоспособности - получило развитие как наука в 1976-1986гг. благодаря деятельности фирмы «Ксерокс»; третье поколение - бенчмаркинг процесса - развивается в 1982-1986гг., когда предприятия-лидеры качества понимают, что учиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов; четвертое поколение - стратегический бенчмаркинг - рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров; пятое поколение - глобальный бенчмаркинг, рассматривается как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства. Методы сбора данных для бенчмаркинга варьируют в за­висимости от затрат, количества и точности собранных данных и определяются целью бенчмаркинга. Они включают: бенчмаркинговые клубы, исследования, обратный инжиниринг, посещение компаний, обзоры, анкеты, внутренние источники, источники об­щего пользования.

Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличе­ние финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого. Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другой организации денежные средства или любой другой вид финансового актива; контрактное право об­мена финансовыми инструментами с другим предприятием на выгодных условиях; акции других предприятий. К финансовым обязательствам относятся: контрактное обяза­тельство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; контрактное обяза­тельство обменяться финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально невыгодных условиях (например, вынужден­ная продажа дебиторской задолженности).

Таким образом, финансовые инструменты — документы, имею­щие денежную стоимость (или подтверждающие движение денеж­ных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным инструментам относят­ся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебитор­ская задолженность по текущим операциям, договор займа, банковского вклада, кредитный договор и т.п.

Становление активной рыночной среды приводит к формирова­нию и использованию в предпринимательской деятельности про­изводных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фью­черсные контракты, финансовые опционы, форвардные контрак­ты, процентные свопы, валютные свопы.

Целью любой коммерческой организации является организация хозяйственной деятельности по выпуску продукции (производства работ, оказания услуг) для получения прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели: выручка от реализации продукции, работ, услуг (доход организации); прибыль, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития коммерческой организации. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного вос­производства, решения проблем социальных и материальных потребнос­тей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обя­зательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприяти­ями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Они характеризуют степень его деловой активности и фи­нансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи аванси­рованных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является обо­рот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации про­дукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предпри­ятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувстви­тельное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому финансовый департамент должен ежедневно оперативно контро­лировать процесс отгрузки и реализации продукции.

В зависимости от разных факторов, влияющих на деятельность предприятия (например, рыночный спрос, конкуренция на данном рынке, жизненный цикл предприятия и т.п.) цели могут быть:

· выживание предприятия в условиях конкуренции;

· увеличение доли рынка; максимизация «стоимости» бизнеса;

· устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

· рост объема реализации продукции;

· минимизация расходов и т.п.

Наиболее распространенной целью в западной практике управления финансами предприятия (корпорации) является рост доходности собственников капитала предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.019 с.)