Краткосрочные источники финансирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткосрочные источники финансирования



Финансирование текущей деятельности это фактически финансирование оборотных средств предприятия, структура и динамика которых в первую очередь зависит от особенностей технологического процесса, отраслевой принадлежности от стратегии предприятия и т.п. Такое финансирование может осуществляться за счет собственных и привлеченных источников прямым и косвенным способом.

Прямое финансирование текущей деятельности осуществляется привлечением различного рода краткосрочных банковских кредитов, а косвенное финансирование осуществляется за счет кредиторской задолженности.

Срочный кредит — это обычная форма кредита. Например, банк перечисляет на расчетный счет заемщика сумму кредита. По истечении срока кредит погашается путем перечисления банку со­ответствующей суммы с расчетного счета заемщика.

Контокоррентный кредит - это кредит, выдаваемый со специаль­ного ссудного счета, на котором отражаются все кредиты банка, вы­данные ранее данному клиенту, все платежи со счетами получателей, произведенные по поручению клиента, а также все средства, поступа­ющие в банк на имя клиента. Контокоррент — это единый счет, на котором учитываются все операции с клиентом. Он представляет со­бой сочетание ссудного счета с текущим, он может иметь как дебето­вое сальдо, так и кредитовое сальдо. Этот кредит является одним из самых дорогих видов кредита, т.к. предусматривает получение бан­ком оборотной комиссии (процент по дебету и кредиту).

Онкольный кредит - кредитная операция, при которой банк выдает клиенту ссуду под обеспечение имеющимися у клиента век­селями. Собственность на векселя банку не переуступается, они только закладываются векселедержателем в банке на определенный срок с последующим выкупом. Данный вид кредита в настоящее время практически не применяется.

Коммерческий кредит — характеризует сделку между двумя предприятиями продавцом (кредитором) и покупателем (заемщи­ком). Предприятие-поставщик предоставляет отсрочку за свой товар, предприятие-покупатель передает кредитору вексель как долговое обязательство и обязательство платежа, т.е. участники оформляют свои обязательства в виде векселей. Векселя могут быть использованы повторно для платежей, минуя банк, путем пере­дачи их из рук в руки. Коммерческий кредит предполагает взаимо­связь торговой и кредитной сделок, окончание торговой совпадает с кредитной, которая в свою очередь будет завершена предприя­тием заемщика задолженностью по ссуде. Особенность коммер­ческого кредита в том, что сделка ссудой не является главной це­лью; она лишь сопутствует сделке купли-продажи, способствуя быстрейшей реализации товара, т.е. коммерческий кредит — это товарная форма кредита. Она выражает отношение по поводу пе­рераспределения материальных фондов между предприятиями. Объектом сделки при коммерческом кредите является товар.

Вексельный кредит используется для кредитования торговых операций. Коммерческий (торговый) вексель выдается предприя­тиям под залог товара при совершении торговой сделки как плат­ный документ или как долговое обязательство.

Банк предоставляет вексельный (учетный) кредит векселедер­жателю путем покупки (учета векселя) до наступления срока пла­тежа. Владелец векселя получает от банка ссуду, указанную в век­селе, за минусом учетного процента, комиссионных платежей и других расходов. В такой сделке учитывают три стороны: должник (трассат), первоначальный кредитор (трассант) и тот, кому должна быть выдана сумма (ремитент). Учетная ставка по векселю — это процентная ставка, применяемая для расчета величины учетного процента. Учетный процент—это плата, взимаемая за авансирование де­нег при учете векселя банком. Учетный процент—это плата, взимаемая за вексельный кредит, которая представляет собой разницу между номиналом векселя и суммой, уплаченной банку при его покупке.

Кредитование в порядке открытой линии предполагает предоставление ссуды в пределах заранее установленного банком для заемщика лимита задолженности и срока. Кредит используется за­емщиком по мере потребности для оплаты предъявляемых платеж­ных документов за товарно-материальные ценности, услуги, выпол­ненные работы. При кредитовании в порядке открытой кредитной линии заемщик может в любой момент получить ссуду без дополни­тельных переговоров с банком. Однако за банком сохраняется пра­во приостановить выдачу и досрочно взыскать ранее выданную сумму, если он обнаружит не целевое использование кредита, недо­статочность обеспечения, неудовлетворительное состояние бухгалтерского и складского учета. Различают не возобновляемую и возобновляемую кредитные линии.

Действие не возобновляемой кредитной линии прекращается после истечения определенного срока и использования обусловлен­ной суммы ссуды. Это т.н. целевая кредитная линия. В этом случае ссуда используется для выполнения обычно одного контракта.

При возобновляемой кредитной линии в пределах плановой суммы (лимита) ссуда непрерывна и автоматически погашается, восстанавливая сумму лимита. Срок действия этой линии устанавливается в договоре между банком и заемщиком.

В последнее время получил широкое распространение овердрафтный кредит.

Овердрафтный кредит (овердрафт) предоставляется банком клиентам, имеющим в банке расчетный счет и постоянное движение денежных средств по нему.

1. Овердрафт может быть предоставлен Клиентам с финансово устойчивым положением и отсутствием претензий к расчетному счету.

2. Лимит овердрафта устанавливается в зависимости от среднемесячной суммы поступления на расчетный счет клиента, открытый в Банке; рекомендуемый размер лимита 10-30% среднемесячного поступления средств на расчетный счет.

Значение среднемесячных поступлений рассчитывается по данным за последние три месяца. Необходимо также учитывать размер ожидаемых поступлений на счет в соответствии с заключенными контрактами, договорами и пр. При установлении лимита овердрафта необходимо учитывать совокупные обязательства клиента перед банком по кредитам, поручительствам и/или долговым обязательствам.

3. При принятии решения о предоставлении овердрафта заключается договор об овердрафтном кредите, являющийся приложением к договору банковского счета, в котором указывается лимит овердрафта, срок, в течение которого клиент может воспользоваться овердрафтом и процентная ставка за пользование им, а также другие условия овердрафтного кредита.

4. При заключении договора об овердрафтном кредите оформляется договор залога. В отдельных случаях овердрафт может предоставляться без обеспечения.

5. Договор о предоставлении «овердрафта» заключается 1 раз на требуемый период (3; 6 и более месяцев). Срок пользования денежными средствами в счет разрешенного овердрафта не должен превышать 25 календарных дней.

6.Экономист банка составляет распоряжение об открытии Заемщику лимита кредитования на условиях овердрафта, где указывает: наименование Заемщика; номер счета по учету овердрафта; номер расчетного счета; номер и дату заключенного договора об овердрафтном кредите; размер лимита по предоставлению овердрафта; размер процентной ставки; срок пользования средствами в счет разрешенного овердрафта; сумму залога (поручительства).

7. Учет кредитов предоставленных в виде овердрафта осуществляется на счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ. Учет неиспользованного лимита по предоставлению овердрафта осуществляется на внебалансовом счете «Неиспользованные лимиты по предоставлению кредита в виде овердрафта».

8. Выдача кредита производится путем оплаты платежных документов Заемщика с его расчетного счета при недостатке средств на нем, в рамках установленного лимита. В конце дня экономист выписывает распоряжение о предоставлении овердрафта на сумму образовавшегося на расчетном счете Заемщика дебетового сальдо. На основании распоряжения бухгалтер делает соответствующие проводки.

9. После образования задолженности на счете по учету овердрафта средства, поступающие на расчетный счет Заемщика, могут списываться банком в счет погашения имеющейся задолженности на основании платежного требования, либо Заемщик предоставляет платежное поручение на их перечисление. Порядок погашения овердрафта определяется с Заемщиком при подписании договора на предоставление овердрафта. При погашении задолженности по овердрафту счет не закрывается, а действует до истечения срока действия договора об овердрафтном кредите.

Пример требований по овердрафту конкретного банка в табл.4.1.

 

Таблица 4.1. Лимиты овердрафта в рублях

Совокупный среднемесячный кредитовый оборот по счетам Клиента в Банке (млн. руб.)   Лимит кредитования счета Клиента при овердрафте (процент от величины совокупного среднемесячного оборота)  
от 0, 1 до 0,5 (включительно)    
от 0,5 до 1,0 (включительно)    
от 1,0 до 2,0 (включительно)    
от 2,0 до 3,0 (включительно)    
от 3,0 до 10,0 (включительно)    
от 1 0,0 до 20,0 (включительно)    
от 20,0 до 30,0 (включительно)    
от 30,0 до 40,0 (включительно)    
Свыше 40,0    

 

Процентная ставка по овердрафтному кредиту для юридических лиц в рублях: 16 -17 %.

Условия выдачи:

1. Положительная кредитная история клиента (необходимо уже быть заемщиком хотя бы по одному обычному кредитному договору).

2. Четыре последних баланса.

3. Не менее полугода - расчетно-кассовое обслуживание в системе Сбербанка.

4. Срок договора - 3 месяца (по истечении возобновляется).

5. Гашение овердрафта - сразу после поступления средств на счет клиента.

6. Решение о беззалоговом предоставлении кредита - индивидуально для каждого клиента.

Кредиторская задолженность представляет собой один из основных источников финансирования текущей деятельности организации. Она возникает у организации в силу того, что у организации оказались средства (активы), за которые оно должно уплатить определенную сумму денег. Это могут быть минимальная задолженность по зарплате, платежи во внебюджетные фонды и в бюджет (так называемые устойчивые пассивы), которые возникают из-за того, что время начисления этих платежей и время их реальных выплат не совпадают. Кроме того, кредиторская задолженность возникает когда, например сырье поставлено, но не оплачено. Другими словами, организация в этот период пользуется чужими финансовыми ресурсами. Этот источник зависит от масштабов деятельности организации, размера предприятия, отраслевой принадлежности и других факторов и меняется спонтанно. Некоторые авторы называют использование этих источников спонтанным финансированием.

Факторинг — разновидность торгово-комиссионной операции, связанная с кредитованием оборотных средств; инкассирование дебиторской задолженности покупателя, специфическая разновидность краткосрочного кредитования и посреднической деятельности. Цель факторинга — получение средств немедленно или в срок, предусмотренный договором; устранение риска является неотъемлемой частью кредитной операции. Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты.

Факторинг подразумевает продажу права на взыскание долга. В Гражданском кодексе договор факторинга рассматривается как договор финансирования под уступку денежного требования. Отношения по такому договору регулируются главой 43 Гражданского кодекса. Поясним. Организация отгружает товары покупателю. Затем она продает банку за определенное вознаграждение право требования по долгу своего покупателя. В результате банк получает права на все деньги, которые покупатель должен заплатить организации. При этом организация не несет ответственности, если сумма полученных банком денег окажется меньше суммы требования. Поэтому банки часто производят финансирование двумя этапами. Первую часть (70-85 процентов от суммы уступаемого требования) выплачивают организации сразу, а остаток - после погашения задолженности покупателем. Однако, продаваемый банку долг может быть только возникшим в результате поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Денежное требование, возникшее, например, из договора займа, по факторингу передать нельзя.

В факторинговой операции участвуют три стороны:

1) факторинговая компания (отдел в банке) — покупает счета у клиента;

2) клиент-поставщик товара (кредитор) — это промышленная или торговая компания, которая заключила соглашение с фак­торинговой компанией;

3) заемщик — предприятие или фирма (получатель товара).

Поставщику гарантирована немедленная оплата счетов за счет банковского кредита. Все отношения между хозяйствующими субъектами и банком оформляются специальным договором. Следовательно, факторинг позволяет предприятию снижать размеры дебиторской задолженности, своевременно получать денежные средства. В российской практике факторинговые операции имеют незначительный удельный вес, поскольку только крупные банки имеют в своем составе факторинговые компании, которые выработали достаточно жесткие требования для проведения соответствующей операции. Большинство банков в Российской Федерации относят факторинг к особо рискованным операциям.

Финансирование под уступку денежного требования является для отечественного гражданского права новым институтом. Вместе с тем подобные операции широко распространены в международной торговой практике, их унифицированное правовое регулирование содержится в рамках Оттавской конвенции УНИДРУА о международном факторинге 1988 г. (далее - Конвенция о факторинге). Россия не участвует в указанной Конвенции, однако большинство ее норм и принципов восприняты отечественным законодателем и нашли свое закрепление в рамках гл. 43 ГК. Учитывая, что положения Конвенции о факторинге носят ограниченный характер, поскольку изначально ориентированы только на часть отношений финансирования под уступку требования, в 2001 г. принята Конвенция ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (далее - Конвенция ООН об уступке).

В юридической литературе рассматриваемый договор зачастую именуется факторингом. Между тем, в настоящее время факторинг представляет собой лишь одну из возможных форм финансирования под уступку требования, наряду с форфейтингом, проектным финансированием, секьюритизацией, рефинансированием (подробнее см.: Ефимова Л.Г. Банковские сделки: Комментарий законодательства и арбитражной практики. М., 2000. С. 243-248).

От факторинга следует отличать цессию. Цессия – это передача или переуступка кредитором своего права требования денег, вещей или иных ценностей другому лицу. Если факторинг – договорное обязательство, то цессия – это обязательство, переданное по сделке.

Вопросы и задания для обсуждения

1. 1.Что означает «золотое правило финансирования», почему оно должно выполняться коммерческими организациями?

2. В чем суть инвестиционного кредитования коммерческими банками?

3. Каковы принципы и процесс организации проектного финансирования?

4. По каким признакам различается прямой и возвратный лизинг?

5. Почему операция факторинг редко применяется коммерческими банками?

6. Чем объясняется широкое использование коммерческими организациями овердрафтного кредитования?

7. Что такое налоговый инвестиционный кредит, и какие организации могут воспользоваться им?


Глава 5. Доходы, расходы и прибыль
машиностроительного предприятия

После изучения данной темы Вы должны иметь представление о видах доходов и расходов коммерческой организации, в чем отличие бухгалтерского и налогового их учета, роль прибыли и виды прибыли.

Доходы организации, их виды

Целью любого коммерческого предприятия является достижение устойчивого генерирование прибыли, поскольку это дает возможность реализовывать стратегические задачи по экономическому росту, привлечению дополнительных источников финансирования, повышению благосостояния собственников.

Прибыль в общем виде может быть представлена как функция двух параметров - доходов и расходов предприятия.

В настоящее время в соответствии с приказом министерства финансов РФ «Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В соответствии с этим положением доходы организации — это увеличение экономических выгод в результате поступления акти­вов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обя­зательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: - сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; - по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; - в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; - авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- задатка; - в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; - в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг и принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. На практике применяется показатель «чистая выручка», т.е. выручка за вычетом косвенных налогов, сборов, скидок по отдельным сделкам. Это объясняется тем, что такой показатель дает реальную оценку деятельности организации и с другой стороны, определяет фактический валовый доход организации, если покупателю предоставляется скидка с цены.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями.

Прочими доходами признаются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

· прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· курсовые разницы;

· сумма дооценки активов;

· прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Все перечисленные доходы признаются в бухгалтерском учете, если удовлетворяются следующим условиям:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Следует отметить, что построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Поскольку предприятия кроме бухгалтерского учета должны вести и налоговый учет, то определение доходов для целей налогообложения имеет отличия.

Доходы в целях налогообложения делятся на:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

2) внереализационные доходы.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

- от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;

- в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

- в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

- от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);

- от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

- в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

- в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями Налогового Кодекса;

- в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

- в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;

- в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

- в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

- в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях;

- в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;

- в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

- в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

- в виде использованных не по целевому назначению предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;

- в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации;

- в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;

- в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ;

- в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

- в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;

- в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции.

В настоящее время в российской практике существует два метода признания доходов предприятия: метод начислений (или по отгрузке продукции) и кассовый метод.

Расходы организации

Расходами коммерческих организаций для целей бухгалтерского учета (в соответствии с ПБУ 10/99) призна­ется уменьшение экономических выгод в результате выбытия акти­вов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этого предпри­ятия, за исключением уменьшения вкладов по решению участни­ков (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов: - в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); - вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); - по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; - в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; - в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; - в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Прочими расходами являются:

· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· возмещение причиненных организацией убытков;

· убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

· курсовые разницы;

· сумма уценки активов;

· перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

· прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) сумма расхода может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.

Более подробно содержание расходов для целей налогообложения изложено в 25 главе НК РФ.

Сущность и виды прибыли

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности машиностроительного предприятия. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

1. прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффект производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция);

2.прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция);

3. прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие (внутренние), так и не зависящие (внешние) от усилий предприятия.

К внешним факторам относятся:

· состояние рынка;

· цены и тарифы на топливо, энергию, регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию;

· нормы амортизации;

· нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров;

· благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия;

· объем и качество природных ресурсов, предоставляемых обществом.

К внутренним факторам относятся:

· объем и качество реализованной продукции, товаров, услуг;

· политика ценообразования в организации;

· уровень себестоимости и других затрат;

· качество менеджмента разных уровней;

· уровень организации труда и производства;

· уровень образования и квалификация кадров;

· технический уровень производственных фондов;

· научно-техническое творчество, творческая инициатива работников;

· материальное положение и экономическая заинтересованность работников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.144 с.)