Кредитная политика предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитная политика предприятия



Дебиторская задолженность и ее уровень определяют кредитную политику предприятия по отношению к покупателям продукции. Кредитная политика - звучное название, подразумевающее под собой всего лишь ответ на три простых вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Основной же критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, за счет увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), или за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики). Причем, либерализация кредитной политики уместна до тех пор, “пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту”. В среднем по машиностроению дебиторская задолженность занимает более 50 % от суммы оборотных средств. И если на бизнес смотреть не с точки зрения – выжить, а как на возможность реализации коммерческих интересов, то в накопленной дебиторской задолженности лежат огромные резервы для повышения эффективности собственного бизнеса. Решения по выработки кредитной политики требуют усилия менеджеров и методичную работу бухгалтеров и экономистов. Нельзя разработку кредитной политики поручать отделу сбыта или специально выделенной структуре, курирующей основных дебиторов. Пытаясь снизить негативные последствия от творческих инициатив работников сбытовых структур, многие директора самостоятельно стали принимать решения по наиболее значимым покупателям. И как следствие, уже сами попадают в сложную ситуацию. Руководителю необходимо решать ряд серьезных вопросов: на каких условиях следует производить отгрузку продукции, когда выгодно идти на уступки по срокам оплаты, где находится черта, после которой необходимо ужесточать согласованные ранее условия, во что обойдется предприятию заключение очередного крупного договора и т.д. На все эти вопросы получить экономически взвешенный ответ затруднительно, если на предприятии отсутствуют инструменты, которыми руководствуются сбытовые структуры при предоставлении кредита покупателям и стандарты предоставления кредитов, устанавливающие разумные правила и ограничения. Инструменты кредитной политики представляют собой как шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и регламент или процедуры работы соответствующей службы. Ответ на вопрос “кому предоставлять кредит?” в большей степени зависит от риска невозврата кредита или затягивания сроков получения средств. Поэтому распределение покупателей по группам риска является одной из основных задач кредитной политики. Одним из наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи является метод оценки кредитной истории (credit scoring), который основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Каждое предприятие должно самостоятельно выбрать эти показатели. Затем все показатели переводятся в 100 бальную шкалу. При этом наивысший бал в этой шкале присваивается наиболее предпочтительному значению. На следующем шаге каждому показателю присваиваются веса значимости и выводится сводный рейтинг выбранного предприятия - покупателя. Веса значимости могут быть проставлены директором предприятия, или можно рассчитать на основе прошлых данных работы, при условии, что не слишком динамично изменяется окружение предприятия и условия работы с ним. Для этого набирается статистика по выбранным показателям и с помощью коэффициентов корреляции определяется влияние каждого из них на погашение дебиторской задолженности. Расчет взвешенных оценок по всем крупным дебиторам позволяет определить приоритеты при рассмотрении вариантов их кредитования. Таким образом, предприятие делает первый шаг в оптимизации структуры дебиторской задолженности. Модель клиентского скоринга имеет стимулирующую функцию и для покупателей – они будут всегда стремится повысить свой рейтинг, покупая товар б о льшими партиями, при этом, сокращая сроки инкассации дебиторской задолженности, чтобы обеспечить себе б о льшие скидки с цены. Эффективность применения подобных моделей, основанных на рейтинге, доказана западной практикой. По данным Aberdeen Group внедрение систем оценки клиентов уже в течение первых двух-трех лет обеспечивает в среднем прирост объема сбыта на одного менеджера по продажам на 10–30% в год, а прибыль с каждой сделки увеличивается на 1–3%.

Любое машиностроительное предприятие в современных условиях всегда ограничено в финансовых ресурсах, поэтому задача эффективного их распределения при минимальных рисках наиболее актуальна. Если метод оценки кредитной истории позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, то метод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита. Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности. Следовательно, основными параметрами постановки и реализации кредитной политики являются: объем продаж по отдельным группам товаров, видам бизнеса или территориальному признаку; объем инвестиций в дебиторскую задолженность и стоимость привлекаемого для этих целей капитала; величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности.

В настоящее время на предприятиях возникла потребность в стандартизации деятельности по продажам. Разрабатывая стандарты предоставления коммерческих кредитов, специалисты предприятия чаще всего задают не абсолютные значения параметров, а некоторые интервалы. В отношении метода оценки кредитной истории, рассмотренного ранее, работа с рейтингом основных покупателей регламентируется, например, следующим образом:

при наборе менее 50 баллов кредит компаниям не предоставляется;

от 50 до 70 баллов компаниям предлагается ограниченное кредитование, которое может быть выражено в дополнительных условиях (например, в оформлении продаж с помощью векселей, включающих процентный доход) или ограничениях на сумму кредита с последующим жестким контролем графика его возврата;

при более 70 баллах предоставляется кредит на обычных условиях, а также возможны эксклюзивные условия в случае стратегической значимости конкретного покупателя или предполагаемых экономических выгод в будущем.

Следует понимать, что разработанные стандарты основываются на ограниченном числе показателей, рассчитанных за ограниченный период времени. Следовательно, формальные критерии, выраженные в цифровом варианте, дополняются процедурами утверждения, а если необходимо и преодоления ранее заданных ограничений. При разработке кредитной политики предприятия следует придерживаться следующих правил:

· сегментирование клиентов;

· дифференцированный подход;

· внимание и активность по отношению к должникам;

· последовательность действий в работе с дебиторами;

· скидки лучше штрафов;

· бухгалтер — ваш агент влияния внутри компании-заказчика;

· ранняя диагностика ваших внутренних проблем;

· разработка процедуры взыскания, цена долгов, расчет стоимости долга;

· система создания резервов по сомнительным долгам;

· четкая процедура предъявления претензий;

· контроль за тем, как клиенты ис­полняют условия договоров.

На кредитную политику влияют следующие факторы: природа товара; традиции в данной сфере деятельности; положение продавца; положение покупателя. Эти факторы используются и для политики цен предприятия. Поэтому становится понятным, почему коммерческая и финансовая дирекция должны принимать согласованные решения.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразу­мевает: а) регулярный мониторинг дебиторов по видам про­дукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; б) минимизацию временных интервалов между моментами за­вершения работ, отгрузки продукции, предъявления платеж­ных документов; в) направление платежных документов по надлежащим адресам; г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; д) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Оценка кредитной политики предприятия осуществляется с целью определения ее воздействия на прибыль. Для этого необходимо проводить несколько операций:

· оценка продаж (как меняется объем продаж при установлении разных сроков кредита);

· оценка стоимости проданных товаров (как влияет изменение объема продаж на себестоимость проданных товаров);

· оценка расходов на управление, возмещение кредита и сомнительных долгов (как меняются эти расходы, если меняется срок кредита);

· оценка предоставления скидок (необходимо знать процентную долю клиентов, требующих скидку и оценить убытки от предоставляемой скидки);

· оценка среднего срока возврата средств клиентами;

· оценка объема дебиторской задолженности определяется:

;

· оценка предельной стоимости фондов иммобилизованных в дебиторской задолженности (когда объем дебиторской задолженности увеличивается, то увеличиваются и общие затраты на финансирование);

· оценка прибыли по различным политикам кредита;

· оценка допустимого срока запаздывания по оплате счетов;

· оценка процедуры возврата средств от покупателя.

Все эти меры будут способствовать эффективной производственно-хозяйственной деятельности, платежеспособности и финансовой устойчивости коммерческой организации.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какие признаки лежат в основе классификации оборотных активов?

2. Какие факторы влияют на размер оборотных средств предприятия?

3. В чем заключаются особенности определения потребности в нормируемых оборотных средствах?

4. Каковы способы определения собственных оборотных средств и рабочего капитала?

5. Каким образом финансовый цикл влияет на финансовую устойчивость предприятия?

6. В чем заключаются основные подходы в политике кредитования покупателей?

7. В чем сущность и как использовать клиентский скоринг?


Глава 4. Способы финансирования деятельности
машиностроительного предприятия

По результатам изучения данной темы Вы должны представлять о сущности «золотого правила финансирования», о способах финансирования внеоборотных активов таких как банковское кредитование, проектное финансирование, венчурное финансирование, особенности применения финансовой аренды (лизинга). Какие методы финансирования могут быть использованы для формирования оборотных активов предприятия.

Принципы финансирования

Важной проблемой в сегодняшних экономических условиях - это организация грамотного финансирования активов машиностроительного предприятия. В содержании каждой группы активов предприятия отражены определенные закономерности их финансирования. Эти закономерности нашли выражение в общепринятых правилах «золотого финансирования»:

· необходимые для инвестиций финансовые ресурсы должны находиться в распоряжении предприятия до тех пор, пока они остаются связанными в результате осуществления этих инвестиций. Под связанными ресурсами предприятия принято понимать объем финансовых ресурсов, которыми постоянно должно располагать предприятие для обеспечения бесперебойного функционирования своей основной деятельности;

· «золотое правило» управления кредиторской задолженностью предприятия состоит в максимально возможном увеличении срока погашения без ущерба нарушения сложившихся деловых отношений.

Практическая реализация этого правила привела к возникновению жестких требований по обеспечению ряда финансовых пропорций в балансе предприятия, строгой корреспонденции определенных элементов активов и пассивов (см. табл.4.1.). Правила финансирования предполагают подбор финансовых источников в вышеуказанной последовательности в пределах остатка средств после обеспечения за счет данного источника предыдущей статьи актива. Использование последующего источника свидетельствует об определенном снижении качества финансового обеспечения предприятия. Если в реальной жизни финансирование связано с необходимостью в заимствовании других источников, то это свидетельствует о нерациональном использовании капитала, иммобилизации ресурсов в сверхнормативные запасы.

 

 

Таблица 4.1. Золотое правило финансирования

АКТИВЫ   ПАССИВЫ  
1. Внеоборотные активы  
1.1.Основные средства и нематериальные активы 1. Уставный и добавочный капитал 2. Нераспределенная прибыль, фонд накопления 3. Долгосрочные кредиты и займы
1.2. Капитальные вложения 1.Уставный и добавочный капитал 2. Фонды накопления и нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные кредиты и займы
1.3.Долгосрочные финансовые вложения 1.Уставный и добавочный капитал 2. Фонды накопления и нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные кредиты и займы
2. Оборотные активы  
2.1. Запасы и затраты 1. Уставный и добавочный капитал (остаток) 2. Фонды накопления и нераспределенная прибыль (остаток) 3. Устойчивые пассивы 4. Фонды потребления и резервы 6. Кредиторы 7. Краткосрочные кредиты и займы.
2.2 Дебиторы 1. Задолженность по коммерческому кредиту 2. Краткосрочные кредиты и займы
2.3. Краткосрочные финансовые вложения 1. Кредиторы 2. Фонды потребления и резервы
2.4. Денежные средства 1. Резервный капитал 2. Фонды накопления и нераспределенная прибыль 3. Кредиты и займы 4. Кредиторы 5. Фонды потребления и резервы

 

Общее правило финансирования имущества предприятия говорит о том, что внеоборотные активы (используемые больше года) должны финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочные кредиты, займы, лизинг и т.п.), а оборотные активы (используемые в течение года) должны финансироваться краткосрочными источниками. Только такой способ финансирования обеспечит финансовую устойчивость предприятия.

Способами финансирования внеоборотных активов, как правило, являются: собственные средства и заемные. К собственным средствам организации в первую очередь относится прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и амортизация. Для стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала за счет эмиссии акций или дополнительных вкладов собственников предприятия. Однако, эмиссия акций это дорогостоящий и длительный процесс, проводимый в соответствии с существующим законодательством для акционерных обществ. Кроме того, это может снизить рыночную стоимость акций. В условиях становления рыночной экономики России такой способ привлечения средств практически не используется. Амортизация – это денежное выражение износа амортизируемого имущества организации в процессе их производительного функционирования. Другими словами – это возмещение средств, ранее потраченных на приобретение этого имущества. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (нематериальные активы), которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев (основные средства). Поэтому для каждой организации очень важна амортизационная политика, определяющая скорость этого возмещения, т.е. получение средств для последующего использования их на восстановление амортизируемого имущества.

Основные положения по данному вопросу изложены в статье 258 Налогового кодекса Российской Федерации. Существуют несколько методов расчета амортизации. Эти методы и порядок расчета сумм амортизации определены статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Банковское кредитование

Использование заемного капитала (имеется ввиду долгосрочное финансирование) как правило, выгоднее, так как плата за этот источник, как правило, ниже чем за акционерный капитал. Это объясняется в первую очередь эффектом «налогового щита». Кроме того, руководству организации привлечение этого источника позволяет значительно расширить свои инвестиционные возможности.

Основными видами заемных средств являются банковские кредиты. Банковский кредит предоставляют коммерческие банки и другие кредитные организации, получившие в Центральном Банке РФ лицензию на осуществление кредитных операций. Поскольку долгосрочные кредиты используются для финансирования капитальных вложений и должны окупаться за счет будущей прибыли, получаемой от этих вложений, поэтому для получения такого кредита необходимы экономические расчеты, подтверждающие способность организации расплатиться по данному кредиту. Организация должна доказать свою платежеспособность, разработать качественный бизнес-план на приобретение оборудования для предприятия, обеспечить договор необходимым залоговым имуществом. В российской практике в настоящее время достаточно проблематично получить долгосрочный кредит, особенно для организаций малого бизнеса. Это объясняется в первую очередь отсутствием достаточного залогового имущества, и предприятия пытаются использовать краткосрочные кредиты для приобретения основных средств. Исследования этого процесса по предприятиям разных отраслей промышленности показывают, что такой способ финансирования нарушает «золотое правило финансирования» и ведет предприятия сначала к неплатежеспособности, а затем и к банкротству.

Сбербанк России предлагает участие финансирования инвестиционных программ в форме долгосрочного кредитования сроком до 5 лет. Это программы:

- по расширению объемов и ассортимента выпускаемой продукции, улучшению ее качества, снижению себестоимости продукции, модернизации основных фондов;

- приобретение оборудования без использования собственных средств, необходимых для текущей производственной деятельности;

- окупаемость проектов должна быть за счет генерируемой прибыли от проекта.

При этом необходимо представить перечень необходимых документов:

1) бизнес-план проекта, доказывающий эффективность проекта, окупаемость и реализуемость;

2) документы бухгалтерской отчетности (ксерокопии со штампом налоговой инспекции, заверенные печатью Клиента);

3) аудиторское заключение по проверке достоверности годового отчёта;

4) акты налоговой инспекции о результатах проверок;

5) справку из государственной налоговой инспекции (ГНИ) о наличии/отсутствии задолженности перед бюджетом;

6) справку из ГНИ о счетах, открытых в коммерческих банках.

С целью снижения рисков банк требует участие в проекте собственными средствами (30% стоимости проекта), причем они должны быть вложены предприятием в проект до обращения в банк за кредитом. Кроме того, банк требует обеспеченности кредита залогом: ценных бумаг Сбербанка; недвижимости; оборудования; транспортных средств; депозитов; поручительства сторонних платежеспособных организаций. Банк устанавливает контроль за целевым использованием средств.

Заявку на кредит должны сопровождать юридические документы: Устав (Положение о предприятие); Учредительный договор; Протоколы собраний учредителей (участников), содержащие изменения и дополнения в уставных и учредительных документах, подтверждающие полномочия руководителя предприятия; Свидетельство о государственной регистрации (Подлинник, копия, заверенная нотариусом); Ксерокопия свидетельства о постановке на налоговый учет.

Правоустанавливающие документы на предмет залога:

- решения органов управления о передаче имущества в залог по кредиту, если по Уставу размер залога требует принятия такого решения;

- документы, подтверждающие намерения гарантов, поручителей, в связи с возникающими обязательствами Клиента;

- учредительные и финансовые документы гарантов/поручителей.

Каждый коммерческий банк может устанавливать свои требования к заемщику для гарантированного обеспечения возврата ссуды.

Пока основная финансовая активность российских банков направ­лена в сторону тех проектов, которые реализуются на принадлежащих или подконтрольных им предприятиях. В целом же ряд причин и фактов мешают российским банкам на современном этапе осуществлять в сколько-нибудь значительных масш­табах инвестирование дорогостоящих проектов. Среди них: нестабильность отечественной экономики; отсутствие у банков достаточных резервов; высокие темпы инфляции; отсутствие залогового имущества в необходимых размерах; отсутствие стимулирования инвестиционной деятельности и нестабильность налогового законода­тельства.

Проектное финансирование

Российская промышленность переживает острейший инвестицион­ный кризис. Согласно оценкам ИМЭМО РАН, только для замены и модификации активной части действующих производственных фондов требуется ежегодно 3036 млрд. долл. Это обстоятельство заставляет коммерческие банки искать новые формы кредитования предприятий.

Альтернативой инвестиционному кредитованию выступает в настоящее время проектное финансирование (ПФ). В силу своей гибкости эта форма является эффективным инструментом привлечения средств в условиях нестабильной экономики. Сегодня проектное финансирование получает все большее распространение в отечественной бизнес-среде, поскольку соответствует современным российским реалиям. Проектное финансирование обыч­но предоставляется особой компа­нии, выделенной из структуры предприятия — владельцев проекта, и по­гашается только за счет средств, гене­рируемых активами в рамках проек­та. Специфика проектного финансирования предполагает, что проекты реализуются на основе следующих принципов:

· строго определенная или обособленная экономическая деятельность в рамках проекта;

· грамотное управление рисками и наличие системы функциональных гарантий участников проекта;

· наличие проработанной финансовой модели, являющейся базой для инвестирования и финансирования;

· профессиональное управление проектом.

В классической схеме проектного финансирования, как правило, создается экономически и юридически обособленная проектная компания. У такого подхода есть несколько преимуществ. Это объясняется тем, что такая компания начинает работать «с чистого листа» и не связана с «прошлым». Ее наличие некоторые авторы относят к числу важнейших признаков ПФ. Проектная компания (ПК) создается спонсорами (инициаторами) проекта исключительно в целях реализа­ции проекта. Чаще всего создание ПК диктуется тем, что получение проектного кредита отражается на балансе ПК, а не на балансе учредителей, кото­рые этой операцией не хотели бы ухудшать свое финансовое положе­ние. Такой метод кредитования носит название «вне баланса». Кроме того, создание ПК обеспечивает прозрачность проекта. Возникает меньше трудностей при определении и планировании денежных потоков, поскольку отсутствует влияние операций, не связанных с проектом. Прозрачность способствует установлению доверия между партнерами и более высокой оценке стоимости проекта. В традиционном финансировании инвестиций основных сторон всего две – это кредитор (инвестор) и заемщик. При проектном же финансировании круг задействованных лиц заметно шире. Перечень возможных участников и их роль в проекте показаны на схеме 4.1.

Кредиторы, участвующие в про­ектном финансировании, как пра­вило, имеют возможность в случае дефолта претендовать только на ак­тивы проекта, а не на средства ком­паний-владельцев (так называемое не рекурсивное финансирование). По­мимо владельцев проекта, формирующих акционерный капитал, проектное финансирование предполагает учас­тие кредиторов, подрядчиков, по­ставщиков оборудования, страховых компаний, управляющей компании, поставщиков сырья и покупателей готовой продукции.

Рис. 4.1. Возможные участники проектного финансирования.

В определенных случаях могут использоваться также государственные средства (иногда в виде государ­ственных кредитов и субсидий, но чаще в завуалированной форме — в виде гарантий и налоговых льгот). Банк, участвующий в проекте, идет на высокий риск и только в том слу­чае, если инвестиционный проект обещает очень высокую прибыль. Поэтому активно вникает в вопросы разработки и реализации инвестиционного проекта, управления введенного в эксплуатацию объекта, осуществляет оценку эффективности инвестиций, динамики денежных потоков, пер­спектив реализации продукции, проектных рисков и т.д. Одним из основных методов управления проектными рисками (т.е. рисками, связанными с реализацией инвестиционных проектов) являет­ся распределение этих рисков между всеми участниками реализации проектов. Осо­бое внимание уделяется вопросу оценки запаса прочности проекта; этот запас определяется коэффициентом покрытия задолженности (debit coveraqe ratio – DCR), который рассчитывается как отношение суммы ожидаемых чистых поступлений от проекта к планируемым выплатам по кредитной задолженности. В любом случае он не может быть меньше еди­ницы.

Нередко для обеспечения координации всех участников, повышения эффективности работы «проектной команды» создаются консорциумы — временные соглашения о производственной, коммерческой, финан­совой кооперации. Что касается обязанностей заемщика, то важнейшие среди них — пре­доставление регулярных отчетов о ходе работ, подписываемых контрак­тах, о возникновении возможных препятствий для реализации проекта, о соблюдении строительных, технических, экологических и иных норм, о проведении работ в строгом соответствии с технической документа­цией. В проектном договоре — порядок проведения закупок и выбора поставщиков и подрядчиков (как правило, на конкурентной основе), графики работ, смета (в том числе четкое распределение затрат между заемщиком и кредитором).

Обязательства заемщика по соглашению о реализации проекта счи­таются частично выполненными после сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию (порядок сдачи оговаривается в проект­ном соглашении), а полностью выполненными — после погашения всех платежных обязательств по кредитному договору. В некоторых случа­ях затраты по надзору (контролю) за реализацией проекта могут дости­гать 5 и более процентов от общего объекта инвестиций в проект.

Следовательно, основными признаками проектного финансирования являются:

- при организации структуры финансирования проекта используются всевозможные существующие виды и источники финансирования, а также финансовые инструменты инновационного характера, при этом кредит является лишь одним из таких видов и источников;

- для реализации проекта часто создается специальная компания, которая обычно несет в себе функции Заемщика и Оператора проекта;

- проект подразумевает большое количество организаций, как участвующих в его финансировании, так и задействованных на различных этапах его подготовки и реализации;

- исходя из факта ограниченности (полного отсутствия) обеспечения вытекает такая существенная особенность, как принцип распределения рисков среди максимального количества участников проекта;

- величина, сложность проекта и структуры его финансирования объясняют длительные сроки подготовки проекта и проработки его различных аспектов участниками проекта (финансирующими участниками - в особенности). Эти же причины обусловливают объемность и сложность проектной и кредитной документации, создаваемой в рамках проекта.

Однако, для заемщика средств в рамках ПФ, кроме очевидных преиму­ществ этой схемы (прежде всего ограниченная ответственность перед кредитором), имеются и определенные минусы:

• повышенный процент по кредиту в связи с высокими рисками, а также повышенный комиссионный (комиссия за оценку проекта, комис­сия за организацию финансирования, комиссия за надзор и т.д.);

• высокие затраты по предпроектным работам. Они могут достигать 10 и более процентов от стоимости проекта (подготовка технико-экономического обоснования, работы по уточнению возможностей по приобретению необходимого количества сырья, оценка воздействия будущего проекта на окружающую среду, углубленные маркетинговые исследования, другие вспомогатель­ные предпроектные работы и исследования). Эти затраты несет потен­циальный заемщик, без наличия детально проработанной предпроектной документации банк, как правило, заявку на финансирование проекта не рассматривает;

• достаточно длительный период времени от подачи заявки до при­нятия решения о финансировании (это связано с тщательной оценкой предпроектной документации банком и большим объемом работ по организации финансирования (создание банковского консорциума и т.д.);

• чрезвычайно жесткий контроль за деятельностью заемщика (фи­нансовый, производственный, коммерческий) со стороны банка (бан­ковского консорциума);

• в некоторых случаях риск потери заемщика своей независимости (если кредитор оговаривает за собой право приобретения акций компа­нии в случае удачной реализации проекта).

Поэтому в ряде ситуаций для заемщика предпочтительнее будут «тра­диционные» схемы финансирования инвестиционных проектов (креди­ты под залоговое обеспечение, гарантии и поручительства; эмиссия ак­ций и облигаций; лизинг и т.д.),

Ряд российских коммерческих банков исподволь готовится к приме­нению принципов ПФ в своей деятельности, создавая в своих структу­рах отделы и управления ПФ, направляя своих сотрудников на учебу по вопросам проектного анализа, формируя портфели инвестиционных проектов (например, РОССБЕРБАНК). И хотя, выдавая долгосрочные кредиты, банки по-пре­жнему в первую очередь обращают внимание на высоколиквидное обеспечение, а также на финансовое состояние заемщика, тем не менее, они все чаще подвергают предлагаемые к финансированию проекты всесто­ронней и глубокой экспертизе, принятой в практике крупных зарубеж­ных кредитных учреждений. Объективные потребности в структурной перестройке российской экономики и коренной модернизации ее технической базы неизбежно приведут к появлению таких форм организации финансирования инве­стиционных проектов, как банковские консорциумы и синдикаты, ин­вестиционные банки и эмиссионные синдикаты. В этой связи актуаль­ным становится изучение зарубежного опыта ПФ с точки зрения его использования на российской почве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.046 с.)