Система расчетов в машиностроительном предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система расчетов в машиностроительном предприятии



Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюд­жетом, работниками, собственниками. В соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ платежи по территории России осуществляются путем налич­ных или безналичных расчетов. При наличных расчетах про­исходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму передается пу­тем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам. Наличные расчеты между юридическими лицами ограничены по размеру. Право устанавливать предел расчетов наличными деньгами принадлежит ЦБ РФ (ст.4 Закона о ЦБ РФ). С изменением уровня инфляции этот предел периодически пересматривается и в настоящее время составляет 100 тыс. руб. по одной сделке. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что выбор наличной или безналич­ной формы расчетов напрямую связан с характером произво­димой операции, а также с правовым статусом участников.

Наличные денежные средства, по­ступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в учреждение банка с последующим зачислением на счет данного предпри­ятия; сумма денежных средств, которую можно держать в кас­се предприятия, лимитируется. Порядок и сроки сдачи налич­ных денег в учреждение банка устанавливаются индивидуаль­но по каждому предприятию.

Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граж­дан, связанные с осуществлением предпринима­тельской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке. Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе пла­тежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в «Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ и в гл. 46 Гражданского кодекса РФ. Непосредствен­но техника расчетов устанавливается инструктивными доку­ментами Банка России.

В указанном положении сформулированы основные принципы организации безналичных расчетов.

1. Документальность. Платежи со счетов производятся бан­ковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиентов либо по приказу судеб­ных или иных органов, которым законодательно предоставле­но данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано:

• путем выписки документа единообразной формы, содер­жащего приказ (поручение) о списании средств;

• в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).

В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов организации в безакцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть предусмотрено договором между клиентом и банком, а также основным договором между организация­ми-контрагентами. Отдельно необходимо упомянуть о прину­дительном списании средств со счетов организаций. В соответ­ствии со ст. 46 Налогового кодекса (часть I) в случае неупла­ты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно пу­тем обращения взыскания на денежные средства налогопла­тельщика или налогового агента на счетах в банках. Налого­вый орган направляет в банк инкассовое поручение на списа­ние и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Указанное поручение подлежит безусловно­му исполнению банком в очередности, установленной граж­данским законодательством.

Срочность. Этот принцип относится в основном к по­рядку и срокам обработки документов банковскими учрежде­ниями, срокам списания и зачисления средств на счета. Раз­личными инструктивными документами Банка России уста­новлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых цен­трах Банка России. В соответствии со ст. 80 Федерального за­кона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливаются сроки безналичных расчетов. В частности, общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

3.Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст. 855 части 2 Гражданского кодекса РФ.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявлен­ных к счету, списание средств со счета осуществляется в по­рядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание, т. е. в так называемой календарной очередности.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

4. Свобода выбора форм безналичных расчетов Дейст­вующим законодательством установлены несколько форм рас­четов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Каких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.

5. Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

· наименование расчетного документа и код формы;

· номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

· вид платежа;

· наименование плательщика, номер его счета в банке;

· наименование и местонахождение банков плательщика и получателя, банковские идентификационные коды, номера корреспондентских счетов банков;

· наименование получателя средств, номер его счета в бан­ке, идентификационный номер налогоплательщика;

· назначение платежа;

· сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

· очередность платежа;

· подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в уста­новленных случаях).

Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в Положении, используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер. Формат платежного ордера, размеры и нумерация полей, и их описание приведены в приложениях к Положению. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка "Частичная оплата". Запись о частичном платеже выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения. При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Расчеты по аккредитивам. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах ак­кредитив представляет собой условное денежное обязательст­во, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению пла­тельщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих усло­виям аккредитива, или предоставить полномочия другому бан­ку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением ус­ловий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке постав­щика открывается специальный счет, на котором депонируются средства плательщика. Указанные средства бронируются на оп­ределенный срок, который устанавливается в основном договоре. После того как поставщик убеждается в том, что необходимые средства зарезервированы, он отгружает продукцию или выпол­няет соответствующие услуга или работы. Документы, свиде­тельствующие об отгрузке товаров или выполнении работ, пред­ставляются поставщиком в банк. Исполняющий банк проверяет соответствие отгрузки условиям аккредитива, и в случае полного соблюдения контракта денежные средства списываются непосредственно на счет поставщика. Документы, свидетельствующие отгрузке продукции, исполняющий банк пересылает бан­ку-эмитенту, откуда они попадают к покупателю. Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме.

Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные досто­инства. Поставщик получает дополнительные гарантии по своевременному получению оплаты от покупателя, поскольку, как правило, отгрузка товара или выполнение каких-либо ра­бот поставщиком производится уже после получения извеще­ния об открытии аккредитива. С другой стороны, банковское учреждение контролирует действия поставщика; несмотря на то, что соответствующие денежные средства забронированы, поставщик сможет получить их только при условии добросо­вестного исполнения договора в полном объеме и в соответст­вующие сроки.

В современной практике используются несколько видов ак­кредитивной формы расчетов, возможность использования ко­торых содержится в договоре банковского счета. При депони­рованном, или открытом, аккредитиве банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита. Таким образом, необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обяза­тельств по договору. Указанная форма аккредитивных расче­тов применяется в случае, если между банками, обслуживаю­щими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения.

При наличии у банков корреспондентских счетов друг у друга, как правило, применяется непокрытый, или гарантиро­ванный, аккредитив. В этом случае средства, списанные с рас­четного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Вы­плата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагента­ми сокращаются.

Возможны и другие классификации аккредитивной формы расчетов, однако различия между ними в основном носят технический характер, т. е. касаются организации документо­оборота между контрагентами. По своей сути они представля­ют собой видоизменения либо покрытой, либо непокрытой формы аккредитивных расчетов.

Например, отзывный аккредитив может быть изменен бан­ком-эмитентом без предварительного уведомления организа­ции — получателя средств. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получа­телем. Соответственно после получения извещения об отзыве исполняющий банк платежи не производит. Возможность от­зыва аккредитива без уведомления поставщика в определен­ной мере нивелирует достоинства данной формы расчетов, а именно не создает поставщику достаточных гарантий получе­ния платежа. Хотя возможность использования отзывного ак­кредитива и предусмотрена современным законодательством, на практике он почти не применяется.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен или изменен только с согласия поставщика. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществить платеж по­ставщику при выполнении последним условий аккредитива, Именно эта форма аккредитива и получила свое развитие на практике. Тем не менее, Гражданским кодексом РФ установле­но, что при отсутствии указания на запрещение отзыва аккре­дитива банком-эмитентом аккредитив считается отзывным.

На практике существуют и другие вариации аккредитивной формы расчетов. Например, при посреднических операциях применяется переводной аккредитив. Если поставщик реали­зует продукцию покупателю через своего представителя-по­средника, в качестве средства платежа покупатель может ис­пользовать переводной аккредитив, при котором платежи осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу основного поставщика. При этом перевод аккредитива может осуществляться только один раз.

В случае периодических поставок или выполнения работ по этапам используется возобновляемый аккредитив. Существует два варианта использования данного вида аккредитива. В пер­вом случае после поставки определенной партии или выполне­ния соответствующего этапа работ с аккредитива производятся платежи до тех пор, пока на аккредитиве имеются денежные средства. Второй вариант предусматривает депонирование соот­ветствующей суммы под каждую поставку или этап работ. В качестве преимуществ данного вида аккредитива можно от­метить сокращение сроков и непрерывный характер расчетов.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основ­ном договоре между поставщиком и покупателем. В соответст­вии с Положением о безналичных расчетах в данном договоре должны быть предусмотрены следующие условия (помимо ос­тальных существенных условий договора):

• наименование банка-эмитента (банк плательщика);

• наименование банка, обслуживающего получателя средств;

• наименование получателя средств;

• сумма, сроки действия и вид аккредитива;

• способ извещения получателя средств об открытии аккре­дитива;

• полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств;

• ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполне­ние) обязательств.

Плательщик представляет в банк, в котором он обслужива­ется, аккредитив установленной формы (в соответствии с Приложением № 5 к Положению о безналичных расчетах). В нем указываются:

• вид аккредитива (в случае, если отсутствует указание, что аккредитив является безотзывным, он считается отзыв­ным);

• условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

• номер счета, открытый исполняющим банком для депо­нирования средств при покрытом (депонированном) аккреди­тиве;

• срок действия аккредитива с указанием даты (число, ме­сяц и год) его закрытия;

• полное и точное наименование документов, против кото­рых производится платеж по аккредитиву;

• наименование товаров (работ, услуг), для оплаты кото­рых открывается аккредитив, номер и дата основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.

Для получения денежных средств по аккредитиву постав­щик предоставляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов установленной формы, а также документы, сви­детельствующие о выполнении им условий контракта и преду­смотренные условиями аккредитива. В реестре счетов содер­жится информация о реквизитах аккредитива, сумме платежа, номере счета поставщика, дате отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), перечне документов в соответствии с условиями аккредитива.

При упомянутых выше достоинствах аккредитивной формы расчетов (гарантия исполнения обязательств контрагентами) существуют и значительные неудобства применения указанной формы на практике. Данные неудобства носят в основном технический характер и вызваны значительным документооборотом между банками и их клиентами. Указанная форма расчетов позволяет в короткие сроки произвести оплату и поэтому для обеспечения текущей хозяйственной жизни предприятия не используется. Помимо технических сложностей имеется весьма существенный недостаток. Как правило, в хозяйственной практике используется покрытый аккредитив, т. е. аккредитив, при использовании которого у плательщика на время действия контракта из оборота отвлекаются значительные денежные средства. Аккредитивная форма расчетов является еще и самой дорогостоящей из возможных форм безналичных расчетов, по­скольку за свои услуги по контролю за соблюдением условий контракта банк взимает комиссионное вознаграждение.

Указанные обстоятельства объясняют причину того, что ак­кредитивы применяются в основном в международных расче­тах или в расчетах по крупным контрактам, связанным с дви­жением значительных сумм либо с реализацией уникального и дорогостоящего оборудования, когда контрагентам необходимы твердые гарантии исполнения взаимных обязательств.

Расчеты чеками. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек; плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: де­нежные (чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств) и расчетные (чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами).

Расчетные чеки представлены депонированными и гаранти­рованными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соот­ветствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чеко­вой книжки в банк представляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распро­странение в современной отечественной практике.

Гарантированная чековая книжка предварительного депони­рования средств не предусматривает. Покрытием чека высту­пают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соот­ветствующей суммы гарантии, установленной банком при вы­даче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет соб­ственных средств в пределах установленной суммы (оверд­рафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащихся в ней чеков. На лицевой стороне ка­ждого чека указывается наименование плательщика (чекодате­ля) и банка, выдавшего чековую книжку. Также приводятся не­обходимые банковские реквизиты плательщика (номер счета, номер корреспондентского счета банка, банковский идентифика­ционный код). На оборотной стороне чека цифрами и прописью указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Сумма лимита скрепляется печатью и под­писью должностных лиц банка. Выданная банковская чековая книжка регистрируется в специальной идентификационной кар­точке, в которой перечисляются основные реквизиты чека с об­разцами подписей. Она выдается клиенту вместе с чековой книжкой и служит для подтверждения подлинности чека.

Порядок использования расчетных чеков в хозяйственной практике регулируется Гражданским кодексом РФ. В соответ­ствии с ним чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

• наименование «чек», включенное в текст документа;

• поручение плательщику выплатить определенную денеж­ную сумму;

• наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

• указание валюты платежа;

• указание даты и места составления чека;

• подпись лица, выписавшего чек,— чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизи­тов лишает его силы чека. В отдельных случаях в чеке может быть указано наименование чекодержателя; такой чек называ­ется именным. Чек, не содержащий указания места его состав­ления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.

По отечественному законодательству чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его вы­дачи. Выдача чека не погашает обязательства чекодателя, в ис­полнение которого он выдан.

Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточ­ной надписи на чеке, называемой индоссаментом, за исключе­нием именного чека. Индоссамент, совершенный плательщи­ком, считается недействительным. Чекодержатель переводного чека считается его законным владельцем, если он основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.

В соответствии с Гражданским кодексом платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредст­вом аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика. На лицевой стороне чека либо на дополнительном листе авалист проставляет над­пись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов. Авалист отвечает по чеку так же, как и лицо, вы­писавшее чек, и в случае отказа последнего от оплаты чека че­кодержатель вправе предъявить иск к любому или всем обя­занным по чеку лицам (чекодатель, авалист, индоссант). Иск чекодержателя к обязанным по чеку лицам может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.

Плательщик (чекодатель) выписывает чек и передает его по­ставщику (чекодержателю) вместе с идентификационной кар­точкой. В момент выписки и получения чека чекодержатель обязан следить за обоснованностью лимита данной чековой книжки. При выписке чека неиспользованный лимит отражает­ся на корешке следующего чека. Помимо соблюдения лимита сверяется подпись лица, выписавшего чек, с образцом подписи, поставленной на идентификационной карточке, а также соот­ветствие остальных реквизитов чека реквизитам карточки. В течение 10 дней чекодержатель сдает полученные чеки вместе с реестром чеков в банк, в котором он обслуживается. Реестр чеков содержит в себе информацию о всех чеках, сда­ваемых в банк. В нем указываются номера и суммы чеков, сдаваемых при данном реестре, лицевые счета и наименования плательщиков и получателя денежных средств. Копии полученного реестра вместе с чеками банк чекодержателя, не про­изводя операций по счетам, пересылает в банки поставщиков. Банк чекодателя, получив соответствующий реестр и чеки и проверив их подлинность, списывает депонированные средства со счета (если речь идет о депонированной чековой книжке) или осуществляет перечисление собственных средств (если ис­пользуется овердрафт). На основании экземпляра реестра сче­тов в банке поставщика полученные средства зачисляются на счет последнего.

Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую опера­цию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представ­ленных на инкассо документов. Суть указанной операции за­ключается в том, что распоряжение о списании средств со сче­та плательщика оформляется не самим плательщиком, а полу­чателем в рамках предоставленного ему права.

Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк до­кументы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам).

В современной практике инкассовая форма расчетов осуще­ствляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслу­живающий получателя.

Платежное требование используется, как прави­ло, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получате­ля средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими организациями платежные требования без ак­цепта используются только в случае, если данное условие ус­тановлено основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщи­ком и своим банком условия о возможности безакцептного списания денежных средств. В хозяйственной практике между коммерческими организациями безакцептные платежные тре­бования используются достаточно редко, в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика.

Платежные требования предоставляются в банк получателя на бланке установленной формы. Кроме основных реквизитов платежных документов, указанных ранее, платежное требова­ние должно содержать:

• условие оплаты (с акцептом или без);

• срок для акцепта (срок определяется контрагентами по основному договору, но не должен быть менее пяти рабочих дней);

• дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных основным договором документов, свидетельствующих о выпол­нении поставщиком условий договора;

• наименование товара, работ, услуг, реквизиты основного хозяйственного договора.

Принимающий платежные требования банк получателя (банк-эмитент) осуществляет проверку соответствия платежного требования установленной форме, соответствие подписей и пе­чати получателя, а также полноты заполнения всех указанных на бланке реквизитов. В случае соблюдения всех правил два экземпляра платежного требования с реестром платежных тре­бований (перечень требований по данному платежу и их основ­ные реквизиты) передаются в банк плательщика (исполняющий банк). Поступившие в исполняющий банк платежные требова­ния проверяются на соответствие условий данной формы рас­четов условиями договора между банком и плательщиком.

При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования передается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен пла­тельщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основа­нии указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика.

Если плательщик отказывается от акцепта полностью или частично, то им в исполняющий банк представляется специ­альное заявление в трех экземплярах, в котором указываются мотивы отказа с обязательной ссылкой на условия договора или нормы права. В частности, это может быть несоответствие применяемой формы расчетов условиям заключенного основ­ного договора. При полном отказе от акцепта платежные тре­бования и заявление плательщика об отказе с соответствую­щими отметками исполняющего банка возвращаются в банк-эмитент для последующей передачи получателю. В слу­чае частичного акцепта в платежном требовании обводится первоначальная сумма и рядом проставляется цифрами и прописью сумма, подлежащая к оплате. Заявление о частичном отказе вместе с одним экземпляром платежного требования служат основанием для списания денежных средств со счета плательщика. Второй экземпляр заявления направляется в банк-эмитент для выдачи получателю средств. Все возникаю­щие между плательщиком и получателем разногласия разре­шаются в законодательно установленном порядке.

При неполучении исполняющим банком в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцеп­тованным, и на основании указанных в нем реквизитов испол­няющий банк осуществляет платеж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.191.214 (0.064 с.)