Реализация женской карьерной стратегии в практике трудоустройства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация женской карьерной стратегии в практике трудоустройства



 

Особенности карьерной стратегии женщин Рекомендации по реализации карьеры
Как правило, карьера начинается отсрочено, через несколько лет после начала работы в организации Необходимо заранее принять решение о сроке начала карьеры, продумать планы и варианты оптимального сочетания карьеры и семейной жизни
Карьера воспринимается как возможность для самореализации и личностного роста Важно осознавать, что накопление определенного проф опыта должно сопровождаться повышением в должности, что и является объективным критерием успешной самореализации
Проф и личностные проблемы четко разграничиваются, в случае конфликта однозначно выбирается тот или иной путь Такой взгляд «или – или» значительно сужает возможности и пространство действий. Целесообразнее находить варианты согласования всех позиций, пусть даже через решение не все проблем целиком, а их отдельных частей.
«Личная стратегия» в карьере связана с решение проблемы в данном месте и в наст момент. Помимо учета текущей ситуации («здесь и сейчас») важно видеть перспективу, планировать время и управлять условиями карьерных достижений.
Риск оценивается в качестве принципиального момента и означает потерю, опасность. Его стараются по возможности избегать. Рассчитанный риск оправдан. Рискуя, мы часто приобретаем больше, нежели упускаем в случае осторожного поведения.
В построении карьеры сознательно избегают установления неформальных взаимо полезных отношений Мужской тип поведения для женщины менее выигрышен, чем разумное использование всего богатства возможностей, характерных для женского стиля поведения
Не выражена потребность объединяться в группы и побеждать всем вместе (так называемый командный дух). Как правило, отсутствует опыт деятельности в составе команды. Можно и в составе команды сохранять индивидуальность, личный успех, помноженный на успех многих. Это существенно увеличивает шансы в карьерном продвижении.

 

Таким образом, женская мотивация карьеры в большей степени, чем у мужчины, имеет подвижный характер и может изменяться под влиянием различных факторов.

Мужчины в карьерном продвижении более жестко ориентируются на статус и внешнее подтверждение карьерного успеха, а в карьерном поведении чаще про­являют стремление к сохранению ритуальных форм делового общения и реализа­ции властных полномочий.

Наиболее полно тендерные особенности карьеры были изучены докторами Маргарет Хеннинг (1996) и Анн Жарден (1996), удостоенными ученой степени Гарвардской школы бизнеса. Проведенные ими исследования позволили выявить целую группу факторов успешной карьеры руководителей-женщин.

1.Порядок рождения этих женщин в родительской семье (младшая, средняя или старшая дочь).

2.Социально-экономический статус родительской семьи.

3.Образовательный уровень отца и матери в родительской семье.

4.Отношение к ребенку в родительской семье.

5.Характер отношений с отцом женщины-руководителя.

6.Специфика интересов и увлечений женщины-руководителя в детстве.

7.Отношение к учебе, статус в классе женщины-руководителя в период ее обучения в колледже.

8.Выраженность личностных качеств, определяющих успех в карьере.

9.Базовая карьерная стратегия, в том числе характер решений по карьере, принимаемых на ранних стадиях профессиональной деятельности.

10.Стиль взаимоотношений с коллегами — представителями противоположного пола.

11.Фактор непосредственного руководителя.

 

Далее будет раскрыто содержание каждого из приводимых факторов.

Порядок рождения ребенка. Большинство из принявших в исследовании ру­ководителей-женщин (80%) были единственным или старшим ребенком в семье. Оставшиеся 20% попали в положение родившегося первым ребенка в результа­те сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер).

Социально-экономический статус семьи. Все участники исследования родились в «стремящихся вверх» семьях так называемого среднего класса. Отцы всех опро­шенных являлись руководителями высокого уровня, 90% из них занимали руково­дящие должности в экономике, оставшиеся 10% были директорами колледжей. 95% матерей были домашними хозяйками.

Образовательный уровень родителей. Уровень образования 90% матерей был не ниже уровня образования отцов опрошенных женщин.

Отношение к ребенку в семье. По мнению авторов исследования, данный фак­тор относится к ключевым. Маргарет Хеннинг и Анн Жардэн (1 996) предполагают, что решающее значение в достижении участницами исследования успеха в карь­ерном продвижении имело особое отношение к ним в детстве со стороны родителей. Все опрошенные испытали отношение к себе как к первенцам. Их появления ожи­дали и ему очень радовались, им отводился особый статус в семье. Подобные ощущения собственной уникальности и исключительного положения глубоко запе­чатлеваются в психике ребенка. Все опрошенные женщины вспомнили о том, что имели счастливое детство и что родители в их жизни играли очень важную позитив­ную роль.

Характер отношений с отцом. Все участницы исследования имели хорошие отношения со своими отцами и поддерживали с ними доверительные открытые отношения начиная с самого раннего возраста.

Специфика интересов и увлечений в детстве. Отцы и дочери разделяли инте­ресы, традиционно характерные для отцов и сыновей: спортивные состязания, деятельность, связанная с определенными физическими нагрузками, настойчивое стремление к успеху, готовность к конкуренции и твердая установка на победу.

Отношение к учебе, статус в классе. Все опрошенные относились к учебе с большим прилежанием и ответственностью, входили в число хороших учениц и являлись лидерами в своих классах. Во время обучения в колледже они выработа­ли для себя эффективную стратегию поведения, в которую входило следующее:

1.постановка цели,

2.определение приоритетов,

3.разработка программы действий, позволявшей выявлять ложные пути и кор­ректировать дальнейшее движение вперед.

Следовательно, уже в колледже их поведение принципиально не отличалось от поведения преуспевающего, стремящегося достичь вершин менеджера.

Выраженность карьероориентированных личностных качеств. Все опрошенные женщины-руководители обладали основополагающими (сточки зрения зарубежных исследователей психологии) качествами, обеспечивающими любой успех, в том числе и карьерный. В число этих качеств входили:

1.стремление к успеху (мотивация достижений),

2.ориентация на качественное выполнение профессиональных задач,

3.желание, благодаря своему профессионализму, быть уважаемым лицом в коллективе,

4.радость от состязания,

5.готовность идти на риск.

 

Последнее из перечисленных свойств требует особого внимания. Преуспеваю­щие в карьере женщины очень рано научились у своих отцов трезво оценивать степень риска, иными словами, сознательно взвешивать и анализировать свои шансы на победу или проигрыш. В этом отношении все участницы исследования существенно отличались от подавляющего большинства женщин, для которых риск означает, прежде всего, утрату, потерю, и потому они стремятся избегать его (см. табл. 16).

Базовая карьерная стратегия. Все опрошенные еще на ранних стадиях своей профессиональной деятельности решили осуществить карьеру в одной фирме. Все они достаточно рано пришли к выводу, что женщина только в том случае может достичь ответственной и высокой должности руководителя, если с выполняемой работой она будет справляться на порядок лучше, чем любой сотрудник-мужчина этой фирмы.

Стиль взаимоотношений с коллегами — представителями противоположного пола. Этот стиль выдерживался в подчеркнуто деловых взаимоотношениях без смешивания личного и профессионального.

Фактор непосредственного руководителя. Первый руководитель играл исклю­чительно важную роль в карьере всех опрошенных женщин. Он исполнял роль наставника, мудрого покровителя. Но в то же время сами женщины не оставались исключительно в роли исполнителей, они активно занимались самообразованием и развитием. Как только подходил момент и руководитель поднимался выше по карьерной лестнице, он уже мог взять с собой на более высокую должность и жен­щину-сотрудницу, которую воспитал. Стиль управления первого руководителя оказывал решающее влияние и на управленческий стиль самих женщин.

Отечественный автор Инна Шифанова (1997) образно нарисовала карьерную ситуацию, характерную не только для зарубежной, но и для отечественной прак­тики достижения профессионального и карьерного успеха мужчинами и женщина­ми. Представьте, что на карьерную дорожку выходят двое — мужчина и женщина. Для мужчины это бег налегке, можно сказать, в удовольствие. А для женщины — «бег в мешке», да еще с «грузом» семейных, домашних обязанностей. Совершенно справедлив вывод: «Трудно поэтому решить, кто лучше бегает».

У российской безработицы «женское лицо»: 70% из всех зарегистрированных безработных — представительницы действительно слабого в этой конкуренции пола. Из этого числа 60% женщин — старше 35 лет. 90% скрытых безработных, то есть тех, кто не имеет постоянного места работы и перебивается случайными заработ­ками, — женщины. На рынке труда процветает дискриминация по половому при­знаку: при прочих равных условиях на работу возьмут мужчину, а не женщину (даже на традиционно женские должности бухгалтеров и операционисток в банке). За одну и ту же работу мужчине почти всегда платят больше, чем женщине, мотивируя тем, что «он же кормилец». Не соперничают мужчины с женщинами только за низ­кооплачиваемую и неквалифицированную работу, выполнять которую считают ниже своего достоинства.

Американский исследователь Уэндела Френч (1997) определяет причины не­пропорционального представительства женщин среди руководителей (в конце 90-х годов в США: доля женщин — 40% от всех работающих, они занимали 24,6% руководящих и административных должностей, в основном в среднем и низшем звене управления).

Эти причины имеют глубокие корни в культуре и выражаются в целом ряде предрассудков и стереотипов, сложившихся у мужчин-руководителей по отношению к женщинам. К таким предрассудкам относятся следующие:

1.женщины, выходя замуж, покидают работу;

2.женщины не будут работать, пока у них маленькие дети;

3.женщины неуютно чувствуют себя в мире мужчин, а когда они в него попа­дают, то мужчины начинают чувствовать неудобства;

4.женщины — ненадежные работники, они слишком эмоциональны и могут сорваться в кризисной ситуации;

5.женщин-руководителей нельзя перевести в другой город, если их мужья имеют аналогичную или лучшую работу.

В большей части приведенные заявления основаны на старых предрассудках и стереотипах. Проведенное исследование среди 1 ООО мужчин и женщин-руководителей предприятий розничной торговли не показало значительных различий в таких стимулах труда, как престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по службе, чувство удовлетворения.

Исследование также показало, что нет ярко выраженных различий в том, как руководят мужчины и женщины. К установленным различиям относилось то, что женщины больше поддаются мотивации к работе, а мужчины более открыты и от­кровенны со своими коллегами.

 

ПРАКТИКА

В данном исследовании карьерных притязаний приняли участие 238 молодых специалистов, пришедших на работу в вузы г. Владивостока в 2001 -2003 годах, среди них 153 женщины и 85 мужчин. Была использована методика «Якоря карь­еры» Э. Шейна (1996), широко применяющаяся в исследованиях карьеры, в том числе для выяснения тендерных различий в карьерной мотивации.

Эдгар Шейн (Е. Schein), изучая деловую карьеру, выделил восемь основных карьерных стратегий («якорей»), с помощью которых можно характеризовать карьерные устремления человека и место карьеры в системе его жизненных цен­ностей.

1.Профессиональная компетентность — установка, связанная с поиском чело­веком признания своих способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.).

2.Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на должность, позволяющую управлять организацией дела: объ­единять усилия других людей и нести полноту ответственности за конечный результат.

3.Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой карьерной ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений.

4.Стабильность — карьерная ориентация, обусловленная потребностью в безопасности и стабильности, для того чтобы будущие жизненные события были предсказуемы; различают два типа стабильности — стабильность места работы и стабильность места жительства.

5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «рабо­та с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше».

6.Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.

7.Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску.

8.Интеграция стилей жизни. Для людей этой категории карьера должна ассо­циироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карье­ре. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нару­шает привычный стиль жизни и окружение.

Анализ полученных результатов тестирования и анкетирования во Владивосто­ке показал, что в карьерных установках опрошенных мужчин и женщин существуют различия, касающиеся таких карьерных стратегий, как «профессиональная ком­петентность», «менеджмент» и «вызов».

У женщин в сравнении с мужчинами более выражена карьерная установка на «профессиональную компетентность» (расхождение в 1,5 раза). В женских стра­тегиях реализации карьерных притязаний, как подтверждается и другими исследо­ваниями отечественных авторов, существенную роль играет профессиональный, а не должностной рост. При этом движение вверх по должностной лестнице оцени­вается как вертикальная карьера, а содержательное освоение профессии, про­фессиональный рост — как горизонтальная.

Сравнение структуры мотивов карьерного продвижения женщин и мужчин вы­являет такую особенность, как большая ориентация женщин на отношения между людьми. Внутренняя сензитивность женщин порождает особую чувствительность к состоянию других людей и в значительной степени регулирует женскую карьерную мотивацию. Если мужчины в реализации карьеры руководствуются принципами «все средства хороши» и «цель оправдывает средства», то женщины готовы посту­питься карьерными целями ради сохранения отношений.

У мужчин по сравнению с женщинами более выражены карьерные ориентации на «менеджмент» (расхождение в 2 раза) и «вызов» (почти в 3 раза). Это говорит о том, что для мужчин более действенным мотивирующим фактором карьеры явля­ется управление людьми, сильный пол прежде всего интересует возможность объ­единять усилия других людей, полнота ответственности за конечный результат. Наряду со стремлением руководить, доминирующая карьерная мотивация муж­чин — преодоление препятствий, решение трудных задач. Рутинная, ежедневная работа может привести к демотивации, потере трудового энтузиазма.

И для мужчин, и для женщин такие карьерные стратегии, как «служение» и «ста­бильность» — ведущие в мотивации карьеры. Ключевую роль при выборе карьерной стратегии играет стремление работать в организации, где реализуются жизненные ценности, связанные с социально значимой деятельностью и, кроме того, обеспе­чивается достаточно длительный срок занятости, стабильно выплачивается зара­ботная плата (рис. 7).


 

На преимущественном выборе карьерной стратегии «стабильность» отражается сложившаяся в стране в настоящее время экономическая ситуация, характеризующая­ся неустойчивостью, непредсказуемостью, нарастающим разрывом между социальным и экономическим положением: люди с высоким уровнем образования и квалификации переходят на все более низкие ступени экономического благосостояния.

В исследовании во Владивостоке также выявлено, что гендерно не детермини­рованы карьерные стратегии «автономия» и «предпринимательство». Причем «автономию» в качестве карьерной ориентации выбирают 1 8% респондентов, и это достаточно высокий показатель, а «предпринимательство» — только 3% опро­шенных. Это может объясняться стремлением молодых специалистов, как мужчин, так и женщин, к сохранению индивидуальности и недостаточным опытом для рас­ширения поля профессиональной деятельности и создания нового продукта, тех­нологии, услуги в начале трудовой жизни.

Изучение материальных факторов карьерной мотивации сопряжено с дополни­тельными сложностями. Это связано с трудностью выяснения реальных внутренних предпочтений, ведь люди склонны в ходе анкетирования и интервью давать соци­ально желаемые ответы. Тем не менее, установлено, что в структуре мотивов карь­еры «денежная мотивация» не является доминирующей, но всегда входит в мотивационное ядро. При этом у мужчин материальные причины чаще занимают второе место в иерархии мотивов карьеры, а у женщин — третье после самореализации и интереса к содержанию труда. Только в ситуации обострения страха за финансовое благополучие членов семьи, близких женщина может руководствоваться! материальными мотивами при построении карьеры.

Основываясь на разнообразных данных и результатах исследований, прове­денных в нашей стране и за рубежом [Литвинцева Н., 1998; Хеннинг М., 1996; Жарден А., 1996; Френч У., 1997], в том числе и выполненных под руководством автора книги, можно сделать следующие выводы об особенностях женской и муж­ской психологии, влияющих на карьеру.

1.Мужчины воспринимают все происходящее и мыслят глобально, а женщи­ны — локально, ориентируясь больше на детали и нюансы, тоньше отражая окру­жающий мир. Мир женщины — это совокупность мелких объектов. Мужской мир — не очень подробная карта местности.

2.Мужчины — созидатели: они творят, экспериментируют, вводят инновации, двигают общественный прогресс. Женщины консервативны, они отбирают лучшее из того, что создали мужчины, и передают это детям, обеспечивая преемственность поколений.

3.Мужчины более независимы в суждениях, тогда как женщины более внушае­мы и несамостоятельны в мышлении.

4.Большинство женщин слишком пассивны, не осознают себя хозяйкой собст­венной судьбы, позволяют случайным событиям оказывать существенное влияние на свою жизнь. Женщины обычно хуже мужчин информированы в смежных профессио­нальных и коммерческих областях. Мужчины лучше женщин разбираются в пред­метной деятельности, а женщины лучше разбираются в людях и взаимоотношениях.

5.Женщины обычно превосходят мужчин в ловкости при выполнении тонких движений, в скорости восприятия и реакции, в быстроте счета и беглости речи. Мужчины обычно превосходят женщин в скорости и координации движений, ори­ентации в пространстве, понимании механических отношений, в математических суждениях.

6.Самооценка у женщин занижена, они самокритичны, а у мужчин — завыше­на, они больше довольны собой, амбициозны и агрессивны. Самоуважение муж­чины подпитывают его профессиональные успехи, общественный статус и уважение коллег. А самоуважение женщины основывается на отношениях к ней других людей, в первую очередь — мужа и детей.

7.По распределению душевных и физических сил мужчины — спринтеры, а женщины — стайеры. Мужчины легче справляются с кратковременными нагрузками, а женщины лучше, чем мужчины, способны вынести длительные нервно-эмоциональные переживания и бесконечные дела.

8.Жизненная цель мужчины — высокий общественный статус, уважение и при­знание. Жизненная цель женщины — мужчина, который защитит ее и детей. В борь­бе за статус мужчина соперничает с другими мужчинами (кто из них умнее, сильнее, предприимчивее, образованнее), но не принимает на равных женщину. В борьбе за мужчину женщина соперничает с другими женщинами (кто из них красивее, умнее, домовитее, ласковее).

9. Соперничая за статус, мужчины активно пользуются взаимовыручкой на ос­нове мужской солидарности, отсюда и «командный дух». Соперничая, женщина не стремится к взаимопомощи, считает, что может рассчитывать только на себя и ос­тается в одиночестве.

10.Женщины не любят рисковать, оценивая риск как отрицательный момент, избегают новой работы, боясь не справиться с ней. Уверенные в себе мужчины охотно идут на риск.

11.Женщины чаще, чем мужчины, испытывают как положительные, так и отри­цательные эмоции, обидчивее, чем мужчины, и более болезненно реагируют на критику.

12.Женщина нацелена на бесконфликтное решение проблем, тогда как муж­чинам свойственно соперничество, выливающееся в открытую борьбу и противо­стояние.

13.Под влиянием общественных и религиозных взглядов женщине часто прихо­дится мириться с подчиненной ролью, независимо от реальной «расстановки сил». Девочка подчиняется отцу, жена — мужу, подчиненная — начальнику, мать обслу­живает жизненные потребности семьи. Мужчина же чувствует себя главой семьи, хозяином жизни.

14.У мужчин и женщин разные источники счастья: у мужчин — интересная, престижная работа и материальное положение, у женщин — дети и благополучие семьи. Поэтому мужчины значительно сильнее переживают потерю работы, чем женщины. К тому же женщины, благодаря своей природной гибкости, лучше нахо­дят другие источники поддержания морального духа семьи, а мужчины быстрее впадают в глубокую депрессию.

15.Женщины охотно обсуждают свои переживания и взаимоотношения с други­ми людьми, тогда как мужчины считают недостойным «выяснять отношения» и про­являть свои чувства. Поэтому мужчины держат все в себе и чаще душевно страдают, болеют и даже преждевременно умирают. Сейчас в нашей стране высокая смертность мужчин 40-50 лет, не нашедших свое место в новых жизненных условиях.

16.Женщины с большей готовностью, чем мужчины, готовы признать у себя наличие нервных расстройств. Примерно треть таких расстройств происходит от столкновения разных социальных ролей женщины — руководителя на работе и прислуги в семье. Депрессии у женщин отмечаются в 2 раза чаще, чем у мужчин, женщины в 1 0 раз чаще угрожают самоубийством, но мужчины почти в 4 раза чаще приводят свои угрозы в исполнение. 62% больных в психиатрических лечебни­цах — мужчины.

17.Женщины лучше понимают мужчин, благодаря природной способности раз­бираться в людях и нацеленности на мужчину-кормильца. Мужчины плохо разби­раются в женской психологии и не утруждают себя расширением этих познаний.

18.У женщин более высокий уровень развития эстетических потребностей: вкусов, чувств, стремлений к прекрасному. Женщины более чувствительны и тре­бовательны к физическим и психологическим окружающим условиям: интерьер, уют, чистота, взаимоотношения в коллективе.

19.Женщины более деятельны и оптимистичны, чем мужчины, сфера их интере­сов значительно разнообразнее. Группы туристов и путешественников, театралов и посетителей музеев, общественных и политических активистов состоят преиму­щественно из женщин. А мужчины к старости теряют свои основные жизненные интересы, у них раньше, чем у женщины, угасают умственные способности.

20.В успешном предпринимательстве и политике не обойтись без чисто женских качеств — гибкости мышления и поведения, доброжелательности, жертвенности и самоотверженной любви, на которую способна мать. Женщины лучше руководят (потому что лучше разбираются в людях), лучше решают сложные проблемы (по­тому что прилежнее учатся) и более чутки с клиентами, которые приносят прибыль предприятию.

Недостатками женского характера в предпринимательстве и политике считают­ся повышенная внушаемость (подверженность мужскому влиянию), излишняя осто­рожность (боязнь рисковать) и недостаточное умение «играть в команде».

21.Женщины слишком поздно, по сравнению с мужчинами, решаются делать карьеру. Приблизительно после десяти лет работы у каждой женщины происходит переосмысление своих профессиональных целей: созревает решение стремиться к личной карьере или оставаться исполнителем. Для успешной запланированной карьеры зачастую это слишком поздно. При этом женщины понимают карьеру как личностный рост и самосовершенствование. Мужчины же представляют себе карь­еру как более высокий общественный статус и престижные должности.

 

 

Глава 2. ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  2.1. Карьерный самоменеджмент
    Направляющие вопросы
    Баланс успехов и неудач
    Сильные и слабые стороны
    Анализ «цель — средства»
  2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
  2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала    

 

ГЛАВА 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.005 с.)