Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация женской карьерной стратегии в практике трудоустройстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Таким образом, женская мотивация карьеры в большей степени, чем у мужчины, имеет подвижный характер и может изменяться под влиянием различных факторов. Мужчины в карьерном продвижении более жестко ориентируются на статус и внешнее подтверждение карьерного успеха, а в карьерном поведении чаще проявляют стремление к сохранению ритуальных форм делового общения и реализации властных полномочий.
Наиболее полно тендерные особенности карьеры были изучены докторами Маргарет Хеннинг (1996) и Анн Жарден (1996), удостоенными ученой степени Гарвардской школы бизнеса. Проведенные ими исследования позволили выявить целую группу факторов успешной карьеры руководителей-женщин. 1.Порядок рождения этих женщин в родительской семье (младшая, средняя или старшая дочь). 2.Социально-экономический статус родительской семьи. 3.Образовательный уровень отца и матери в родительской семье. 4.Отношение к ребенку в родительской семье. 5.Характер отношений с отцом женщины-руководителя. 6.Специфика интересов и увлечений женщины-руководителя в детстве. 7.Отношение к учебе, статус в классе женщины-руководителя в период ее обучения в колледже. 8.Выраженность личностных качеств, определяющих успех в карьере. 9.Базовая карьерная стратегия, в том числе характер решений по карьере, принимаемых на ранних стадиях профессиональной деятельности. 10.Стиль взаимоотношений с коллегами — представителями противоположного пола. 11.Фактор непосредственного руководителя.
Далее будет раскрыто содержание каждого из приводимых факторов. Порядок рождения ребенка. Большинство из принявших в исследовании руководителей-женщин (80%) были единственным или старшим ребенком в семье. Оставшиеся 20% попали в положение родившегося первым ребенка в результате сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер). Социально-экономический статус семьи. Все участники исследования родились в «стремящихся вверх» семьях так называемого среднего класса. Отцы всех опрошенных являлись руководителями высокого уровня, 90% из них занимали руководящие должности в экономике, оставшиеся 10% были директорами колледжей. 95% матерей были домашними хозяйками. Образовательный уровень родителей. Уровень образования 90% матерей был не ниже уровня образования отцов опрошенных женщин. Отношение к ребенку в семье. По мнению авторов исследования, данный фактор относится к ключевым. Маргарет Хеннинг и Анн Жардэн (1 996) предполагают, что решающее значение в достижении участницами исследования успеха в карьерном продвижении имело особое отношение к ним в детстве со стороны родителей. Все опрошенные испытали отношение к себе как к первенцам. Их появления ожидали и ему очень радовались, им отводился особый статус в семье. Подобные ощущения собственной уникальности и исключительного положения глубоко запечатлеваются в психике ребенка. Все опрошенные женщины вспомнили о том, что имели счастливое детство и что родители в их жизни играли очень важную позитивную роль.
Характер отношений с отцом. Все участницы исследования имели хорошие отношения со своими отцами и поддерживали с ними доверительные открытые отношения начиная с самого раннего возраста. Специфика интересов и увлечений в детстве. Отцы и дочери разделяли интересы, традиционно характерные для отцов и сыновей: спортивные состязания, деятельность, связанная с определенными физическими нагрузками, настойчивое стремление к успеху, готовность к конкуренции и твердая установка на победу. Отношение к учебе, статус в классе. Все опрошенные относились к учебе с большим прилежанием и ответственностью, входили в число хороших учениц и являлись лидерами в своих классах. Во время обучения в колледже они выработали для себя эффективную стратегию поведения, в которую входило следующее: 1.постановка цели, 2.определение приоритетов, 3.разработка программы действий, позволявшей выявлять ложные пути и корректировать дальнейшее движение вперед. Следовательно, уже в колледже их поведение принципиально не отличалось от поведения преуспевающего, стремящегося достичь вершин менеджера. Выраженность карьероориентированных личностных качеств. Все опрошенные женщины-руководители обладали основополагающими (сточки зрения зарубежных исследователей психологии) качествами, обеспечивающими любой успех, в том числе и карьерный. В число этих качеств входили: 1.стремление к успеху (мотивация достижений), 2.ориентация на качественное выполнение профессиональных задач, 3.желание, благодаря своему профессионализму, быть уважаемым лицом в коллективе, 4.радость от состязания, 5.готовность идти на риск.
Последнее из перечисленных свойств требует особого внимания. Преуспевающие в карьере женщины очень рано научились у своих отцов трезво оценивать степень риска, иными словами, сознательно взвешивать и анализировать свои шансы на победу или проигрыш. В этом отношении все участницы исследования существенно отличались от подавляющего большинства женщин, для которых риск означает, прежде всего, утрату, потерю, и потому они стремятся избегать его (см. табл. 16). Базовая карьерная стратегия. Все опрошенные еще на ранних стадиях своей профессиональной деятельности решили осуществить карьеру в одной фирме. Все они достаточно рано пришли к выводу, что женщина только в том случае может достичь ответственной и высокой должности руководителя, если с выполняемой работой она будет справляться на порядок лучше, чем любой сотрудник-мужчина этой фирмы. Стиль взаимоотношений с коллегами — представителями противоположного пола. Этот стиль выдерживался в подчеркнуто деловых взаимоотношениях без смешивания личного и профессионального. Фактор непосредственного руководителя. Первый руководитель играл исключительно важную роль в карьере всех опрошенных женщин. Он исполнял роль наставника, мудрого покровителя. Но в то же время сами женщины не оставались исключительно в роли исполнителей, они активно занимались самообразованием и развитием. Как только подходил момент и руководитель поднимался выше по карьерной лестнице, он уже мог взять с собой на более высокую должность и женщину-сотрудницу, которую воспитал. Стиль управления первого руководителя оказывал решающее влияние и на управленческий стиль самих женщин.
Отечественный автор Инна Шифанова (1997) образно нарисовала карьерную ситуацию, характерную не только для зарубежной, но и для отечественной практики достижения профессионального и карьерного успеха мужчинами и женщинами. Представьте, что на карьерную дорожку выходят двое — мужчина и женщина. Для мужчины это бег налегке, можно сказать, в удовольствие. А для женщины — «бег в мешке», да еще с «грузом» семейных, домашних обязанностей. Совершенно справедлив вывод: «Трудно поэтому решить, кто лучше бегает». У российской безработицы «женское лицо»: 70% из всех зарегистрированных безработных — представительницы действительно слабого в этой конкуренции пола. Из этого числа 60% женщин — старше 35 лет. 90% скрытых безработных, то есть тех, кто не имеет постоянного места работы и перебивается случайными заработками, — женщины. На рынке труда процветает дискриминация по половому признаку: при прочих равных условиях на работу возьмут мужчину, а не женщину (даже на традиционно женские должности бухгалтеров и операционисток в банке). За одну и ту же работу мужчине почти всегда платят больше, чем женщине, мотивируя тем, что «он же кормилец». Не соперничают мужчины с женщинами только за низкооплачиваемую и неквалифицированную работу, выполнять которую считают ниже своего достоинства. Американский исследователь Уэндела Френч (1997) определяет причины непропорционального представительства женщин среди руководителей (в конце 90-х годов в США: доля женщин — 40% от всех работающих, они занимали 24,6% руководящих и административных должностей, в основном в среднем и низшем звене управления). Эти причины имеют глубокие корни в культуре и выражаются в целом ряде предрассудков и стереотипов, сложившихся у мужчин-руководителей по отношению к женщинам. К таким предрассудкам относятся следующие: 1.женщины, выходя замуж, покидают работу; 2.женщины не будут работать, пока у них маленькие дети; 3.женщины неуютно чувствуют себя в мире мужчин, а когда они в него попадают, то мужчины начинают чувствовать неудобства;
4.женщины — ненадежные работники, они слишком эмоциональны и могут сорваться в кризисной ситуации; 5.женщин-руководителей нельзя перевести в другой город, если их мужья имеют аналогичную или лучшую работу. В большей части приведенные заявления основаны на старых предрассудках и стереотипах. Проведенное исследование среди 1 ООО мужчин и женщин-руководителей предприятий розничной торговли не показало значительных различий в таких стимулах труда, как престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по службе, чувство удовлетворения. Исследование также показало, что нет ярко выраженных различий в том, как руководят мужчины и женщины. К установленным различиям относилось то, что женщины больше поддаются мотивации к работе, а мужчины более открыты и откровенны со своими коллегами.
ПРАКТИКА В данном исследовании карьерных притязаний приняли участие 238 молодых специалистов, пришедших на работу в вузы г. Владивостока в 2001 -2003 годах, среди них 153 женщины и 85 мужчин. Была использована методика «Якоря карьеры» Э. Шейна (1996), широко применяющаяся в исследованиях карьеры, в том числе для выяснения тендерных различий в карьерной мотивации. Эдгар Шейн (Е. Schein), изучая деловую карьеру, выделил восемь основных карьерных стратегий («якорей»), с помощью которых можно характеризовать карьерные устремления человека и место карьеры в системе его жизненных ценностей. 1.Профессиональная компетентность — установка, связанная с поиском человеком признания своих способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). 2.Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на должность, позволяющую управлять организацией дела: объединять усилия других людей и нести полноту ответственности за конечный результат. 3.Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой карьерной ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. 4.Стабильность — карьерная ориентация, обусловленная потребностью в безопасности и стабильности, для того чтобы будущие жизненные события были предсказуемы; различают два типа стабильности — стабильность места работы и стабильность места жительства. 5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». 6.Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. 7.Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. 8.Интеграция стилей жизни. Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный стиль жизни и окружение.
Анализ полученных результатов тестирования и анкетирования во Владивостоке показал, что в карьерных установках опрошенных мужчин и женщин существуют различия, касающиеся таких карьерных стратегий, как «профессиональная компетентность», «менеджмент» и «вызов». У женщин в сравнении с мужчинами более выражена карьерная установка на «профессиональную компетентность» (расхождение в 1,5 раза). В женских стратегиях реализации карьерных притязаний, как подтверждается и другими исследованиями отечественных авторов, существенную роль играет профессиональный, а не должностной рост. При этом движение вверх по должностной лестнице оценивается как вертикальная карьера, а содержательное освоение профессии, профессиональный рост — как горизонтальная. Сравнение структуры мотивов карьерного продвижения женщин и мужчин выявляет такую особенность, как большая ориентация женщин на отношения между людьми. Внутренняя сензитивность женщин порождает особую чувствительность к состоянию других людей и в значительной степени регулирует женскую карьерную мотивацию. Если мужчины в реализации карьеры руководствуются принципами «все средства хороши» и «цель оправдывает средства», то женщины готовы поступиться карьерными целями ради сохранения отношений. У мужчин по сравнению с женщинами более выражены карьерные ориентации на «менеджмент» (расхождение в 2 раза) и «вызов» (почти в 3 раза). Это говорит о том, что для мужчин более действенным мотивирующим фактором карьеры является управление людьми, сильный пол прежде всего интересует возможность объединять усилия других людей, полнота ответственности за конечный результат. Наряду со стремлением руководить, доминирующая карьерная мотивация мужчин — преодоление препятствий, решение трудных задач. Рутинная, ежедневная работа может привести к демотивации, потере трудового энтузиазма. И для мужчин, и для женщин такие карьерные стратегии, как «служение» и «стабильность» — ведущие в мотивации карьеры. Ключевую роль при выборе карьерной стратегии играет стремление работать в организации, где реализуются жизненные ценности, связанные с социально значимой деятельностью и, кроме того, обеспечивается достаточно длительный срок занятости, стабильно выплачивается заработная плата (рис. 7).
На преимущественном выборе карьерной стратегии «стабильность» отражается сложившаяся в стране в настоящее время экономическая ситуация, характеризующаяся неустойчивостью, непредсказуемостью, нарастающим разрывом между социальным и экономическим положением: люди с высоким уровнем образования и квалификации переходят на все более низкие ступени экономического благосостояния. В исследовании во Владивостоке также выявлено, что гендерно не детерминированы карьерные стратегии «автономия» и «предпринимательство». Причем «автономию» в качестве карьерной ориентации выбирают 1 8% респондентов, и это достаточно высокий показатель, а «предпринимательство» — только 3% опрошенных. Это может объясняться стремлением молодых специалистов, как мужчин, так и женщин, к сохранению индивидуальности и недостаточным опытом для расширения поля профессиональной деятельности и создания нового продукта, технологии, услуги в начале трудовой жизни. Изучение материальных факторов карьерной мотивации сопряжено с дополнительными сложностями. Это связано с трудностью выяснения реальных внутренних предпочтений, ведь люди склонны в ходе анкетирования и интервью давать социально желаемые ответы. Тем не менее, установлено, что в структуре мотивов карьеры «денежная мотивация» не является доминирующей, но всегда входит в мотивационное ядро. При этом у мужчин материальные причины чаще занимают второе место в иерархии мотивов карьеры, а у женщин — третье после самореализации и интереса к содержанию труда. Только в ситуации обострения страха за финансовое благополучие членов семьи, близких женщина может руководствоваться! материальными мотивами при построении карьеры. Основываясь на разнообразных данных и результатах исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом [Литвинцева Н., 1998; Хеннинг М., 1996; Жарден А., 1996; Френч У., 1997], в том числе и выполненных под руководством автора книги, можно сделать следующие выводы об особенностях женской и мужской психологии, влияющих на карьеру. 1.Мужчины воспринимают все происходящее и мыслят глобально, а женщины — локально, ориентируясь больше на детали и нюансы, тоньше отражая окружающий мир. Мир женщины — это совокупность мелких объектов. Мужской мир — не очень подробная карта местности. 2.Мужчины — созидатели: они творят, экспериментируют, вводят инновации, двигают общественный прогресс. Женщины консервативны, они отбирают лучшее из того, что создали мужчины, и передают это детям, обеспечивая преемственность поколений. 3.Мужчины более независимы в суждениях, тогда как женщины более внушаемы и несамостоятельны в мышлении. 4.Большинство женщин слишком пассивны, не осознают себя хозяйкой собственной судьбы, позволяют случайным событиям оказывать существенное влияние на свою жизнь. Женщины обычно хуже мужчин информированы в смежных профессиональных и коммерческих областях. Мужчины лучше женщин разбираются в предметной деятельности, а женщины лучше разбираются в людях и взаимоотношениях. 5.Женщины обычно превосходят мужчин в ловкости при выполнении тонких движений, в скорости восприятия и реакции, в быстроте счета и беглости речи. Мужчины обычно превосходят женщин в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, понимании механических отношений, в математических суждениях. 6.Самооценка у женщин занижена, они самокритичны, а у мужчин — завышена, они больше довольны собой, амбициозны и агрессивны. Самоуважение мужчины подпитывают его профессиональные успехи, общественный статус и уважение коллег. А самоуважение женщины основывается на отношениях к ней других людей, в первую очередь — мужа и детей. 7.По распределению душевных и физических сил мужчины — спринтеры, а женщины — стайеры. Мужчины легче справляются с кратковременными нагрузками, а женщины лучше, чем мужчины, способны вынести длительные нервно-эмоциональные переживания и бесконечные дела. 8.Жизненная цель мужчины — высокий общественный статус, уважение и признание. Жизненная цель женщины — мужчина, который защитит ее и детей. В борьбе за статус мужчина соперничает с другими мужчинами (кто из них умнее, сильнее, предприимчивее, образованнее), но не принимает на равных женщину. В борьбе за мужчину женщина соперничает с другими женщинами (кто из них красивее, умнее, домовитее, ласковее). 9. Соперничая за статус, мужчины активно пользуются взаимовыручкой на основе мужской солидарности, отсюда и «командный дух». Соперничая, женщина не стремится к взаимопомощи, считает, что может рассчитывать только на себя и остается в одиночестве. 10.Женщины не любят рисковать, оценивая риск как отрицательный момент, избегают новой работы, боясь не справиться с ней. Уверенные в себе мужчины охотно идут на риск. 11.Женщины чаще, чем мужчины, испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции, обидчивее, чем мужчины, и более болезненно реагируют на критику. 12.Женщина нацелена на бесконфликтное решение проблем, тогда как мужчинам свойственно соперничество, выливающееся в открытую борьбу и противостояние. 13.Под влиянием общественных и религиозных взглядов женщине часто приходится мириться с подчиненной ролью, независимо от реальной «расстановки сил». Девочка подчиняется отцу, жена — мужу, подчиненная — начальнику, мать обслуживает жизненные потребности семьи. Мужчина же чувствует себя главой семьи, хозяином жизни. 14.У мужчин и женщин разные источники счастья: у мужчин — интересная, престижная работа и материальное положение, у женщин — дети и благополучие семьи. Поэтому мужчины значительно сильнее переживают потерю работы, чем женщины. К тому же женщины, благодаря своей природной гибкости, лучше находят другие источники поддержания морального духа семьи, а мужчины быстрее впадают в глубокую депрессию. 15.Женщины охотно обсуждают свои переживания и взаимоотношения с другими людьми, тогда как мужчины считают недостойным «выяснять отношения» и проявлять свои чувства. Поэтому мужчины держат все в себе и чаще душевно страдают, болеют и даже преждевременно умирают. Сейчас в нашей стране высокая смертность мужчин 40-50 лет, не нашедших свое место в новых жизненных условиях. 16.Женщины с большей готовностью, чем мужчины, готовы признать у себя наличие нервных расстройств. Примерно треть таких расстройств происходит от столкновения разных социальных ролей женщины — руководителя на работе и прислуги в семье. Депрессии у женщин отмечаются в 2 раза чаще, чем у мужчин, женщины в 1 0 раз чаще угрожают самоубийством, но мужчины почти в 4 раза чаще приводят свои угрозы в исполнение. 62% больных в психиатрических лечебницах — мужчины. 17.Женщины лучше понимают мужчин, благодаря природной способности разбираться в людях и нацеленности на мужчину-кормильца. Мужчины плохо разбираются в женской психологии и не утруждают себя расширением этих познаний. 18.У женщин более высокий уровень развития эстетических потребностей: вкусов, чувств, стремлений к прекрасному. Женщины более чувствительны и требовательны к физическим и психологическим окружающим условиям: интерьер, уют, чистота, взаимоотношения в коллективе. 19.Женщины более деятельны и оптимистичны, чем мужчины, сфера их интересов значительно разнообразнее. Группы туристов и путешественников, театралов и посетителей музеев, общественных и политических активистов состоят преимущественно из женщин. А мужчины к старости теряют свои основные жизненные интересы, у них раньше, чем у женщины, угасают умственные способности. 20.В успешном предпринимательстве и политике не обойтись без чисто женских качеств — гибкости мышления и поведения, доброжелательности, жертвенности и самоотверженной любви, на которую способна мать. Женщины лучше руководят (потому что лучше разбираются в людях), лучше решают сложные проблемы (потому что прилежнее учатся) и более чутки с клиентами, которые приносят прибыль предприятию. Недостатками женского характера в предпринимательстве и политике считаются повышенная внушаемость (подверженность мужскому влиянию), излишняя осторожность (боязнь рисковать) и недостаточное умение «играть в команде». 21.Женщины слишком поздно, по сравнению с мужчинами, решаются делать карьеру. Приблизительно после десяти лет работы у каждой женщины происходит переосмысление своих профессиональных целей: созревает решение стремиться к личной карьере или оставаться исполнителем. Для успешной запланированной карьеры зачастую это слишком поздно. При этом женщины понимают карьеру как личностный рост и самосовершенствование. Мужчины же представляют себе карьеру как более высокий общественный статус и престижные должности.
ГЛАВА 2.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.37 (0.015 с.) |