Обучение технологиям самооценки и реализации делового и личностного потенциала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение технологиям самооценки и реализации делового и личностного потенциала.



В обучении технологиям планирования и реализации карьеры современные вузы, претендующие на роль лидеров в бизнес-образовании, смещают акцент на освое­ние будущими специалистами методов адекватной самооценки деловых и личност­ных качеств, раскрытие собственного потенциала. Эти навыки вырабатываются студентами на практических и тренинговых занятиях в ходе освоения учебных кур­сов «Управление персоналом», «Психодиагностика», «Технология карьеры» и т. д.

Только после проработки содержательной стороны профессиональной карье­ры — своего рода «базиса карьерного развития» — можно переходить к формиро­ванию так называемых технологических умений — навыков уверенного поведения при трудоустройстве, ведения телефонных переговоров, эффективной самопре­зентации и т. д.

 

Организация внутривузовского шефства.

Привлечение студентов старших курсов, демонстрирующих успешное поведение на рынке труда, в процесс формирования мотивации карьеры у студентов младших курсов обеспечивает более успешную профессионализацию последних. При этом реализуется модель наставничества и обеспечивается адаптация студентов к реа­лиям рынка труда уже с первых курсов обучения в высшем учебном заведении. Подобное курирование играет значительную роль не только в профессиональной, но и гораздо шире — в социальной адаптации студентов. При этом сами «курато- ры»-старшекурсники получают навыки реального управления, шлифуя методы эффективной межличностной коммуникации.

В качестве примеров практической реализации идеи внутривузовского настав­ничества можно привести:

-активное участие студентов-психологов старших курсов в проведении адап­тационных тренингов для первокурсников, совершающих свои первые шаги в вузе и, как правило, испытывающих определенные трудности в привыкании к вузовской жизни;

-объединение студентов младших и старших курсов, заинтересованных в уг­лубленном изучении выбранного направления в психологии, в ходе обучения по дополнительным программам и специализациям;

-включение студентов разных курсов и имеющих, соответственно, различный опыт, в том числе и профессиональный, в разнообразные научные и творче­ские проекты под руководством опытного мастера с целью обмена этим самым опытом и ускорения профессионального развития студентов.

 

Карьерный тьюторинг.

Преодолевать несоответствие действующей системы профориентации совре­менным реалиям можно путем создания системы сопровождения карьеры, важным элементом чего является успешная работа карьерных тьюторов.

Карьерный тьютор (от англ. tutor — учитель, наставник) в данном случае — не просто квалифицированный преподаватель, формально передающий студентам некую сумму знаний и представлений об их будущей деятельности в рамках своей учебной дисциплины в объеме, предусмотренном госстандартом.

Карьерный тьютор активно содействует профессиональному самоопределению и личностному росту студентов, оказывая им помощь в прохождении производственной и преддипломной практик, в выборе темы и проведении дипломного иссле­дования, в подготовке рекомендаций работодателю, вплоть до включения подопеч­ного в собственные проекты.

Рассматриваемая система карьерного тьюторинга — психологического сопро­вождения профессиональной карьеры специалиста на ее ранних этапах (рис.11) — активно реализуется автором данной книги и дает положительные результаты. В ходе карьерного тьюторинга студенты-психологи старших курсов получают ре­комендации по трудоустройству уже в период обучения, ведется профессиональное консультирование во время их работы над заданиями, полученными от работода­теля, уточняются направления дипломных исследований в соответствии с реальной практической деятельностью студента, а по сути — уже молодого специалиста. Таким образом, на момент завершения обучения в вузе студент имеет трудовой опыт и стаж в выбранной им сфере деятельности. И перед ним, как правило, уже не стоит вопрос трудоустройства и начала профессиональной карьеры: он уже реализует индивидуальную стратегию собственной деловой карьеры.

 


Следует отметить, что и сам карьерный тьютор, благодаря эффективной дея­тельности подобной системы, существенно расширяет сферу своей профессио­нальной деятельности, приобретает новые заказы от заинтересованных компаний: студенты, работающие в различных предприятиях, организациях и фирмах, в слу­чае особенно сложного или трудоемкого проекта привлекают тьютора в качестве консультанта или специалиста-эксперта. Тем самым карьерный тьютор получает возможность запуска новых проектов с привлечением опять же очередной группы студентов. В итоге возникает своего рода «самовоспроизводящаяся», непрерывная система.

Подобную идею тесной увязки карьеры консультанта и консультируемого (толь­ко применительно к состоявшимся профессионалам) высказал отечественный специалист по кадровым технологиям П. В. Малиновский. Он предлагает консуль­тантам по карьерному продвижению заниматься не разработкой отдельно взятых индивидуальных карьер, а планировать «пучки» карьерных траекторий (корпора­тивные инвестиционные пакеты), причем совместно (!) с профессионалами, для которых эти планы разрабатываются, включая в эти пакеты и карьерные планы самих консультантов. Следовательно, ключевая идея данной книги о возможности совместной реализации карьерных планов применима на разных этапах станов­ления профессионала.

Решение всех перечисленных задач может стать основой создания эффективной системы психологического и организационного сопровождения карьеры специа­листа на ранних этапах его профессионализации. При этом центральное место в такой системе занимает карьерный тьюторинг, обеспечивающий уже не столько трудоустройство как таковое, сколько развитие профессиональной и деловой карьеры молодых специалистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.006 с.)