Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика организаций по признаку «дистанция власти»
В конкретных организациях данный параметр соотносится со степенью формализации постановки и ведения дел: в одних организациях предполагается четкое определение только промежуточных и конечных целей деятельности без конкретного предписания путей и способов их достижения, в других существует значительная регламентация, введение многочисленных правил и процедур, обязательных для исполнения. Сравнительный анализ организаций с различными (высоким и низким) значениями индекса «стремления к избеганию неопределенности» отражен в таблице 9. Работа руководителя в организациях с высоким и низким индексом «стремления к избеганию неопределенности» также имеет существенные различия. В организациях с высоким индексом «стремления к избеганию неопределенности» руководители, как правило: · в большей степени заняты частными вопросами и деталями; · ориентированы на выполнение задания; · постоянны в своем стиле управления; · не склонны принимать рискованные решения и брать на себя ответственность; · низкую текучесть кадров рассматривают как нормальное и позитивное явление. В организациях с низким индексом «стремления к избеганию неопределенности» руководители:
· предпочитают заниматься стратегическими вопросами; · ориентированы на людей; · придерживаются гибкого стиля управления; · готовы принимать рискованные решения и брать всю полноту ответственности на себя; · высокую текучесть кадров расценивают как нормальное и позитивное явление. Показатель «стремление к избеганию неопределенности» в России также имеет наиболее высокий индекс среди 72 стран по данным уже упоминавшегося кросс-культурального исследования. Невозможность заглянуть в завтрашний день, неопределенность будущего для многих является источником беспокойства и тревоги, аналогичное состояние может вызвать непредсказуемое поведение другого человека, поэтому стремление избежать неопределенности вполне понятно, но в нашей гране оно выражено по сравнению с другими странами в максимальной степени Резник А. Д., 1996].
Характеристика организаций по признаку «стремление к избеганию неопределенности»
Чрезмерное избегание неопределенности, по мнению А. Д. Резника (1996), может обернуться повышенным беспокойством по поводу будущего, агрессивностью и нетерпимостью по отношению к различным проявлениям «инаковости».
Ведущий мотив управленческой деятельности очень многих российских руководителей различного уровня — минимизировать неопределенность. Соответственно, ключевую позицию из всех функций управления занимает контроль. Огромное значение придается планированию и формализации всего и вся (при этом важно именно наличие плана, а реальность его выполнения отходит на второй план). Цель руководителя в этих условиях — сделать поведение своих сотрудников как можно более предсказуемым, а самый большой «грех» работника — его индивидуальность, самобытность, способность быть «не таким как все». Третий аспект организационной культуры характеризуется степенью интеграции индивидов в группы, предпочтительным использованием индивидуального или коллективного труда, что ярко проявляется в образцах поведения и культивируемом стиле управления. Данная характеристика организационной культуры связана с признаком «индивидуализм — коллективизм». Уровень «индивидуализма — коллективизма» влияет на преобладание в организации людей «локального» или «космополитического» типа. Представители «локального» типа озабочены проблемами внутри организации и оказывают существенное влияние на коллективистский настрой. Сотрудники, относящиеся к «космополитическому» типу, в минимальной степени ориентированы на саму организацию, переносят свою активность за ее пределы и, как следствие, влияют на индивидуалистические настроения. Отличия организаций с преобладанием «индивидуалистской» и доминированием «коллективистской» культуры отражены в таблице 10. Для персонала «индивидуалистских» организаций важны следующие условия деятельности: · иметь достаточно времени для личной и семейной жизни; · пользоваться большой свободой и самостоятельностью в организации своей деятельности; · выполнять работу, приносящую чувство удовлетворения. Персонал «коллективистских» организаций ориентируется на следующие ценности:
· возможность обучаться, повышать свою профессиональную квалификацию; · возможность полностью использовать свои профессиональные и личностные качества, знания и способности в работе; · хорошие условия труда (освещение, комфортное расположение рабочего места, дизайн помещения и т. д.). · Характеристика «индивидуализм — коллективизм» описывает помимо особенностей культуры еще и особенности менталитета, его индивидуалистическую или коллективистскую направленность. Россия относится к странам с коллективистским менталитетом (наряду, например, с Японией, Грецией, многими латиноамериканскими странами). [Резник А. Д., 1996].
Характеристика организаций по признаку «индивидуализм — коллективизм»
Четвертый аспект организационной культуры — «маскулинность — феминность» («мужественность — женственность») — отражает мотивационную направленность персонала на достижение цели или выполнение задания, наличие или отсутствие взаимосвязи между оценкой, вознаграждением и продвижением сотрудников и конкретными результатами их деятельности.
Само название данного аспекта организационной культуры связано с осмыслением традиционных семейных ролей мужчины и женщины. Мужчина, как правило, демонстрируя силу, должен обеспечивать жизнь семьи, а женщина — занимать- улучшением качества жизни. Следовательно, применительно к организации, мужская роль предполагает «жизнь ради работы», то есть ориентацию на достижение цели, а женская роль — работу «ради жизни», иными словами — ориентацию качество выполнения задания. Основные различия «мужской» и «женской» организационных культур, выявленные Г. Хофштеде, Д. Боллинже (1997), представлены в таблице 11.
Таблица 11 Характеристика организаций по признаку различия «мужской» и «женской» культур
Россия, наряду со многими европейскими и латиноамериканскими странами, попадает в разряд «феминных» культур, ориентированных не на обогащение и достижение материального успеха, а на качество жизни [Резник А. Д., 1 996], выбирая из дилеммы «иметь или быть», поставленной Э.Фроммом (1990), второе.
ПРАКТИКА В 1999-2003 годах на территории Приморского края группой исследователей под руководством автора были проведены анкетные опросы государственных и муниципальных служащих, имеющих опыт руководящей работы (начальников отделов, управлений и департаментов), и руководителей среднего и высшего звена высшей школы (зав. кафедрами, деканов, директоров институтов). Одним из пунктов значился вопрос о предпочитаемой модели карьеры (из анкеты стажеров Федеральной программы подготовки управленческих кадров РФ). Секретариат комиссии по организации подготовки управленческих кадров при Правительстве Российской Федерации и Высшая школа экономики при Министерстве экономики РФ начиная с 1998 года проводят анкетный опрос стажеров Федеральной программы подготовки управленческих кадров РФ. В ходе данного опроса выясняется в том числе наиболее предпочтительный в нынешних условиях, по мнению опрашиваемых, тип карьеры для профессионального становления и развития менеджера. В качестве четырех возможных моделей карьеры в этом опросе предлагаются следующие: 1-й вариант — продвижение по служебной лестнице на одном предприятии (в одной организации) в рамках одной специальности; 2-й вариант — продвижение по служебной лестнице на одном предприятии (в одной организации) со сменой специальности; 3-й вариант — переход на другое предприятие (в другую организацию) в рамках одной специальности; 4-й вариант — переход на другое предприятие (в другую организацию) со сменой специальности. В анкетных опросах, проведенных под руководством автора, приняло участие 218 респондентов. Результаты опросов дали практически одинаковую «картинку». Большинство опрошенных нами респондентов рассматривают сравнительно невысокую карьерную мобильность (приверженность одному предприятию, организации, наработка управленческого опыта в рамках какой-то одной структуры) как более эффективную для профессионального становления современного руководителя ( 75%госслужащих и 79% представителей высшей школы). Та же «картинка» характерна и для опросов стажеров Федеральной программы подготовки управленческих кадров РФ. Наименее предпочтительной для участников как наших опросов, так и опросов стажеров Федеральной программы подготовки управленческих кадров РФ оказалась «радикальная» модель — смена как организации, так и профиля деятельности. Эту модель выбрали всего 6% госслужащих и 9% представителей высшей школы. На мой взгляд, подобная точка зрения отражает преобладание в обеих системах — высшей школе и государственном и муниципальном управлении — традиционных, достаточно консервативных установок на профессиональную карьеру руководителей и специалистов, на высокую значимость стажа и опыта работы в одной организации. По сути, все разнообразие «спектра жизненных карьер» (выражение известного специалиста по карьере Д. Сьюпера, 1957) сводится к карьере внутриорганизационной, что несколько расходится с современными зарубежными подходами к профессиональной и карьерной мобильности. Исследования отечественных авторов показывают, что карьерная ориентация имеет существенное значение всего для 18,7% опрошенных государственных служащих. В то же время большинство государственных служащих не готовы строить свою карьеру в условиях неопределенности, обеспечивать себе наиболее продуктивное продвижение в социальной среде независимо от ее состояния. Каждый третий респондент считает, чтоего карьера вряд ли может состояться в ситуации, когда служащего не замечают в организации, а успех организации приписывается исключительно заслугам руководителей. Применение на практике знаний о фактических и плановых моделях карьеры, карьерных стратегиях, реальных моделях карьеры руководителей и специалистов способствует более эффективному управлению карьерными процессами в организации и во многом обеспечивает карьерный успех, критерии которого подробно рассматриваются в следующем разделе книги.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.02 с.) |