Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ДИАГНОСТИКА, ТЕХНОЛОГИИ, ТРЕНИНГ РЕЧЬ Санкт-Петербург
ББК88.4 М74
Могилёвкин Е. А. М74 Карьерный рост: дигностика, технологии, тренинг. Монография. — СПб.: Речь, 2007. - 336 с. ISBN 5-9268-0599-6
Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях — одно из ключевых условий профессионального и даже шире — жизненного успеха человека. В предлагаемой читателю книге представлен богатый теоретический и практический материал, освоение которого поможет специалисту достичь пика его способностей, максимальной профессиональной и личностной самореализации при сохранении здоровья и жизненного потенциала. Освещаются такие вопросы, как: теория и практика карьеры; технологии карьерного менеджмента; карьера молодого специалиста; карьера профессионала в различных сферах деятельности. Книга будет интересна читателям и своей практической частью. В ней дается подробное описание тренинга «Управление карьерой», представлены программы оценки карьерных компетенций и развития карьеры сотрудников компаний методики для изучения карьерных компетенций. ББК 88.4
ISBN 5-9268-0599-6 © Е. А. Могилёвкин, 2007 © Издательство «Речь», 2007 © П. В. Борозенец, оформление, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ Важный аспект развития современного профессионала — реализация его карьерного потенциала. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях — одно из ключевых условий профессионального и даже шире — жизненного успеха человека, достижения «акме» — вершины, пика его способностей, максимальной профессиональной и личностной самореализации при сохранении здоровья и жизненного потенциала. Как в науке управления, так и в практике эффективного менеджмента персонала исследователи отмечают смену системы взглядов, произошедшую в последние десятилетия. Научная парадигма от идеализированной трактовки понятия «персонал» и развития его потенциала переходит к реальному представлению об управлении человеческими ресурсами, опирающемуся на требования современной практики [Деркач А. А., Зазыкин В. Г., 2000]. Вместе с тем исследователи карьеры фиксируют принципиальный сдвиг в разработке векторов карьерного продвижения сотрудников организаций — от парадигмы планирования карьеры к парадигме управления карьерой. Раньше характерными условиями и особенностями реализации карьеры были следующие: полная долгосрочная и гарантированная занятость; ценность установки «одна профессия и одна компания (организация) на всю трудовую жизнь»; ведущая роль организации, компании, фирмы, учреждения в управлении карьерным ростом сотрудника и его профессиональным развитием. В наше время в карьере сотрудников происходят постоянные изменения, осуществляются переходы из одной сферы деятельности в другую, а «профессиональное и личностное развитие — во многом дело рук сотрудников, которые сами управляют собственным карьерным продвижением». Новый взгляд на специфику должностного и профессионального продвижения работников заключается в отношении к карьере как к динамичному прохождению не одного-единственного, а совокупности многих карьерных циклов. Каждый из этих циклов состоит, в свою очередь, из ряда мини-стадий профессионального становления и развития (вхождение в организацию — освоение профессиональной деятельности - достижение профессионального мастерства — уход из организации) и чередуется с краткими, но интенсивными периодами переобучения. Сейчас набирает силу концепция «обучения через всю жизнь». При этом работник может развивать и совершенствовать свой профессиональный потенциал в пределах не одной, а нескольких сфер производства, организаций, технологий, функциональных задач.
Разработка концепции управления карьерой как инструмента эффективного кадрового менеджмента в отечественной практике управления персоналом находится на этапе становления. Но ясно, что подобная концепция может служить связующим звеном между стремлениями отдельных работников делать карьеру и эволюцией целых социальных структур, в том числе в самых различных отраслях: на производстве; в государственном управлении, в бизнесе [Семенов Ю., 1996). Карьера тесно связана с личностью профессионала, его стилем жизни, целями и ценностными ориентирами, накопленным опытом. При этом, следуя сложившемуся в отечественной психологии развития и акмеологии подходу, автор книги различает понятия «специалист» и «профессионал» [Деркач А. А., 2005]. Специалист — подготовленный человек, обладающий профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств, а структура его действий включает воспроизведение полученных, присвоенных умений и способов выполнения определенной профессиональной деятельности. Профессионал — человек, способный выйти за пределы собственной деятельности для ее оценки, анализа и последующей лучшей организации. Профессионал самостоятельно, ориентируясь на имеющиеся культурные образцы и нормы, осуществляет свою профессиональную деятельность. Варианты развития карьеры профессионала в значительной степени определяются сложившимися в обществе организационно-иерархическими формами, морально-этическими нормами, культурными ценностями и т. д. Высокий уровень профессионализма, достижение которого сопровождает карьеру работника, рассматривается как результат самоактивности человека. Управление карьерой профессионала выстраивается на основе его индивидуальной концепции карьеры. Она представляет собой акмеологический «инструмент», позволяющий работнику ориентироваться в многочисленных направлениях современной профессиональной жизни и выбрать, исходя из собственных особенностей, оптимальный вектор профессионального развития и служебного роста. В основу построения индивидуальной концепции карьеры автором книги положен ряд значимых элементов: 1. Цели карьерного продвижения. 2.Планы профессионального и должностного продвижения. Модель карьеры. Стратегия и тактика развития карьеры. Мотивация карьеры.
Критерии и факторы успешной карьеры. Раскрытию содержания этих элементов посвящена первая глава книги. В эту главу также включен исторический обзор представлений о карьере, даны различные классификации карьер, приведены описания стадий карьеры. Теоретический материал сопровождается и подкрепляется данными отечественных и зарубежных исследований карьеры, что позволяет нагляднее представить и «почувствовать» специфику каждого карьерного элемента. Во второй главе рассмотрены технологии управления карьерой: оценка карьерного потенциала, диагностика и развитие карьерной компетентности. В теорию карьерного менеджмента автором книги вводится понятие карьерной компетентности, дополняющее целый ряд терминов, связанных с компетентностной моделью «профессионала, таких как профессиональная, предметная, аксиологическая (ценностная), технологическая, социально-коммуникативная, аутопсихологическая компетентность. Материалы второй главы включают также различные психодиагностические методики и показывают возможности их применения в контексте эффективного управления карьерой: это тесты, анкеты, опросники, специальные упражнения, ролевые игры и т. д. Данный раздел интересен практикам, занимающимся карьерным менеджментом. Третья глава посвящена характеристике карьеры молодых специалистов — выпускников вузов. Соответственно, размещенные здесь материалы о современных формах самопрезентации, способах преодоления кризисов на ранних этапах профессионализации, карьерном тьюторинге — психологическом и организационном сопровождении карьеры молодых — полезны, прежде всего, студентам старших курсов и выпускникам вузов, а также работодателям, заинтересованным в молодых специалистах. В четвертую главу книги включены результаты ряда научных исследований, проведенных автором совместно с коллегами и рядом специалистов под его научным руководством в системе государственного и муниципального управления, в высшей школе, на промышленных предприятиях и в бизнес-организациях с 1995 года по настоящее время. Практическая часть книги включает в себя подробное описание тренинга «Управление карьерой», программы оценки карьерных компетенций и развития карьеры сотрудников компании, а также методики изучения карьеры, ключи к их обработке, варианты интерпретации и отдельные данные по результатам их применения. Автор выражает глубокую признательность всем коллегам, друзьям и единомышленникам, оказавшим неоценимую поддержку и помощь в написании этой книги: Анатолию Алексеевичу Деркачу и Роберту Львовичу Кричевскому — моим наставникам и научным руководителям; Надежде Николаевне Богдан — доценту кафедры «Управление персоналом» Сибирской академии государственной службы (г. Новосибирск) — соавтору многих работ; руководству Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) во главе с ректором Геннадием Иннокентьевичем Лазаревым и кафедре психологии ВГУЭС во главе с Ольгой Александровной Коротиной — за создание благоприятных условий для написания этой книги;
Антонине Никитичне Волковой — доктору философских наук, профессору (г. Санкт-Петербург) — коллеге и Учителю; Александру Сергеевичу Бажину и Александру Сергеевичу Овчарову, моим друзьям и коллегам — за безотказную помощь и полет мысли в период обмена идеями; Оксане Владимировне Горшковой — начальнику управления персоналом Владивостокского государственного университета экономики и сервиса — за совместное плодотворное обсуждение книги; Леониду Исааковичу Болтянскому — ректору Приморского института государственного и муниципального управления (г. Владивосток); Игорю Николаевичу Дроздову — доценту Приморского института государственного и муниципального управления и Галине Николаевне Ярошенко — проректору Приморского института государственного и муниципального управления — за радость проживания успеха в карьерном продвижении и профессиональном росте; Антону Сергеевичу Новгородову — выпускнику кафедры «Менеджмент организации» Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск); моей маме Алле Ивановне Могилёвкиной — за терпение и поддержку на всех этапах создания книги; Татьяне Борисовне Мочаловой — соратнику и коллеге в педагогической деятельности.
Глава 1.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАРЬЕРЫ Таблица 1 Таблица2 Таблица 3 Таблица 4 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В КАРЬЕРЕ И КАРЬЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Выстраивание успешной карьеры во многом определяется четкой постановкой карьерных целей и планированием шагов по их достижению. Характеристике возможных целей карьеры и описанию современных технологий карьерного планирования посвящен этот раздел книги.
ТЕОРИЯ В современных условиях значительного успеха могут добиться те организации, предприятия, фирмы, где максимально полно используется профессиональный, деловой и личностный потенциал сотрудников. «Мостиком» между своеобразием и уникальностью организации и индивидуальностью отдельной личности может служить открытая, гласная система личного развития и служебного роста. Каждый работник должен знать свое «поле успеха» (термин предложен зарубежным специалистом по управлению А. Вайсманом). Сотруднику важно иметь представление, чего он может добиться в итоге своей работы, результаты его достижений должны быть для него очевидны, а возможный карьерный путь четко спланирован. Организация обеспечит значительный рост мотивации, предложив своим сотрудникам индивидуальные планы карьеры, согласованные с ними и обязательно содержащие цели, привлекательные и достойные, прежде всего, с точки зрения самих сотрудников. Цель карьеры имеет более глубокое содержание, нежели область деятельности, определенная работа или конкретное место на служебной лестнице. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. В качестве целей карьеры могут выступать самые разнообразные устремления работников (как социально значимые, имеющие общегражданское звучание, так и корыстные, сугубо эгоистические). Перечень подобных целей приведен ниже. В основе списка — данные отечественных специалистов, дополненные результатами исследований автора этой книги. Возможные цели карьеры: · иметь должность (или заниматься видом деятельности), соответствующую самооценке и потому доставляющую моральное удовлетворение; · получить работу или должность, усиливающую возможности и способствующую их развитию; · иметь работу или должность творческого характера; · работать по профессии или занимать должность, которая позволяет достичь определенной степени независимости; · иметь престижную работу или должность, значимую в глазах окружающих; · достичь положения в организационной иерархии, дающего реальную власть над людьми; · получить либо хорошо оплачиваемую работу или должность, либо позволяющую одновременно получать большие побочные доходы; · иметь работу или должность, дающую возможность продолжать активное обучение; · получить работу или должность, позволяющую заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством. Общие требования к формированию целей карьеры на основе принципов целеполагания, разработанных на основе SMART-метода и предложений отечественных авторов (А. К. Клюев, Е. А. Князев, М. Семенихина), можно представить следующим образом. Конкретность — базовая характеристика цели, дающая возможность ясно ее видеть. Неконкретные цели могут встречаться по разным причинам: нежелание концентрироваться на анализе событий деловой жизни, игнорирование своих потребностей или неясность собственных желаний. Отсутствие конкретики в постановке карьерной цели — решающий негативный фактор, тормозящий любое карьерное продвижение. Важно максимально подробно представить то, чего вы хотите достичь в карьере. Будьте предельно конкретны: как выглядит желаемый для вас результат, какие чувства и ощущения вызывает, как звучит? Чем сенсорно богаче ваше представление, тем в большей степени оно задействует и настроит ваш мозг на достижение поставленной цели. Измеримость. Эту характеристику можно определить как меру карьерного успеха, который появится при достижении поставленных целей. Причем карьерный успех может измеряться в точных количественных показателях — уровне дохода, соотношении затраченного времени, сил, других ресурсов и отдачи в виде материальных благ. А также в виде дополнительных условий — например, в возможности зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом, постоянно повышать свой профессиональный уровень и расширять компетенции и т. д. Достижимость. Важно составить точное представление о желаемом результате: что именно будет, когда вы достигнете цели; что и кто вас будет окружать; как вы вообще поймете (каким образом, по каким признакам об этом могут узнать другие), что достигли того, к чему стремились. Реалистичность. Необходимо четко осознавать не только свои карьерные возможности, но и понимать возможности рынка труда в целом и условия в конкретной организации в частности. Например, человек, желающий осуществить карьеру в очень узкой профессиональной сфере, может столкнуться с серьезными трудностями (например, работник обладает уникальными, но очень специфическими знаниями, а на рынке труда эти знания пока не востребованы и практически нет ни одной организации, которая бы изъявила желание принять такого специалиста). Заданность во времени. Цель не может быть бессрочной, иначе она никогда не будет достигнута. Цели могут быть долго-, средне- и краткосрочные. Если цель ставится на достаточно долгий период, ее необходимо разбить на подцели, определяющие меру успеха в каждый промежуточный период профессиональной деятельности. Мотивация. Карьерная цель должна быть привлекательна для человека: стимулировать его профессиональный и личностный рост, способствовать раскрытию творческого потенциала. Важно формулировать карьерные устремления в позитивных терминах. Указывать не то, чего бы вы не хотели, а только то, к чему вы стремитесь (например, цель «лишь бы не трогали» сформулирована в негативном ключе; ту же цель можно перевести в позитивное русло — «хочу добиться стабильной и спокойной работы с высоким уровнем личной самостоятельности»). Наличие вызова (или амбициозность). Карьерная цель должна быть, по сути, ответом на вызовы окружающей рабочей среды. Это цель, направленная на достижение большего результата, чем предполагают имеющиеся возможности (образно говоря, «метить в коперники!»). Например, если раньше работник зарабатывал одну сумму, то теперь цель — получать в 2-3 раза больше; прежде работал менеджером среднего звена, теперь ориентир — на уровень топ-менеджера. Иногда цель амбициозна, если просто сдерживает ситуацию (например, спрос на товар по объективным причинам снизился, но работник ставит задачу сохранить прежний уровень продаж). «Лучше» не всегда означает «больше»! Ответственность. Определите такие цели карьеры, достижение которых в принципе зависит от вас. Нет смысла рассчитывать, что кто-то должен сделать что-то для вас и тогда «все будет хорошо» (как в известном отечественном фильме). То, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим. «Экологичность». Спроецировав в будущее последствия достижения ваших сегодняшних карьерных целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям. Ваши результаты должны приносить пользу и вам, и другим, они должны быть «экологически чисты». Цели карьеры могут меняться с возрастом, по мере накопления профессиональных, квалификационных знаний, личностных изменений. Невозможно стать субъектом раз и навсегда: человеку приходится порождать себя в этом качестве в каждом своем действии. Формирование целей карьеры — также процесс постоянный. Несмотря на важность постановки цели карьеры, одного этого для успешного продвижения и роста по службе недостаточно. Помимо иерархии целей необходимо также определить пути и сроки их реализации. В этом и состоит сущность планирования карьеры. Планирование карьеры — одно из ведущих направлений деятельности кадровых служб многих учреждений, организаций, фирм, компаний. Оно может осуществляться различными путями. В ряде компаний можно буквально вычертить схему кадровых перемещений в рамках развития карьеры по принципу: «Если вы хотите получить должность "Д", сначала займите должность «А» и проработайте на ней определенный срок, затем пройдите должности "Б", "В", "Г", после чего вы готовы к "Д"». В других компаниях нет столь жесткой предписывающей схемы. В них при назначении на должность каждый раз отбирают на конкурсной основе лучших и при этом систематически занимаются подготовкой и развитием талантливых управленцев. Это имеет большое значение, поскольку исследования показывают, что работники зачастую относятся к своей карьере достаточно пассивно и склонны, чтобы важные решения по их карьерному продвижению принимались руководством. Одним из современных и достаточно эффективных способов создания системы развития и профессионального роста сотрудников является планирование целевых полей или «полей успеха» (см. ниже «Годовой целевой план»). Для многих организаций и фирм гибельно вертикальное, линейное мышление по иерархиям и подразделениям. От этого можно избавиться за счет формирования сетевойструктуры, подразумевающей создание внутренней системы целевых полей. Каждое целевое поле, согласно идее зарубежного исследователя проблем карьеры А. Вайсмана (1995), представляет собой мотивационное «поле успеха», поскольку дает возможность делегировать ответственность от топ-менеджеров к линейным руководителям. Делегирование этой ответственности внутри целевых полей может осуществляться и в отсутствие иерархических уровней. При этом обязательным условием выступает определение сроков выполнения конкретных проектов и меры ответственности за его результаты. Благодаря подобной системе планирования карьеры у молодых и способных сотрудников появляется возможность «перепрыгнуть» имеющиеся иерархические ступени. А более опытные могут досрочно передать ответственность перспективным работникам независимо от их официального должностного статуса и положения в организации. Разумеется, подобное поощрение отдельного сотрудника должно быть напрямую связано с его способностью ответственно и в назначенный срок выполнять поставленные перед ним задачи. В работе отечественного специалиста Ю. Семенова (1996) план карьеры определяется как «план индивидуальной работы сотрудника, предусматривающий достижение личной цели в своей сфере деятельности». При этом следует иметь в виду, что планирование карьеры имеет особенность в организационном контексте — оно не создает новых вакансий и не дает работнику 100-процентную гарантию продвижения по службе или получения нового назначения. В то же время планирование карьеры способствует индивидуальному развитию и профессиональному росту сотрудника, повышает его значимость для предприятия (организации) и обеспечивает соответствие квалификации персонала новым возможностям, которые могут возникнуть в будущем. Необходимо понимать четкое различие между планированием карьеры и планированием работ и функциональных обязанностей сотрудника. Планирование карьеры не ориентируется на первоочередную задачу сотрудника получить следующее наиболее вероятное назначение, его задача другая — дать перспективную цель.
ГОДОВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПЛАН
Важно помнить, что определение целей, выражение стремления к их достижению, готовность к отказу от многих «благ и удовольствий» для их реализации — дело самого работника, а не руководителя или специалиста кадровой службы. Руководитель лишь стимулирует сотрудника, оказывает ему поддержку и предоставляет необходимую информацию. План карьеры важен прежде всего для работника, это своего рода маршрутная карта и график, ведущие его к желаемой цели. Планирование карьеры играет существенную роль в эффективном управлении персоналом на предприятии (в организации), что можно представить как реализацию ряда преимуществ: · происходит взаимоувязка планов личного профессионального роста сотрудников с задачами предприятия (организации); · обеспечивается оптимальная организационная структура; · успешно решаются вопросы стабильности и предсказуемости поведения работников за счет создания внутрипроизводственного рынка труда. Важные следствия планирования карьеры таковы: · реализация желаний и устремлений работников относительно развития их личностного потенциала и осуществления профессионального роста, а в конечном итоге создание условий для наиболее полной и всесторонней самореализации сотрудников; · оптимальное использование функциональных возможностей и личностного потенциала работника в настоящее время и в будущем; · создание атмосферы взаимного уважения и доверия, когда каждый сотрудник чувствует уверенность в собственных силах; · обеспечение постоянного притока квалифицированных специалистов, являющихся перспективным резервом; · формирование внутриорганизационного кадрового резерва; · обеспечение высокого уровня лояльности, уважительное отношение руководства предприятия (организации) к своим работникам и работников — к руководству. Процедурно специалисты по планированию карьеры видят данный процесс как последовательное прохождение ряда этапов. Причем одни авторы рассматривают его более широко, как путь выбора карьеры, и указывают 6 основных шагов (таблица 5). Таблица 5 Путь выбора карьеры (по Д.М. Иванцеву и А.А. Лобанову, 1993)
Другой, более конкретный, «точечный» подход применяет Ю. Семенов (1996), предлагая четыре процедуры планирования карьеры: · сотрудником изучается сложившееся содержание работы на отдельных этапах служебного продвижения; · на каждом этапе определяются свои «входные» и «выходные» параметры как индикаторы контроля успешности прохождения этапа работником; · детализируются требования для вступления работников в каждый этап: личностные качества, образовательный уровень, квалификация, возраст, стаж работы и т. п.; · определяется уровень организационно-делового опыта сотрудника, необходимого для перехода на более высокий уровень. Прохождение каждого этапа подкрепляется и обосновывается работником с помощью плана личного роста. Параллельно с разработкой структурности и этапности карьеры для конкретной ситуации руководством организации создается тщательно продуманная и строго дифференцированная система мотивации профессионального и должностного роста сотрудника. Итогом трудов по планированию карьеры может служить карьерограмма — кадровый документ, представляющий собой набор возможных для работника направлений служебного роста, включая график замещения предполагаемых должностей и соответствующего целевого обучения. В практике отечественного менеджмента существует несколько подходов к составлению индивидуальных карьерограмм или карт социально-профессионального роста [Красовский Ю. Д., 1997].
КАРЬЕРОГРАММА Первый раздел В хронологическом порядке указываются события, этапы должностного роста и профессионального развития сотрудника. К таким событиям относятся изменения в квалификации, должности, условиях труда, его оплате, в льготах и социальных благах, распределяемых в организации. Диапазон событий, значимых для людей и вызывающих у них чувство необходимости роста, достаточно велик. Второй раздел Формулируются требования, которые должен выполнить работник, чтобы продвинуться по ступеням должностного и профессионального роста. Например, какое образование (или дополнительную квалификацию) ему необходимо приобрести, чтобы продвинуться по службе, какие виды работ и с каким качеством выполнить, чтобы получить поощрение, и т. д. Третий раздел Фиксируются обязательства администрации относительно профессионального роста и карьерного продвижен
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.164 (0.015 с.) |