Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики Республики Беларусь.



Решение приоритетных задач внешней политики Республики Беларусь требует четкого функционирования системы ее идеологического обеспечения, что невозможно без планирования и координации деятельности всех соответствующих государственных и общественных институтов.

Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики в нашей стране в принципе создана. Ядром этой системы является Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Кроме этого организационно в структуру этой системы входят министерства информации, культуры, образования, спорта и туризма, Государственная национальная телерадиокомпания, Белорусское телетайпное агентство, другие органы государственного управления и общественные организации, занимающиеся формированием положительного имиджа нашего государства на международной арене.

Ключевая роль в информационном обеспечении внешней политики Республики Беларусь принадлежит Управлению информации Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Именно это Управление совместно с другими подразделениями заинтересованных министерств и ведомств ежегодно разрабатывает Государственную программу информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности страны. Согласованный вариант указанной программы утверждается правительством страны.

Данная программа включает в себя такие направления как издательская деятельность, в том числе подготовка и распространение печатной, аудио- и видеопродукции о Республике Беларусь за рубежом, размещение информации о нашей стране в глобальной компьютерной сети Интернет, распространение информационных материалов о Беларуси по дипломатическим каналам, информационное обеспечение официальных визитов. В соответствии с названной программой в республике издаются ежемесячные журналы «Беларусь» (на английском языке), «Вестник внешнеэкономических связей» (на русском языке), ежеквартальный журнал «Беларусь и предпринимательство» (на английском и немецком языках). Эти издания получили высокую оценку за рубежом, широко используются белорусскими загранучреждениями при проведении семинаров, встреч, визитов правительственных делегаций. Важную роль в информировании зарубежной общественности и, в первую очередь, наших соотечественников, живущих за рубежом, о ситуации в Беларуси выполняет газета «Голас радзімы». В рамках программы также издаются статистические сборники и материалы об основных показателях социально-экономического развития Республики Беларусь (на русском и английском языках, в электронной и печатной версиях), другая справочно-информационная литература. Указанные материалы распространяются белорусскими загранучреждениями в государствах пребывания, на международных форумах, выставках и конференциях, среди дипломатических представительств, аккредитованных в Республике Беларусь.

Важнейшим направлением Государственной программы информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности является использование сети Интернет. Сегодня созданы, функционируют и регулярно обновляются веб-страницы Правительства страны, Администрации Президента, МИД, других заинтересованных министерств и ведомств, облисполкомов, белорусских загранучреждений, крупнейших товаропроизводителей страны.

Одним из важнейших направлений информационно-идеологического обеспечения внешнеполитических интересов Беларуси является сотрудничество в информационной сфере с Российской Федерацией и её регионами. Примером активной и результативной работы по продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических интересов нашей страны, укреплению и расширению позиций Беларуси на российском информационном поле служит деятельность посольства Беларуси в Москве. Эта деятельность включает информационно-аналитическую и оценочно-прогнозную работу, постоянный мониторинг информационного рынка России и анализ ситуации в российских СМИ, анализ тенденций в освещении российскими СМИ белорусской тематики, организацию сотрудничества с государственными органами и официальными лицами России, курирующими прессу, а также с иностранными журналистами, аккредитованными в Москве. Посольство не только анализирует и прогнозирует ситуацию на информационном поле России, но и стремится воздействовать на неё. В результате белорусским диппредставительством установлены тесные двусторонние связи с информационными структурами исполнительной и законодательной власти в центре и почти во всех регионах России, налажено сотрудничество более чем со 100 федеральными и региональными СМИ. Посольство выступило инициатором создания на РТР телепрограммы «Москва-Минск», активно принимает участие в выпуске вкладыша «Союз: Беларусь – Россия», выходящего в «Российской газете», и вкладыша «Союзное вече», выпускаемого «Парламентской газетой». При участии посольства регулярно выходят материалы по интеграционной тематике ещё в семи центральных российских газетах, трёх информагентствах и ряде российских ведущих журналов. Важной составляющей информационной работы посольства является работа с белорусской диаспорой. С этой целью в загранучреждении создана система информирования белорусов, проживающих на территории России, о событиях в политической, экономической и культурной жизни страны. Результатом продуманной и энергичной работы посольства с российскими СМИ стало то, что о Беларуси российские журналисты пишут и говорят гораздо больше, чем о других бывших постсоветских республиках.

Важным фактором успешной интеграции нашей страны во всемирное информационное пространство, объективного и оперативного информирования общественности других стран о процессах, происходящих в нашем государстве, является расширение договорно-правовой базы международного сотрудничества Беларуси в сфере печати и информации. К настоящему времени Республика Беларусь заключила международные соглашения о сотрудничестве в области печати и информации с Россией, Украиной, Молдовой, Казахстаном, Арменией, Сирией, Кипром, Египтом. В рамках ЕврАзЭС подписано соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации.

Несмотря на определённые успехи, достигнутые Министерством иностранных дел, белорусскими загранучреждениями и другими заинтересованными министерствами и ведомствами страны в информационно-идеологическом обеспечении внешнеполитического и внешнеэкономического курса Беларуси, в этом направлении предстоит сделать ещё немало. Следует признать, что сегодня большинство информации о Республике Беларусь международная общественность получает из средств массовой информации и информационных агентств западных государств, которые часто интерпретируют события, происходящие в Беларуси, весьма необъективно. Поэтому Беларусь вынуждена и обязана вести контрпропагандистскую работу и на уровне международных отношений, оберегая и совершенствуя свой имидж, раскрывая несостоятельность применения двойных стандартов в отношениях стран и народов. Явно недостаточно представлена наша страна в сети Интернет. Официальные белорусские сайты в Интернете пока не в состоянии решить эту проблему. Так, по данным МИД, посещаемость его веб-страницы составляет не более 5 тыс. подключений в месяц. Между тем процессы глобализации обостряют конкуренцию между странами в области распространения информации о своих национальных возможностях и конкурентных преимуществах. В этой связи белорусской дипломатической службе, другим заинтересованным органам государственного управления страны предстоит решить важную задачу, поставленную Главой государства в сфере информационно-идеологического обеспечения внешней политики: донесение правдивой информации о нашем государстве, отстаивание благожелательного образа Беларуси в мировом информационном пространстве, обеспечение общественных симпатий к нашему государству в мире.

Практика внешнеполитической деятельности Республики Беларусь настоятельно требует совершенствования национальной концепции информационно-идеологического обеспечения внешней политики нашего государства. Опыт информационного обеспечения важных внешнеполитических акций ведущими государствами мира говорит о целесообразности создания специального государственного органа управления, функции которого заключались бы в определении стратегии и тактики информационно-идеологического обеспечения внешней политики и одновременно в координации деятельности государственных органов управления и общественных организаций страны в указанной выше области.

Анализ внешнеполитической деятельности США и ведущих стран Запада убедительно доказал эффективность неофициальной, публичной дипломатии. Подобный опыт целесообразно взять на вооружение и белорусской дипломатии, привлекая к внешнеполитической деятельности общественные организации страны и представителей белорусской диаспоры. В самой же информационно-идеологической работе по обеспечению внешнеполитической деятельности упор следует перенести с внешнеполитической пропаганды на внешнеполитическое информирование.

Не менее важным представляется осознание роли информационных технологий (в первую очередь, сети Интернет) в формировании и обеспечении внешнеполитического курса суверенной Беларуси. Нашей стране нужны мобильные информационные центры, а в ближайшей перспективе, чтобы не отстать от других стран, нам необходимо разработать и принять национальную концепцию информационной безопасности.

Таким образом, создание в полном объёме эффективно действующей системы информационно-идеологического обеспечения внешней политики позволит Республике Беларусь должным образом обеспечить свои национальные интересы, прочные и авторитетные позиции в мировом сообществе.

 

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь. – Минск, 2007.

2. Лукашенко А.Г. Динамичный прорыв в развитии страны – путь к

новому качеству жизни. Послание Президента Республики Беларусь

А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // СБ

Беларусь сегодня, 21 апреля 2010.

3. Лукашенко А.Г. Благополучие родной земли – дело всех и каждого.

Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // СБ Беларусь сегодня, 24 апреля 2009.

4. Лукашенко А.Г. Государство для народа: доклад на третьем Всебелорусском народном собрании // СБ Беларусь сегодня. – 2006.

5. Лукашенко А.Г. Сильная экономика – лучшая политика. Выступление на совещании с руководителями загранучреждений // СБ Беларусь сегодня, 2 февраля 2006.

6 Лукашенко А.Г. Беларусь в современном мире: Выступление Президента Республики Беларусь на встрече со студентами и преподавателями БГУ. Минск, 12 февраля 2008г. / А.Г. Лукашенко. – Минск: БГУ, 2008.

7 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. СБ Беларусь сегодня, 13 ноября 2010 г.

8 Матусевич Е.В. Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации / Е.В. Матусевич. – Минск, 2005.

9 Белорусский путь / Под ред. О.В. Пролесковского и Л.Е. Криштаповича. – Минск, 2010.

10 Уткин А.Н. Мировой порядок XXI века / А.Н. Уткин. – Минск, 2000.

11 Шевцов Ю. Объединённая нация. Феномен Беларуси. – Минск, 2005.

12 Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие для вузов / Т.И. Адуло, В.В. Бущик, Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск, 2004.

 

Вопросы для самопроверки:

1. На каких принципах основывается внешняя политика Республики Беларусь?

2. Чем определяется многовекторность внешней политики Республики Беларусь?

3. Почему государство должно информационно-идеологически поддерживать свою внешнеполитическую деятельность?

4. Что влияет на формирование имиджа страны?

 

Проверьте свои знания по теме используя тесты и задания по курсу.


Приложения: тесты и задания.

Тесты по учебному курсу

«Основы идеологии белорусского государства»

1. Термин «идеология» в научный оборот ввел:

а) К. Маркс;

б) В. Парето;

в) А. Смит;

г) Дестют де Траси.

2. Политическая идеология выражает интересы:

а) классов;

б) партий;

в) нации;

г) общественных движений;

д) семьи.

3. Идеология государства выражает интересы:

а) классов;

б) партий;

в) нации;

г) семьи.

4. Важнейшей функцией политической идеологии является:

а) легализация власти;

б) легитимация власти;

в) компенсация власти;

г) захват и удержание власти.

5. Уровнями функционирования идеологии являются:

а) теоретико-концептуальный;

б) методологический;

в) эмпирический;

г) программно-политический;

д) актуализированный.

6. Функция легитимации власти означает:

а) законность власти;

б) признание власти другими государствами;

в) оправдание права политической силы на обладание властью;

г) действия, направленные на достижение.

7. К политической идеологии относятся функции:

а) контроль над политическими процессами;

б) мобилизация населения на достижение определенных целей;

в) легитимация власти;

г) непосредственное обеспечение материальными ресурсами.

8. Теоретиками либерализма являются:

а) Э. Бернштйн;

б) Дж. Локк;

в) Ж. Де Местр;

г) А. Смит;

д) Ш. Монтескье.

9. Отношение к государству как к «ночному сторожу» появилось:

а) в консерватизме;

б) в либерализме;

в) в марксизме;

г) в социал-демократии.

10. Консерватизм отстаивает следующие принципы:

а) приверженность глобальным ценностям;

б) несовершенство индивида;

в) социальное равенство;

г) традиционализм;

д) элитарная демократия;

е) социальное неравенство.

11. Принципы политической демократии разработаны в рамках:

а) марксизма;

б) либерализма;

в) консерватизма;

г) социал-демократической идеологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.049 с.)