Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и принципы избирательной системы.
Знакомясь с данным учебным материалом, постарайтесь обобщить Ваш личный опыт и опыт Ваших близких по участию в выборах. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Данному вопросу посвящен Раздел III (Глава 1) Конституции Республики Беларусь. Каждый гражданин Беларуси обладает избирательным правом, которое может быть активным (т.е. право избирать) и пассивным (право избираться, быть избранным). Избирательная система Республики Беларусь базируется на следующих основных принципах: 1. Всеобщность выборов – (ст. 64 Конституции) – речь идет о том, кто имеет право голосовать. В Беларуси – это граждане страны с 18 лет (возрастной ценз, т.е. ограничение по возрасту). Исключение составляют лица: признанные судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; содержащиеся под стражей, как мерой пресечения. Возрастной ценз депутатов, избираемых в Палату Представителей – 21 год, в Совет Республики – 30 лет. Президентом Республики Беларусь может избираться гражданин, достигший 35 лет, Во многих европейских странах и США долгое время существовала «цензовая система». Например, использовались следующие цензы: половой (во Франции женщины получили право голосовать в 1944 г., в Швейцарии в 1971 г.); образовательный (в Тайланде все члены парламента должны иметь университетское образование); семейный (в Португалии право голоса имели главы семей); имущественный (в Швеции избирать могли только граждане с недвижимостью); ценз оседлости – необходимость прожить в стране определенное время перед выборами (Франция 12 месяцев, Норвегия 10 лет); моральный (в Италии, если избиратель совершит «недостойный поступок»), а также расовый и т.д. Конституция Республики Беларусь устанавливает для кандидата: в члены Совета Республики ценз оседлости на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет (ст. 92); в Президенты страны – не менее 10 лет (ст. 80). 2. Свобода выборов – (ст. 65) – избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Санкций за неучастие в выборах не предусматривается. В некоторых странах участие в выборах рассматривается как гражданская обязанность. Поэтому за абсентеизм (неучастие граждан в выборах) предусматриваются карательные санкции. Например, в Австрии – 4 недели тюремное заключение; в Австралии, Бельгии, Греции, Чили – штраф.
В условиях современной демократии необходимость участия в выборах обусловлена высокой ответственностью гражданина перед самим собой, близкими людьми, обществом в целом. 3. Равенство выборов – (ст. 66) – каждый избиратель имеет один голос, избираемые кандидаты на государственные должности участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство обеспечивается тем, что фамилия избирателя включается только в один список, избираемые кандидаты финансируются одинаково, количество избирателей в избирательных округах примерно одинаковое. В Германии, например, на парламентских выборах каждый избиратель имеет по 2 голоса, а на выборах органов местного самоуправления в Баварии по 3. 4. Выборы должны быть прямыми – (ст. 67) – депутаты избираются гражданами непосредственно (т.е. нет делегирования своего права). Избирательный Кодекс Республики включает в этот список также выборы Президента Республики Беларусь. Согласно ст. 8 Избирательного Кодекса выборы членов Совета Республики являются косвенными (граждане страны делегируют свои права депутатам местного уровня). 5. Голосование должно быть тайным – (ст. 68) – контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещен. Тайна голосования обеспечивается: путем заполнения избирательного бюллетеня в изолированном помещении, опускания его в специальную урну; фамилия избирателя не вносится в бюллетень; ограничения контингента лиц в помещении после окончания голосования при подсчете голосов; запрещена агитация в день выборов. 6. Финансирование выборов – (ст. 70) – расходы на подготовку и проведение выборов осуществляется за счет государства. Избирательным кодексом (ст. 48) предусмотрено также создание для этих целей и внебюджетного фонда, создаваемого за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан. 7. Гласность выборов – статья 13 Избирательного Кодекса Республики Беларусь устанавливает, что подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. Предусматривается присутствие наблюдателей (депутаты, доверенные лица кандидатов в Президенты и депутаты, иностранные наблюдатели, представители СМИ, политических партий и т.д.), которые наделены соответствующими правами и обязанностями.
Виды избирательных систем. В мире существует большое количество избирательных систем, которое можно обобщенно свести к следующим типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Мажоритарная система (фр. majorite – большинство) – избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Достоинством этой системы является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти, формируются стабильные правительства. Недостаток – неполное отражение политической воли населения. Существует три разновидности методов подсчета голосов по такой системе: - относительного большинства (США, Великобритания) – победившим считается кандидат, собравший больше голосов, чем каждый из его соперников (не обязательно больше половины). Политическим следствием такой системы является двухпартийность, т.е. наличие в стране крупных, чередующихся у власти политических партий; - абсолютного большинства (Австралия, Франция, Республика Беларусь) – победившим считается кандидат, набравший на выборах 50 % + 1 голос избирателей. Если в первом туре никто не набирает такое количество голосов, то проводится второй тур, куда выходят два кандидата, набравшие большее количество голосов, чем остальные претенденты; - квалифицированного большинства (Чили) – применяется крайне редко. Победителем считается кандидат, набравший более 2/3 или 3/4 голосов избирателей. Пропорциональная система – возникла в Европе гораздо позднее мажоритарной. Избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями. Такая система применяется только в условиях многопартийности. Списки могут быть: 1) жесткими или закрытыми, где избиратели могут выбирать только партию, голосуя за список целиком (Испания, Греция, Израиль); 2) свободными или открытыми – избиратели голосуют за партию, но могут изменить места кандидатов в списке, выразив свое предпочтение (Бельгия, Австрия); 3) полужесткие – первое место закрепляется за первым кандидатом в списке, а остальные места распределяются по предпочтению избирателей (Дания, Голландия); 4) панаширование (смешивание) – позволяет избирателю голосовать за кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам (Швейцария, Люксембург). В ряде стран действует избирательный порог – необходимое количество голосов избирателей для представления партии в парламенте (в Италии, России – 5 %). Такая система полностью отражает политические симпатии населения, стимулирует многопартийность. Но сформированное правительство не является стабильным. Смешанная система – широкое распространение получила в последние десятилетия (Россия). Часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной, причем избиратели имеют по два голоса (Германия). Такая система выборов имела место на парламентских выборах в Армении (в 1999 г.). Система представительного меньшинства – чаще всего применяется в странах, где меньшинства проживают компактными группами. В этом случае за ними закрепляется соответствующее количество мест в парламенте.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.007 с.) |