Понятие и принципы избирательной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы избирательной системы.



 

Знакомясь с данным учебным материалом, постарайтесь обобщить Ваш личный опыт и опыт Ваших близких по участию в выборах.

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Данному вопросу посвящен Раздел III (Глава 1) Конституции Республики Беларусь.

Каждый гражданин Беларуси обладает избирательным правом, которое может быть активным (т.е. право избирать) и пассивным (право избираться, быть избранным).

Избирательная система Республики Беларусь базируется на следующих основных принципах:

1. Всеобщность выборов – (ст. 64 Конституции) – речь идет о том, кто имеет право голосовать.

В Беларуси – это граждане страны с 18 лет (возрастной ценз, т.е. ограничение по возрасту). Исключение составляют лица: признанные судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; содержащиеся под стражей, как мерой пресечения.

Возрастной ценз депутатов, избираемых в Палату Представителей – 21 год, в Совет Республики – 30 лет. Президентом Республики Беларусь может избираться гражданин, достигший 35 лет,

Во многих европейских странах и США долгое время существовала «цензовая система». Например, использовались следующие цензы: половой (во Франции женщины получили право голосовать в 1944 г., в Швейцарии в 1971 г.); образовательный (в Тайланде все члены парламента должны иметь университетское образование); семейный (в Португалии право голоса имели главы семей); имущественный (в Швеции избирать могли только граждане с недвижимостью); ценз оседлости – необходимость прожить в стране определенное время перед выборами (Франция 12 месяцев, Норвегия 10 лет); моральный (в Италии, если избиратель совершит «недостойный поступок»), а также расовый и т.д.

Конституция Республики Беларусь устанавливает для кандидата: в члены Совета Республики ценз оседлости на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет (ст. 92); в Президенты страны – не менее 10 лет (ст. 80).

2. Свобода выборов – (ст. 65) – избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Санкций за неучастие в выборах не предусматривается.

В некоторых странах участие в выборах рассматривается как гражданская обязанность. Поэтому за абсентеизм (неучастие граждан в выборах) предусматриваются карательные санкции. Например, в Австрии – 4 недели тюремное заключение; в Австралии, Бельгии, Греции, Чили – штраф.

В условиях современной демократии необходимость участия в выборах обусловлена высокой ответственностью гражданина перед самим собой, близкими людьми, обществом в целом.

3. Равенство выборов – (ст. 66) – каждый избиратель имеет один голос, избираемые кандидаты на государственные должности участвуют в выборах на равных основаниях.

Равенство обеспечивается тем, что фамилия избирателя включается только в один список, избираемые кандидаты финансируются одинаково, количество избирателей в избирательных округах примерно одинаковое. В Германии, например, на парламентских выборах каждый избиратель имеет по 2 голоса, а на выборах органов местного самоуправления в Баварии по 3.

4. Выборы должны быть прямыми – (ст. 67) – депутаты избираются гражданами непосредственно (т.е. нет делегирования своего права). Избирательный Кодекс Республики включает в этот список также выборы Президента Республики Беларусь.

Согласно ст. 8 Избирательного Кодекса выборы членов Совета Республики являются косвенными (граждане страны делегируют свои права депутатам местного уровня).

5. Голосование должно быть тайным – (ст. 68) – контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещен.

Тайна голосования обеспечивается: путем заполнения избирательного бюллетеня в изолированном помещении, опускания его в специальную урну; фамилия избирателя не вносится в бюллетень; ограничения контингента лиц в помещении после окончания голосования при подсчете голосов; запрещена агитация в день выборов.

6. Финансирование выборов – (ст. 70) – расходы на подготовку и проведение выборов осуществляется за счет государства. Избирательным кодексом (ст. 48) предусмотрено также создание для этих целей и внебюджетного фонда, создаваемого за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан.

7. Гласность выборов – статья 13 Избирательного Кодекса Республики Беларусь устанавливает, что подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. Предусматривается присутствие наблюдателей (депутаты, доверенные лица кандидатов в Президенты и депутаты, иностранные наблюдатели, представители СМИ, политических партий и т.д.), которые наделены соответствующими правами и обязанностями.

 

Виды избирательных систем.

В мире существует большое количество избирательных систем, которое можно обобщенно свести к следующим типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная система (фр. majorite – большинство) – избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Достоинством этой системы является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти, формируются стабильные правительства. Недостаток – неполное отражение политической воли населения.

Существует три разновидности методов подсчета голосов по такой системе:

- относительного большинства (США, Великобритания) – победившим считается кандидат, собравший больше голосов, чем каждый из его соперников (не обязательно больше половины). Политическим следствием такой системы является двухпартийность, т.е. наличие в стране крупных, чередующихся у власти политических партий;

- абсолютного большинства (Австралия, Франция, Республика Беларусь) – победившим считается кандидат, набравший на выборах 50 % + 1 голос избирателей. Если в первом туре никто не набирает такое количество голосов, то проводится второй тур, куда выходят два кандидата, набравшие большее количество голосов, чем остальные претенденты;

- квалифицированного большинства (Чили) – применяется крайне редко. Победителем считается кандидат, набравший более 2/3 или 3/4 голосов избирателей.

Пропорциональная система – возникла в Европе гораздо позднее мажоритарной. Избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями. Такая система применяется только в условиях многопартийности. Списки могут быть: 1) жесткими или закрытыми, где избиратели могут выбирать только партию, голосуя за список целиком (Испания, Греция, Израиль); 2) свободными или открытыми – избиратели голосуют за партию, но могут изменить места кандидатов в списке, выразив свое предпочтение (Бельгия, Австрия); 3) полужесткие – первое место закрепляется за первым кандидатом в списке, а остальные места распределяются по предпочтению избирателей (Дания, Голландия); 4) панаширование (смешивание) – позволяет избирателю голосовать за кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам (Швейцария, Люксембург).

В ряде стран действует избирательный порог – необходимое количество голосов избирателей для представления партии в парламенте (в Италии, России – 5 %). Такая система полностью отражает политические симпатии населения, стимулирует многопартийность. Но сформированное правительство не является стабильным.

Смешанная система – широкое распространение получила в последние десятилетия (Россия). Часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной, причем избиратели имеют по два голоса (Германия). Такая система выборов имела место на парламентских выборах в Армении (в 1999 г.).

Система представительного меньшинства – чаще всего применяется в странах, где меньшинства проживают компактными группами. В этом случае за ними закрепляется соответствующее количество мест в парламенте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.007 с.)