Государственные институты власти и их идеологические функции в Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные институты власти и их идеологические функции в Беларуси.



Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь.

Термин «президент» в дословном переводе (лат. «praesidens») означает «сидящий впереди». В античные времена так называли председательствующих на различных заседаниях. Долгое время этот термин не применялся к высшим должностным лицам государства. В современном понимании (глава государства) стал употребляться только после учреждения института президентства в США в конце XYIII в. В 1787 году США стала первой страной в мире, где на основе конституции была введена должность Президента как главы государства. В других государствах в это время исполнительную власть осуществлял монарх. В Европе первыми странами, где была введена должность Президента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Пост Президента в СССР был введен в 1990 году.

В настоящее время большинство государств мира имеет в системе органов государственной власти пост Президента. Однако роль Президента в разных странах является неодинаковой и определяется политическими особенностями того или иного государства (см. таблицу).

Статус Президента зависит от системы правления – типа соотношения прерогатив между исполнительными и законодательными органами государственной власти. Тип правления зависит от особенностей исторического развития, культуры, геополитического положения и других факторов. Выделяют системы правления: президентская, парламентарная и смешанная. Смешанная, или так называемая полупрезидентская система наиболее распространена. Полупрезидентская система правления впервые была утверждена во Франции. Президент делит прерогативы высшей исполнительной власти с Премьер-министром, возглавляющим Правительство, а само Правительство ответственно и перед Президентом, и перед Парламентом.

В Республике Беларусь институт Президентства был введен 15 марта 1994 года, когда была принята Конституция страны. Тогда же был введен и новый институт власти - Конституционный суд. Среди других ветвей власти в то время остались Верховный суд и правительство – Кабинет Министров. Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти - президентская, охранительная, арбитражная по своей сути, лидирующая - по своей направленности

После референдума 1996 г. Президент Беларуси больше не являлся главой исполнительной власти, он - Глава государства. Наделение Президента титулом главы государства вытекало из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма. Исполнительную власть возглавил Премьер-министр Правительства. В настоящее время Президент не входит ни в одну из ветвей власти, занимает высшее место в иерархии государственных институтов, является высшим должностным лицом Республики Беларусь.

Под институтом Президентства следует понимать властный институт, т.е. совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления. Основными чертами института Президентства являются: выборность, высокая степень независимости от других государственных органов, политический характер поста Президента, т.е. он формирует политику государства.

По мнению многих исследователей, систему правления в Республике Беларусь можно охарактеризовать как президентскую смешанную систему, или как смешанную систему с сильным Президентом (С.Г. Паречина). В силу политической и правовой специфики Республика Беларусь отличается большой зависимостью Правительства от Президента. Можно отметить, что именно Президент определяет структуру правительства и может ее реформировать. Так, например, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти в Республике Беларусь создана и эффективно действует «вертикаль» власти» («президентская вертикаль»), представленная исполкомами и местными администрациями,котораяфункционирует по принципу республика – область – район – город (поселок, село) и включает исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах. Согласно 119 ст. Конституции руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и успешно решают поставленные Президентом и Правительством задачи по повышению жизненного уровня и благосостояния белорусского народа. Премьер-министр занимает подчиненное положение по отношению к Главе государства, что исключает возможность конфликтов между ними и т.д.

Достаточно широки и законодательные полномочия Президента Республики Беларусь, к которым относятся: право законодательной инициативы, право издавать указы, декреты, распоряжения. Президент может применить право вето, то есть отклонить принятые Парламентом законы. Президент имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением, а также имеет право роспуска Парламента.

Президент Республики Беларусь имеет определенные полномочия и в сфере судебной власти. Он назначает 6 из 12 судей Конституционного Суда и с согласия Совета Республики – Председателя Конституционного Суда, а также Председателя и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда. Освобождение Председателя и судей указанных судов Президент осуществляет единолично, уведомляя Совет Республики, назначает всех иных судей.

Все полномочия Президента Республики Беларусь можно разделить на те, которые он исполняет лично и те, которые обязан согласовывать с другими ветвями власти. Таким образом, можно отметить, что для белорусской модели характерны черты и президентской, и парламентской системы правления.

В целом нужно отметить, что в политической системе общества президентская власть выполняет следующие функции:

· гарантийные. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст.79) Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент является также гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности, экономической и политической стабильности. В соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент принимает все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности;

· арбитражно-интегративные. Президент координирует действия государственных органов, использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. В случае невозможности достичь согласованного решения, Президент может передать рассмотрение дела на разрешение соответствующего суда.

· контрольные. Президент может контролировать Правительство (посредством отчетов), законодательные органы (приостановление действий решений Советов и т.д.);

· представительные. Президент Республики Беларусь избирается на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права тайным голосованием непосредственно народом (мажоритарная избирательная система абсолютного большинства) и представляет его интересы.

· идеологические. Роль Президента в формировании идеологии белорусского государства трудно переоценить. С 1998 г. обоснована необходимость формирования и развития идеологии белорусского государства. По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно также и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным»[12]. Для осуществления своей идеологической функции Президент располагает рядом возможностей. Это и выступления с докладами на различных форумах (например, Всебелорусских собраниях), принятие решений о награждении граждан государственными наградами, установление государственных праздников и памятных дат, что дает возможность оказывать влияние на процесс формирования ценностей народа. Формой участия Президента в обеспечении и функционировании идеологии государства являются и его обращения с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики, а также с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики. Начиная с 2003 г. эти два послания даются как одно общее обращение. Послания Президента имеют большое идеологическое значение. В них анализируются успехи страны, недоработки, а также заложена программа дальнейшего развитии государства. Каждое из них акцентирует внимание на какой-то важной проблеме. Например, в Послании 1999 г. обосновывается стратегическая цель развития страны в XXI веке. В 2000 г. дана концепция устойчивого социально-экономического развития страны. В 2002 г. – взят курс на построение сильной и процветающей Беларуси. В 2006 г. определены задачи развития Гражданского общества. В 2008 г. отданы приоритеты проблемам укрепления здоровья нации. В Послании 2009 г. определены направления по преодолению неблагоприятных последствий для страны глобального финансово-экономического кризиса. Задача, которая сегодня стоит перед страной, – дальнейшее повышение уровня и качества жизни людей, отметил А. Г. Лукашенко 11 ноября 2010 года в Послании белорусскому народу и Национальному собранию на тему «Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни». Необходимо отметить, что трудно отделить идеологическую функцию Главы государства от других. Практически во всех функциях и полномочиях Президента присутствует идеологическая сторона.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет (возрастной ценз) и проживший в Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости). Срок полномочий Президента – 5 лет.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом (ст. 79).

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь

Парламент (от фр. «parler» - говорить) – высший представительный и законодательный орган власти. Считается, что первый парламент появился в Англии в XIII веке в результате компромисса между дворянством и зарождающейся буржуазией.

Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций (февраль 1919, апрель 1927, февраль 1937 г., апрель 1978 г., март 1994 г.).

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь», а 15 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию РеспубликиБеларусь. По новой конституции высшим представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в стране являлся Верховный Совет. Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу, поэтому в 1996 г. возникла необходимость конституционной реформы. Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства и посредника между другими органами государственной власти. Был учрежден двухпалатный Парламент, который приобрел более совершенную структуру, соответствующую устоявшимся стандартам парламентаризма.

ПарламентНациональное собрание Республики Беларусь – является, в соответствии со ст.90 Конституции, представительным и законодательным органом власти Республики Беларусь. Парламент Беларуси состоит их двух палат – Палаты представителей и Совета республики. Подобную двухпалатную систему имеет и ряд других стран. Например, Конгресс США – двухпалатный парламент США.

Лицо, избранной в парламент, называется депутатом (от лат. deputatus – посланный), а его полномочия – мандатом.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, которые избираются по мажоритарной системе на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом.

Совет республики в Беларуси является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. В Совет республики избирается по 8 членов от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов, а также 8 членов назначает Президент.

Конституция Республики Беларусь содержит возрастной ценз для избрания депутатом Палаты представителей (не моложе 21 года) и членом Совета Республики (не моложе 30 лет). Ценз оседлости установлен только для члена Совета Республики (гражданин Республики Беларусь, проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет).

В большинстве развитых стран, как и в Республике Беларусь, парламентарии осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. В соответствии с Конституцией Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, а также заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий.

Палата представителей и Совет Республики избирают из своего состава Председателя (в англоязычных странах - спикера), его заместителя, а также постоянные комиссии, создается Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики, а также иные органы для ведения законопроектной работы.

Основная функция Парламента Республики Беларусь – законотворческа я, наряду с представительной, контрольной и идеологической.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений, решения Совета Республики – в форме постановлений.

Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписывается Президентом. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Законотворческая функция означает, что принятые Парламентом решения закрепляются в виде законов, которые обязательны для исполнения всеми гражданами и действующими в обществе институтами – как государственными, так и негосударственными.

В основе представительной функции Парламента лежит то, что его депутаты представляют интересы граждан всей страны и той территориальной и социальной группы, благодаря которой их избрали. Право представительства – важнейший признак современного парламентаризма.

Не менее важна и функция контроля Парламента за деятельностью исполнительной власти. Представительные органы контролируют исполнение бюджета. Члены правительства отчитываются перед депутатским корпусом.

Идеологическая функция Парламента состоит в выявлении существующих в обществе интересов и обеспечении в принимаемых законах баланса общенациональных интересов, которые составляют суть идеологии государства и частных интересов различных групп населения (например, регионов, политических партий, общественных объединений). Следовательно, законы - это форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан, а это значит, что и представительная и законодательная и контрольная функции в той или иной мере связаны с формированием и обеспечением функционирования идеологии белорусского государства. Кроме того, депутаты участвуют в информировании граждан, разъяснении им содержания принятых законов. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей и весь народ в ценности тех или иных идей, позиций, идеалов, с которыми они пришли в Парламент. С другой стороны, в результате работы Парламента идет целенаправленное воздействие на общественное мнение. Идеологическим целям служат также многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах, регионах.

Палата представителей и Совет Республики хотя и составляют единое целое – Парламент Республики Беларусь, однако многие полномочия являются для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты, проводят раздельные заседания и принимают самостоятельные решения. Совместные заседания проводятся в некоторых случаях, например, заслушивание Президента с Посланием к Парламенту и народу, проведение парламентских слушаний, заслушивание ответов Правительства, обсуждение совместных обращений, деклараций и заявлений.

В соответствии со ст. 95 Конституции Республики Беларусь палаты собираются на две очередные сессии в год. Однако в случае необходимости могут созываться на внеочередную сессию.

Заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава.

Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

Срок полномочий Парламента – 4 года. Полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно, например, на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

В нынешнем белорусском Парламенте нет партийных фракций, но имеются депутатские группы («Зубр», «Республика», «Единая Беларусь» и другие). Это связано с тем, что именно в парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и национальных групп и территориальных общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды.

От деятельности Парламента во многом зависит, каким будет государство, как будет жить народ, какие ценности, идеалы, потребности будут у людей.

В ноябре 2010 г. Президент Республики Беларусь на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь на тему: «Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни», в котором отметил: «Стабильное, понятное и эффективно работающее законодательство должно стать одним из столпов, который обеспечит наш качественный прорыв и переход на новый уровень развития».

Правительство (Совет Министров Республики Беларусь) - высший орган исполнительной власти.

Высшая исполнительная власть в государстве принадлежит правительству. Термин «government» переводится с английского как правление, управление…, однако чаще всего под правительством понимают государственный коллегиальный орган, осуществляющий исполнительную и распорядительную власть. Правительство является основным, центральным институтом управления государственными делами, ни одно государство не может обойтись без правительства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Совет Министров – коллегиальный центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство тесно взаимодействует с другими органами государственной власти, прежде всего с Парламентом. В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Работой правительства руководит Премьер-министр. Он назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей и осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства, несет персональную ответственность за его работу.

В статье 108 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. В пределах своей компетенции Премьер-министр издает распоряжения. Постановления Правительства должны соответствовать не только Конституции, законам и декретам, но и указам Президента Республики Беларусь.

Конституция не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В соответствии со статьей 106 оно состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров, а также ряда руководителей республиканских органов управления. Количество членов Правительства определяется Президентом.

В мае 2006 г. Глава государства подписал Указ (№ 289) о новой структуре Правительства Республики Беларусь. В состав Совета Министров Республики Беларусь входят: Премьер-министр, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления «Белорусского республиканского союза потребительских обществ». Правительство в результате реорганизации стало более компактным, освободилось от лишних управленческих звеньев.

В Конституции Республики Беларусь срок полномочий Правительства конкретно не определяется. В ней лишь сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, что приводит срок полномочий правительства к сроку полномочий Президента. Правительство в полном составе, Премьер-министр или любой член Правительства имеют право подать в отставку. Решение об отставке Правительства принимает Президент. В случае отклонения отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Согласно Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органов» Правительство осуществляет свои полномочия:

- в экономической сфере обеспечивает проведение единой экономической политики, регулирует деятельность во всех отраслях экономики, разрабатывает программы экономического и социального развития страны и обеспечивает их реализацию, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса, обеспечению оптимальных темпов развития производства и роста национального дохода, выступает от имени собственника в отношении имущества Республики Беларусь, разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики, регулирует внешнеэкономическую деятельность, содействует интеграции экономики, обеспечивает привлечение иностранных инвестиций, определяет государственную страховую политику, политику в области экономии энергетических и материальных ресурсов и т.д.

- в области бюджета и финансов разрабатывает и представляет проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает формирование и использование государственных внебюджетных средств, привлечение и использование кредитов, регулирует обменный курс, обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики;

- в области занятости и труда принимает меры по реализации гражданами права на труд, на выбор профессии и рода занятий, устанавливает минимальный размер зарплаты, уделяет внимание усилению роли материальных и моральных стимулов трудовой деятельности;

- в социально-культурной сфере обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, совершенствует систему социальной защиты, принимает меры по охране труда, защите и социализации инвалидов, осуществляет меры по реализации государственных программ молодежной политики, обеспечивает охрану историко-культурного наследия, принимает меры по обеспечению свободы вероисповеданий;

- в области охраны окружающей среды определяет государственную политику по ее охране, улучшению, обеспечению безопасности, разрабатывает и принимает меры к реализации государственных экологических программ, принимает решения о создании заповедников, национальных парков, заказников и иных охраняемых территорий, организует работы по ликвидации аварий, последствий катастроф, обеспечивает развитие системы экологического воспитания и просвещения;

- в области обеспечения законности и правопорядка осуществляет меры по реализации государственных программ борьбы с преступностью, обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства;

- в области обеспечения национальной безопасности и обороны принимает меры по защите национальной безопасности, независимости и территориальной целостности страны, определяет строительство и размещение на территории Республики Беларусь военных объектов, контролирует подготовку граждан к военной службе, руководит гражданской обороной, определяет мобилизационные планы.

- в области внешней политики принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов страны, проводит международные переговоры, координирует деятельность Республики Беларусь в сфере ее отношений с другими странами и международными организациями.

Правительство осуществляет и ряд других полномочий, занимает важное место в системе государственных органов, руководит местными исполнительными и распорядительными органами власти, взаимодействует с местными Советами депутатов, проводит информационно-идеологическую работу, участвует в выработке и реализации идеологии белорусского государства. Следовательно, основная роль правительства состоит в организации исполнения принятых решений, осуществлении сформулированных целей и задач развития страны, в обеспечении жизнедеятельности всего общества. От того, насколько провозглашенные идеи, сформулированные цели и задачи, а также претворение их в жизнь отвечают общенациональным интересам, служат насущным потребностям граждан, зависит и отношение граждан к идеологии государства, к существующим ее политическим институтам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.097 с.)