Феномен государственной идеологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен государственной идеологии



 

Знакомясь с эти разделом, постарайтесь понять, что общее, а что отличительное между партийно-классовыми и государственными идеологиями, каков характер их взаимоотношений между собой.

Государственная идеология представляет собой систему политических ценностей, разделяемую большинством сограждан. Ее смысл заключается в объединении общества, с целью обеспечения условий для нормальной жизни всех его членов[5]. С ее помощью народ «осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и обосновывает пути их достижения …»[6].

Изучение государственной идеологии рождает в гражданах ощущение принадлежности к определенному государственному (гражданскому) сообществу, чувство причастности к его исторической судьбе и национальной культуре, гордости за его победы и достижения. В более простой и доступной для восприятия форме государственную идеологию можно представить как ответ на важнейшие вопросы общественной жизни. Кто мы такие, белорусы, и чем мы отличаемся от других? Каковы наши идеалы и общественные ценности? Каким мы хотим видеть построенное нами государство? Как мы будем строить отношения со своими соседями? Каким образом мы собираемся достигать поставленных целей?

В отличие от политических (партийных) идеологий, идеология государства отражает интересы не отдельных социальных групп, а общества в целом. Она является предпосылкой общественного согласия, фундаментом достигнутого в обществе ценностно-нормативного консенсуса. В демократическом обществе он свидетельствует о приоритете либерально-демократических институтов и ценностей, утверждении демократических принципов общественной жизни и сплочении граждан вокруг демократических идеалов. Наличие государственной идеологии не означает подчинение всех единому стандарту мышления и поведения. Демократия утверждает принцип ценностного и политического плюрализма, дающего право каждому гражданину выбирать себе символ веры, политическую идеологию или нравственные ориентиры повседневной жизни. Государственная идеология обеспечивает возможность мирного, добрососедского сосуществования людей, имеющих различные экономические и политические интересы, за счет определения наиболее общих, принимаемых всеми членами сообщества за аксиому, норм и ценностей. Она очерчивает границы демократического многообразия, не позволяя обществу скатиться в хаос социальных конфликтов.

По своей структуре государственная идеология состоит из нескольких частей: а) Политико-правовая составляющая фиксирует базовые положения о типе социально-политического устройства государств, закрепляя сложившийся в нем характер взаимоотношений личности и власти, определение главных целей общества, взаимную ответственность гражданина и государства. В предельно сжатой форме политико-правовые элементы государственной идеологии изложены в государственной конституции, которая является своеобразной квинтэссенцией положенных в основу государства идей и ценностей. Она определяет соответствие создаваемых государственных институтов коренным потребностям нации, основные направления и пути ее дальнейшего развития. В соответствии с этим важнейшим документом проходящие к власти политические элиты формулируют приоритеты внутренней и внешней политики, создают условия для свободного и достойного развития личности.

б) Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая государственной идеологии прослеживает связь настоящего с прошлым, определяя «совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации»[7]. Культурные ценности вырабатываются народом на протяжении всей его истории и передаются подрастающему поколению в процессе его социализации.

Национальным сознание представляет собой систему взглядов и идей, на основе которых происходит выделение народом себя из этнического мира, осознание своих основных черт и особенностей. Оно формируется под влиянием целого ряда социальных, исторических, культурных, религиозных и политических факторов. Существенное влияние на него оказывают этнические приоритеты, которые обусловлены представлениями о едином этнониме (самоназвании народа и его территории), общем происхождении членов этноса, его едином историческом прошлом.

Важную роль в выражении национального самосознания призваны сыграть национальные элиты. Они продуцируют ценности, способные объединить людей в нацию, проясняют современное значение национальных символов, координируют и направляют национальную политику. Вырабатываемые национальной элитой идеи и ценности формулируются и транслируются в общество при помощи национальной системы образования. Она позволяет подрастающему поколению осмысливать историческое наследие и национальную самобытность, помогают сохранять и развивать национальный язык и культуру.

в) Экономическая составляющая определяет общие для всего государственного сообщества представления о принципах организации экономической жизни, закрепляет господствующие в нем представления о справедливости и несправедливости в распределении народного богатства, характер взаимоотношений и допустимое вмешательство государства в экономику, поиск государством своего места в международном разделении труда. На этой основе правительство вырабатывает конкретную экономическую, социальную, налоговую и иную политику. В современном демократическом государстве неоспоримыми экономическими приоритетами являются защита прав собственности и свободы частного предпринимательства, социальные гарантии нуждающимся, поиск баланса экономических интересов различных слоев населения.

В государственной идеологии можно выделить различные уровни функционирования, каждый из которых выполняет определенную роль в формулировании, выражении и донесении до широких масс, ее основных идей и ценностей. Так, на теоретико-концептуальном уровне государственная идеология облечена в форму теоретически обоснованных текстов (монографий, диссертаций, научных статей), в которых интересы нации выражаются с помощью научных категорий, с использованием достижений современной общественной (политической, экономической, исторической) науки.

Программно-политический уровень государственной идеологии составляют разнообразные политические документы, законодательные акты, государственные программы и доктрины, важнейшим из которых, безусловно, является государственная Конституция. Она представляет собой что-то вроде текста «общественного договора», в котором в предельно четкой и лаконичной форме выражены базовые положения, определяющие устройство государственной власти, ее правовые ограничения и нормы взаимодействия с гражданами. Нашей стране еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем заложенные в государственной конституции принципы правовой и социальной государственности будут реализованы в полном объеме. В этом смысле она не только фиксирует настоящее, но и является программой действий на будущее.

Обыденно-актуализированный уровень образуют разнообразные формы выражения и пропаганды государственной идеологии в обществе, благодаря которым она становится элементом массового сознания и поведения миллионов граждан. Благодаря этому ее элементы можно найти в произведениях литературы и искусства, в образовательных программах и массовых мероприятиях, в национальных мифах и национальной символике.

Мировая история знает два основных типа распространения государственной идеологии в обществе. Первый имеет место в условиях тоталитарных режимов, при которых в массовое сознание внедряется тот или иной вариант политической утопии. В таком государстве существует жесткий контроль над всей духовной сферой жизни общества, пресекаются любые попытки инакомыслия. Общество подвергается тотальной индоктринации, для осуществления которой создаются специальные государственные органы. Политическое образование используется в целях укрепления механизма единоличной власти, а вместо распространения объективной информации занимается пропагандой – созданием привлекательного образа действительности.

Другой вариант «идеологической работы» проводится в современных демократических государствах при активном содействии институтов гражданского общества. Как правило, она не направляется из единого центра и ее задачей является целенаправленное формирования гражданских качеств и навыков, позволяющих человеку адаптироваться в демократической политической системе. Она выполняет важную общественную функцию, обеспечивая преемственность господствующей в обществе системы демократических ценностей, усвоение гражданами демократических норм и правил общественной жизни.

Демократический гражданин – это социально активный человек, разделяющий ценности демократии и способный жить в условиях демократического порядка. Государственная идеология должна способствовать формированию демократической политической и духовной культуры, обеспечивающей в обществе консенсус относительно зафиксированных в государственной конституции институтов и ценностей, нацеливающей на построение полноценного правового демократического государства.

Идеология белорусского государства представляет собой систематизированную «совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных белорусским народом в основу организации и деятельности своего общества и государства» [8]. В ней содержатся «ответы на вопросы о том, как белорусский народ осознает себя, как он понимает окружающий мир и свое положение в нем, в чем состоят его жизненные потребности и интересы, как он формулирует свои идеалы, цели и устремления, какими путями он намерен добиваться их реализации с помощью институтов своего государства»[9].

Основными источниками идеологии белорусского государства являются:

§ действующие нормативно-правовые акты и политические документы Республики Беларусь. Прежде всего, это Конституция и принимаемые на ее основе законы, указы и декреты Президента, другие нормативные акты;

§ подписанные белорусским государством международные соглашения и документы;

§ накопленное белорусским государством теоретическое и духовное наследие, важнейшие политико-правовые документы прошлого.

Главными задачами изучения идеологии белорусского государства являются (а) знакомство с основными политическими идеологиями современности, (б) получение необходимых знаний о том, что представляют собой политические, экономические, культурные и духовные основы белорусской государственности, (в) воспитание качеств демократической гражданственности.

 

Гражданское воспитание

 

Изучая данный раздел, определите для себя, какой идеологией (идеологиями) и социальными условиями определяется гражданская позиция личности, ее идеология.

Гражданское образование способствует усвоению гражданами норм и правил общественной жизни, обеспечивает преемственность господствующей системы ценностей, формирует доверительное отношение к социальному окружению, уважение к существующим политическим институтам и общественному порядку. В переходных обществах проблема гражданского образования приобретает особое значение. Успех демократических реформ во многом зависит от уверенности граждан в необходимости социально-экономических и политических преобразований, от способности государства наметить общезначимые цели и ценности, обеспечить общественное согласие.

Характер гражданского образования и воспитания в обществе в значительной степени определяется типом политического режима. В демократическом государстве оно осуществляется путем целенаправленного формирования гражданских качеств и навыков, позволяющих человеку адаптироваться в демократической политической системе, дает знания об обществе и государстве, «вооружает» навыками компетентного участия в общественной жизни.

Демократия опирается на особый тип политической культуры, который в политической науке получил название гражданской («civic culture»). Она накладывает отпечаток на весь процесс гражданского образования и придает его основополагающим понятиям («гражданство», «гражданин», «гражданское общество», «гражданственность») особое, демократическое звучание.

Юридический (наиболее точный, строгий) смысл понятия «гражданство» заключается в политической и правовой взаимосвязи, которая возникает между человеком и государством в условиях республиканской формы правления. Гражданство представляет собой своего рода договор, по которому отношения между личностью и властью строятся на правовой, а значит, справедливой основе. В этом договоре оговариваются условия выполнения взаимных обязательств и ответственность «договаривающихся сторон». За обеими сторонами (гражданином и государством) закрепляются взаимные права и обязанности. Юридическая ответственность гражданина перед государством определяется законами и конституцией. Моральная ответственность – гражданским долгом и чувством гражданственности.

Граждане обладают всем комплексом гражданских (личных) и политических прав, имеют возможность избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Получение человеком гражданства по его просьбе получило название натурализации. Лица без гражданства именуются апатридами (от греч. apatris – лишенный отечества), имеющие одновременно два гражданства – бипатридами, а лишенные гражданства и изгнанные из страны – экспатридами. Согласно действующиему законодательству в Беларуси не существует двойного гражданства, поэтому приобретение человеком гражданства другого государства автоматически влечет за собой утрату гражданства Республики Беларусь.

В высоком нравственном смысле гражданственность связывается с готовностью гражданина бескорыстно служить общественным интересам. В условиях недемократических форм правления она понимается как лояльность по отношению к государственной власти, проявление безоговорочной поддержки проводимого ею государственного курса. В основе такого подхода лежит философское понимание государства, как некоей вневременной надперсональной сущности, поглощающей и подчиняющей себе индивида. В свое время эта идея была высказана еще Платоном, а наиболее полное свое выражение нашла в философии Гегеля [10]. Согласно данному подходу, человек не может существовать без государства, которое воплощает в себе идею "общего блага" и, в отличие от любой другой организации, отражает интересы общества в целом. Отсюда делается вывод о приоритете прав государства над правами личности. Гражданин рассматривается как собственность государства. Власть обеспечивает индивиду внутреннюю и внешнюю безопасность, за это она требует от него безоговорочной поддержки и преданности.

Демократическая гражданственность складывается из двух взаимодополняющих начал. С одной стороны, это уважение к существующим демократическим институтам и государственному порядку, готовность защищать их от внутренней и внешней опасности. В этом смысле гражданственность согласуется со словом лояльность. С другой – критическое отношение к представителям власти, осознание их роли в качестве «государственных служащих» и стремление их контролировать. В этом смысле гражданственность предполагает наличие критичности.

Демократия делает индивида непосредственным участником политических событий, дает ему возможность почувствовать себя хозяином страны. Само слово "республика" (от лат. res – дело и publica – общее, народное) говорит о равных возможностях граждан в управлении государством. Как члены гражданского сообщества граждане самостоятельно определяют свое настоящее и будущее и несут ответственность за сделанный выбор. Гражданственность находит свое выражение в заинтересованном отношении к общественным проблемам, в понимании того, что от твоей позиции, взглядов и поступков многое зависит. Отсутствие у граждан демократической гражданственности чревато пагубными для общества последствиями. Данное понимание гражданственности сформировалось под влиянием политической философии Джона Локка. Согласно сформулированной им теории общественного договора, общество является сферой реализации естественных, присущих человеку от рождения, прав и свобод. Гражданское общество создает государство - организацию, призванную обеспечивать и охранять фундаментальные права и свободы своих граждан. Согласно этой концепции, государство служит обществу и личности, а не наоборот.

В условиях современной демократии государство и гражданское общество все чаще выступают как равноправные партнеры. Создание политических партий, разного рода общественных движений и организаций, групп по интересам, организация местного самоуправления, деятельность свободной прессы служат школой политического участия, способствуют управляемости государства. Государство, в свою очередь, обеспечивает правовые гарантии существования институтов гражданского общества, регулирует общественные конфликты и споры.

Основными задачами гражданского образования являются получение человеком необходимого минимума знаний о механизме демократии, убежденности в ценностях и преимуществах демократического образа жизни, приобретение качеств самостоятельной, критически мыслящей личности, обладание навыками гражданского и политического участия.

Важным средством воспитания демократической гражданственности является вовлечение подрастающего поколения в практическую деятельность гражданского сообщества, реальное участие в делах школы, района, города. Нельзя стать гражданином, не почувствовав "вкус" социального творчества. Не случайно, в странах, где обучение демократии имеет давние традиции, столь пристальное внимание уделяется развитию местного самоуправления, движения волонтеров и пр. Школой демократии может стать школьное самоуправление, различные формы внутриклассной работы, т.е. все, что является результатом инициативы и творческой активности самих учащихся.

Связь между гражданином и государствам не всегда рациональна. Помимо разума и логики, она опирается на чувства и эмоции, естественным образом возникающие у человека по отношению к месту своего рождения и проживания. Патриотизм имеет в своей основе любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой народ, свою культуру и историю. Важное место в воспитании патриотизма занимает изучение истории. Именно она знакомит молодого человека с предметом его гордости, обеспечивает связь и преемственность поколений, укрепляет общность исторической судьбы. Демократическая гражданственность не имеет ничего общего с тем "ура-патриотизмом", для которого все "свое" лучше чем "чужое", и который не столько способствует, сколько препятствует развитию. Слепая любовь к чему бы то ни было не приводит к добру. Демократия воспитывает критически мыслящую личность, заинтересованную в своевременном выявлении и исправлении существующих в обществе недостатков.

Воспитание гражданственности самым тесным образом связано с обучением правам человека. Стать гражданином – значит научиться пользоваться гражданскими (личными) и политическими правами. Борьба за свои права является не только обязанностью перед самим собой, но и перед обществом. Как писал в свое время немецкий юрист Рудольф фон Иеринг, «каждый – борец за право в интересах общества», в воле каждого - подавить беззаконие и произвол[11]. Идеология естественных прав ставит отношения между личностью и властью на правовую основу. Обучение правам человека вооружает необходимыми для этого знаниями и навыками. Современное демократическое государство потому и называется правовым, что в его основу положен приоритет прав человека. Их защита и реализация являются высшей целью государства. Они же представляют собой «естественную» границу вмешательства государства в частную жизнь граждан.

Общество часто проявляет нетерпимость по отношению к инакомыслию, иной вере, да и просто оригинальности (несоответствию общепринятым образцам поведения). Права человека регулируют отношения индивида с обществом, служат средством примирения личных и общественных интересов. В отсутствии правовых гарантий интересы личности с легкостью приносятся в жертву «более высоким» интересам коллектива. В отличие от политических идеологий, отстаивающих интересы классов и социальных групп, идеология естественных прав стоит на страже интересов индивида, и в этом смысле является наиболее гуманной.

Особое значение в воспитании правам человека занимает толерантность. Защита своих прав предполагает признание таких же прав за другими. Необходимо научиться соизмерять свою свободу со свободой других, быть ответственным за свои поступки и терпимым по отношению к поступкам других. По сути, толерантность это способность позволить другому человеку быть иным. Человечество прошло долгий путь жестоких войн и конфликтов, прежде чем выработало способность терпимо относиться к другому, "иному". Современный мир существует как культурное, религиозное, и политическое разнообразие. В лексиконе современного человека прочно утвердились такие слова как компромисс, консенсус, диалог.

Обучение демократии позволяет решить две принципиально важные общественные задачи - научить гражданина самостоятельности (умению позаботиться о себе и своих близких) и привить ему чувство ответственности (способность действовать на благо общества). Благодаря этому современной демократии удается преодолевать крайности индивидуализма (когда граждане думают лишь о себе) и тоталитарного коллективизма (когда личное подавляется общественным).

В истории политической мысли эти установки сложились в рамках разных идейно-политических традиций. Одна из них – классического республиканизма - берет свое начало в рассуждениях о политике Аристотеля и находит свое законченное выражение в учении Ж.Ж.Руссо, социалистов, а затем и социал-демократов. Другая - либерального индивидуализма – связана с именем английского философа Дж. Локка и положена в основу либерализма. Первая делает упор на воспитании чувства гражданственности, способности гражданина участвовать в государственных делах (политике), заботиться об общем благе. Вторая – на осознании своих прав и свобод, умении ими пользоваться и отстаивать, воспитании чувства чести и личного достоинства. Обе традиции в равной степени важны. Абсолютизация любой из них ведет к «перекосам» в политическом поведении. Коллективизм приводит к подавлению индивидуальности (понимаемой как уникальность, непохожесть на других). Индивидуализм чреват социальной и политической пассивностью, самоустранением от участия в общественной жизни. Обучение демократии ставит задачу синтезировать эти традиции, найти между ними своеобразную «золотую середину».

Демократия, выражаясь словами И. Канта, требует от человека умения быть «господином самому себе», способности к ответственным решениям и выбору. Становление человека в качестве полноправного субъекта социальных и политических отношений предполагает овладение навыками и умениями, позволяющими ему компетентно участвовать в общественной жизни, критически оценивать информацию, делать взвешенный выбор. Ему необходимо умение аргументировано выражать свою точку зрения, регулировать возникающие конфликты, проявлять солидарность и способность к сотрудничеству.

 

Литература:

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2009.

2. Майхрович А.С. Идеология. Сущность, назначение, возможности. – Минск, 2001.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Т. 3. – М., 1972.

4. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М. 1994.

5. Матусевич Е.В. Новый этап развития идеологии белорусского государства // Проблемы управления. – 2003. - №3.

6. Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие. - Мн., 2010. – 343 с.

7. Палітычная гісторыя незалежнай Беларусі. Пад рэдакцыяй Валера Булгакава. Вільня: Інстытут беларусістыкі, 2006. - 744 с.

8. Ровдо В.В. Мировые политические идеологии: классика и современность / В.В. Ровдо, В.Ю. Чернов, А.Н. Казакевич; под общ. ред. В.Ю. Чернова. – Минск, 2007.

9. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3

10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. - №1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию «идеология». Чем она отличается от мировоззрения и науки?

2. Когда появились политические идеологии, и каковы причины их происхождения?

3. Какое значение для демократического государства имеет принцип идеологического плюрализма?

4. Дайте определение понятию «государственная идеология». Чем она отличается от политической (партийной) идеологии?

5. В чем смысл идеологии белорусской государственности? Назовите ее основные источники.

6. Что такое ценностно-нормативный консенсус и какова его роль в формировании национального демократического сообщества?

7. Назовите основные положения идеологии либерализма.

8. Назовите основные постулаты консерватизма.

9. Какие ценности и идеи положены в основу коммунизма и социал-демократии?

10. Определите понятия «гражданин» и «гражданственность».

11. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать гражданин демократического государства?

 

Проверьте свои знания по теме используя тесты и задания по курсу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.056 с.)