Молодёжная политика Беларуси 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодёжная политика Беларуси



Приступая к изучению этого раздела, постарайтесь после его изучения ответить на вопрос: что в молодежной политике Республики Беларусь продиктовано потребностями сегодняшнего дня, а что является ответом на вызовы будущего?

С конца 50-ых годов XX столетия, при поддержке ООН, развитые страны мира стали целенаправленно проводить государственную молодёжную политику, поскольку молодёжь – это главный ресурс общества, его будущее. Ещё до достижения ею зрелости молодежь служит в армии, создает семьи, участвует в выборах, работает и т.д., неся перед обществом моральную и юридическую ответственность, проявляет свои бытовые, культурные, политические и идеологические предпочтения, свой жизненный выбор. Чтобы этот выбор не был антиобщественным, а был гуманным и социально ответственным, управляемым и проводится государственная молодежная политика. По данным ООН, к исходу первого десятилетия XXI века более 130 стран приняли специальные законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику.

В бывшем СССР она реализовалась уже в послереволюционное время, причем, довольно эффективно с помощью социально-экономических мер и партийно-идеологического (пионерско-комсомольского) воспитания, советского школьного и послешкольного образования и т.д.

В государствах – участниках СНГ молодежная политика берет свое начало от принятого в 1991 году еще в Советском Союзе закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». И в первые же годы самостоятельного развития в них приняты законодательные акты по правовой и социальной защите интересов молодого поколения. Эти законы сходны по своей целевой и содержательной направленности, но расходятся в определении возрастных рамок категории «молодежь». В Казахстане молодежью считают граждан от 14 до 29 лет, в России, Таджикистане и Узбекистане – от 14 до 30 лет, в Молдове от 16 до 30 лет, а в Украине от 14 до 35 лет.

У нас четверть населения относится к молодёжи (не достигли возраста 31 года). И уже в 1992г. был принят закон «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь». Всего в Беларуси принято более 50 нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики. А с декабря 2009 года действует приспособленный к современным реалиям закон «Об основах государственной молодежной политики». В нём поясняется, что государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

Субъектами государственной молодежной политики являются:

· молодые граждане в возрасте до 31 года;

· молодые семьи, в которых оба или один из супругов находится в возрасте до 31 года;

· молодёжные общественные объединения, государственные органы и иные организации, участвующие в реализации государственной молодежной политики.

Основные цели государственной молодежной политики – это:

- всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;

- создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;

- социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи;

- расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь строится на принципах:

- защита прав и законных интересов молодежи;

- сочетание государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- обеспечение молодежи правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса;

- научные обоснованности и комплексности;

- гласности;

- привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- приоритет конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики.

Реализуется государственная молодежная политика через республиканские, региональные и местные программы. Они формируются и разрабатываются с учетом мнения молодежных общественных объединений и молодежи. Регулируется эта политика Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, министерством образования, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией.

Основные направления государственной молодежной политики Беларуси:

- Гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

- содействие формированию здорового образа жизни;

- государственная поддержка молодых семей;

- содействие реализации права молодежи на труд;

- государственная поддержка молодежи в получении образования;

- поддержка талантливой и одаренной молодежи;

- содействие реализации права молодежи на объединение;

- содействие развитию и реализации молодежных общественно-значимых инициатив;

- международное молодежное сотрудничество.

Таким образом, закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 2009 г. в совокупности с другими нормативно-правовыми актами предусматривает закрепление общих начал государственной молодежной политики на территории нашей страны, также как и создание органов контроля и защиты прав молодых граждан в Республике Беларусь.

Так, согласно закону Республики Беларусь от 14 октября 2000г. «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи», начиная с 2001г. в Республике Беларусь создаются областные центры профессиональной ориентации молодёжи, выделяются средства на их развитие. Благодаря этому, каждый юный гражданин нашей страны имеет возможность выбрать для себя будущую профессию, учебное заведение, сферу применения своих сил и способностей.

Строительство союзного государства Беларуси и России, сближение двух стран и народов, их стремление к единству привело к тому, что еще в июне 1995г. было принято Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о сотрудничестве в области молодёжной политики.

По этому соглашению обе страны содействуют развитию сотрудничества в области молодёжной политики, способствуют свободному распространению информации по данной теме между молодежными организациями двух стран с целью ознакомления с культурным наследием, современным состоянием культуры. С этой целью поощряются организации различных фестивалей, конкурсов, выставок и других мероприятий, обмен опытом работы социальных молодёжных служб, оказывающих психологическую, юридическую и социальную помощь молодым гражданам и несовершеннолетним.

Наши государства также стимулируют развитие связей между спортивными организациями двух стран, содействуют развитию физической культуры и спорта среди молодёжных, студенческих и школьных организаций. Для дальнейшей интеграции стран осуществляется и обмен опытом по данным вопросам, обмен студентами разных учебных заведений двух стран, молодёжными и студенческими трудовыми коллективами (отрядами), отрядами добровольного труда, развивается система молодёжного туризма.

Сформировавшаяся в рамках нашей Конституции нормативно-правовая база государственной молодежной политики позволила государству, органам местного самоуправления, партиям, организациям и движениям добиться в ее реализации заметных успехов. К их числу относятся:

1. Улучшение жилищных условий молодёжи. Государство стимулирует и поддерживает строительство жилья для молодёжи и молодых семей через предоставление субсидий, долгосрочных дешёвых кредитов и привлечение внебюджетных источников финансирования строительства жилья для молодёжи. Оно также поддерживает инициативы самой молодежи, учреждений и организаций (т.е. юридических лиц), которые направлены на решение жилищной проблемы молодёжи в регионах страны.

2. Профориентация и трудоустройство молодёжи. Государство гарантирует молодым специалистам первое рабочее место, способствует трудоустройству студентов и учащихся (так называемая вторичная занятость), поддерживает студенческое отрядное движение, развивает и совершенствует систему центров занятости и профориентации молодёжи. В Трудовом кодексе республики с 2000 года в главе «Особенности регулирования труда молодёжи» оговорены льготы, продолжительность рабочего дня и рабочего времени для учащейся молодежи и другие нюансы.

3. Поддержка молодой семьи. Она включает очень многие аспекты: систему льгот и пособий молодым семьям с детьми, многодетным семьям, помощь им в решении юридических и психологических проблем. Функционирует и развивается система медицинского обслуживания женщин для поддержки материнства и детства в стране.

4. Развивается система мер и усилий по духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию молодежи. Поддерживаются те организации и движения, которые ведут работу в этом направлении.

5. В молодёжной среде поддерживается и поощряется рационализаторство, научное и научно-техническое творчество, внедрение его результатов в практику. Также развивается и совершенствуется поддержка молодых изобретателей, рационализаторов, специалистов и ученых.

6. Поддержка работающей, особенно на селе, молодёжи. Для этого там создаются необходимые условия труда, быта и отдыха, предоставляется жилье для молодых специалистов и работников. Существенно стимулируется государством молодёжное предпринимательство и фермерство на селе и в малых городах.

7. Усиление международного молодёжного сотрудничества. Молодёжь Беларуси развивает и укрепляет контакты со сверстниками из других стран. Через этот механизм взаимодействия осуществляет включение в международные программы и проекты, информирует и координирует работу своих объединений по включению их в эти программы и проекты.

8. Белорусское государство поддерживает создание и деятельность детских и молодёжных общественных объединений, через которые реализуются интересы и инициативы молодого поколения. Их количество приближается к 150. Наиболее массовые и популярные из них – БРСМ (Белорусский республиканский союз молодёжи). Его работа строится на базе основных направлений государственной программы «Молодежь Беларуси» и ставит важнейшие для личности и страны цели: пропагандировать здоровый образ жизни, физкультуру, спорт и туризм; профилактика в молодежной среде негативных явлений; содействие занятости и профориентации молодёжи; работа с детьми, подростками и молодёжью на местах; система молодёжного жилищного строительства; развитие международного сотрудничества и т.д. Многочисленной является и БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация). Это неполитическая детская общественная организация, цель которой – содействовать социализации личности ребенка, т.е. формировать ее готовность к выполнению разных социальных функций в обществе. Оба объединения финансируются и поддерживаются государством. Основная же масса организаций молодежи не ставит перед собой политических целей и объединяет сторонников по интересам: клубы веселых и находчивых, спортивные, культурологические, экологические, благотворительные, волонтёрские и т.д. Молодёжные объединения могут создавать союзы и ассоциации. Но не допускается прямое или косвенное принуждение молодых граждан к вступлению в объединение и ни одно из них не вправе претендовать на монопольное выражение интересов всей молодёжи республики. Государство же контролирует и координирует деятельность объединений лишь по вопросам, решение которых спонсирует.

9. Обеспечивается правовая защита и социальная адаптация молодёжи, ведется профилактика наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний и СПИДа.

10. Развивается информационное обеспечение государственной молодёжной политики. Молодёжная тематика широко обсуждается во всех СМИ, действуют собственные СМИ молодёжных объединений и ассоциаций.

11. Важнейшим из направлений молодёжной политики в Беларуси является создание и совершенствование системы отбора и поддержки талантливых и одаренных молодых людей. Она начала формироваться еще в 1996 году. И уже тысячи из них отмечались специальными президентскими стипендиями. Финансовую помощь и поддержку им оказывают: специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодёжи и специальный фонд Президента по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов. Выявляются таланты и дарования в системе внешкольных и школьных учреждений, в ПТУ, ссузах и вузах. Так, по количеству музыкальных школ на душу населения Беларусь оказалась впереди всей Европы. И результаты уже проявились на конкурсах детского Евровидения. В 53 вузах республики, 200 ссузах и в 24 учреждениях профтехобразования получают профессии и специальности абсолютное большинство молодежи, где в большой степени и проявляют свои таланты и потенциал. По итогам 2009 года специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов назначил стипендии 182 студентам-отличникам, денежными премиями поощрил 755 учащихся студентов. В их числе не только победители Республиканских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства. Среди них 2 победителя Всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы», 1 победитель III Всероссийский Интернет-олимпиады «Нанотехнологии – прорыв в будущее», 13 лауреатов Шестой Международной Олимпиады по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления. Кроме того, денежными премиями с вручением нагрудного знака лауреата фонда награждены 34 победителя международных олимпиад, конференций юных ученых по физике, математике, информатике и экологии, а также турнира юных физиков. На один год поощрительная стипендия фонда назначена победителю 21-й Международной олимпиады по информатике – учащемуся 9 класса гомельской гимназии №56 Геннадию Короткевичу.

Знаковым событием в молодежной политике РБ можно назвать Указ Президента Республики Беларусь №199 «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи» от 26 апреля 2010г. Указом предусмотрен ряд важных новых положений в организации и проведении государственной молодежной политики в нашей стране, а именно:

1. Министерству образования, Министерству культуры, Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок обеспечить интеграцию банков данных одаренной и талантливой молодёжи в общегосударственную автоматизированную информационную систему для предоставления доступа кадровым службам государственных органов и иных организаций к информации, содержащейся в этих банках данных.

2. В общий банк данных включаются не только поощрённые специальным фондом Президента по поддержке талантливой молодежи, как было раньше. В него войдут и победители международных и республиканский художественно-творческих мероприятий, теле- и радиопроектов.

3. К банку данных расширится доступ для всех, кто заинтересован в талантливых специалистах.

4. Для молодёжи из этого банка предусмотрен целый ряд стимулов для более полной реализации их потенциала: внеочередное получение места в общежитии на период учёбы, первоочередное распределение, зачисление в кадровый резерв; принятые на работу в бюджетные организации молодые специалисты из этого банка могут рассчитывать на повышение тарифного оклада на 50%.

Указ свидетельствует о том, что государственная молодёжная политика в Республике Беларусь переходит от первоочередных, экстренных мер к систематической и глубокой работе с молодым поколением, чтобы подготовить «новой экономике» постиндустриального общества достойные кадры и обеспечить им реализацию своего таланта и потенциала на благо Родины.

 

Литература:

1. Белорусский путь. Под ред. О.В. Пролесковского и Л.Е. Криштаповича. Мн. 2010

2. Гречнева Е.Ф., Мигас Б.Я. Общественная политика в системе государственного управления. Мн., 2005г.

3. Лукашенко, А. Г. Край, сердцем хранимый. Выступление Президента на встрече со студентами и преподавателями БГУ. // СБ Беларусь сегодня. 14 февраля 2008 г.

4. Лукашенко, А. Г. Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию. //СБ Беларусь сегодня. 21 апреля 2010 года.

5. Лукашенко, А.Г.Доклад Президента Республики Беларусь на четвертом Всебелорусском народном собрании «Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь» // СБ Беларусь сегодня. 7 декабря 2010 г.

 

6. Лукашенко, А.Г. Наша цель – создать обновленный облик Беларуси. Выступление Президента А.Г. Лукашенко на VI съезде ФПБ. // СБ Беларусь сегодня. 18 сентября 2010 г.

7. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] /Исполнительный комитет СНГ (Об основах государственной молодежной политики), - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=13786. - Дата доступа: 14.10. 2010.

8. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. //СБ Беларусь сегодня. 11 ноября 2010.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какой смысл мы вкладываем в понятие «современное социальное государство»?

2. Какая социальная политика характеризует либеральный, консервативный, социал-демократический и социалистический пути развития?

3. На каком основании мы утверждает, что Беларусь - социальное государство?

4. Каковы направления социальной политики белорусского государства?

5. Почему молодежная политика является составной частью внутренней политики?

6. Назовите основные направления молодежной политики Республики Беларусь?

Проверьте свои знания по теме используя тесты и задания по курсу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 6446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.54.171 (0.003 с.)