Проблемы развития духовной и светской культуры в Республике Беларусь на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы развития духовной и светской культуры в Республике Беларусь на современном этапе.



В формировании идеологии белорусской государственности большую роль играет религия. Религия дает нации интерпретацию бытия, способствует возрождению национальной культуры, национального самосознания. Она является важнейшим институтом формирования моральных ценностей, указывает на смысл и цель существования человека.

В силу географического положения в Беларуси представлены различные религии, поэтому мы и называем наше государство поликонфессиональным.

Взаимоотношения государства и церкви на протяжении истории были непростыми. Отношения этих институтов в более ранние периоды исторического развития Беларуси были рассмотрены выше. В советское время власть вела с религиями идеологическую борьбу. Статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, верующие притеснялись. Однако все попытки искоренить веру были безуспешными, хотя многие религиозные ценности все же были вытеснены из сознания народа.

После обретения независимости в Республике Беларусь начался сложный и трудный процесс религиозного возрождения. В 1990-е годы наблюдался стремительный рост религиозных общин и конфессий, возродились религиозные учебные заведения духовные семинарии и училища, монастыри, братства, сестричества, верующим были возвращены храмы, отнятые у них советской властью. Если в 1989 г. в Беларуси было только 9 конфессий, то в настоящее время насчитывается 25 конфессий и 3100 общин.

Традиционными конфессиями Беларуси являются: православие, католицизм, лютеранство, ислам, иудаизм. Православие на белорусских землях существует более 1000 лет, католицизм – более 700 лет, ислам и иудаизм – более 600 лет, лютеранство – более 400 лет. Согласно социологическим исследованиям в настоящее время верующими считают себя около 50% населения Беларуси. Из них православными – около 80%, католиками – около 13%, протестантами около 2%, мусульманами – 0,2 %, иудеями – 0,2%. В последние годы отмечаются процессы стабилизации религиозности.

Ситуация в религиозной сфере в Беларуси характеризуется стабильностью, отсутствием столкновений и конфликтов на религиозной почве.

Республика Беларусь является светским государством. Это означает, что в таком государстве не существует государственной либо обязательной религии, признается свобода совести, то есть право исповедовать как религиозные, так атеистические взгляды. В светском государстве церковь не вмешивается в деятельность государственных органов, в проведение государственной политики в различных сферах, в том числе и таких, которые традиционно контролировались церковью – образовании и культуре. Религия рассматривается как сфера частной жизни человека. Вера – это личное дело каждого, запрещается и уголовно преследуется дискриминация по религиозному признаку, никто не может обязать человека сообщать о своем отношении к религии. Свобода совести и вероисповедания гарантируется гражданам Беларуси в статье 31 Конституции Республики Беларусь.

Вместе с тем, государство должно оказывать пристальное внимание религиозным процессам, которые не могут занимать второстепенное место в государственной политике. Как показывает опыт некоторых стран, религиозная проблематика выдвигается в цент внимания только тогда, когда уже произошел конфликт, пострадали люди, а противостояние сторон затягивается на длительный период времени. Религиозные конфликты не только дестабилизируют политическую ситуацию внутри страны, но могут вызвать претензии со стороны отдельных стран и мирового сообщества. Поэтому важнейшая роль в предупреждении религиозных конфликтов, своевременном их распознании, управлении, смягчении их последствий принадлежит государству.

Белорусское государство стремится строить свою политику в религиозной сфере на основе уважения к чувствам верующих, обеспечения гражданам конституционного права на свободу совести, обеспечение равенства церквей, их взаимодействия и сотрудничества в решении важнейших проблем белорусского общества, укрепления межконфессионального согласия, не допущения политизации религиозной деятельности. Выработаны механизмы реализации конфессиональной политики: создана правовая база, государственные органы, осуществляющие взаимодействие с религиозными организациями, проводятся культурно-просветительские, благотворительные мероприятия с участием конфессий. Традиционными стали встречи главы государства с представителями руководства Белорусской Православной Церкви и римско-католической. В Беларуси учрежден пост Уполномоченного по делам религий и национальностей. Действует Консультативный межконфессиональный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей.

Для содействия соблюдению законодательства, прогнозирования тенденций развития религиозных процессов и межконфессиональных отношений, координации деятельности центральных и местных органов власти создан Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. Комитет проводит мониторинги, социологические исследования, дающие представление о состоянии межнациональных отношений в стране.

Взаимоотношения церкви и государства, порядок деятельности религиозных институтов регулируются белорусским национальным законодательством, основывающимся на международных правовых документах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г. и других документах. Конституция Беларуси (ст. 16) устанавливает равенство перед законом всех религий и вероисповеданий. Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях", принятый в 2002 г., регламентирует отношения между религиозными организациями и государством, открывает перспективы для развития религий. В Законе соблюден принцип равенства всех религий, но и подчеркивается приоритет традиционных для нашей страны религий: православия, католицизма, ислама, иудаизма, лютеранства. Именно эти религии оказали существенное влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Благодаря взаимодействию этих конфессий сложился неповторимый белорусский менталитет. Закон предусматривает регистрационный принцип деятельности религиозных организаций. Запрещается деятельность религиозных организаций, которые ведут деструктивную деятельность – выступают против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя, нарушают права и свободы граждан, наносят вред их здоровью и нравственности.

Правовое поле позволяет религиозным организациям реализовывать свои права и расширять диапазон своей деятельности. Религиозные учреждения могут строить храмы, заниматься благотворительностью, религиозным просвещением и образованием, создавать реставрационные мастерские, издавать литературу, ввозить религиозную литературу на любом языке, устанавливать международные связи. Выходит не менее 20 религиозных изданий, на радио и телевидении организовываются передачи, посвященные религиозной тематике. Религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость.

Самой распространенной религией в Беларуси является православие. Белорусская Православная Церковь занимает первое место по количеству верующих – около 80% и количеству общин – приходов. Действуют 31 православный монастырь, 5 учебных заведений для подготовки православных священнослужителей. Православная церковь развивает различные направления социального служения и благотворительной деятельности в белорусском обществе.

Государство заинтересовано в партнерских отношениях с Белорусской Православной Церковью, не ущемляя при этом прав других конфессий. В июне 2003 году белорусское правительство подписало Соглашение о сотрудничестве с Белорусской Православной Церковью.

Важнейшими направлениями сотрудничества является формирование нравственности, воспитание и образование, культурная и творческая деятельность, охрана исторического и культурного наследия, здравоохранение и социальное обеспечение (милосердие), поддержка семьи и брака, охрана окружающей среды и т.д.

У православной церкви есть опыт совместной деятельности с правоохранительными органами. В исправительно-трудовых учреждениях действуют храмы, домовые церкви, открываются молитвенные комнаты. В Минской епархии создан центр социальной реабилитации бывших осужденных.

Белорусской Православной Церковью подписаны с министерствами и ведомствами 14 программ о сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности.

Укрепляются позиции римско-католической церкви, занимающей второе место среди других конфессий по количеству верующих. Католическая церковь имеет прочную материальную базу – растет количество религиозных общин, костелов, монастырей. Римско-католическая церковь является одной из самых активных. Она проводит социальную и благотворительную работу в общинах. Деятельность католической организации «Каритас» известна не только в нашей стране, но во всем мире. Эта организация оказывает помощь интернатам, домам престарелых, занимается оздоровлением детей.

Третьей конфессий по количеству верующих и второй по количеству религиозных общин является протестантизм. Протестантские общины немногочисленны и насчитывают 20–25 человек. В Беларуси представлены 14 направлений протестантизма. Самыми многочисленными направлениями являются – объединение христиан веры евангельской, евангельские христиане баптисты, адвентисты седьмого дня. Протестантские религиозные организации активно занимаются благотворительной поддержкой нуждающихся верующих, социальных учреждений.

Осуществляют свою деятельность иудейские религиозные объединения, располагающие 7 культовыми зданиями, и мусульманские религиозные общины, имеющие 6 мечетей.

Таким образом, в белорусском обществе достигнуто межконфессиональное согласие, постоянно ведется межрелигиозный диалог, укрепляются позиции церкви, растет авторитет государства как гаранта конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного и духовного наследия белорусского народа. Государство и церковь находятся в отношениях социального партнерства и активно сотрудничают в духовно-нравственной, воспитательной, благотворительной сферах.

В настоящее время остро стоит проблема сохранения специфики нашей национальной культуры, сохранения исторического наследия, обеспечение преемственности культурного процесса. Искусство должно помогать ценить нашу историю, пробуждать в людях патриотические чувства, воспитывать нравственность.

В Беларуси созданы необходимые условия для развития всех видов искусства и культуры. Государство поддерживает то, что является активом нашей культуры – творческие коллективы, деятелей культуры, профессиональные театральные коллективы, музеи. Сеть учреждений культуры и искусства представлена 1593 разнообразными культурно-просветительными и театрально-зрелищными, внешкольными учебными и другими заведениями. Государство ежегодно субсидирует около 5 художественных фильмов и около 20 документальных. Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей, кинофестивалей. Наиболее значительные из них – это «Славянский базар», «Листопад», «Золотой шлягер». Важным является сохранение и развитие белорусскости на наших телевизионных и радиоканалах. Белорусские произведения должны составлять не менее 75% радиоэфира, увеличивается количество белорусских произведений на электронных носителях.

Республика Беларусь обладает разветвлённой сетью библиотек. Библиотечная система Республики Беларусь включает около 10 тысяч публичных и специальных библиотек с совокупным объёмом фонда около 250 млн экземпляров. Происходит внедрение современного технологического оборудования и информационных технологий в библиотечное дело, что позволяет белорусским бибилиотекам выходить в мировое информационное пространство. На сегодняшний день компьютеризированы 96% центральных, городских, районных библиотек и 80% из них имеют доступ в Интернет. Важнейшим событием для развития библиотечного дела Беларуси стало строительство нового здания Национальной библиотеки. Национальная библиотека Республики Беларусь представляет собой крупнейший информационный, социокультурный центр с фондом 8,5 млн единиц хранения, обслуживает свыше 90 тыс. читателей.

Наблюдается положительная динамика развития белорусских музеев, некоторые из них превратились в многопрофильные культурные центры. В 2010 г. в Беларуси насчитывается 147 государственных музеев краеведческой, художественной направленности.

Очень актуально сформировать культурную среду: здоровый образ жизни, культуру производства, ситуацию, когда человек не только потребляет, но и творит культуру, развивает самодеятельность, ремесла.

Вместе с тем, следует отметить, что в сфере культуры существует ряд проблем и трудностей. На сегодняшний день в списке историко-культурного наследия, находящегося под охраной государства, свыше 5 тыс. памятников, многие из которых находятся в плачевном состоянии. Необходимо срочно предпринимать меры по сохранению и реставрации исторических памятников архитектуры, добиваться реституции культурных ценностей, вывезенных из Беларуси в разные периоды, работать над созданием культурно-исторических брэндов, которые могли бы позитивно и полно представлять нашу страну за рубежом, создавать высококлассные произведения, кинофильмы, спектакли. Помочь решить многие проблемы в духовной сфере должен совет по делам культуры и искусства, в состав которого входят авторитетные деятели культуры, научные сотрудники, общественные деятели. Целью совета является рассмотрение вопросов по ключевым проблемам развития культуры и искусства и вынесение их на рассмотрение правительства, а также определение основных направлений государственной политики в сфере культуры и мер по ее реализации.

Таким образом, в настоящее время для Беларуси в сфере духовной культуры приоритетными должны стать задачи сохранения неповторимости белорусской культуры, языка, истории, культурных достижений прошлых поколений, создание новых произведений, которые бы способствовали укреплению международного имиджа нашей страны.

Духовная культура рассматривается в качестве стратегического ресурса Республики Беларусь. Полезными ископаемыми наша страна не богата, поэтому Беларусь может построить постиндустриальное, информационное общество, только опираясь на человека, его интеллект и потенциал. Поэтому в Республике Беларусь уделяется большое внимание образованию, которое носит светский характер. В XXI век наша страна вступила с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель нашей страны учится. Ежегодно 1 сентября более одного миллиона учащихся приступают к занятиям в общеобразовательных учреждениях, около 430 тысяч в высших учебных заведениях. По данным Доклада о человеческом развитии Программы развития ООН в Беларуси самый высокий вреди стран СНГ уровень грамотности взрослого человека – 99,6%, а уровень грамотности молодежи один из самых высоких в мире и составляет 99,8%.

Высшее образование является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения. В настоящее время около 64 % студентов учатся на платной основе. Хорошо развита и система профессионально-технического образования, различных курсов повышения квалификации.

Вместе с тем, решать сложнейшие задачи трансформации национальной экономики можно только постоянно совершенствуя сферу образования. Повышение качества образования, должно быть направлено на подготовку высококвалифицированного, компетентного, умеющего работать самостоятельно и в коллективе специалиста.

Беларусь стала первой страной, которая приняла Кодекс об образовании, законодательно закрепив появление в нашей стране новой области права – образовательной. Этот правовой документ охватывает правовыми нормами всю сферу образования – от дошкольного до образования взрослых. В кодексе систематизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы для регулирования отдельных уровней образования, В документе сохранены лучшие приобретения белорусского образования - национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования. В кодексе говорится, что основным источником финансирования белорусского образования будет государство, причем, строго в размере 10% от ВВП. Данный правовой документ ориентирован на будущее. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне, превращение его в фактор социально-политического и экономического прогресса.

Белорусское государство особо стремится поддерживать талантливую молодежь. Принят ряд государственных программ, способствующих выявлению, развитию, поддержке и социальной защите талантливой молодежи, также создан специальный фонд Президента Республики Беларусь по ее поддержке.

 

Литература:

1. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам. Даследзіны беларускага светапогляду / І. Абдзіраловіч. – Мінск, 1993.

2. Вопросы свободы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь: сб. документов и материалов / авт.-сост. М.В. Цвилик. – Минск, 2005.

3. Габрусь, Т.В. Саборы помняць ўсе. Готыка і рэнесанс ў сакральным дойлідстве Беларусі / Т.В.Габрусь. – Мінск, 2007.

4. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственно-правового регулирования / Земляков Л.Е. – Минск, 2001.

5. Касьяненко А. В поисках веры: духовная трансформация белорусов // Аналитический бюллетень. 2003. № 1 (20).

6. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Минск, 2006.

7. Лыч, Л. Гісторыя культуры Беларусі / Л. Лыч, Ул. Навіцкі. – Мінск, 1996.

8. Парашкаў, А. С. Гісторыя культуры Беларусі / А. С. Парашкаў. – Магілёў, 2003.

9. Языкович В.Р. Культурология: курс лекций / В.Р. Языкович. – Минск, 2008.

Вопросы для самопроверки:

1. Выделите особые черты белорусской культуры.

2. Каковы истоки белорусской культуры?

3. Какую роль сыграло христианство в формировании идеологии белорусской государственности?

4. Каковы тенденции развития белорусской культуры в ВКЛ и Речи Посполитой?

5. Каковы тенденции развития белорусской культуры в составе Российской империи?

6. Что характеризует развитие белорусской культуры в постсоветский период?

7. Каковы особенности религиозной ситуации в современной Беларуси?

8. Что характерно для светского государства?

9. Каковы приоритеты Республики Беларусь в сфере духовной культуры?

 

Проверьте свои знания по теме используя тесты и задания по курсу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.025 с.)