Основные характеристики белоРусской модели экономического развития и ее эффективность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики белоРусской модели экономического развития и ее эффективность.



Выработка собственной модели экономического развития Беларусью осложнялась тем, что Запад для перехода постсоветского пространства к рынку всем новым государствам упорно предлагал лишь один «рецепт»: «шоковая терапия» + «обвальная приватизация».

Шоковая терапия – это чисто либеральная, рыночная мера. Её суть – быстрый переход от социалистической, регулируемой государством экономики к свободной рыночной экономике, не обращая внимания на последствия для населения: на безработицу, инфляцию, обнищание масс.

Обвальная приватизация – это стремительный, мало или совсем неконтролируемый процесс перехода государственной собственности в собственность частную. В результате этого формируется класс богатых и сверхбогатых людей за счет ограбления государства и широких трудящихся масс. Этот класс и будет направлять развитие экономики в стране.

Всё постсоветское пространство, кроме Беларуси, следуя этим рекомендациям, столкнулось с весьма серьезными проблемами: резко упал уровень жизни населения и обвально сократился валовой внутренний продукт (ВВП). Это сокращение превзошло потери времен Великой Отечественной войны. Ведь по сравнению с дореформенным 1990 годом, падение ВВП России за 8 лет реформ составило 44%, в Украине – 50%. И в 2002 г. ВВП России был ниже 1990 г. на 1/3, в Украине – в 2 раза. Объем же промышленного производства к 2002 г. составил в Украине лишь 66% от 1990 г., в России – 60%. А в Беларуси этот показатель был равен уже 108%. Ситуация заставила Джеффри Сакса, бывшего советника президента России по рыночным реформам ещё в 1995 г. заявить, что он «не мог предвидеть столь чудовищных последствий проводимых реформ».

Выступая с лекцией перед студентами Белорусского Государственного Экономического университета 29 ноября 2002 г. по теме: «Экономическая политика белорусского государства» Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко изложил суть и специфику белорусской модели экономического развития.

Он разъяснил, что мы сделали выбор «в пользу эволюционного пути развития» и сформировали белорусскую модель социально-экономического развития. «В её основе создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов с эффективной властью и сильной социальной политикой».

Эта модель закрепляется в программах социально-экономического развития Беларуси на пятилетки (в настоящее время на 2011-2015 годы) и в Национальной стратегии развития страны. А эти документы – закон для исполнительной власти страны, т.е. правительства. Их исполнение – критерий оценки деятельности государственных учреждений и органов местной власти. По означенным выше обстоятельствам экономическая модель преобразований в Беларуси носит не революционный, а эволюционный характер, т.е. ориентирована на постепенную трансформацию прежней социалистической экономики в экономику рыночную под контролем социального государства в интересах широких масс трудящихся.

Критики нашей модели развития явно лукавят, указывая нам на слишком активную, по их мнению, роль государства в формировании рыночной экономики и управления ею в Беларуси. На протяжении целых десятилетий после Второй Мировой войны страны-лидеры западного мира сами неуклонно повышают удельный вес расходов государства в ВВП (валовом национальном продукте).

 

Доля государственных расходов в ВВП (в %) [13]

Страна            
Франция 27,6 32,9 46,1 49,4 51,6 53,2
Германия 30,4 40,2 48,3 43,6 45,1 44,0
Англия 34,2 49,6 44,9 41,9 37,0 48,9
Нидерланды 26,8 41,8 57,5 54,9 44,2 46,3
В среднем [14] 29,8 49,1 49,2 47,5 44,0 48,1
США 21,4 42,1 33,7 37,1 34,2 39,9
Япония 19,5 32,8 32,6 32,0 39,0 37,5

Комментируя таблицу, отметим следующее.

Во-первых, наблюдается непременный рост доли расходов государства ведущих стран мира в ВВП за исследуемый период (во Франции почти двойной).

Во-вторых, просматривается четкая тенденция: чем больше развито социальное государство, тем весомее его место и роль в экономике страны. Социальное государство формирует и социально ориентированную экономику. Например, в Германии в государственном секторе вырабатывается 95% электроэнергии, добывается 80% железной руды, 75% каменного угля. 50% алюминия. Инфраструктура страны (транспорт, дороги, связь и т.д.) находятся в руках государства. Аналогичная ситуация в Бельгии, Франции, Швеции.

В-третьих, навязывая постсоветскому пространству шоковую терапию и обвальную приватизацию, Запад решил для себя стратегическую задачу: ликвидировать в лице бывшего СССР не только идейно-политического, но и экономического конкурента.

Это значит, что белорусская модель вполне рыночная и европейская. Ведь по мере создания рыночных институтов постепенно и последовательно мы сокращаем роль государства в экономических процессах страны. В тех сферах экономики, где решаются масштабные задачи (автомобиле- и тракторостроение, энергетика, транспорт, микроэлектроника и т.п.) государственное регулирование остается. В итоге, в 2010 г. около 50 крупных предприятий практически формируют половину гос. бюджета Беларуси.

Критики Беларуси указывают и на то, будто мы остановили рыночные преобразования и создали государственный капитализм. Однако белорусские реалии опровергают и это обвинение. Уже к началу 2006 года в Республике Беларусь реформировано в промышленности 40% предприятий, в агропромышленном комплексе – 47%, в строительстве – 32,3%, а в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании -72,4%. На этих предприятиях работало около 960 тысяч человек из 4,3 млн. занятых. Можно к этому добавить, что в Беларуси уже сложился рынок жилья, садовых и огороднических участков, в городах – на участки под застройку предприятиями и жильём. Но нет частной собственности на сельскохозяйственные угодья. Активно развиваются рыночные отношения в медицине, образовании, связи, на транспорте. Это свидетельство движения Беларуси к рынку от советской монополии государства на собственность к оптимальному сочетанию плана и рынка (как в Швеции, Германии и т.д.), а не от «дикого» рынка, в котором социальный компонент отсутствует и только в перспективе обещает завоевания масс в сфере социальной защиты.

При таком подходе приватизация в Беларуси не самоцель, а средство приближения к социальному государству с социально ориентированной экономикой. В нашей республике разгосударствляются в первую очередь те предприятия, с которыми государство само не справляется, а нормально работающие – по рыночной, максимально возможной цене. Поэтому приватизация носит «точечный», индивидуальный характер, а не всеобщий, повальный. Ведь в нашей ситуации продается не просто государственная собственность, а создававшееся целыми поколениями национальное достояние.

Условия приватизации в Беларуси следующие:

– от продажи предприятия государство должно получить максимальную прибыль;

– на приватизированном предприятии не должно сократиться количество работающих;

– на нём должны улучшаться производственные показатели. Приватизация должна стимулировать производительность труда.

Приватизация на таких условиях свидетельствует, что инвестор приходит всерьез и надолго. Он заинтересован в развитии производства, в стабильном развитии страны. Если же предприятие нестратегическое, его контрольный пакет акций продаётся открыто, на равноправной и конкурентной основе. Такой прагматизм в экономической политике лежит в рамках либерально-рыночного подхода к преобразованию экономики Беларуси. При остром дефиците сырья и энергоресурсов в стране он дает возможность строить в Беларуси демократическое социальное государство на базе социально ориентированной экономики, как предусмотрено нашей Конституцией. Поэтому ставятся барьеры для тех предпринимателей, которые вывозят капитал за рубеж, в оффшорные зоны, не возвращают кредиты, упорно уклоняются от налогов. Так страна стимулирует бизнес, приносящий пользу не только предпринимателю, но и населению, государству. Стимулируется налаживание производства в первую очередь, а не перепродажа товаров и посредничество. Это позволяет не только насыщать рынок, но и регулировать безработицу, пополнять бюджет, сдерживать рост цен и финансировать социальные программы: жилищное строительство, преобразование села и т.д.

В указанной выше лекции президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко охарактеризовал и эффективность избранной модели экономического развития, отмечая, что она,

– во-первых, не позволила сформироваться в нашей стране олигархическим кланам. Ведь основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках;

– во-вторых, мы не допустили к власти криминальные элементы. Беларусь сохранила тем самым свой международный авторитет как одна из самых некоррумпированных стран мира.

– в-третьих, наша модель не привела к массовой безработице. Наконец,

– в-четвертых, она не привела к разрыву традиционных экономических связей с партнерами и развалу реального сектора белорусской экономики, имеющий открытый, ориентированный на экспорт характер.

В настоящее время «Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики», - подчеркнуто в «Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Практика функционирования нашей модели экономического развития показала, что ее нельзя считать беспроблемной. Но это проблемы роста и прогресса, а не проблемы экономического волюнтаризма и авантюризма. К числу важнейших относится проблема открытости нашей экономики. Экономика Беларуси является открытой, потому что она очень сильно зависит от экономических и политических процессов, происходящих вне Белоруссии: от цен на сырьё, энергоносители и комплектующие для нашей промышленности, от силы мировых валют, от разных квот, ограничений, санкций и т.д. Она ориентирована на экспорт, на продажу нашей продукции за рубежом. Поэтому все, что происходит в других странах, с которыми мы торгуем, прямо влияет на объем производства, на цену товаров, на бюджет страны и на благосостояние белорусского народа. Управление такой экономикой связано с риском и требует высокого профессионализма управленцев.

Ситуация будет гарантировано контролируемой, если экспортируемые из Беларуси товары будут наукоёмкими, т.е. содержать в себе минимум метало- и энергозатрат, а максимум технической и технологической новизны, научных идей и интеллекта. Поэтому в Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 24 апреля 2007 года говорится: «Путь у нас только один – ускоренный переход к экономике инновационной, наукоёмкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке». Для этого «надо обеспечить реальное взаимодействие науки, производства и образования», повысить роль инновационных фондов, не влезать в долги и не допускать, чтобы кредиты превратились в средство давления на нашу страну.

Если посмотреть на структуру нашего экспорта, то нетрудно заметить, что мы уже поставляем миру не сырьё и материалы, а готовую высококачественную продукцию: 30% мирового рынка крупнотоннажных самосвалов – машины жодинского БелАЗа; 8-10% мирового рынка (в разные годы возможны колебания) колёсных тракторов более 60 модификаций – трактора «Беларус»; 48% мирового рынка микросхем для часов, 17% для калькуляторов – тоже белорусские. Совместно с Россией мы создали суперЭВМ «СКИФ» с быстродействием 2,5 триллионов операций в секунду. Это стратегический продукт, который даже не продаётся. Он ставит Беларусь в один ряд с самыми развитыми странами мира: лишь 6 стран научно и технологически способны на это. Беларусь становится и космической державой. Российская космонавтика во многом возможно благодаря белорусской науке и нашему приборостроению. Мы вполне готовы запустить собственный искусственный спутник Земли высокого качества, модернизируем современную военную технику по заказам многих стран (ракетную, авиационную, бронетанковую, обновляя её оптическую и электронную «начинку»), производя современную аппаратуру. Но по этому пути нам следует двигаться с ускорением, а не довольствоваться достигнутым. В этом перспектива нашего экономического и социального благополучия, безопасности страны.

По уровню реформируемости экономики и привлекательности для инвестирования Беларусь в кратчайшие сроки поднялась в рейтинге Всемирного банка с 86 места в мире на 53 в 2010 г. В будущем Беларусь собирается в этом рейтинге войти в тридцатку лучших экономик мира.

На количественные и качественные показатели развития нашей экономики обратите особое внимание, поскольку они демонстрируют даже в условиях глобального экономического кризиса надежность избранной модели. Существенно и то, что эта модель создает стабильную основу для формирования социального государства и проведения сильной социальной политики.

Проблемные показатели нашего развития находятся в центре социальной и экономической деятельности белорусского государства, предприятий, профсоюзов и общественности. Это подтверждается реализацией модели социально-экономического развития Беларуси, планами и программами государства в этой сфере, управленческими решениями, соответствующей законодательной базой, практикой рационального ведения хозяйственной деятельности по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь №3 «Экономика и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 15 июня 2007 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.016 с.)