Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики белоРусской модели экономического развития и ее эффективность.
Выработка собственной модели экономического развития Беларусью осложнялась тем, что Запад для перехода постсоветского пространства к рынку всем новым государствам упорно предлагал лишь один «рецепт»: «шоковая терапия» + «обвальная приватизация». Шоковая терапия – это чисто либеральная, рыночная мера. Её суть – быстрый переход от социалистической, регулируемой государством экономики к свободной рыночной экономике, не обращая внимания на последствия для населения: на безработицу, инфляцию, обнищание масс. Обвальная приватизация – это стремительный, мало или совсем неконтролируемый процесс перехода государственной собственности в собственность частную. В результате этого формируется класс богатых и сверхбогатых людей за счет ограбления государства и широких трудящихся масс. Этот класс и будет направлять развитие экономики в стране. Всё постсоветское пространство, кроме Беларуси, следуя этим рекомендациям, столкнулось с весьма серьезными проблемами: резко упал уровень жизни населения и обвально сократился валовой внутренний продукт (ВВП). Это сокращение превзошло потери времен Великой Отечественной войны. Ведь по сравнению с дореформенным 1990 годом, падение ВВП России за 8 лет реформ составило 44%, в Украине – 50%. И в 2002 г. ВВП России был ниже 1990 г. на 1/3, в Украине – в 2 раза. Объем же промышленного производства к 2002 г. составил в Украине лишь 66% от 1990 г., в России – 60%. А в Беларуси этот показатель был равен уже 108%. Ситуация заставила Джеффри Сакса, бывшего советника президента России по рыночным реформам ещё в 1995 г. заявить, что он «не мог предвидеть столь чудовищных последствий проводимых реформ». Выступая с лекцией перед студентами Белорусского Государственного Экономического университета 29 ноября 2002 г. по теме: «Экономическая политика белорусского государства» Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко изложил суть и специфику белорусской модели экономического развития. Он разъяснил, что мы сделали выбор «в пользу эволюционного пути развития» и сформировали белорусскую модель социально-экономического развития. «В её основе создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов с эффективной властью и сильной социальной политикой».
Эта модель закрепляется в программах социально-экономического развития Беларуси на пятилетки (в настоящее время на 2011-2015 годы) и в Национальной стратегии развития страны. А эти документы – закон для исполнительной власти страны, т.е. правительства. Их исполнение – критерий оценки деятельности государственных учреждений и органов местной власти. По означенным выше обстоятельствам экономическая модель преобразований в Беларуси носит не революционный, а эволюционный характер, т.е. ориентирована на постепенную трансформацию прежней социалистической экономики в экономику рыночную под контролем социального государства в интересах широких масс трудящихся. Критики нашей модели развития явно лукавят, указывая нам на слишком активную, по их мнению, роль государства в формировании рыночной экономики и управления ею в Беларуси. На протяжении целых десятилетий после Второй Мировой войны страны-лидеры западного мира сами неуклонно повышают удельный вес расходов государства в ВВП (валовом национальном продукте).
Доля государственных расходов в ВВП (в %) [13]
Комментируя таблицу, отметим следующее. Во-первых, наблюдается непременный рост доли расходов государства ведущих стран мира в ВВП за исследуемый период (во Франции почти двойной). Во-вторых, просматривается четкая тенденция: чем больше развито социальное государство, тем весомее его место и роль в экономике страны. Социальное государство формирует и социально ориентированную экономику. Например, в Германии в государственном секторе вырабатывается 95% электроэнергии, добывается 80% железной руды, 75% каменного угля. 50% алюминия. Инфраструктура страны (транспорт, дороги, связь и т.д.) находятся в руках государства. Аналогичная ситуация в Бельгии, Франции, Швеции.
В-третьих, навязывая постсоветскому пространству шоковую терапию и обвальную приватизацию, Запад решил для себя стратегическую задачу: ликвидировать в лице бывшего СССР не только идейно-политического, но и экономического конкурента. Это значит, что белорусская модель вполне рыночная и европейская. Ведь по мере создания рыночных институтов постепенно и последовательно мы сокращаем роль государства в экономических процессах страны. В тех сферах экономики, где решаются масштабные задачи (автомобиле- и тракторостроение, энергетика, транспорт, микроэлектроника и т.п.) государственное регулирование остается. В итоге, в 2010 г. около 50 крупных предприятий практически формируют половину гос. бюджета Беларуси. Критики Беларуси указывают и на то, будто мы остановили рыночные преобразования и создали государственный капитализм. Однако белорусские реалии опровергают и это обвинение. Уже к началу 2006 года в Республике Беларусь реформировано в промышленности 40% предприятий, в агропромышленном комплексе – 47%, в строительстве – 32,3%, а в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании -72,4%. На этих предприятиях работало около 960 тысяч человек из 4,3 млн. занятых. Можно к этому добавить, что в Беларуси уже сложился рынок жилья, садовых и огороднических участков, в городах – на участки под застройку предприятиями и жильём. Но нет частной собственности на сельскохозяйственные угодья. Активно развиваются рыночные отношения в медицине, образовании, связи, на транспорте. Это свидетельство движения Беларуси к рынку от советской монополии государства на собственность к оптимальному сочетанию плана и рынка (как в Швеции, Германии и т.д.), а не от «дикого» рынка, в котором социальный компонент отсутствует и только в перспективе обещает завоевания масс в сфере социальной защиты. При таком подходе приватизация в Беларуси не самоцель, а средство приближения к социальному государству с социально ориентированной экономикой. В нашей республике разгосударствляются в первую очередь те предприятия, с которыми государство само не справляется, а нормально работающие – по рыночной, максимально возможной цене. Поэтому приватизация носит «точечный», индивидуальный характер, а не всеобщий, повальный. Ведь в нашей ситуации продается не просто государственная собственность, а создававшееся целыми поколениями национальное достояние. Условия приватизации в Беларуси следующие: – от продажи предприятия государство должно получить максимальную прибыль; – на приватизированном предприятии не должно сократиться количество работающих; – на нём должны улучшаться производственные показатели. Приватизация должна стимулировать производительность труда. Приватизация на таких условиях свидетельствует, что инвестор приходит всерьез и надолго. Он заинтересован в развитии производства, в стабильном развитии страны. Если же предприятие нестратегическое, его контрольный пакет акций продаётся открыто, на равноправной и конкурентной основе. Такой прагматизм в экономической политике лежит в рамках либерально-рыночного подхода к преобразованию экономики Беларуси. При остром дефиците сырья и энергоресурсов в стране он дает возможность строить в Беларуси демократическое социальное государство на базе социально ориентированной экономики, как предусмотрено нашей Конституцией. Поэтому ставятся барьеры для тех предпринимателей, которые вывозят капитал за рубеж, в оффшорные зоны, не возвращают кредиты, упорно уклоняются от налогов. Так страна стимулирует бизнес, приносящий пользу не только предпринимателю, но и населению, государству. Стимулируется налаживание производства в первую очередь, а не перепродажа товаров и посредничество. Это позволяет не только насыщать рынок, но и регулировать безработицу, пополнять бюджет, сдерживать рост цен и финансировать социальные программы: жилищное строительство, преобразование села и т.д.
В указанной выше лекции президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко охарактеризовал и эффективность избранной модели экономического развития, отмечая, что она, – во-первых, не позволила сформироваться в нашей стране олигархическим кланам. Ведь основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках; – во-вторых, мы не допустили к власти криминальные элементы. Беларусь сохранила тем самым свой международный авторитет как одна из самых некоррумпированных стран мира. – в-третьих, наша модель не привела к массовой безработице. Наконец, – в-четвертых, она не привела к разрыву традиционных экономических связей с партнерами и развалу реального сектора белорусской экономики, имеющий открытый, ориентированный на экспорт характер. В настоящее время «Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики», - подчеркнуто в «Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Практика функционирования нашей модели экономического развития показала, что ее нельзя считать беспроблемной. Но это проблемы роста и прогресса, а не проблемы экономического волюнтаризма и авантюризма. К числу важнейших относится проблема открытости нашей экономики. Экономика Беларуси является открытой, потому что она очень сильно зависит от экономических и политических процессов, происходящих вне Белоруссии: от цен на сырьё, энергоносители и комплектующие для нашей промышленности, от силы мировых валют, от разных квот, ограничений, санкций и т.д. Она ориентирована на экспорт, на продажу нашей продукции за рубежом. Поэтому все, что происходит в других странах, с которыми мы торгуем, прямо влияет на объем производства, на цену товаров, на бюджет страны и на благосостояние белорусского народа. Управление такой экономикой связано с риском и требует высокого профессионализма управленцев.
Ситуация будет гарантировано контролируемой, если экспортируемые из Беларуси товары будут наукоёмкими, т.е. содержать в себе минимум метало- и энергозатрат, а максимум технической и технологической новизны, научных идей и интеллекта. Поэтому в Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 24 апреля 2007 года говорится: «Путь у нас только один – ускоренный переход к экономике инновационной, наукоёмкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке». Для этого «надо обеспечить реальное взаимодействие науки, производства и образования», повысить роль инновационных фондов, не влезать в долги и не допускать, чтобы кредиты превратились в средство давления на нашу страну. Если посмотреть на структуру нашего экспорта, то нетрудно заметить, что мы уже поставляем миру не сырьё и материалы, а готовую высококачественную продукцию: 30% мирового рынка крупнотоннажных самосвалов – машины жодинского БелАЗа; 8-10% мирового рынка (в разные годы возможны колебания) колёсных тракторов более 60 модификаций – трактора «Беларус»; 48% мирового рынка микросхем для часов, 17% для калькуляторов – тоже белорусские. Совместно с Россией мы создали суперЭВМ «СКИФ» с быстродействием 2,5 триллионов операций в секунду. Это стратегический продукт, который даже не продаётся. Он ставит Беларусь в один ряд с самыми развитыми странами мира: лишь 6 стран научно и технологически способны на это. Беларусь становится и космической державой. Российская космонавтика во многом возможно благодаря белорусской науке и нашему приборостроению. Мы вполне готовы запустить собственный искусственный спутник Земли высокого качества, модернизируем современную военную технику по заказам многих стран (ракетную, авиационную, бронетанковую, обновляя её оптическую и электронную «начинку»), производя современную аппаратуру. Но по этому пути нам следует двигаться с ускорением, а не довольствоваться достигнутым. В этом перспектива нашего экономического и социального благополучия, безопасности страны. По уровню реформируемости экономики и привлекательности для инвестирования Беларусь в кратчайшие сроки поднялась в рейтинге Всемирного банка с 86 места в мире на 53 в 2010 г. В будущем Беларусь собирается в этом рейтинге войти в тридцатку лучших экономик мира. На количественные и качественные показатели развития нашей экономики обратите особое внимание, поскольку они демонстрируют даже в условиях глобального экономического кризиса надежность избранной модели. Существенно и то, что эта модель создает стабильную основу для формирования социального государства и проведения сильной социальной политики.
Проблемные показатели нашего развития находятся в центре социальной и экономической деятельности белорусского государства, предприятий, профсоюзов и общественности. Это подтверждается реализацией модели социально-экономического развития Беларуси, планами и программами государства в этой сфере, управленческими решениями, соответствующей законодательной базой, практикой рационального ведения хозяйственной деятельности по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь №3 «Экономика и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 15 июня 2007 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.016 с.) |