Становление национальной культуры Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление национальной культуры Беларуси.



Методически важно осознать, что духовная культура общества неоднородна и сложна. Сложность в том, что духовная сфера включает в себя как религиозный компонент, так и нерелигиозную составляющую: науку, образование, искусство. Поэтому необходимо детально разобраться, какая духовная культура сформировалась в Беларуси, в силу каких причин ее называют «синтетической», «буферной», насколько она адекватна времени и вызовам будущего.

Процесс формирования, становления и функционирования идеологии белорусской государственности предполагает осмысление и включение в ее содержательную структуру культурных, этнических, религиозных аспектов, рассмотрении их во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Белорусское общество – полиэтничное, поликонфессиональное, однако этносы, живущие на белорусской земле, близки по историческим судьбам, культуре, обычаям, традициям, языку. Белорусский этнос рассматривается как основная часть белорусской нации. Именно поэтому основой белорусской национальной культуры является культура белорусского этноса. Самобытная культура белорусского этноса формировалась в процессе сложного синтеза, тесного взаимодействия, диалога культур различных этнических групп – русских, поляков, литовцев, украинцев, евреев, татар и других.

Исследователи определяют особые черты белорусской культуры:

Открытость. Находясь на границе цивилизационных и культурных взаимодействий, постоянно испытывая воздействие других культур, она была ориентирована на аккультурацию и синтез разнообразных влияний.

Противоречивые тенденции развития. Мощное, подавляющее влияние культур сопредельных государств в определенные исторические периоды приводило к подавлению и принижению белорусской культуры и языка. Проблема национального возрождения становилась в эти периода одной из жизненно важных для белорусского народа. Сложности исторического пути развития обусловили прерывистость культурной традиции. Белорусы не могут идентифицировать себя с одной культурной традицией. И. Абдзиралович в своем исследовании «Адвечным шляхам. Даследзіны беларускага светапогляду» назвал в качестве определяющих характеристик белорусской истории колебания между католическим Западом и православным Востоком и отсутствие полной расположенности к одному из этих типов.

Полиэтничность и поликонфессиональность. Определенное влияние на белорусскую культуру оказали культуры таких этнических групп, как поляки, литовцы, русские, евреи, украинцы, которые испокон веков проживали на белорусских землях бок о бок с белорусами. В культурном пространстве Беларуси соединяются языческие, православные, католические, иудейские и другие религиозные влияния.

Этнографичность. Вхождение белорусских земель в различные государственные образования, приводило к тому, что высшие слои общества переходили в русло сначала польской, а затем и русской культурной традиции. Хранителями белорусской культуры, в основе которой лежит богатейший фольклор, традиционные ценности оставались народные массы, преимущественно крестьянские слои общества, составлявшие основную массу населения. Белорусская культура, перейдя на народный уровень, смогла сохранить свою самобытность и неповторимость. Тенденция проявления народных, фольклорных истоков сохраняется в культуре современной Беларуси – в литературе, живописи, музыке.

Корни социокультурного своеобразия белорусов уходят вглубь истории славянских племен, восточнославянских общностей, древнерусской народности. Появление славянских племен на территории южной Беларуси и северной Украины относят к VI – второй половине IX веков. Именно в этот период у славян формируются свои этнокультурные признаки (восточнославянский язык, общая культура, общее самоназвание и самосознание), позволяющие говорить о появлении древнерусской народности. Древнерусская народность явилась той основой, на которой произошло формирование белорусской, русской, украинской народностей. В этот период сформировалась этнически близкая духовная и материальная культура, произведения которой в равной степени принадлежат трем народам.

На формирование белорусской культуры значительное влияние оказала культура языческих балтских племен, которые населяли белорусские земли до прихода сюда славян. Процесс ассимиляции славянами балтского населения не прошел бесследно для самих славян, испытавших на себе действие местных этнических субстратов. Следы балтского влияния прослеживаются в формах традиционной материальной культуры, религиозных представлениях, языковых элементах, топонимике. Об этом свидетельствуют балтские названия белорусских рек – Двина и др.

Духовная и культурная жизнь наших предков неразрывно была связана с древними языческими верованиями и культами. Основу языческих традиций древних славян составляли разнообразные природные культы. Оформился пантеон языческих богов. Например. Даждьбог являлся покровителем плодородия, Стрибог – неба, ветра, Перун – бог грома и молнии. Сегодня в памяти народа живут различные мифологические представления о живой и неживой природе (существование «того света», празднование Радуницы, Дедов), рассказываются истории про чертей, леших. Также сохранились некоторые обряды, уже утратившие свое магическое значение – кликанье весны, купалье, калядование.

В последующем, с принятием христианства, языческие взгляды постепенно вытесняются из жизни общества, часто сливаясь с христианскими. Так святой Илья стал похожим на Перуна, а ряд христианских праздников своими истоками уходят в язычество. Христианский праздник встречи зимы и лета – Стреченье (Громницы), первоначально был праздником в честь Перуна; Радуница – весенний праздник, связанный с культом предков и почитанием языческого божества Радогоста; празднование Спаса, который состоит из трех частей – Медового Спаса, Яблочного Спаса и Хлебного Спаса, связано с благодарностью духам за новый урожай.

Специфический синтез языческой славянской и балтской культур был дополнен христианской духовной традицией, которая также не была однородной.

Путь «из варяг в греки», пролегающий по территории Беларуси способствовал не только развитию торговли, но и распространению христианской веры и культуры. Принятие христианства в греко-византийской традиции способствовало развитию культурного процесса в Беларуси. В это время берет начало строительство монументальных культовых и оборонительных сооружений. Софийский (XI в.) и Спасский (XII – XIII вв.) соборы в Полоцке, Благовещенская церковь (XII в.) в Витебске, Бельчицкий монастырь (XII – XIII вв.), Каложская церковь (XII в.) в Гродно, Белая вежа (XIII в.) в Каменце – это неполный перечень образцов древней монументальной архитектуры. Роспись этих храмов свидетельствовала о высоком уровне фресковой живописи, сочетавшей в себе достижения византийских мастеров и богатые народные традиции наших предков.

Развитие прикладного искусства достигло высокого уровня, о чем свидетельствуют немногочисленные сохранившиеся предметы христианского культа. Выдающимся произведением декоративно-прикладного искусства является Крест Ефросиньи Полоцкой (1161 г.), утерянный в годы Второй мировой войны. Точная копия была воссоздана в 90-е годы прошлого столетия.

Центрами культурно-просветительской, религиозной деятельности, письменности были монастыри. Именно там писались и переписывались книги, летописи, существовали библиотеки и школы. Примерами древнейших рукописных книг являются Туровское евангелие(XI в.), Оршанское евангелие (XIII в.), служебник Валаама Худынского (XII – XIII вв.). К сожалению, основная часть старых рукописных книг не сохранилась до нашего времени.

Важнейшую роль в обогащении духовной жизни народа сыграли христианские просветители – Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, мыслитель Климент Смолятич.

Таким образом, можно с уверенность сказать, что богатая, многогранная, яркая культура Беларуси этого периода стояла в одном ряду передовых культур своего времени.

Своего расцвета белорусская культура достигает в Великом княжестве Литовском. ВКЛ было полиэтническим государством, где мирно уживались восточные славяне с балтами, евреями, татарами. Евреи являются одной из самых старых этнических общностей Беларуси. Впервые они упоминаются в грамоте Витовта брестским евреям 1388 г. Данный правовой документ рассматривал евреев как класс свободных жителей, подчиненных великому князю, которым гарантировалась неприкосновенность жизни, собственности, свобода вероисповедания, передвижения, занятие ремеслами и торговлей наравне с христианами. Под защитой законов они достигли благосостояния, которое неизвестно было их польским и германским единоверцам той эпохи. С середины 16 века переселение евреев на белорусские земли усилилось. Татары также являются одной из древнейших этнических общностей Беларуси. Первые упоминания о них относятся к 14 веку. Они приглашались великим князем ВКЛ на военную службу. Интересно, что татары долгое время сохранявшие свою общинную организацию, традиционные обряды и верования, быстро утратили свой язык. Стали использовать белорусский язык в быту, а рукописи Корана писали на белорусском языке арабской вязью. Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории Великого княжества Литовского, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т.ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная на Сморгонщине в деревне Давбучишки мечеть (упоминается в литовской метрике1558 г.) относится к одной из самых древних в Европе. Поскольку в возведении мечетей и синагог участвовали и местные мастера из числа коренного населения, в таких объектах присутствовало немало черт, свойственных типично белорусской архитектуре.

Длительное проживание на белорусских землях многих этнических групп способствовало довольно глубокому взаимопроникновению и взаимообогащению культур, языков различных народов, а также формированию таких ментальных характеристик белорусского народа, как толерантность, веротерпимость, законопослушание, неприятие конфликтов, уважение к человеку.

Вместе с тем, следует отметить, что основой культуры ВКЛ явился синтез двух культурных и религиозных традиций – древнерусской, православной и западноевропейской, католической.

Церковь внесла значительный вклад в развитие просвещения, общественно-политической мысли, литературы, музыки, архитектуры.

Большинство восточнославянского населения ВКЛ придерживалась православной веры. Однако к концу XIV века после сближения ВКЛ и Польши и подписания Кревской унии 1385 г., начинается активное проникновение католической веры на белорусские земли. К концу XVI в. в социокультурном пространстве Беларуси наблюдалось значительное усиление католического влияния. Вслед за служителями костела на белорусские земли приходили и поляки, главным образом мелкая шляхта. Значительная часть белорусских магнатов, стремясь получить привилегии, становились католиками. Их примеру следовала белорусская шляхта и крестьяне, причем в некоторых случаях имели место факты насильственного крещения. Признаки веры становились признаками народа. Формула «кто исповедует католическую веру – тот поляк, а кто православную – тот русский» глубоко укоренилась на уровне обыденного сознания и используется до сегодняшнего дня. Хотя значительная часть современных белорусских поляков – это потомки коренных белорусов, исповедующие католицизм и в различной степени усвоившие польский язык и культуру.

Православная церковь являлась носителем древнерусских традиций, католическая привносила в ВКЛ элементы польской и западноевропейской культуры. Контакты со странами Западной Европы способствовали новым явлениям в белорусской культуре – в белорусский язык проникают новые слова, переводные произведения западных авторов способствуют развитию литературы, в архитектуре и живописи появляются элементы западноевропейских стилей.

В архитектуре широкое распространение получает готика, стиль, заимствованный в Западной Европе. Готика представлена оборонными сооружениями – замками, выполнявшими одновременно роль политических, административных, экономических, культурных центров. Лидский, Кревский, Новогрудский, Мирский замки являются яркими образцами белорусского каменного зодчества.

В XIII – XVI вв. шло развитие старобелорусского литературного языка, который закреплял характерные особенности разговорной речи населения Беларуси. Старобелорусский язык постепенно приобретает новые черты. Он являлся официальным языком государственных документов и законодательства, делопроизводства. Большинство актов и грамот ВКЛ написаны кириллицей на старобелорусском языке.

В конце XV – нач. XVI века в Беларуси нарастают ренессансные тенденции – наблюдается рост городов, активизация общественно-политической деятельности, секуляризация духовной жизни, увеличение международных связей.

Представителями эпохи Возрождения в Беларуси является первопечатник, гуманист и просветитель, ученый и общественный деятель Франциск Скорина. Ф. Скорина перевел Библию на старобелорусский язык, писал предисловия и послесловия к ней, разъяснял непонятные слова и выражения, стремясь сделать их доступными широкому кругу читателей. Библия рассматривается Скориной как источник мудрости, универсальный источник знаний. В предисловиях к Библии отражались его общественно-политические, правовые, философские взгляды. Ф. Скорина внес значительный вклад в становление белорусского литературного языка.

Выдающимся деятелем белорусской культуры был поэт-гуманист эпохи Возрождения Н. Гусовский. В своем произведении «Песня об облике, дикости зубра и охоте на него» он призывал покончить с междоусобицами, выдвинул идею объединения европейских народов перед угрозой внешней опасности. Значительное внимание автор уделил описанию жизни простых людей, их привычкам, обычаям, занятиям.

Культура XVI – XVII века отличалась реформационно-гуманистической направленностью, стремящейся синтезировать теоретический гуманизм с социально-практической деятельностью. На белорусские земли стал проникать протестантизм, который оказал определенное влияние на культурную историю Беларуси. Протестанты стали открывать свои школы, типографии, издавали богослужебную литературу на старобелорусском языке. Представителями реформистского движения был С. Будный, В. Тяпинский, которые по глубине своего воздействия на эпоху достигали уровня европейских мыслителей. При поддержке князя Радзивилла С. Будный основал в Несвиже типографию и издал протестантский «Катехизис» на старобелорусском языке. Также он перевел и издал Библию на польском языке. С. Будный высказал идею о необходимости развития белорусского языка и культуры, как важнейших факторах формирования национального самосознания белорусов. В. Тяпинский издал Евангелие на старобелорусском языке. В предисловии к Евангелию он выступил за развитие белорусского языка, перестройку образования и приближения ее к простым людям, критиковал политику насильственного обращения в католичество.

С усилением Контрреформации усиливается деятельность различных католических монашеских орденов – иезуитов, францисканцев, доминиканцев, бернардинцев, бенедиктинцев. Они должны были содействовать восстановлению утраченных позиций католической церкви, способствовать ликвидации оппозиционных настроений среди магнатов, шляхты, горожан. Вместе с тем, следует отметить, что католическим орденам принадлежит бесспорная заслуга в распространении достижений европейской культуры, создании системы образования – коллегиумов и академий.

История Беларуси в составе Речи Посполитой – один из наиболее интересных и сложных периодов истории нашей Родины. Нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой отразилось на развитии национальной культуры. Происходит полонизация белорусской культуры, белорусский язык постепенно вытесняется из официального употребления и сферы официальной культуры, уступая место польскому языку. Хотя Статут ВКЛ 1588 г. написан на белорусском языке, в последующем он был переведен на польский язык. Белорусский язык используется преимущественно в простонародной среде.

В XVII – XVIII веках на развитие культуры оказывает все большее влияние конфессиональный фактор. После подписания Брестской унии 1596 г. произошло объединение католической и православной церквей и была создана униатская (греко-католическая) церковь. Это была церковь с православной формой и католическим содержанием – предполагалось сохранение греческой обрядности, белорусского языка в богослужении и признание верховенства Папы римского. Стремление создать свою церковь привело к тому, что к концу XVII века 70% белорусского населения стало униатами. Способствовала ли уния развитию белорусской народности и ее государственности? Ответ на этот вопрос является спорным в исторической науке и до конца не решенным. Вместе с тем, униатство можно рассматривать как компромисс между западнохристианской и восточнохристианской церквями, как попытку достижения общественного согласия в тех непростых политических условиях.

Испытывая на себе польское влияние, белорусская культура взаимодействует с русской культурой. Представители белорусской словесности С. Полоцкий, М. Смотрицкий внесли значительный вклад в развитие русской культуры XVII – XVIII вв. В этот период в Беларуси получает распространение стиль барокко, нашедший яркое выражение в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, скульптуре. А в общественном развитии начали играть большую роль не религиозные, а светские факторы. Интенсивно развивается светская философия, книгоиздание. Пробуждается интерес к жизни народа, фольклорным истокам культуры, разговорному языку. Развиваются просветительские идеи, самыми актуальными и обсуждаемыми были вопросы отмены крепостного права и решение крестьянского вопроса, реформирование школьного образования в сторону его светскости.

В XVIII веке происходит развитие белорусской школы иконописи, живописи, графики. Белорусские изделия экспортировались на Запад, украшали церкви Москвы и других славянских городов. Очень ценилась белорусская резь.

В результате разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах белорусские земли оказались в составе Российской империи. Развернувшиеся процессы русификации, привели к утрате многих элементов белорусской самобытности. Власти Российской империи стремясь распространить и закрепить свое влияние на белорусские земли, использовали средства культурно-духовного воздействия. Были закрыты Полоцкий и Виленский университеты, запрещены белорусский язык в школах и православных церквях. Книгопечатание на белорусском языке также было запрещено после восстания 1863 г. Русский язык становится доминирующим в официальной сфере и культуре, образовании. Носителями белорусской культуры по-прежнему являются народные массы. Белорусское национальное содержание присутствует в зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, народном театре.

После упразднения Брестской унии в 1839 г. начинается активное восстановление влияния православия. Количество православных прихожан значительно увеличивается после второго и третьего разделов Речи Посполитой.

В первой половине XIX в. проявляются тенденции к возрождению белорусской культуры. Идеи этнического и национального пробуждения, патриотизм, поэтизация образа родного края характеризуют романтизм в белорусской культуре. Представителями романтического направления были Я. Чачот, Т. Зан, В. Дунин-Марцинкевич, А. Мицкевич, В. Сырокомля, М.К. Агинский, С. Манюшка.

В этот период проявляется интерес к языкознанию, историческому, культурному наследию Беларуси. Работы таких авторитетнейших ученых, исследователей, как М.В. Довнар-Запольский, Е. Романов, Е. Карский, внесли значительный вклад в становление и развитие национальной исторической науки, этнографии, фольклористики, лингвистики.

В конце XIX – нач. XX вв. ведущей идеей общественно-политической мысли и культуры Беларуси становится идея создания белорусского государства. В этот период идет процесс становления классической белорусской литературы и формирование белорусского литературного языка. Издание первых книг и газет на белорусском языке явились важным достижением нашей культуры начала ХХ века. Творчество Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа, Тетки, З. Бядули и других белорусских деятелей способствовало возрождению духовной культуры и формированию белорусского национального самосознания. Газеты «Наша Нива», «Наша доля», «Беларус» играли роль общественных и социально-политических институтов.

Сложным и противоречивым было развитие белорусской культуры в советский период. Процесс белорусизации, развернувшийся в двадцатые годы ХХ века, способствовал национальному возрождению: формировалась национальная система образования, преподавание и делопроизводство переводилось на белорусский язык, ликвидировалась неграмотность, развивалась белорусская литература, театр, изобразительное искусство. Следует отметить, что в эти годы создавались возможности и для развития национальных культур этнических меньшинств, проживающих в Беларуси. Правительством было установлено равноправие языков: белорусского, русского, еврейского, польского. Была создана система национальных школ, театров, издавались книги, журналы, газеты.

Набиравшая силу тоталитарная система начала наступление на культуры национальных меньшинств, которые со второй половины 1930-х годов фактически исчезли на долгие годы. Такая же участь постигла и белорусскую культуру. В самом конце 1920-х годов белорусизация начала сворачиваться. Советской властью проводилась политика русифицикации, вытеснения белорусского языка из сферы образования, культуры, общественной жизни и замена его языком межнационального общения – русским. Это привело к незнанию и невладению родным языком у значительной части белорусского населения. Был уничтожен весь цвет белорусской национальной интеллигенции. Репрессиям подверглись Т. Гартный, В. Ластовский, М. Чарот, М. Горецкий, Я. Лесик, Б. Тарашкевич, М. Зарецкий и другие. Только в одну ночь с 29 на 30 октября 1937 г. в Минске было расстреляно 132 деятеля культуры. Непоправимый ущерб, нанесенный белорусской культуре в годы репрессий, сказывается до сегодняшнего дня.

С приходом к власти большевиков в основу государственной политики по отношению к церкви был положен воинствующий атеизм. Религия была провозглашена пережитком прошлого. Стремление советской власти вытравить из сознания людей мысль о Боге, память о своих религиозных традициях привело к репрессивным действиям по отношению к церкви. Началось массовое закрытие церквей и монастырей, их разрушение, физическое уничтожение духовенства, надругательство, осквернение и истребление религиозных святынь и реликвий. Так у православной церкви были изъяты серебряная рака и крест Ефросиньи Полоцкой.

Гонения на церковь, продолжавшиеся десятилетия, привели к подрыву ее позиций в обществе, к вытеснению и утрате религиозных ценностей у преобладающей части населения.

В последующем, особенно после окончания Великой Отечественной войны, в Беларуси политика в отношении церкви несколько смягчилась. Увеличилось количество верующих, легально совершались религиозные обряды. Однако уже в 1950-е годы политика давления на церковь возобновилась.

В белорусской культуре вплоть до периода перестройки наблюдались следующие тенденции: развивалось национальное образование, печать, телевидение на родном языке, литература, живопись, скульптура, музыка, театр, пробуждался интерес к национальному творчеству. В литературе и искусстве доминирует военная тематика. Теме войны посвящают свои творения А. Кулешов, М. Лыньков, К. Черный, М. Танк, И. Мележ, И. Шамякин, В. Быков и др. Вместе с тем, следует отметить, что белорусская культура, как и культуры народов СССР, испытывала на себе сильнейшее идеологическое воздействие. Элементы национального проявлялись только в форме, содержание культуры оставалось социалистическим.

С началом процессов демократизации и обретением собственной государственности началось раскрепощение национальной белорусской культуры, освобождение ее от давления социалистической идеологии, поиск собственной идентичности. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Неслучайно поэтому общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской культуры. Произошел рост национального самосознания, появились объективные публикации по истории белорусского народа и государственности, расширялось использование белорусского языка во всех сферах общественной жизни.

В 1990 г. белорусский язык становится государственным. Но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. Согласно решению референдума 1995 г. русский язык получил статус государственного языка, в Беларуси установлены два государственных языка – белорусский и русский. Следует отметить, что наиболее используемым является русский язык. По результатам переписи 2009 г. только 53 % граждан Беларуси считают белорусский язык родным, и только половина из них используют его в ежедневной жизни. Белорусский язык считают родным 60% белорусов. Знание нескольких языков, безусловно, делает человека духовно богаче, открывает большие возможности для развития и совершенствования, коммуникации. Вместе с тем, не следует забывать, что язык является неотъемлемой частью национального самосознания. Забвение и утрата своих национальных истоков, языка, культуры, традиций грозит самыми серьезными последствиями, как духовными, так и политическими. Поэтому важнейшей задачей Беларуси в духовной сфере является сохранение своего языка, истории, культурных и национальных традиций, обычаев. Ведь мы интересны миру своей уникальность, самобытностью, тем, что не могут предложить и дать другие народы.

В постсоветский период возрождается и развивается национальная история, литература, драматургическое творчество, кинематограф, белорусский балет, музыка, живопись. Представителями этой культурной эпохи являются выдающиеся писатели – В. Быков, И. Чигринов, В. Орлов; поэты – С. Соколов-Воюш, А. Сыс; драматурги – А. Дударев, А Асташонок; режиссеры – Н. Пинигин, В. Григолюнас, балетмейстер В. Елизарьев.

Сегодня, в эпоху глобализации, актуальнейшей является проблема сохранения национально-культурной идентичности. Процессы глобализации ведут к созданию глобальной культуры, пространством которой становится весь мир. В сегодняшнем информационном, глобализирующемся обществе телевидение, Интернет и другие СМИ создают иллюзию отсутствия пространства, становится незаметной разница между своей и чужой культурой. Происходит формирование единого социокультурного пространства, стандартизация национальных культур и стирание их традиционных границ, нарушение привычных культурных связей, этнокультурные традиции перестают выполнять свои функции, нередко превращаясь в коммерческие и развлекательные проекты. Безусловно, эти тенденции несут опасность для национальных культур, особенно для культур, которые полностью не завершили процесс своего формирования, в том числе и для белорусской. Поэтому перед белорусской культурой стоит сложнейшая задача – используя все достижения и преимущества глобализации, сохранить свое национальное богатство, сохранить себя.

Белорусская национальная культура прошла длительный путь своего развития, который неразрывно связан с историческим прошлым и судьбой народа Беларуси. Она, постоянно испытывая на себе воздействие мощных культур – западноевропейской и русской, смогла сохранить свою самобытность и неповторимость. Вместе с тем, белорусская культура, в силу уникальной геополитической ситуации Беларуси, всегда была открыта для взаимодействия и взаимообогащения с культурными традициями других народов. Белорусский народ смог создать свою оригинальную самобытную культуру, многие произведения которой являются неотъемлемой частью мировой культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.03 с.)