Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сохранение культурного разнообразияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура формирует не только способ восприятия мира, но и взаимодействие человека с окружающей его средой обитания. Человеческая цивилизация представляет собой совокупность различных культур, сочетание которых предопределяет культурное разнообразие в мире. Абсолютно очевидно, что концепция устойчивого развития конструктивна лишь при ее применении в многогранном и комплексном подходе, то есть когда она рассматривается во взаимосвязи со всеми экономическими, социальными, экологическими и культурными аспектами, особенно в условиях глобализации. Термин «культурное разнообразие» рассматривается в системе ООН как определенная система ценностей, позволяющая обществу развивать и поддерживать свою индивидуальность и самобытность, а также как совокупность способов решения наследуемых или создаваемых человечеством проблем в интересах устойчивого развития. Культурное разнообразие неразрывно связано с важнейшими задачами современности – ликвидацией нищеты, борьбой с болезнями, защитой окружающей человека среды и рациональным использованием природно-ресурсной базы социального и экономического развития. Образ жизни большинства коренных народов напрямую зависит от биологического разнообразия. Многие знания коренных народов положены в основу методов лечения, используемых в системах здравоохранения. По оценкам ВОЗ/ЮНЕП, около 80% населения стран, не относящихся к числу промышленно развитых, используют в основном такие методы лечения. Однако сохранению и изучению этих знаний до сих пор не уделяется должного внимания. Кроме того, во многих частях мира деградация окружающей среды усиливается именно из–за совокупной потери коренным населением традиционных знаний, способных помочь приостановить этот процесс [108, 145, 150, 70-77]. Понятие «коренные народы» или «коренное население» означает общность людей, длительное время проживающих на одной и той же территории, являющейся частью исторически сложившейся экосистемы. В Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды (1972 г.) записано: «Уважая критерии, согласованные международным сообществом, и нормы, установленные на национальном уровне, крайне важно также принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но не всегда подходят для развивающихся странах и вызывают в них неоправданные социальные издержки» [129]. Особое внимание усилению роли коренных народов уделялось на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Так, в «Повестке дня на ХХ век» записано, что «для коренных народов характерна историческая привязанность к своим землям, в силу того, что они являются потомками исконных жителей таких земель. К сожалению, под воздействием факторов экономического, социального и исторического характера складывается тенденция к ограничению возможностей их полноценного участия в деятельности по обеспечению устойчивого развития на собственных землях. В связи с этим, необходимо учитывать взаимосвязь между состоянием природной среды и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов» [120]. В решениях Межправительственной конференцией по культурной политике в интересах развития (Стокгольм, 1998 г.) отражено, что любая политика в области развития должна в максимальной степени учитывать аспекты культурного разнообразия. Кроме того, в докладе под названием «Наше творческое разнообразие», подготовленном Всемирной комиссией по культуре и развитию (утверждена ГА ООН в 1992г.) отмечается, что культура может как способствовать, так и препятствовать быстрому экономическому росту, в связи с тем, что развитие, не учитывающее гуманный или культурный контекст, иными словами, экономическое развитие без “человеческого лица”, – это все равно, что развитие человеческого потенциала, лишенного всяческой духовности [108, 107]. В Мальмёнской декларации (2000 г.) также отмечена необходимость уделять особое внимание угрозам культурному разнообразию и утрате традиционных знаний, в частности коренного населения, вызванных глобализацией. В Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) отмечается необходимость создания новой культуры сохранения и защиты окружающей человека среды, при этом существующее многообразие вероисповеданий, культур и языков должно способствовать уважительному отношению друг к другу в рамках культурного разнообразия [75]. В официальных документах ООН со ссылкой на экспертную оценку, изложенную в книге Самуэля Ханнингтона «Столкновение цивилизаций» отмечается, что Запад выиграл войну не в силу превосходства своих ценностей или религии, а в силу своего превосходства в применении организованного насилия. Можно утверждать, что ухудшение состояния окружающей среды и истощение природных ресурсов следует рассматривать как одну из форм такого насилия над экосистемами [69, 70]. Одним из первых международных правовых документов, где было уделено должное внимание роли коренного населения в сохранении биологических ресурсов, стала Конвенция ООН о биологическом разнообразии (1992 г.). В Конвенции подчеркнуто, что «каждая договаривающаяся сторона, в соответствии со своим национальным законодательством, обеспечивает уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных народов и местных общин, отражающих их традиционный образ жизни. Это имеет важное значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, а также способствует совместному использованию на справедливой основе выгод, получаемых от применения таких знаний, нововведений и практики» [62]. В настоящее время в рамках этой Конвенции проводится работа по изучению взаимозависимости культурного разнообразия и биоразнообразия. Следует отметить, что подобно тому, как природа создает разнообразие видов? приспособленных к соответствующей окружающей среде, так и человечество порождает различные культуры, отвечающие особенностям местных условий. Например, для влажных тропиков, в отличие от тундры или засушливых зон умеренного пояса, характерны не только другой растительный и животный мир, но и иные особенности культуры, носителями которой являются живущие на их территории люди. Таким образом, культурное разнообразие может рассматриваться в качестве формы адаптивного разнообразия, а значит, и непременного условия устойчивого развития. В последние годы ЮНЕП и ВОЗ совместно с Центром здоровья и глобальной окружающей среды при Гарвардской медицинской школе тесно сотрудничают в области изучения влияния утраты биологического разнообразия на уязвимость человека. В рамках ООН реализуется также комплексная программа под названием «Биологическое и культурное разнообразие» и разрабатываются добровольные обязательства в области культурного разнообразия. В условиях глобализации именно образование и просвещение, как важные аспекты культуры, должны играть основную роль, способствуя изменению образа жизни и утверждению новых нравственных принципов. Без соблюдения этих условий перспективы перехода к устойчивому развитию никак нельзя назвать обнадеживающими. Несмотря на принятые в ООН обязательства, положение дел, связанное с традиционными знаниями коренного населения, продолжает оставаться крайне нестабильным. Например, в то время как опыт рационального использования услуг экосистем коренными народами вызывают все больший научный и коммерческий интерес, традиционные знания этих народов находятся под серьезной угрозой. Например, глобализация представляет угрозу как биоразнообразию, так и культурному разнообразию. Это обусловлено тем, что утрата биоразнообразия истощает биосферу, частью которой является человечество, а разрушение многовековых культур и традиций уменьшает арсенал противодействия человека негативным факторам окружающей среды. В связи с этим, глобализация, способствующая формированию единой глобальной среды обитания, ставит перед каждой страной новые задачи по сохранению культурного разнообразия. В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) записано, что «культурное и биологическое разнообразие имеют в равной степени актуальное и существенное значение, поскольку человечество является неотъемлемой частью природы. Необходимо содействовать сохранению, развитию и использованию практических знаний коренных народов в области медицины и, в случае необходимости, сочетать их с современной медициной». В этом Плане также подчеркивается важность «использования научных знаний и технологий, в том числе использования традиционных знаний коренных народов, уважая носителей таких знаний и учитывая требования национального законодательства» [112]. В ходе Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) состоялось заседание Круглого стола высокого уровня по вопросам культурного и биологического разнообразия в интересах устойчивого развития. Была достигнута договоренность, что культурное разнообразие должно рассматриваться как один из важнейших факторов в решении проблем по обеспечению безопасной окружающей человека среды. Участники заседания Круглого стола высокого уровня заявили о необходимости принятия Всемирной конвенции о культурном разнообразии и обратились в ООН с предложением рассмотреть вопрос о дополнении трех компонентов устойчивого развития – экономического, социального и экологического четвертым компонентом – культурным разнообразием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.197 (0.009 с.) |