Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и технологическое развитие в условиях глобализацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие научно-технического прогресса непрерывно изменяет структуру производства и потребления, особенно в условиях глобализации. За период 1972 – 2004 годов в таких областях, как информационные и коммуникационные технологии, медицина и биотехнология совершен ряд настоящих прорывов. Однако, по оценкам ПРООН, только менее 5% товаров и услуг, предоставляемых каждой из перечисленных технологий, имеют возможность потреблять 20% беднейших жителей планеты [148, 83, 84]. В Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды (принципы 18, 20) записано, что «наука и техника, внося свой вклад в социально-экономическое развитие, должны использоваться с целью определения и предотвращения случаев нанесения ущерба окружающей среде, а также решения возникающих проблем на благо всего человечества. Национальные и межнациональные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с проблемами окружающей человека среды, должны получить поддержку во всех странах, особенно развивающихся. В этих целях необходимо поддерживать и содействовать свободному обмену современной научной информацией и передаче знаний, которые должны предоставляться развивающимся странам на условиях, способствующих широкому их распространению среди населения и не налагать экономическое бремя на эти страны» [129]. В Рио-де-Жанейрской декларации (принцип 9) подчеркнуто, что «государства должны укреплять сотрудничество в целях наращивания национального потенциала в интересах устойчивого развития, путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи новых безопасных технологий» [120]. В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию для более эффективного внедрения научно – технических достижений в интересах охраны здоровья и роста благосостояния населения предлагаются следующие меры: · создавать регулярные каналы общения правительства с научной общественностью для представления запросов и получения научно-технических консультаций в связи с осуществлением «Повестки дня на XXI век»; · создавать и укреплять на всех уровнях сети науки и образования с целью обмена знаниями, опытом, передовой практикой и создания научного потенциала в интересах устойчивого развития; · использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве эффективных средств передачи информации, а также повышать качество и расширять доступ к информационным и коммуникационным технологиям во всех странах. В этом Плане подчеркнута также необходимость «оказывать содействие в создании условий для более широкого доступа к многосторонним и глобальным программам в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Создавать соответствующий научно- технический потенциал в интересах устойчивого развития с тем, чтобы укреплять сотрудничество и партнерские отношения в области НИОКР и обеспечивать его широкое применение исследовательскими институтами, университетами, частным сектором, правительствами и неправительственными организациями» [112]. Весь международный опыт за последние 50 лет подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения, культуры и, конечно же, духовности. Вот почему науку и образование следует рассматривать в качестве особо охраняемых ресурсов при проведении любых экономических преобразований. По оценке академика Д.С. Львова, в России «за годы так называемых рыночных реформ, реальное финансирование науки сократилось более, чем в 15 раз, что подвергло ее масштабному разрушению и способствовало увеличению разрыва между поколениями из-за нарушения преемственности научных и практических знаний. А ведь наука – это, образно говоря, хранительница генетического фонда нации, одно из важнейших оснований ее культуры, образования, нравственного здоровья и ее интеллекта» [19]. В последние годы предметом научных и политических дискуссий, помимо вопросов передачи и применения технологий, являются вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности, которые стали особенно актуальными в связи с разработкой и производством новых лекарственных препаратов. К примеру, биотехнология открыла второе дыхание для сельского хозяйства (особенно для обеспечения продовольственной безопасности) и здравоохранения (особенно для фармацевтики и профилактики заболеваемости), однако ее широкое применение еще вызывает массу вопросов, связанных с моральными и социальными аспектами жизни современного общества и проблемами окружающей среды. Развитие всех цивилизованных стран основано, прежде всего, на экономике знаний, где интеллектуальная собственность стала определяющей, превратившись в фундаментальный источник социально – экономического развития. Однако в области интеллектуальной собственности до сих пор существуют нерешенные вопросы, как концептуального, так и практического характера. По оценке Дж. Сороса, само словосочетание “интеллектуальная собственность” является некорректным, поскольку основывается на ложной аналогии с “вещественной собственностью”. Различие между ними заключаются в том, что стоимостная оценка “интеллектуальной собственности” получается в результате использования её другими людьми, тогда как стоимостная оценка “вещественной собственности” получается благодаря использованию её непосредственным владельцем [39]. В условиях глобализации процесс коммерциализации интеллектуальной сферы деятельности ускоряется. Однако традиционно наука и культура принадлежали к социальному сектору, поэтому, если наука окажется во власти только стремления к прибыли, потеряется сама значимость академической науки. Приватизация общественного домена представляет серьезную угрозу культурному разнообразию и науке в целом, так как при ограничении доступа социума к интеллектуальной собственности наука и культура не смогут развиваться. Формирование равновесия между экономической и социальной сферами этой деятельности потребует перемен в человеческой психологии и грандиозных институциональных реформ. В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.), в части касающейся сотрудничества с ВТО по вопросам охраны здоровья населения, подчеркнута необходимость эффективного решения проблемы общественного здравоохранения. При этом подчеркнута важность подписанной в Дохе Декларации относительно выполнения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение по ТАПИС). В этой Декларации указано, что Соглашение по ТАПИС не запрещает и не препятствует членам ВТО принимать меры по охране здоровья населения. Однако Соглашение по ТАПИС должно истолковываться и осуществляться при условиях, когда члены ВТО подтвердят, что их действия на практике обеспечивают защиту здоровья населения и, в частности, обеспечивают население такими медикаментами, которые доступны для всех [112]. Показано, что новые ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии обладают широчайшими возможностями применения, особенно в интересах снижения степени уязвимости человека. В то же время, применение таких технологий очень часто сопряжено с определенным риском для здоровья человека и негативно влияет на состояние экосистем. В целях снижения степени такого риска актуальными задачами, в рамках реализации комплексного упреждающего подхода, должны являться: – разработка и гармонизация методологий анализа издержек и выгод от использования новых технологий; – создание кадровых, информационных, технических и других возможностей для оценки риска воздействия новых технологий на уязвимость человека и экосистем; – выработка свода необходимых гигиенических норм и правил; – совершенствование процесса передачи экологически безопасных технологий. Необходима также разработка эффективных механизмов, позволяющих, с одной стороны, осуществлять капитализацию инноваций и включать инновационные процессы в общий процесс технологического развития, а с другой - передачу безопасных технологий тем, кто в них нуждается, причем по доступной цене. Процесс передачи технологий является одним из наиболее важных этапов такого комплексного подхода. В результате анализа осуществляемой в рамках ООН деятельности по передаче технологий установлено следующее: – передача технологий требует активного сотрудничества и совместных действий с участием всех заинтересованных сторон; – процесс передачи технологий не может происходить в условиях экономической и политической изоляции и требует такой обстановки, при которой правительства и деловые круги обязаны совместно поддерживать разумный баланс между интересами рынка и интересами общества; – передача технологий должна согласовываться с национальными программами развития, особенно в экономической и социальной сферах деятельности; – стратегическое планирование технологических модернизаций должно максимально полно учитывать потребности населения, специфику местных условий и возможности организаций-получателей новых технологий; – рыночные механизмы должны играть важную роль в ограничении и стимулировании процесса передачи технологий; – передача технологий должна сопровождаться соответствующей подготовкой кадрового потенциала; – новые экологически безопасные технологии должны органично дополнять те технологии, которые традиционно используются в практике коренного населения данной местности; – поддержка процесса передачи технологий со стороны гражданского общества напрямую зависит от того, в какой степени общество осведомлено о целесообразности технологических модернизаций. Таким образом, при изменении нерациональных моделей производства особое внимание следует уделять технологиям с высокой эффективностью использования энергии, технологиям опреснения и очистки воды, утилизации отходов и биотехнологиям. Подход к выбору и применению таких технологий должен базироваться на взвешенных решениях и принятии мер предосторожности, что позволит избежать опасных побочных эффектов и более эффективно использовать позитивные результаты научно-технических достижений в интересах снижения степени уязвимости человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.011 с.) |