Обеспечение «устойчивой торговли» в интересах развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение «устойчивой торговли» в интересах развития



 

Научные исследования показали, что воздействие торговли на окружающую среду неразрывно связано с экономическим и социальным аспектами. Сформировавшаяся структура мировой торговли способна обеспечить необходимые механизмы и стимулы для достижения целей устойчивого развития, в то же время она также способна инициировать процессы, приводящие к ухудшению качества окружающей среды и повышению степени уязвимости человека [100, 108, 130, 131].

В современном мире наблюдается явный дисбаланс между личной выгодой и общественным благосостоянием. В условиях глобализации рынки товаров и услуг, способные обеспечивать свободный обмен продукцией среди заинтересованных участников, не способны сами по себе удовлетворять коллективные потребности общества, тем более не способны гарантировать социальный прогресс. На современном этапе развития он может быть гарантирован только при государственном регулировании.

Ещё в 1994 году Совет по торговле и развитию ЮНКТАД заявил о необходимости укрепления международного сотрудничества в области торговли и окружающей среды для того, чтобы обеспечить их взаимную непротиворечивость. В Мальмёнской декларации министров (2000 г.) подчеркнуто, что «тенденции глобализации мировой экономики и сопутствующие ей экологические риски требуют от международных и национальных учреждений использования комплексных подходов и поиска новых путей вовлечения основных субъектов процесса глобализации в решение проблем по обеспечению безопасной окружающей человека среды» [75].

В Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) торговля определена в качестве важнейшего механизма современного развития. В итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) торговля признана основным механизмом выполнения решений по достижению целей устойчивого развития, особенно касающихся изменения нерациональных моделей производства и потребления. Правительства государств-членов ООН согласились продолжать усиливать взаимодополняющие факторы торговли, охраны окружающей среды и социально-экономического развития. Достигнута также договоренность о необходимости содействовать гармонизации многосторонней торговой системы и многосторонних соглашений по проблемам окружающей среды [73, 125]. В рамках ООН выработана концепция устойчивой торговли.

Понятие «устойчивая торговля » определяется как международный обмен товарами и услугами, приносящий совокупный положительный социально-экономический и экологический эффект, направленный на снижение степени уязвимости как человека, так и экосистем.

Следует отметить, что основная задача Всемирной торговой организации (ВТО) заключается в содействии международному обмену товарами и услугами между заинтересованными партнерами, в том числе путем установления правил, регулирующих товарооборот, и путем использования эффективной системы убеждения. В Хартии ВТО провозглашено, что торговлю следует осуществлять в целях обеспечения полной трудовой занятости населения и повышения доходов, одновременно охраняя окружающую среду и способствуя технологическому развитию общества.

В последние годы ВТО начала новый раунд переговоров, получивший название «Раунд развития». В Декларации министров (принята на четвертой Конференции ВТО, Доха, 2001г.), заявлено, что решение вопросов по открытой, недискриминационной торговле и охране окружающей среды должно осуществляться на взаимодополняющей основе в интересах устойчивого развития. Участники этой Конференции признали, что для укрепления взаимосвязей между окружающей человека средой и торговлей необходимо уделять особое внимание составлению научно-информационных обзоров по вопросам влияния либерализации торговли на состояние окружающей человека среды, содействовать обмену опытом, знаниями по данной проблематике и активно использовать их в практической деятельности [70, 71, 124].

На конференции ООН по вопросам финансовой политики и развития (Монтеррей, март 2002 г.) впервые предметом рассмотрения являлось именно производство социальных, так называемых «общественных благ». В итоговых документах этой Конференции отмечено, что до тех пор, пока «общественные блага» не начнут производиться в достаточном количестве, гарантировать снижение степени уязвимости человека в будущем не представляется возможным. Обеспечить надлежащее производство «общественных благ» недостаточно только в глобальном масштабе, нужно обязательно искать способы улучшения политических и социальных условий в отдельно взятых странах.

ВТО во многих отношениях представляет наиболее передовую международную организацию, которая преуспела не только в создании международного торгового законодательства, но и в осуществлении надзорных функций за исполнением своих рекомендаций. Правила ВТО разрешают пострадавшей стороне принимать ответные меры до тех пор, пока пострадавшая сторона не получит компенсацию за противоправные действия со стороны другого участника процесса. Национальные государства вправе также решать эти вопросы по собственному усмотрению. В то же время, ни одна из стран не может применять торговых санкций для принуждения партнеров к принятию ее национальных стандартов, поскольку импортируемые товары по своей физической природе не отличаются от товаров, произведенных в стране - экспортере. Единственное исключение в такой ситуации – это международные соглашения, под которыми подписались партнеры члены ВТО [39].

В настоящее время в ВТО существуют соглашения по вопросам интеллектуальной собственности в сфере торговли и по вопросам инвестиционных мероприятий в сфере торговли, однако всё ещё нет соглашений по условиям труда в сфере торговли и по мерам в области охраны окружающей среды в сфере торговли. Например, МОТ разработала комплекс научно обоснованных стандартов, но они в большинстве случаев попросту игнорируются ВТО, так как неукоснительное соблюдение стандартов и правил МОТ входит в противоречие с правилами, принятыми ВТО. Такая ситуация крайне затрудняет процедуру внедрения стандартов, касающихся как условий труда и прав потребителей, так и охраны окружающей среды. Помимо прочего, многим странам попросту не хватает материальных ресурсов для соответствия принятым ВТО стандартам.

Таким образом, отсутствие унифицированных международных правовых документов в таких социальных сферах, как соблюдение прав человека, соблюдение прав условий труда, санитарно-гигиенического обслуживания и охраны окружающей среды на фоне возможностей ВТО в одностороннем порядке накладывать вето на национальные законы, создает условия продвижению корпоративных интересов и обеспечивает международной торговле преимущество перед прочими социальными процессами. Вследствие этого довольно затруднительно добиваться от национальных государств адекватного отношения к проблемам обеспечения безопасной окружающей среды в интересах снижения степени уязвимости человека.

Основные трудности, возникающие в процессе введения в действие целого ряда многосторонних соглашений по проблемам окружающей среды, связаны с вопросами экономического характера, особенно касающихся аспектов торговли. Очевидно, что страна, на которую оказывают негативное воздействие используемые в соседних странах нерациональные модели производства, обязана иметь возможность защищать себя через торговые санкции, однако ВТО не приспособлена для решения таких проблем. В современных условиях ВТО осуществляет надзор только за тем, чтобы эти проблемы не использовались как повод для введения той или иной страной протекционистских мер.

Определено, что между положениями многосторонних соглашений по проблемам окружающей среды и правилами ВТО до сих пор существуют как взаимодополняемость, так и потенциальные противоречия. Это во многом обусловлено тем, что ряд мер, направленных на практическое выполнение многосторонних соглашений по проблемам окружающей среды, работает неэффективно по причине отсутствия международных правовых механизмов, которые гармонизируются с правилами ВТО. Поэтому, если возникают противоречия при согласовании многосторонних соглашений по проблемам окружающей среды с торговыми и другими экономическими соглашениями, на практике всегда побеждают экономические интересы.

Наиболее ярким примером является противоречие между Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТАПИС) и рядом пунктов, содержащихся в Конвенции ООН о биологическом разнообразии. Эти противоречия до сих пор являются предметом дискуссий и анализа, особенно по вопросам обеспечения доступа к генетическим ресурсам и справедливому распределению связанных с ними благ, сохранения традиционных знаний коренных народов, эффективного применения технологий, безопасных для здоровья человека.

В настоящее время осуществляется гармонизация между правилами ВТО и такими многосторонними соглашениями ООН, как: Базельская конвенция по контролю за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Конвенция СИТЕС; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; Роттердамская конвенция по процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле; Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях [124, 76, 77, 78].

Следует отметить, что в современном мире озабоченность международного сообщества вызывает прогрессирующая тенденция безответственного отношения к «услугам экосистем», считая бесплатными те блага, которые они предоставляют человеку. В этой связи ЮНЕП выступила с инициативой о пересмотре проводимой экономической политики, особенно касающейся сферы торговли, а также инвестиций в конкретные сектора экономики [73]. Данная инициатива получила поддержку на официальных переговорах с ВТО. В настоящее время принято решение о необходимости применения комплексного подхода, включающего оценку суммарных воздействий экологических, экономических и социальных факторов на уязвимость человека вследствие изменения окружающей среды в результате либерализации торговли.

Определено, что для проведения такой объективной оценки до сих пор не существует единой согласованной методологии. Применяемые в настоящее время методологии обычно коррелируются, исходя из приоритетных направлений локальной политики, при этом используются различные методы качественной и количественной оценки, характерные только для данных регионов. Это способствует возникновению проблем при сопоставимости результатов оценки, особенно в условиях глобализации.

Начиная с Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) предметом широких дискуссий являются вопросы о роли в торговой политике экологически безопасной продукции и технологий. В 2002 году организации системы ООН признали необходимость стимулирования торговли экологически безопасными товарами и услугами, при этом подчеркивалось, что такая позиция не только способствует снижению степени уязвимости человека, но и расширяет возможности многих стран в получении доступа на международные рынки. В то же время вопросы, касающиеся механизмов практического внедрения такой деятельности, до сих пор не решены.

Основные трудности согласования позиций по данному вопросу связаны, с одной стороны, с различными этапами оценки «жизненного цикла» продукции, являющейся товаром (именно, - производство, перевозка, использование, переработка и удаление отходов продукции), а с другой, с оценкой конкретных услуг, предоставляемых экосистемами для производства этой продукции. Кроме того, очень часто не учитывается очевидная связь между конечной продукцией и теми исходными ресурсами, благодаря которым эта продукция была произведена. Это обусловлено тем, что многие товары и услуги, получаемые от экосистем, сами по себе являются ресурсами «общего достояния», поэтому их нерациональное использование неизбежно приводит к экономическим и социальным издержкам.

В Плане выполнения решений ВСУР (2002 г.) подчеркнуто, что, «в целях развития рынков экологически безопасных товаров и услуг правительства, промышленные круги и другие партнеры должны объединить усилия для разработки законодательных инициатив и создания стимулов, формирующих рыночные механизмы и влияющих на рыночную конъюнктуру. В каждом конкретном случае необходимо применять научно обоснованный комплекс мер, где рыночным механизмам уделяется должное внимание, так как в условиях глобализации они должны способствовать улучшению состояния окружающей среды и приносить социальные выгоды. В случае,если рыночные механизмы не способны обеспечить положительные результаты при реализации комплекса этих мер, следует применять другие методы, способные гарантировать снижение степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды» [112].

В этом же Плане содержится следующее обращение: «Признавая важную роль торговли в достижении целей устойчивого развития и искоренении нищеты, мы призываем страны – члены ВТО оказывать поддержку в осуществлении Декларации министров, принятой в Дохе (2001 г.), где зафиксировано обязательство - сделать торговую политику одним из основных направлений деятельности в интересах устойчивого развития. В целях увеличения отдачи от либерализации торговли необходимо дополнить и усилить эту Декларацию, а также Монтеррейский консенсус путем принятия на всех уровнях следующих мер:

· разрабатывать новые и укреплять действующие соглашения по вопросам торговли в рамках многосторонней торговой системы с целью обеспечения устойчивого развития;

· поддерживать добровольные рыночные инициативы, совместимые с принципами ВТО, по созданию и расширению международных и национальных рынков экологически безопасных товаров и услуг;

· содействовать реализации мер, направленных на упрощение и увеличение степени транспарентности национальных норм и процедур, влияющих на торговую политику» [112].

В Плане выполнения решений ВСУР отмечается, что глобализация открывает новые возможности и ставит новые трудные задачи в области устойчивого развития. С одной стороны, процесс глобализации увеличивает взаимозависимость и открывает новые возможности для расширения торговли, инвестиций и потоков капитала, а также для технологического прогресса, включая развитие информационных технологий в интересах роста мировой экономики и повышения уровня жизни людей во всем мире. С другой, в процессе глобализации сохраняются и усиливаются такие серьезные проблемы, как острые финансовые кризисы, отсутствие безопасности, рост нищеты, изолированность и неравенство. В целях достижения согласованных действий при решении глобальных вопросов в области торговли и окружающей среды необходимо, прежде всего, создать благоприятные условия для активного участия всех стран, особенно стран с переходной экономикой, в обсуждении и формировании стратегий относительно расширения международной торговли с учетом её влияния на степень уязвимости человека. Для этого потребуется принятие неотложных мер, в том числе:

· использование открытых, справедливых, основанных на установленных правилах, предсказуемых и многосторонних недискриминационных торговых и финансовых систем, применяемых в интересах стран, которые прилагают усилия к достижению целей устойчивого развития;

· содействие успешному завершению программы работ в рамках Декларации министров, принятой в Дохе, и осуществление положений Монтеррейского консенсуса;

· регламентирование отношений между государственным и частным секторами экономики;

· осуществление согласованной, эффективной и целевой помощи по вопросам торговой политики развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая программы по использованию существующих и будущих возможностей их доступа на рынки;

· изучение взаимосвязей между торговлей, окружающей средой и развитием в этих странах, а также проведение комплексной оценки ситуации относительно уязвимости населения вследствие изменения окружающей среды;

· повышение просвещения и информированности гражданского общества о взаимосвязях между торговлей и окружающей человека средой, а также создание условий для активного участия представителей гражданского общества на всех стадиях данного процесса [112].

Определено, что гармонизация интересов в области либерализации торговли и уязвимости человека возможна только при выполнении следующих условий: 1) прозрачность торговых отношений; 2) равенство возможностей, законность и отсутствие какой-либо дискриминации в отношении тех сторон, которые в прошлом были искусственно лишены выгодных торговых возможностей; 3) гарантия, что либерализация торговли обеспечит стране устойчивый прирост потенциала для будущих инноваций в интересах социального прогресса, а также будет способствовать снижению степени уязвимости её населения. Более того, при современном процессе глобализации обязательным условием для разработки комплекса мер по решению специфических проблем в области окружающей среды и торговли должна являться оценка эффективности от реализации этих мер на национальном уровне.

Результаты проведенного анализа показали целесообразность разработки национальной концепции «устойчивой торговли», причем первоочередной задачей должно являться проведение научных исследований по следующим проблемам: оценка риска воздействия либерализации торговли на благосостояние населения и состояние природных экосистем; изучение потенциальных возможностей влияния устойчивой торговли на снижение степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.015 с.)