Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное обеспечение в Нидерландах

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения.

 

Особым толчком для распространения и развития социальной работы в странах Западной Европы послужило укоренение понятий и законов «государства благоденствия» в 40–60-х гг. Эти взгляды и законы определили и объединили в систему права всех граждан на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности, пособие по безработице и т. д. Именно тогда стало ясно, что даже лучшие законы о правах и помощи не дают нужных результатов без проведения их в жизнь на личностном уровне, то есть без индивидуального подхода каждому человеку, что составляет суть социальной работы.

 

Социальная работа становится актуальной тогда, когда общество переживает тяжелые периоды, когда резко обостряются социальные проблемы. Причем решение этих проблем зависит от возможностей материальной, финансовой базы социальной работы, а также от сущности и содержания социальной политики в обществе. Ведь многие проблемы социальной защиты обостряются не только в силу экономического положения в обществе, но и в результате социальной политики государства, осуществляемой в интересах только определенных групп населения. Ведь зачастую сначала проблемы, в силу различных причин, порождаются, а потом с ними пытаются бороться. Вот почему социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или смягчение тех или иных социальных проблем, таких как, безработица, наркомания, преступность, то есть иметь опережающий характер.

 

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеются различия в подходах, методах и в организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей.

 

Зарубежный опыт показывает, что льготы, предоставляемые лицам, занятым на работах во вредных и тяжелых условиях труда, носят весьма ограниченный характер и понятие «льготное пенсионное обеспечение» как таковое отсутствует. Пенсионные законодательства Великобритании, Франции, ФРГ, Дании, Швеции, Японии ориентируются на разработки гибких положений о выходе на пенсию. Законодательства этих стран предусматривают возможность выбора для всех застрахованных лиц приближать или отодвигать пенсионный возраст в пределах и на условиях, установленных законом. При досрочном выходе на пенсию, что зачастую допускается законом, сокращение размера назначаемой пенсии составляет 5–6 % за каждый год.

 

Предоставление права на досрочную «профессиональную» пенсию в полном объеме обычно связывается с системой достаточно жестких критериев социального характера. В первую очередь это работа во вредных или тяжелых условиях труда, которая приводит к преждевременному износу рабочей силы и преждевременному старению, или профессии, для которых требуются особые физические и психофизические данные, уменьшающиеся с возрастом. В настоящее время имеется тенденция замены списков профессий системой пожилых лиц, непригодных к работе. Непригодность определяется медицинским обследованием. Причем получение пенсии во многих странах лишает этих лиц права продолжать трудовую деятельность.

 

Существуют большие различия в сроках и условиях выхода на пенсию для шахтеров. На начало 90-х гг. пониженный возраст выхода шахтеров на пенсию действовал в 14 странах. В то же время в Канаде, Швеции, Норвегии, Японии и ряде других стран предоставление государственных досрочных пенсий шахтерам не предусмотрено. Определяющий фактор, дающий право на более ранний выход на пенсию, – трудовой стаж под землей. Причем при наличии определенного стажа (от 15 до 20 лет подземных работ) шахтер обязан прекратить трудовую деятельность (Италия, Австрия, ФРГ) во вредных условиях, и по достижении льготного пенсионного возраста он имеет право на получение пенсии (50–60 лет). В Бельгии работа в течение 27 лет под землей дает шахтеру право на пенсию независимо от возраста. В Испании пенсионный возраст снижается на 6 месяцев за каждый год работы в качестве забойщика.

 

Большое внимание при организации систем досрочных профессиональных пенсий уделяется мероприятиям по поддержанию трудоспособности работников, занятых в производствах с высокой степенью риска утраты здоровья. Оздоровлению и реабилитации подлежат трудящиеся, которые хотя еще не стали клинически, профессионально больными, но здоровью которых, по заключению врачей, нанесен серьезный вред.

 

Так, в ФРГ в товариществе пенсионного страхования горняков в эту категорию относят всех занятых на подземных работах. Для сохранения их трудоспособности они ежегодно проходят оздоровительный курс в стационарах продолжительностью три недели. Данное товарищество располагает двадцатью девятью диагностическими центрами социально-медицинского профиля, где занято 130 врачей и 150 работников среднего медицинского персонала. Их задача – оценка состояния здоровья горняков, выдача рекомендаций по их лечению и реабилитации, а в необходимых случаях – установление права на досрочную пенсию.

 

Наряду с установленными по закону, последние годы средний размер пенсий снизился с учетом понижения размера вновь назначаемых пенсий, который уже в 1993 г. составил всего 53 % по отношению к средней зарплате.

 

Что же касается индивидуальной утраты трудоспособности из-за вредных условий труда и предоставления соответствующего социального обеспечения, то этот вид социальной защиты в западных странах используется весьма широко. Так, в ряде стран в последние 15 лет наблюдается тенденция быстрого увеличения доли лиц, которые прекращают свою профессиональную деятельность в возрасте 55–64 лет. В России период 1989 – 94 гг. был своего рода этапом подготовки системы пенсионного обеспечения к будущей реформе, необходимость которой стала во все большей мере осознаваться обществом.

 

В этот период резко ухудшилось экономическое положение страны. Замедлился экономический рост. Число лиц, уплачивающих страховые взносы, сократилось за 1970 – 1990 гг. на 20 % (на 1,2 млн чел.). Соотношение экономически активного населения и пенсионеров в 1995 г. составило 100:77. Помимо 2 млн пенсионеров по старости, почти 400 тыс. чел. получают пенсии по инвалидности, около 100 тыс. чел. получают досрочные пенсии и почти 230 тыс. чел. – социальные пособия, подобные пенсиям. В 1990 г. размер пенсий составлял 65 – 66 % от средней заработной платы. В настоящее время пенсия равняется 61 % зарплаты, несмотря на корректировки выплачиваемых пенсий, проводимые с учетом изменения зарплат.

 

Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения.

 

Особым толчком для распространения и развития социальной работы в странах Западной Европы послужило укоренение понятий и законов «государства благоденствия» в 40–60-х гг. Эти взгляды и законы определили и объединили в систему права всех граждан на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности, пособие по безработице и т. д. Именно тогда стало ясно, что даже лучшие законы о правах и помощи не дают нужных результатов без проведения их в жизнь на личностном уровне, то есть без индивидуального подхода каждому человеку, что составляет суть социальной работы.

 

Социальная работа становится актуальной тогда, когда общество переживает тяжелые периоды, когда резко обостряются социальные проблемы. Причем решение этих проблем зависит от возможностей материальной, финансовой базы социальной работы, а также от сущности и содержания социальной политики в обществе. Ведь многие проблемы социальной защиты обостряются не только в силу экономического положения в обществе, но и в результате социальной политики государства, осуществляемой в интересах только определенных групп населения. Ведь зачастую сначала проблемы, в силу различных причин, порождаются, а потом с ними пытаются бороться. Вот почему социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или смягчение тех или иных социальных проблем, таких как, безработица, наркомания, преступность, то есть иметь опережающий характер.

 

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеются различия в подходах, методах и в организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей.

 

Зарубежный опыт показывает, что льготы, предоставляемые лицам, занятым на работах во вредных и тяжелых условиях труда, носят весьма ограниченный характер и понятие «льготное пенсионное обеспечение» как таковое отсутствует. Пенсионные законодательства Великобритании, Франции, ФРГ, Дании, Швеции, Японии ориентируются на разработки гибких положений о выходе на пенсию. Законодательства этих стран предусматривают возможность выбора для всех застрахованных лиц приближать или отодвигать пенсионный возраст в пределах и на условиях, установленных законом. При досрочном выходе на пенсию, что зачастую допускается законом, сокращение размера назначаемой пенсии составляет 5–6 % за каждый год.

 

Предоставление права на досрочную «профессиональную» пенсию в полном объеме обычно связывается с системой достаточно жестких критериев социального характера. В первую очередь это работа во вредных или тяжелых условиях труда, которая приводит к преждевременному износу рабочей силы и преждевременному старению, или профессии, для которых требуются особые физические и психофизические данные, уменьшающиеся с возрастом. В настоящее время имеется тенденция замены списков профессий системой пожилых лиц, непригодных к работе. Непригодность определяется медицинским обследованием. Причем получение пенсии во многих странах лишает этих лиц права продолжать трудовую деятельность.

 

Существуют большие различия в сроках и условиях выхода на пенсию для шахтеров. На начало 90-х гг. пониженный возраст выхода шахтеров на пенсию действовал в 14 странах. В то же время в Канаде, Швеции, Норвегии, Японии и ряде других стран предоставление государственных досрочных пенсий шахтерам не предусмотрено. Определяющий фактор, дающий право на более ранний выход на пенсию, – трудовой стаж под землей. Причем при наличии определенного стажа (от 15 до 20 лет подземных работ) шахтер обязан прекратить трудовую деятельность (Италия, Австрия, ФРГ) во вредных условиях, и по достижении льготного пенсионного возраста он имеет право на получение пенсии (50–60 лет). В Бельгии работа в течение 27 лет под землей дает шахтеру право на пенсию независимо от возраста. В Испании пенсионный возраст снижается на 6 месяцев за каждый год работы в качестве забойщика.

 

Большое внимание при организации систем досрочных профессиональных пенсий уделяется мероприятиям по поддержанию трудоспособности работников, занятых в производствах с высокой степенью риска утраты здоровья. Оздоровлению и реабилитации подлежат трудящиеся, которые хотя еще не стали клинически, профессионально больными, но здоровью которых, по заключению врачей, нанесен серьезный вред.

 

Так, в ФРГ в товариществе пенсионного страхования горняков в эту категорию относят всех занятых на подземных работах. Для сохранения их трудоспособности они ежегодно проходят оздоровительный курс в стационарах продолжительностью три недели. Данное товарищество располагает двадцатью девятью диагностическими центрами социально-медицинского профиля, где занято 130 врачей и 150 работников среднего медицинского персонала. Их задача – оценка состояния здоровья горняков, выдача рекомендаций по их лечению и реабилитации, а в необходимых случаях – установление права на досрочную пенсию.

 

Наряду с установленными по закону, последние годы средний размер пенсий снизился с учетом понижения размера вновь назначаемых пенсий, который уже в 1993 г. составил всего 53 % по отношению к средней зарплате.

 

Что же касается индивидуальной утраты трудоспособности из-за вредных условий труда и предоставления соответствующего социального обеспечения, то этот вид социальной защиты в западных странах используется весьма широко. Так, в ряде стран в последние 15 лет наблюдается тенденция быстрого увеличения доли лиц, которые прекращают свою профессиональную деятельность в возрасте 55–64 лет. В России период 1989 – 94 гг. был своего рода этапом подготовки системы пенсионного обеспечения к будущей реформе, необходимость которой стала во все большей мере осознаваться обществом.

 

В этот период резко ухудшилось экономическое положение страны. Замедлился экономический рост. Число лиц, уплачивающих страховые взносы, сократилось за 1970 – 1990 гг. на 20 % (на 1,2 млн чел.). Соотношение экономически активного населения и пенсионеров в 1995 г. составило 100:77. Помимо 2 млн пенсионеров по старости, почти 400 тыс. чел. получают пенсии по инвалидности, около 100 тыс. чел. получают досрочные пенсии и почти 230 тыс. чел. – социальные пособия, подобные пенсиям. В 1990 г. размер пенсий составлял 65 – 66 % от средней заработной платы. В настоящее время пенсия равняется 61 % зарплаты, несмотря на корректировки выплачиваемых пенсий, проводимые с учетом изменения зарплат.

 

Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи.

 

Социальное обеспечение в Нидерландах

 

В соответствии со ст. 20 Конституции Нидерландов государство обязано обеспечивать население путем перераспределения национального богатства. Минимальные размеры пенсий и пособий устанавливаются законами, чтобы гарантировать реализацию прав человека в области социального обеспечения, создаются финансовые механизмы и административные структуры.

 

Государственная система социального обеспечения состоит из обязательного социального страхования, социального обслуживания, специального обеспечения служащих (военнослужащих, железнодорожников, государственных чиновников и т. п.).

 

Голландия – единственная страна ЕЭС, где можно не платить взносы на социальное страхование по религиозным соображениям. Однако такие «уклонисты» обязаны платить подоходный налог в размере, равном взносу на обязательное социальное страхование, поэтому при наступлении социального риска они получают пенсии и пособия.

 

Государственную систему дополняют программы профессионального и частного страхования, участие в которых не обязательно, профессиональные пенсионные программы создаются на основании коллективных соглашений или заключения договоров с компаниями, страхующими жизнь. По требованию работников отрасли министерство социальных дел и найма Нидерландов может признать участие в профессиональной программе обязательным для всех работников отрасли. Большинство наемных работников и индивидуальных предпринимателей, помимо государственных страховых пенсий, получают также и профессиональные.

 

Государственная система обязательного социального страхования делится на две программы в зависимости от сферы охвата: всеобщую и специальную.

 

Всеобщая программа охватывает все постоянно живущее население страны, независимо от национальности и семейного положения, а также иностранцев, уплачивающих подоходный налог на территории Нидерландов. Этой программой охвачены также сотрудники посольств и консульств, транспортных организаций, чей труд имеет разъездной характер, лица моложе 27 лет, которые уезжают из страны для получения образования; выехавшие из страны на срок более года сохраняют право на социальное страхование по всеобщей программе. Всеобщая программа не распространяется на тех, кто постоянно работает за границей, получает пенсии или пособия по законодательству иностранного государства. По всеобщей программе предоставляются пенсии по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца, пособия на детей, средства на оплату медицинских услуг.

 

Специальная программа предназначена только для наемных работников, то есть для тех, кто работает по договору трудового найма. Таким договором в Нидерландах называют соглашение, по которому работник обязуется трудиться лично за вознаграждение и подчиняться при этом распоряжениям работодателя. Все лица моложе 65 лет, работающие по договору трудового найма, подлежат обязательному социальному страхованию по данной программе. Она распространяется и на тех, кто проходит производственное обучение без отрыва от производственных обязанностей, и на лиц свободных профессий (музыкантов, артистов и пр.), на моряков, летчиков. За счет этой программы финансируются пособия по безработице и по болезни, пенсии по инвалидности, оказывается медицинская помощь.

 

Впервые государственные пенсии по старости были установлены в Нидерландах Законом от 3 декабря 1913 г. Этот закон имел два существенных недостатка. Первый заключался в крайне низких размерах пенсий, второй – в ограниченной сфере охвата, так как касался только наемных работников, он действовал до принятия закона о пенсиях по старости в октябре 1947 г., в соответствии с которым это право приобретали также индивидуальные предприниматели – мелкие бизнесмены, торговцы, лица свободных профессий. Ныне право на пенсию по старости регулируется законом 1987 г., это право имеют все жители Нидерландов, достигшие 65-летнего возраста, установлен единый пенсионный возраст для мужчин и женщин.

 

По всеобщей программе обязательного социального страхования пенсия по старости рассчитывается в процентах от минимальной заработной платы с учетом периода проживания в стране и страхового стажа – по одному проценту за каждый год. Максимальная пенсия назначается лицам, прожившим в Голландии 50 лет и вносившим взносы. Она составляет половину минимальной оплаты труда в месяц, при наличии иждивенцев и с учетом семейного положения размер пенсии по старости исчисляется пропорционально величине дневного заработка непосредственно перед уходом на пенсию и продолжительности страхового стажа. Законодательством установлена максимальная сумма заработка для исчисления пенсии, эта же сумма служит базой для уплаты страховых взносов.

 

Размеры минимальной зарплаты и пенсий повышаются каждые полгода в соответствии с индексом роста зарплаты в производственном секторе экономики. В дополнение к пенсии по старости по всеобщей или специальной программе многие наемные работники, индивидуальные предприниматели, лица свободных профессий получают профессиональные пенсии за счет отраслевых взносов. Дополнительная пенсия исчисляется пропорционально продолжительности профессионального страхового стажа и величины среднего заработка или дохода. Максимальный размер такой пенсии вместе с государственной по программам обязательного социального страхования (всеобщей или для новых наемных работников) не может превышать 70 % последнего заработка или дохода.

 

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют вдовы старше 40 лет и дети. Женщины, не достигшие этого возраста на день смерти кормильца, приобретают право на пенсию только в том случае, если у них есть несовершеннолетние дети или если они инвалиды. Право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется также бывшим женам, то есть разведенным и не вступившим в другой брак, пенсия выплачивается до достижения вдовой 65-летнего возраста, при заключении нового брака вдова получает единовременную сумму.

 

Размер вдовьей пенсии по всеобщей программе равен 70 % минимальной оплаты труда, при наличии детей младше 18 лет размер пенсии повышается до ста процентов. С 1998 г. и вдовцы имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на тех же условиях, что и вдовы. Единовременное пособие в связи со смертью кормильца назначается в размере двухмесячной заработной платы умершего кормильца.

 

Государственные программы обязательного социального страхования предусматривают также предоставление пенсии по инвалидности. Инвалидами признаются лица, которые по состоянию здоровья не могут продолжать работать на своей должности или по своей профессии и получать прежний доход: минимальный страховой стаж для приобретения права на пенсию по инвалидности составляет 1 год. Размер пенсии по инвалидности зависит от степени утраты трудоспособности, определяемой в процентах. Если степень утраты не превышает 15 %, то пенсия по всеобщей программе не назначается, при снижении трудоспособности на 80 % исчисляется в размере 70 % минимальной оплаты труда, а если утрата еще выше или человек нуждается в постоянном постороннем уходе, то пенсия по инвалидности увеличивается до 100 %.

 

Государственные программы обязательного социального страхования на случай инвалидности дополняются профессиональными. Право на профессиональную пенсию по инвалидности имеют лица, степень утраты трудоспособности которых составляет от 15 до 25 %, эта пенсия исчисляется в размере 14 % прежнего заработка, ограниченного определенной максимальной суммой, при снижении трудоспособности на 80 % и более профессиональная пенсия по инвалидности назначается в размерах от 70 до 100 % прежнего заработка. Помимо пенсий, инвалидам предоставляются социальные услуги по профессиональной подготовке, протезированию, медицинскому патронажу, улучшаются их жилищные условия, выделяется транспорт.

 

Источником финансирования государственных программ обязательного социального страхования служат взносы жителей Голландии, наемных работников и работодателей, государственные дотации и другие поступления.

 

Для лиц, охваченных всеобщей программой, размер взноса устанавливается с учетом дохода, а для наемных – с учетом заработка. При этом и доход, и заработок ограничивается максимальной суммой, которая в дальнейшем служит базой для исчисления пенсий и пособий, Взносы наемных работников удерживаются автоматически при выплате зарплаты. Наниматели платят взносы только на программу обязательного страхования наемных работников.

 

Индивидуальные предприниматели и другие лица, подлежащие обязательному страхованию по всеобщей программе, платят взносы самостоятельно, если их годовой доход превышает установленную сумму; при низком уровне доходов они освобождаются от взносов и не приобретают права на страховую пенсию. Ставки страховых взносов ежегодно пересматриваются и утверждаются приказами министра социальных дел и найма, обычно на всей территории страны действуют единые ставки, однако при страховании на случай болезни или безработицы они могут дифференцироваться в зависимости от степени риска, существующей в разных отраслях. Ставки страховых взносов определяются на основании проектов бюджетов соответствующих фондов с учетом ожидаемых расходов, поскольку механизм финансирования основан на принципе солидарности. Это означает, что выплаты покрываются за счет текущих поступлений, хотя и создаются некоторые резервы. Правительство Нидерландов считает, что страна имеет весьма высокую плотность населения, и открыто приветствует перспективу уменьшения численности своих граждан.

 

По мнению правительства, обнародованного в 1979 г., политика народонаселения должна в основном проводиться в рамках социальной и экономической политики, а не являться новой и самостоятельной сферой политики. Правительство пришло к заключению, что нынешние показатели рождаемости, которые ниже уровня простого воспроизводства населения (общий коэффициент в 1980–1988 гг. – 12,5, суммарный коэффициент – 1,5–1,6), благоприятны, так как в обозримом будущем приведут к прекращению естественного роста населения и в конечном итоге к желаемой стабильной численности, которая будет несколько меньшей, чем в настоящее время. Правительство проводит политику невмешательства в проблему рождаемости, считая, что супруги имеют право сами свободно определять число детей и интервалы между рождениями детей. Формулирует и координирует демографическую политику Нидерландов Бюро по делам народонаселения и Межведомственный комитет по вопросам населения. Нидерландский междисциплинарный демографический институт обеспечивает государственные органы информацией в сфере взаимодействия демографического и экономического развития.

 

В 1981 г. в стране был принят закон, легализовавший аборты, которые находились под запретом 100 лет. Все виды контрацепции и их пропаганда разрешены в законодательном порядке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.01 с.)