Шведская модель социального благосостояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шведская модель социального благосостояния



 

Социальная политика Швеции ориентирована на все группы населения. Иными словами, это политика всеобщего благосостояния. Данная система рассматривается как важный элемент организации общества, необходимый для осуществления основных социальных задач страны, таких, как социальная справедливость, улучшение условий жизни, защита уязвимых групп населения и обеспечение высокого уровня жизни для всех граждан, независимо от социального статуса, экономического положения и места проживания. Она также рассматривается как важный инструмент в деле обеспечения социальной и политической стабильности. Ее основа была заложена еще в 1913 г., когда было принято решение всем пожилым платить пенсии. Постепенно эта экономическая ситуация изменялась от предоставления пособий самым бедным до гарантий всем жителям страны достойного образа жизни. Различные правительства Швеции стремились обеспечить людям равенство возможностей, чтобы не было резкой грани между больными и здоровыми, занятыми и безработными, семьями с детьми и бездетными. То есть старались добиться так называемого горизонтального равенства, а не только вертикального – между богатыми и бедными.

 

Медицинская помощь, социальная забота и бытовые услуги стали доступны всем гражданам, независимо от доходов и профессий. Хотя по этому поводу в период экономических трудностей 90-х гг. этот принцип общего благосостояния всех граждан подвергался сомнению, его удалось отстоять: финансовые ресурсы государства и местных структур подпитывают налоги. В результате шведская система налогообложения – одна из самых высоких в мире.

 

В широком смысле социальной политике служит каждый политический шаг, улучшается жизнь людей. В более узком – она принимает две главные формы: передачу материальных и финансовых ресурсов и предоставление медицинской помощи и социального обслуживания.

 

Первая форма – это регулируемое законом социальное страхование (для пожилых и инвалидов), медицинское, которое может быть дополнено частным страхованием, а также от несчастных случаев на производстве. Или же это непосредственная финансовая помощь тем, кто в ней нуждается. Как мы уже говорили, социальная политика финансируется либо государством (через налоговую систему) и муниципальными коммунами, либо с помощью отчислений от страхований, выплачиваемых предпринимателями и рабочими. Подписки и пожертвования играют здесь весьма незначительную роль.

 

Медицинская помощь в Швеции обеспечивается Законом о здравоохранении 1982 г. Закон подтверждает, что хорошая медицинская помощь должна оказываться всем гражданам на равных условиях, определен уровень ответственности организации, обеспечение кадрами, размер оплаты для пациентов. Система здравоохранения финансируется, управляется и контролируется государственными учреждениями в основном через административные советы графств. Вся система организации здравоохранения и медицинской помощи в Швеции построена на следующих уровнях: первичная помощь оказывается гражданам в пределах определенных географических районов – в центрах первичной помощи в каждой муниципальной коммуне и в местных домах для пожилых, которые хотя и болеют, но не нуждаются в госпитализации.

 

Развитие системы здравоохранения определяется парламентом Швеции. В правительстве этими вопросами занимается Министерство социальных дел. Есть еще Национальный совет здравоохранения и благосостояния, департамент гражданской службы, который ведает врачебным уходом, качеством услуг и контроля.

 

Помощь на дому – это длительные медицинские услуги, они получают все большее распространение. Доброй традицией в Швеции остается организация контроля за здоровьем детей и беременных жен-щин через центры здоровья для детей и центры здоровья матерей. Государство отвечает за то, чтобы не ущемлялись права граждан на получение медицинской помощи. Все случаи нарушения рассматриваются национальным советом здравоохранения и благосостояния.

 

Два закона касаются предоставления обязательных услуг молодежи и социальной работы с наркоманами. Во всех формах социальных услуг принимают участие добровольцы. Главные задачи Закона о социальных услугах – чтобы они на основах демократии и солидарности содействовали экономической и социальной безопасности, равенству в отношении условий жизни и активному участию людей в социальной жизни. Закон предусматривает, что социальные услуги должны быть основаны на уважении к достоинству человека.

 

Термином «забота о детях» определяется вся система социальных действий в отношении детей и молодежи, их здоровья и безопасного развития. Муниципальная коммуна отвечает за детские сады и ясли, заботится о школьниках во время занятий и после, до тех пор пока родители не приходят домой. Социальная забота распространяется и на тех детей и подростков, которые подвержены угрозам нарушения их психологического и физического благосостояния. Забота и уход за человеком без его согласия могут быть предоставлены, если, например, существует риск для его жизни.

 

Кроме социальной заботы, люди получают и экономическую помощь, которая увеличилась за последние годы в связи с ростом безработицы и некоторого снижения в стране экономической активности. Забота о пожилых и немощных входит в систему социального обслуживания, которая требует для своей деятельности коллективных ресурсов. В Швеции исходят из того, что пожилые и инвалиды должны иметь возможность вести активный образ жизни вместе со здоровыми. Инвалидам, лишенным возможности самостоятельно передвигаться, обеспечиваются нормальные жилищные условия. Иногда это означает, что людям, которые пользуются колясками с мотором, необходимо переоборудовать двери и лестницы, и этот ремонт оплачивается муниципальной коммуной. Все здания по закону оборудуются так, чтобы они были доступны людям на колясках. Недавно в Швеции принят специальный закон о помощи инвалидам, не имеющим возможности передвигаться самостоятельно, без технических средств, чтобы обеспечить этим людям равенство и возможность участия в жизни общества. Люди, которые могут пользоваться этим законом – это умственно отсталые, с нарушенной функциональной способностью, длительной физической или психологической дисфункцией, которая не связана с нормальным процессом старения, но причиняет огромные трудности в повседневной жизни.

 

Для наиболее эффективного осуществления своей социальной стратегии Швеция тесным образом увязала свою политику в области социального обеспечения с активной политикой в области экономики и рынка труда. Такой подход оказался успешным во многих ситуациях, включая экономические трудности конца 70-х – начала 80-х гг. В настоящее время Швеция приняла различные меры, направленные на дальнейшее развитие своей системы социального обеспечения. К этим мерам относится децентрализация деятельности в области социального обеспечения путем предоставления большей независимости местным властям в обеспечении социальных услуг и материальных благ, а также в мобилизации финансовых средств для их деятельности путем расширения их прав в сфере налогообложения.

 

Швеция не проводит официально демографической политики, воздействующей на темпы роста населения, хотя некоторые ее аспекты в последние годы рассматривались парламентом. Нельзя сказать, что в стране поощряется рождаемость; вместе с тем в Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми.

 

С 1965 по 1983 г. рождаемость в Швеции сильно падала и в 1983 г. составляла 11,0 промилле, что являлось самым низким после 1940 г. уровнем; суммарный коэффициент рождаемости опустился до 1,6. В последующие годы происходил некоторый подъем рождаемости, и общий коэффициент достиг 13,3 промилле, а суммарный – 1,9. Численность населения Швеции, которая, по прогнозам, сделанным в начале 80-х гг., должна была в период между 1985–1990 гг. абсолютно сокращаться, продолжала расти. Этому росту Швеция была обязана щедрой семейной политике. Проводя политику помощи семьям с детьми, государство вместе с тем одной из целей ставит предотвращение нежелательной беременности и сокращение абортов путем расширения информации о контрацептивах.

 

В соответствии с «Планом страхования материнства и отцовства», отцы разделяют ответственность за воспитание детей. Родители получают оплачиваемый отпуск после рождения ребенка на восемь месяцев; он может быть разделен между отцом и матерью. Оплачивается отпуск в размере 90 % оплаты; еще один месяц отпуска оплачивается как минимум 37 шв. крон (6 шв. крон = 1 долл. США) в день. Три месяца из этого отпуска могут быть перенесены на период после исполнения ребенку восьми лет в форме полного или частичного отсутствия на работе.

 

Отцы, равно как и матери, могут ежегодно получить до 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком. Отцы могут оставаться дома в течение десяти дней с другими детьми, пока жена находится в больнице и рожает еще одного ребенка.

 

В государственных учреждениях и на предприятиях отцам и матерям, имеющим маленьких детей, разрешается укорачивать рабочий день или неделю при незначительной потере в заработке. Женщины, которые не могут выполнять свою работу в последний период беременности, имеют право на перевод на другой вид работы у того же работодателя без изменения зарплаты.

 

Семьям выплачивается пособие в сумме 3300 шв. крон в год на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (и до 19 лет, если он учится). Семьям с детьми выплачивается жилищное пособие, величина которого определяется раз-мерами дохода, числом детей и стоимостью жилья. Семейные пособия и льготы предоставляются всем, включая иммигрантов. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и с правительством. Большинство профсоюзов имеют специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной из стран Запада.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.01 с.)