Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное обеспечение в Германии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Наряду с государствами Северной Европы и Америки Германия обладает образцовой системой социального обеспечения.
Основа этой системы была заложена во время Бисмарка: страхование от несчастного случая, страхование по болезни, страхование на случай инвалидности.
В первой Германской республике (1919 – 1933 гг.) было введено страхование по безработице, а в Федеративной Республике Германия к системе социального обеспечения были добавлены меры содействия труду и страхование нуждаемости в уходе.
Систему социального обеспечения в Германии можно разбить на три основных сектора, в зависимости от того, из каких фондов и по какому признаку производится выплата средств.
Первый сектор: социальные выплаты производятся страховой компанией.
Второй сектор: социальные выплаты производятся государством в соответствии с заслугами человека или его принадлежностью к отдельным группам населения.
Третий сектор: социальные выплаты производятся в порядке заботы о человеке, в силу его нуждаемости, вне зависимости от уплаченных им взносов, заслуг и т. п.
Финансовой основой первого сектора являются фонды социального страхования; в основе лежит принцип «один из всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая. При этом в сфере обязательного социального страхования в Германии подавляющее большинство социально застрахованных являются страховыми в принудительном порядке. Размер их (обязательных) взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлении страхового случая) зависят от размера их взносов. Следует отметить, что средства, поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны для покрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами.
Финансовой основой сектора государственного социального обеспечения являются средства налогоплательщиков, ибо право на получение денег приобретается не за счет взносов в фонды страхования, а за счет иных заслуг данного лица: выплаты являются компенсацией тем, кто оказал обществу особые услуги (например, в качестве чиновников), или в определенных политических ситуациях нанес ущерб здоровью, или потерпел убытки (например: жертвы войны, изгнанники и т. д.).
Третий сектор: социальное обеспечение по признаку нуждаемости. Нуждающимся считается тот, кто не имеет доходов, не получает (достаточных) выплат за счет первых двух секторов социального обеспечения и не в состоянии собственными силами преодолеть свои трудности. Социальное обеспечение по нуждаемости не зависит от взносов или заслуг человека и финансируется полностью за счет государства, то есть за счет налогопл-тельщиков.
Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Его важнейшие ветви: медицинское страхование; страхование несчастного случая; пенсионное страхование; страхование по безработице.
Его задача: охрана и восстановление здоровья и работоспособности застрахованных и финансовая помощь в случае болезни, уменьшенной трудоспособности или старости.
Субъектами социального страхования являются компании государственно-административного права (по юридическому характеру их действия, как и действия государственных учреждений, являются административными актами); в отличие от госучреждений они обладают гораздо большей мерой самостоятельности, то есть свободой действий, как в организационной, так и в финансовой части. Свои задачи они выполняют в форме косвенного самоуправления. Органами самоуправления являются собрание представителей и правление, состоящие, как правило, наполовину из представителей застрахованных и наполовину – из представителей работодателей. Больничная касса предоставляет как медицинскую страховку, так и страховку нуждаемости в уходе.
Социальное страхование финансируется в основном за счет взносов; взносы уплачиваются наполовину самим застрахованным и наполовину его работодателем (страхование несчастного случая на производстве финансируется исключительно работодателем). Эти средства поступают в общий фонд и тратятся на нужды всех застрахованных.
Таким образом, лица, платящие взносы в фонд пенсионного страхования, отдают часть своего ежемесячного дохода в пользу тех, кто в данный момент получает пенсию. Когда сегодняшние плательщики выйдут на пенсию, она будет выплачиваться за счет взносов следующего поколения плательщиков. Такую схему называют в Германии «договор поколений».
Важнейшей чертой пенсионной системы любой страны является сфера охвата, то есть категории населения, подлежащие обязательному пенсионному страхованию. По законодательству Германии к ним относятся: наемные рабочие и служащие, работающие по договору найма и получающие жалованье. В эту группу включают также учащихся, инвалидов, занятых на предприятиях, созданных для использования их труда, военнослужащих. Заработок, с которого должны уплачиваться взносы, ограничен верхним пределом, который периодически пересматривается с учетом повышения заработной платы в стране. В 1994 г. верхний предел заработка для уплаты взносов был равен 7600 маркам для западных (старых) земель и 5900 маркам для восточных (новых) земель; отдельные категории самозанятого населения (ремесленники, художники, артисты, журналисты и другие лица творческих профессий, ферме-ры и пр.).
Те категории самозанятого населения, которые не охвачены обязательным пенсионным страхованием, могут вступить в государственную систему добровольно при наличии определенного стажа профессиональной деятельности (5 и более лет): матери и (или) отцы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (после 1.01.92 г.). До 1.01.92 г. продолжительность отпуска по уходу за ребенком составляла один год; лица, осуществляющие уход за престарелыми или инвалидами; лица, получающие отдельные виды пособий (по болезни, по безработице и др.).
Не подлежат обязательному пенсионному страхованию: лица, работающие менее 15 часов в неделю и получающие менее 560 марок в месяц (440 марок в новых землях), а также не более 2 месяцев (или 50 рабочих дней) в год; государственные служащие, судьи, профессиональные военные, солдаты, служащие по контракту, а также наемные работники учреждений и организаций, созданных в соответствии с нормами публичного права, их федераций и центральных ассоциаций; студенты, работающие в период учебы; пенсионеры, получающие пенсию по старости в полном размере.
Право на пенсию возникает по достижении установленного возраста при условии, что обратившийся за ней гражданин в течение определенного срока платил пенсионные взносы, то есть приобрел необходимый страховой стаж. Кроме периодов фактической уплаты взносов, в страховой стаж засчитываются периоды, когда они не вносились по уважительным причинам, например, в связи со службой в армии, уходом за ребенком до 3 лет (после 1.01.92 г.) и некоторые другие. Однако это правило не относится к минимальному страховому стажу, который должен быть «чистым», то есть включать лишь период непосредственной уплаты взносов. Минимальный страховой стаж по закону 1992 г. составляет 5 лет. При отсутствии указанного стажа права на пенсию не возникает. Лица, имеющие минимальный страховой стаж, приобретают право на стандартную пенсию по старости по достижении 65 лет.
Продолжительность страхового стажа самым непосредственным образом влияет на условия предоставления пенсии по старости. В частности, при длительном страховом стаже (35 лет и более) производится снижение пенсионного возраста до 63 лет. Лицам, имеющим стаж подземной работы не менее 25 лет с уплатой пенсионных взносов, пенсия по старости предоставляется по достижении 60 лет.
У женщин право на пенсию по старости возникает в 60 лет при страховом стаже 15 лет, если не менее 10 лет стажа приобретено после достижения 40-летнего возраста. Безработным, не имевшим работы 52 недели в течение последних 1,5 лет, пенсия по старости может назначаться по достижении 60 лет при страховом стаже 15 лет. В этом случае требуется выполнить и дополнительное условие о 3-летнем страховом стаже в течение последних 10 лет перед обращением за пенсией.
Расчет пенсии производится по довольно сложной формуле и зависит от следующих показателей: индивидуального коэффициента пенсионера; вида пенсии; реального размера пенсии за соответствующий год. Индивидуаль-ный коэффициент отражает соотношение среднего заработка застрахованного и среднего заработка всех застрахованных за каждый год, умноженное на страховой стаж и возраст лица, обратившегося за пенсией. Второй из перечисленных показателей выражает отношение пенсии конкретного вида к стандартной пенсии. Третий показатель представляет собой реальную пенсию, размер которой определяется ежегодно с учетом уровня налогов и обязательных страховых взносов.
При введении в действие единой для объединенной страны пенсионной системы была учтена необходимость защиты накопленных прав для лиц, которые достигнут пенсионного возраста в период с 1.01 92 г. по 31. 12.96 г. Им было предоставлено право получать пенсию по законодательству бывшей ГДР, если ее размер был выше пенсии, исчисленной по новому закону объединенной Германии.
Размер пенсии по старости индексируется ежегодно 1 июля в соответствии с динамикой роста заработной платы. Во многих случаях, помимо государственной пенсии по старости и в дополнение к ней, застрахованные получают также профессиональные пенсии от предприятий по программам, которые создаются на основе коллективных договоров. Одним из наиболее интересных элементов пенсионной реформы Германии 1992г. является механизм постепенного ухода на пенсию. Суть его заключается в том, что с 1.01.92 г. любой человек, имеющий право на пенсию по старости, может сам решить вопрос о размере своей пенсии. Если он хочет получать пенсию в полном размере, то он должен прекратить регулярную трудовую деятельность. Если он хочет и может продолжать работу, то пенсия будет выплачиваться в сокращенном размере. Законодательство предусматривает возможность получения 1/3, 1/2 и 2/3 полной пенсии по старости. В частности, в 1994 г. действовали следующие ограничения заработка: при получении 1/3 пенсии по старости заработок не должен был превышать 1610 марок в месяц (западные земли) и 1207,15 марки (восточные земли); при получении 1/2 пенсии по старости заработок не должен был превышать 1207,50 марки в месяц (западные земли) и 905,36 марки (восточные земли); при получении 2/3 пенсии по старости заработок не должен был превышать 305 марок в месяц (западные земли) и 603,58 марки (восточные земли).
Лицам, зарабатывающим 560 марок в месяц в западных землях и 440 марок в восточных землях, пенсия по старости выплачивается в полном размере.
Указанные ограничения размеров заработка устанавливаются законодательством ежегодно на период с 1 мая по 30 апреля. В этих пределах для каждого пенсионера определяются индивидуальные границы заработка с учетом его последнего дохода, с которого внесены пенсионные взносы. Если пенсионер зарабатывает больше предела, позволяющего получать 1/3 пенсии, то он теряет право на пенсию до прекращения работы или до сокращения размера заработка.
С 2001 г. по 2012 г. запланировано постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для женщин и безработных, а для лиц с большим страховым стажем увеличение возраста завершится уже к 2006 г. При этом предусматривается возможность досрочного ухода на пенсию до исполнения 65 лет с сокращением размера пенсии на 3,6 % за каждый недоработанный год и увеличение ее размера на 6 % за каждый год работы после достижения 65 лет. Пенсионный возраст сохранится без изменений только для лиц, имеющих длительный стаж подземной работы.
Помимо пенсий по старости, государственная пенсионная система предусматривает также предоставление пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсии по инвалидности назначаются в связи с полной или частичной утратой трудоспособности лицам, не достигшим 65-летнего возраста, при наличии страхового стажа не менее 3 лет в течение последних 5 лет. В этом случае в страховой стаж могут засчитываться также периоды, когда взносы не уплачивались по уважительным причинам (например, в связи с уходом за ребенком и т. п.). Если причиной инвалидности является производственное увечье, то никакого страхового стажа не требуется. По достижении 65 лет выплачивается стандартная пенсия по старости.
Размер пенсии зависит от степени утраты профессиональной или общей трудоспособности. Пенсия по случаю потери кормильца предназначена для частичной компенсации иждивенцам той помощи, которую они получали от кормильца в качестве основного источника средств существования. Право на пенсию имеет супруг (а), если он (она) достиг 45-летнего возраста; является инвалидом; осуществляет уход за ребенком младше 13 лет или ребенком-инвалидом. При соблюдении одного из перечисленных условий пенсия назначается и выплачивается в течении трех месяцев после смерти в размере 100 %, а затем в размере 60 % пенсии по инвалидности умершего кормильца, которую он получал или на которую он имел бы право в случае наступления инвалидности. Если вдова (вдовец) имеет работу и получает больше установленной суммы, то размер пенсии по случаю потери кормильца сокращается.
Ребенку, потерявшему одного из родителей, пенсия предоставляется в размере 1/10 пенсии по инвалидности умершего кормильца, а круглому сироте – в размере 1/5. Как правило, пенсия по случаю потери кормильца выплачивается до достижения ребенком 13 лет, а учащемуся – до 27 лет.
С первого января 1992 г. в Германии существует единая пенсионная система для западных и восточных земель, которая обеспечивает выплату пенсий 4,2 млн пенсионеров. При проведении пенсионной реформы 1992 г. ставилась задача сохранения тех элементов прежней системы, которые были проверены практикой и подтвердили свою эффективность. В первую очередь это относится к роли государства в финансировании пенсионного обеспечения, Государство по-прежнему несет долю ответственности за наступление пенсионных рисков. Плательщики пенсионных взносов, пенсионеры и федеральное правительство разделили бремя увеличения расходов, связанное с демографической ситуацией (повышением доли пенсионеров в общей численности населения). Размеры федеральных субсидий и взносов растут пропорционально динамике перерасчета пенсий в связи с инфляцией.
Расходы на социальные услуги в Германии составляют десятую часть от бюджета на социальные нужды. Объем же социальных услуг за последние 15 лет возрос примерно в 2 раза. Несмотря на это, защитники социального государства в ФРГ считают, что расходы на социальные услуги могли бытьи большими.
Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: консультационные; врачебные; информационные; правовые; по общему уходу (исключая врачебные); организационные.
Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые оказываются в некоммерческих учреждениях, то есть они финансируются из распределительного федерального фонда, например: из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т. п. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жизненных условий малоимущих и неимущих слоев населения.
Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабозащищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреж-дениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель, поэтому в случае возникновения недоразумений в силу вступает закон.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.183.111 (0.012 с.) |