Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное страхование и социальная помощь в БельгииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституция, Бельгии не содержит статей, закрепляющих основные права человека в области социального обеспечения. В соответствии с Конституцией часть прав в сфере социального обеспечения (например, жилищного строительства и занятости) передана в ведение административных округов.
Государственная система социального обеспечения в Бельгии складывается из 2-х систем: социального страхования и социальной помощи.
Система социального страхования строится по профессиональному принципу. Это означает, что для работников разных отраслей экономики создаются свои программы социального страхования. Существующие в стране программы социального страхования можно объединить в две большие группы: одна – для наемных работников, другая – для самозанятого населения. По этим программам предоставляются разные виды выплат. Наемные работники получают пенсии и пособия на случай наступления всех социальных рисков: болезни, безработицы, старости, трудового увечья, многодетности, беременности и родов, инвалидности, потери кормильца, нуждаемости в медицинской помощи.
К наемным относятся лица, работающие по трудовому договору. Трудовым признается договор, в соответствии с которым человек обязуется выполнять работу под руководством работодателя за вознаграждение. Именно подчиненность работодателю считается важнейшим доказательством существования трудового договора, независимо от характера деятельности.
Кроме того, применяется принцип территориальности. Это означает, что место работы должно находиться на территории Бельгии, исключение относится к служащим международного транспорта и сотрудникам посольств, консульств, представительств Бельгии, расположенных на территории других стран.
Социальное страхование не распространяется на отдельные категории работников, в частности, за пределами программ социального страхования остается домашняя прислуга, занятая менее четырех часов в день и двадцати четырех часов в неделю. Для шахтеров и моряков торгового флота создаются отдельные программы, поэтому общая к ним не применяется.
К самозанятому населению относятся физические лица, профессиональная деятельность которых на территории Бельгии не предполагает заключения трудового договора. Это также и не государственная служба, в их число входят также и индивидуальные предприниматели, торговцы, частные нотариусы, адвокаты, люди творческих профессий и другие категории. По программам социального страхования они приобретают право только на пособия по болезни, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Программы страхования на случай болезни или инвалидности, обязательного медицинского страхования распространяются также и на членов семьи застрахованного. В число членов семьи обычно включаются супруг и дети. Родители самого застрахованного и его (ее) супруга (супруг) относятся к членам семьи при соблюдении ряда дополнительных условий: достижения 55-летнего возраста, инвалидности, сумме ежегодного дохода, не превышающей установленного минимума, кроме того, они должны быть членами семьи застрахованного не менее пяти месяцев.
Размеры взносов устанавливаются законом и рассчитываются в процентном отношении от заработка. Перечисляет взносы сам руководитель при выплате заработной платы. Помимо зарплаты, страховые взносы взимаются с некоторых видов пособий, назначенных в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием – в том же размере, что и с заработной платы; с пенсий по инвалидности и с досрочной пенсии – в размере 3,5 % с суммы, превышающей установленный максимум; со всех видов пенсий, включая профессиональные пенсии – в размере 1,8 % с суммы, превышающей максимум.
Государственные субсидии покрывают 20 % расходов на финансирование пенсий по старости и по случаю потери кормильца; 80 % затрат на финансирование пособий по болезни, по инвалидности, по оплате медицинских услуг; 100 % на погребение; 60 % на выплату пособий шахтерам в связи с профессиональными заболеваниями легких; законом предусмотрены и некоторые другие виды государственных дотаций на программы социального страхования наемных работников.
К другим источникам финансирования социального страхования в Бельгии относятся специальные взносы в твердой сумме со всех видов продукции, производимой фармацевтическими предприятиями, а также 2 % с их годового оборота; часть косвенных налогов – с оборота табачных изделий; 10 % от взносов на страхование транспортных средств.
Финансирование программ социального страхования для самозанятого населения ведется за счет взносов самих застрахованных и государственных дотаций. Базой для расчета их взноса служит сумма индивидуального дохода, подлежащего обложению подоходным налогом. Установлены разные ставки взносов для лиц, которые не достигли пенсионного возраста, и для пенсионеров, продолжающих свою профессиональную деятельность, а также тех граждан, для которых работа в качестве индивидуального предпринимателя, торговца и т. п. не является основной. Для первой группы действуют более высокие тарифы страховых взносов. Кроме того, размеры взносов снижаются, если реальные доходы от деятельности ниже установленного минимума или если деятельность вообще не приносит доходов. С доходов, превышающих максимальную сумму, взносы не взимаются.
Программы социальной помощи распространяются не только на граждан Бельгии, но и на граждан стран ЕЭС, лиц без гражданства и политических эмигрантов. Единственное условие для приобретения права на социальную пенсию или пособие – постоянное проживание на территории Бельгии.
По программе социальной помощи назначаются пособия на детей, родители которых не имеют права на их получение по профессиональной страховой программе, пенсии инвалидам с детства и престарелым (мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам старше 60 лет). Надбавки на уход выплачиваются лицам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи. В рамках социальной помощи предоставляются также социальные услуги лицам, проживающим в домах для инвалидов и престарелых. Все виды социальных пенсий и пособий предоставляются в размере прожиточного минимума. Финансирование социальной помощи осуществляется наполовину за счет средств местных бюджетов и наполовину за счет государственного бюджета страны.
Рассмотрим условия пенсионного обеспечения по программе социального страхования для наемных работников и самозанятого населения. В обеих программах право на пенсию по старости определяется двумя условиями при наличии страхового стажа установленной продолжительности; при уходе на пенсию, то есть прекращении регулярной трудовой деятельности.
В Бельгии для мужчин и женщин применяется механизм гибкого пенсионного возраста. Это означает, что человек сам может решать, в каком воз-асте ему следует прекратить трудовую деятельность. Пенсия в полном размере назначается мужчинам только по достижении 65 лет. При уходе на пенсию от 60 до 65 лет размер сокращается пропорционально числу лет, недоработанных до 65. У женщин право на пенсию в полном размере возникает по достижении 60 лет, а за каждый следующий год работы до 65 лет размер пенсии увеличивается.
Пенсия по старости исчисляется в размере 60 % от среднего заработка наемного работника за весь период трудовой деятельности, начиная с 20-летнего возраста до достижения 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Это означает, что максимальный страховой стаж составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.
У самозанятых граждан базой для исчисления пенсий служит не весь доход, подлежащий обложению налогом, а только его половина. Пенсия рассчитывается в таком же соотношении, как и по старости для наемных работников.
При наличии у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев размер пенсии повышается до 75 % среднего заработка или учитываемого для пенсионного страхования дохода.
Право на пенсию по инвалидности имеют наемные работники, не достигшие пенсионного возраста и утратившие не менее 66 % трудоспособности. В первые 6 месяцев после установления инвалидности во внимание принимается только степень утраты профессиональной трудоспособности, а по истечении этого периода – степень утраты общей трудоспособности. Пенсия назначается в размере 60 % прежнего заработка и ограничивается минимальными и максимальными пределами. Самозанятым гражданам выплачивается пенсия по инвалидности в фиксированном размере, равном прожиточному минимуму. При наличии иждивенцев предоставляются надбавки. Размеры всех пенсий повышаются в соответствии с индексом роста цен. В Бельгии уровень рождаемости и тенденции старения населения являются предметом самого пристального внимания правительства. В настоящее время рождаемость в стране ниже уровня простого воспроизводства и составляла в 80-х гг. около 12 промилле – общий коэффициент и 1,5–1,6 – суммарный коэффициент. Однако, отвечая на вопросы анкеты ООН, правительство заявило, что считает рост населения и рождаемость удовлетворительными.
Государство делает акцент на семейную политику без официально выраженных демографических цепей. Чтобы оказать помощь семьям с детьми, осуществляется широкий круг мер, в том числе выплата пособий, снижение налогов, предоставление правительственных субсидий для приобретения жилья и обучения детей. В соответствии с официальной точкой зрения семейные пары и отдельные лица сами должны решать вопрос о числе детей и интервалах между рождениями детей. По данным на январь 1984 г., семейное пособие выплачивалось всем занятым в общественном производстве и платящим страховые взносы при наличии одного и более детей в сумме 205,1 бельг. фр. (50,0 бельг. фр. = = 1 долл. США) в месяц на первого ребенка, 3795 – на второго ребенка, 5197 – на третьего, 5300 – на четвертого и 5338 бельг. фр. – на пятого и каждого последующего ребенка. Пособие увеличивается в зависимости от возраста детей в определенной прогрессии по группам: 6–10 лет, 10–14 лет и старше 14 лет. На ребенка старше 14 лет выплачивается в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, пособие выплачивается до 25 лет.
Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам в течение 14 недель, во время которого они получают 80 % заработка. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в сумме 26180 бельг. фр. на первого ребенка, 18057 – на второго ребенка и 9713 бельг. фр. – на каждого последующего ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.233.156 (0.013 с.) |